Оценка результатов процесса воспитания
Хорошо или плохо, правильно или неправильно воспитывается ребенок? Исходя из чего можно ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае? Например, если требуется дать оценку работы педагогического коллектива школы, то по каким признакам можно судить о том, хорошо ли воспитываются дети в этой школе?
Одним из основных признаков эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания является поведение воспитанников. В нем аккумулируются и проявляются внешние воздействия и внутренняя духовная деятельность по формированию определенной направленности личности. В деятельности, в проявлении себя во внешнем по отношению к себе миру человек видит результат собственного продвижения к благополучию и счастью. Эту мысль в той или иной форме высказывали многие великие философы и педагоги. Так, у Софокла, великого древнегреческого трагика, мы находим утверждение, что «не в словах, а в действиях своих мы полагаем славу нашей жизни». И российский Ликург XX в. В.И. Ленин считал, что о человеке следует судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а по тому, как он поступает.
Так и при оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это их поведение. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду — учению), к эстетическим ценностям и т.п. — все это в наибольшей мере проявляется в поведении.
Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характеризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. Более того, поступок может совершаться (или не совершаться) и вопреки истинному отношению человека к чему-либо. На это обращал особое внимание К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно относится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно нередко лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанников можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания.
Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. В зависимости от возраста ребенок может и должен знать больше или меньше о том, как вести себя в различных ситуациях: сначала в узком кругу семейных отношений, затем в детском саду, школе и общественных местах и т.д. Но эти знания ребенок может получить своевременно только с помощью взрослых. Сам он не может знать меры их и способов приобретения. Поэтому наличие или отсутствие определенных знаний о нормах и правилах поведения у детей определенного возраста является показателем эффективности воспитательного процесса.
Точно так же и выработка умений, навыков и привычек правильного поведения — задача, прежде всего, воспитателей, организаторов процесса воспитания. Они должны знать заранее программу воспитания, через них эта программа должна стать достоянием воспитанника. Иначе как через воспитателей воспитанники не могут своевременно получить необходимые средства и условия для реализации этой программы (если речь не идет о достаточно взрослых людях, способных самостоятельно определить свое место в жизни). Поэтому мы и относим к критериям эффективности воспитания сформированностъ умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника.
Т.А. Ильина, автор учебного пособия по педагогике (М., 1984), указывает, что особое место в вопросе о критериях оценки воспитания занимает поиск способов измерения его результатов. Исследователи довольно часто прибегают при этом к оценке в числовых показателях (оценках) отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, общественным поручениям, коллективу, родителям, учителям и т.д. В других случаях рассматривается три степени положительной и три степени отрицательной моральной направленности личности: 1) готовность к положительным проявлениям; 2) устремленность к положительным проявлениям; 3) устойчивость, активность в совершении положительных действий; и соответственные ступени отрицательной направленности. Наличие первой ступени регистрируется при обнаружении проявления положительного качества в восьмидесяти несложных ситуациях нравственного выбора (уступить место, оказать небольшую услугу нуждающемуся в помощи). Вторая ступень характеризуется проявлением положительного качества в более сложных ситуациях (открыто выступить против несправедливости, поступиться чем-либо в пользу другого лица и т.п.). Третья ступень положительной направленности выражается в способности к самопожертвованию, длительному отказу от личного удобства в пользу другого или одномоментному положительному выбору в экстремальной ситуации.
Естественно, к подобного рода оценкам следует относиться с большой осторожностью, памятуя, что такое сложное явление, как воспитание, исключительно трудно оценить в нескольких показателях.
Так что же такое воспитание? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на вопрос, который больше всего интересовал П.П. Блонского более полувека назад? Вполне определенно можно ответить, что во всей глубине осветить этот вопрос не представляется возможным и в настоящее время, как и в достаточно отдаленном будущем, ибо, действительно, нельзя объять необъятное. Как нельзя полностью познать Вселенную, так невозможно дать исчерпывающую характеристику развития того микрокосма, которым является личность. Имеющиеся же данные социальных, естественных и психолого-педагогических наук позволяют определить воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной деятельности по развитию всех личностных качеств и способностей. Мера гуманизма и соответствия человеческой природе реально осуществляемого в отношении конкретного воспитуемого процесса воспитания определяется, с одной стороны, степенью свободы, инициативы и самодеятельности личности, а с другой — обеспечением условий для разнообразной деятельности и многообразия направлений развития способностей формируемой индивидуальности.
Можно сказать, что старшие поколения лишь оттачивают перья, которыми младшие пишут свои судьбы на страницах истории. Много это или мало? Это очень много, поскольку в процессе воспитания дети научаются и «писать». Следовательно, собственно им принадлежат и «почерк», и «содержание сочинения», которое называется жизнью.
Источник
Лекция «Способы диагностики результатов воспитания»
Воспитанность представляет собой определенный уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности социально значимых качеств личности.
Разлад, конфликт между тем, что человек знает, что он думает и как реально поступает, может привести к кризису личности. Воспитанность — это актуальный, сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости как потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития. Она проявляется в сложившихся у ребенка представлениях о нормах поведения и отношения, которые и определяют его поступки.
Изучение воспитанности осуществляется путем выявления понимания ребенком ведущих норм поведения и отношения, его ценностных ориентаций в деятельности и общении, а также путем анализа сложившихся моделей поведения в реальном учебно-воспитательном процессе.
Сущность педагогической диагностики воспитанности — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Выделяют следующие задачи диагностики воспитанности:
1) выяснение состояния развитости определенных качеств личности детей;
2) определение динамики воспитания и развития нравственных, познавательных, коммуникативных качеств детей;
3) установление тех реальных изменений в сознании и поведении детей, которые произошли под влиянием организованных учебно- воспитательных воздействий;
4) определение перспектив воспитательного процесса;
5) разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов воспитательной работы;
6) выработка рекомендаций по воспитанию (для ребенка или группы детей);
7) сравнительный анализ эффективности воспитательных воздействий с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Анализ — это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. Анализ воспитательной работы необходимо начинать с анализа реализации целей и решения задач, затем осуществляется анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы (например, КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями «группы риска»). При этом можно использовать критериально-ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедеятельность коллектива, сформированности деловых и межличностных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
При проведении диагностики воспитанности школьников в образовательном учреждении используются следующие методики: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование, проективные методики «Коллективный портрет», «Школьники и культура», «Твое отношение к знаниям», «Мое отношение к школе», «Учитель, ученик, коллектив», «Удовлетворенность школьников жизнью»; «Атмосфера в школе» и др., оперативный разбор проведенных мероприятий.
Результаты проведенной диагностики фиксируются в документах школы, таких, как справки по итогам проверок в рамках внутри- школьного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний методических объединений классных руководителей, отчет об участии школьников в окружных, городских, федеральных конкурсах.
Результаты диагностики анализируются, сравниваются с нормативными, обобщаются; это необходимо для определения цели и воспитательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вытекают из актуального состояния воспитательной работы в школе.
Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович указывают, что в педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и сделать анализ с целью определения причин отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, так как с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата 1 .
Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики:
■ изучение (сбор данных, сравнение, интерпретация, анализ);
■ доведение до сведения учащихся и их родителей результатов диагностической деятельности.
Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на выявление причин того или иного поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.
Исследование воспитанности каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров воспитанности личности. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам), этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.
Для диагностики воспитанности школьников можно предложить ряд следующих методик.
Методика «Как поступить?» 2
Инструкция. Представь заданную ситуацию и расскажи, как бы ты себя в ней повел.
Ситуация 1. Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Ситуация 2. Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Подсчитывается сумма по предложенным ситуациям.
0 баллов — школьник не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые называются).
1 балл — нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится. Адекватно оценивает поступки, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла — нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчиво.
3 балла —ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика для изучения социализированности личности учащегося 3 (по М. И. Рожкову)
Цель — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Инструкция. Прочитайте суждения и оцените степень своего согласия или несогласия с их содержанием по следующей шкале: «4» — всегда; «3» — почти всегда; «2» — иногда; «1» — очень редко; «О» — никогда. В бланке для ответов ставьте балл, который соответствует вашему мнению.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
1. Я умею прощать людей.
2. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
3. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
4. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
5. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
6. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
7. Общаясь с товарищами, я отстаиваю свое мнение.
8. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
9. Мне нравится помогать другим.
10. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
11. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
12. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
13. Переживаю неприятности других, как свои.
14. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
15. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
16. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.
17. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором напротив номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Среднюю оценку социальной адаптированности учащиеся получают при сложении всех оценок первой строки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строкой, оценка социальной активности — с третьей строкой, оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строкой.
Если получаемый коэффициент больше 3 баллов, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка.
Если же он больше 2 баллов, но меньше 3 баллов, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Диагностика воспитанности учащегося 4
Год обучения_____________ Учебный год_______________
Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у ваших воспитанников по 3-балльной шкале: 0 баллов — не проявляется, 1 балл — слабо проявляется, 2 балла — проявляется на среднем уровне, 3 балла — высокий уровень проявления.
Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | Баллы |
Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | ||
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме | ||
Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность | ||
Культура организации своей деятельности | Правильно организует рабочее место | |
Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога | ||
Терпелив и работоспособен |
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов
Знание и выполнение профессионально- этических норм
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)
взаимодействовать с другими членами коллектива
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива
Соблюдение нравственно-этических норм
В качестве основных показателей воспитательной работы выделяются сплочение коллектива учащихся, воспитание общей культуры общения, умения сопереживать и быть готовым помочь другому в сложной ситуации. На основе определенных показателей воспитательной работы и индивидуальных особенностей личности каждого ученика класса выделяются качества личности, воспитание которых должно носить первоочередной характер. В младшем школьном возрасте такими качествами являются дружелюбность по отношению ко всем членам коллектива класса, независимо от их успеваемости и внешности; сочувствие, умение сопереживать и готовность помогать близким и друзьям в трудную минуту; доброжелательность ко всем окружающим людям; терпимость, понимание индивидуальности каждого человека и умения воспринимать другого таким, какой он есть.
Для определения общего уровня воспитанности таких качеств личности, как сочувствие, сопереживание, желание помочь кому- либо в трудной ситуации была выбрана методика незаконченных предложений (Ж.Нюттен — А.Б.Орлов).
Источник