Способы оценки результатов проектной деятельности
Оценка помогает ответить на вопрос: «Какого результата вы достигли».
Так как весь проект делается ради какого-то изменения, которое должно произойти в результате реализации проекта, значит, нужно понять — изменили ли мы то, что хотели. Часто даже бывает так, что в результате у нас что-то совсем не то получилось, оценка помогает понять почему.
Все пункты плана должны быть четкими, представлены в конкретных цифрах (должны быть измеримыми), а сроки выполнения — точными датами это поможет вам в подготовке оценки.
Индикаторы.
Каждый индикатор — это ответ на вопрос. Например, эффективно ли прошло мероприятие, удалась ли PR акция и т.д. Индикатор показывает позитивно или негативно прошло мероприятие, или какое либо событие по проектному плану.
Виды индикаторов:
а) количественные (по количеству сделанного, например, посаженных деревьев, выпущенных
листовок, проведенных бесед, пришедших людей и т.д.);
б) качественные (качество : длинный, сложный, плохой, хороший, новый и т.д. по изменению
состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например, чистота
школьного двора).
1. Выбор каждого индикатора должен быть объяснен. Почему именно он был выбран, и что будет показывать позитивность или негативность.
2. После того, как мероприятие прошло, его сравнивают с индикатором и:
- объясняют его (интерпретируют), сравнивая с задуманным;
- делают вывод
Использование качественной оценки — способ более сложный, так как его трудно замерить, например, количеством убранных бумажек. Но его также следует использовать, так как далеко не всегда возможно измерить изменения в социальной сфере с помощью одних цифр.
Нужно помнить и о том, что не все можно измерить, например: понимание людьми необходимости
экономить воду или электричество. Но, тем не менее, в этом направлении надо работать, хотя это может быть самым общим критерием.
Виды оценки:
- По тому, кто оценивает:
а) внутренняя (если оценку проекта проводят сами участники проекта)
6) внешняя (если приглашают человека со стороны, имеющего опыт в оценке социальных проектов)
а) мониторинг (оценка мероприятий в ходе реализации проекта)
б) оценка результата (сразу после завершения реализации проекта)
в) оценка влияния (делается через месяц, два месяца, три, даже через год после завершения реализации проекта).
Мониторинг проекта
- это один из видов оценки проектов, который заключается в постоянном отслеживании хода проекта и сравнении его с планом.
- соотнесение результатов деятельности с задачами проекта.
Мониторинг не предполагает глубокого анализа ситуации, зато он дает оперативную информацию о том, как обстоят текущие дела на основании сравнения фактических индикаторов с запланированными.
Такая промежуточная оценка помогает вовремя внести изменения в разработанный план с учетом внешних обстоятельств, изменения состава команды, работающей над реализацией проекта и т.п.
Оценка результата проекта
- это один из видов оценки проектов, который заключается в глубоком анализе всего проекта на момент его завершения.
- соотнесение результатов деятельности с измеримой целью проекта.
Такая оценка позволяет понять: насколько успешно реализовался проект, что не получилось и из-за чего не получилось, что удалось и благодаря чему удалось. Стоит ли продолжать деятельность в таком направлении, насколько изменилась ситуация, соответствуют ли материальные, финансовые и моральные затраты друг другу, что приобрела команда, благодаря проекту.
Оценка влияния проекта
Влияние проекта — это позитивные и негативные, главные и второстепенные долгосрочные изменения, являющиеся прямыми или косвенными, запланированными или непреднамеренными последствиями реализации проекта
- соотнесение результатов деятельности с миссией, с глобальной целью проекта, которая качественно улучшает общество, допустим, улучшается качество образования, повышается патриотизм, улучшается здоровье и т.д.
Делать все, что в наших силах
При определении критериев и индикаторов оценки выполнения работы над проектом следует помнить принцип «делать все, что в наших силах».
Если вы в качестве индикаторов определите слишком простые дела, то вам самим быстро станет скучно, и проект превратится в фарс, зрелище на показ.
Но не стоит брать слишком высокую планку, то есть ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Это очень тонкий вопрос, решение которого может найти только сама команда. Нужно оптимальное сочетание возможностей команды и трудностей, с которыми вам предстоит столкнуться во время выполнения плана.
Этапы оценки проекта:
- Планирование оценки (что оцениваем, на какие вопросы отвечаем, когда оцениваем),
- Сбор данных (с помощью изучения документов, наблюдений и социологических исследований получить материал для оценки, материалом для ответа на поставленные вопросы).
- Анализ данных (полученные данные нужно объяснить, друг с другом сопоставить, например, как связаны картридж и 70 человек получивших листовки про акцию).
- Вывод. Особенно важны такие ответы на вопросы как:
- Соответствует ли полученный результат цели проекта?
- Соответствуют ли затраты результату?
- Сколько людей получили пользу от проекта и какую?
Основные отличия между концепцией, программой и проектом
Содержание
Временные особенности
Смысловая нагрузка
Образное представление
– Общие подходы к деятельности
– Анализ ситуации
– Видение желаемого
– Миссия учреждения
– Основная цель и направленность работы учреждения
– Краткая характеристика программ и проектов
Стационарность (стратегическое выполнение)
Описание основного смысла деятельности в целом
– Аналитическая записка
– Актуальность
– Концептуальные основы
– Цели и задачи
– Кадры
– Содержание
– Механизм реализации
– Материально-техническое обеспечение и финансирование
– Ожидаемые результаты
Описание модели будущей деятельности в целом или по одному / нескольким направлениям
«Карта или компас»
– Постановка проблемы
– Цели и задачи
– Управление и кадры
– Содержание и методы
– Результативность
– Бюджет
Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела)
Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по её улучшению
Источник
Статья «Оценка достижений проектной деятельности»
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Фёдорова Т.Г.
Управление проектной деятельностью школьников предполагает отбор специальных критериев, средств оценивания и анализ её результатов. «Весь процесс проектной деятельности сопровождается оцениванием, анализом и рефлексией, которые могут осуществляться при постановке вопросов, сравнении запланированного и полученного результата, выборе и защите идей, действий, способов выполнения работы» [1, с. 31]. Анализ литературных и Интернет источников показывает, что в настоящее время механизм оценивания достижений проектной деятельности до конца не разработан. Одни авторы делают акцент на оценке готового продукта проекта и его презентации, другие — на оценке конкретных свойств и качеств личности обучающихся, развиваемых в ходе выполнения и защиты проекта. Однако, несомненно, что залогом верной оценки результатов проектной деятельности является грамотное определение «критериев (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.)» [6].
В методическом пособии [5, с. 62 — 63] приведён один из возможных вариантов оценивания проекта (Таблица, Приложение 1 ), который авторы советуют использовать «при оценивании проекта в промежуточной аттестации, а также при подготовке проверочных комплексных работ на межпредметной основе». Применение данных материалов представляется крайне актуальным в связи с подготовкой к предстоящей процедуре итоговой аттестации школьников, происходящей в виде защиты итогового индивидуального проекта.
Большую практическую значимость имеют методики, представленные [7], [8]. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина и О. В. Чуракова объектами оценки проекта считают: его результативность, продукт, продвижение учащегося и уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся (информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем) [2, с. 100] . По их мнению, оценка результативности проекта должна осуществляться самим школьником исключительно в форме качественной (описательной) оценки, в ходе которой подросток делает вывод о достижении цели проекта, отмечает степень удовлетворённости его результатами. Оценка продукта предполагает сопоставление замысла (планируемого продукта) и полученного продукта. Такую оценку обучающийся должен провести ещё при подготовке к презентации проекта, что поможет ему выявить наиболее значимые и интересные для аудитории характеристики продукта. Авторы пишут [2, с. 101]: «При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом очень важно организовать и оценку своего собственного продвижения в проекте… Ученики основной школы способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей». При этом педагоги-исследователи акцентируют внимание на том, что оценка каждым обучающимся своего продвижения не должна подлежать обсуждению другими участниками проекта.
Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина и О. В. Чуракова считают, что оценка уровня сформированности ключевых компетентностей может осуществляться через оценку письменных отчётов школьников, продукта проекта и его презентации, а также посредством наблюдения за работой школьников в группе и на консультациях. На основании определённых способов деятельности (иными словами – универсальных учебных действий), владение которыми может быть продемонстрировано обучающимися в ходе проектной работы, этими педагогами-исследователями были разработаны соответствующие требования и критерии оценки уровней сформированности компетентностей школьников (Таблица, Приложение 2). «Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь . Уровни сформированности компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй — в 5 — 7 классах, третий — в 8 — 9 классах, четвертый — на старшей ступени и на этапе профессионального образования» [3, с. 13]. Для фиксации результатов оценивания авторы предлагают воспользоваться оценочными бланками (Приложение К, Приложение Л), которые «позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения» [3, с. 24]. Г. Б. Голуб и О. В. Чуракова замечают, что при этом отметка может быть выставлена на основе приращения баллов, набранных школьником, в сравнении с баллами, полученными им по итогам оценки проектной деятельности при выполнении предшествующего проекта. « При приращении баллов выставляется отметка «отлично», при сохранении их суммы на прежнем уровне (образовательное учреждение вправе определять, сколько баллов в плюс и минус являются «сохранением») —»хорошо», при уменьшении суммы баллов — «удовлетворительно»» [2, с. 166]. Таким образом, процедуру оценивания, предлагаемую Г. Б. Голуб и О.В. Чураковой, можно считать более универсальной: она позволяет оценить уровень сформированности компетентностей школьников, реализующих как индивидуальные, так и групповые проекты, с учётом их возрастной категории, и выявить продвижение обучающихся, «приращения» их умений.
Автор [4] делает важное замечание: критерии оценивания проекта должны быть хорошо разъяснены обучающимся. Это позволит значительно снизить уровень тревожности подростков и даст дополнительный стимул для приобретения ими новых знаний и опыта. Выделяя преимущества критериальной системы оценивания проектной деятельности, педагог-исследователь отмечает, что такое оценивание эффективно «решает задачу формирования адекватной самооценки ребенка через создание «внутреннего» эталона «идеальной работы». В этом случае анализ достигнутого в результате работы над проектом осуществляется через сравнение с самим собой, а не с лучшим учеником» [4].
Итак, проектная деятельность является важным средством, как достижения, так и изучения образовательных результатов обучающегося. Педагогический эффект проектной деятельности заключается в изменении качеств личности ученика, в приращении, прежде всего, его проектных умений, т. е. в достижении более высокого уровня сформированности информационной, коммуникативной компетентности и компетентности решения проблем. Образовательная эффективность проектной деятельности зависит от правильного понимания её сущности, грамотной организации и реализации её возможностей в педагогической практике [1, с. 33]. Для оценки эффективности проектной деятельности (помимо непосредственной оценки достижений проекта) важно проанализировать, как были обеспечены условия работы над проектом и реализованы следующие педагогические принципы:
принцип доступности (проектная работа должна быть реально выполнима, процесс её организации строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся);
принцип естественности (тема проекта, проектные проблемы должны быть личностно значимы, интересны и «естественны» для обучающихся);
принцип наглядности или экспериментальности (в проектной деятельности школьник познаёт явления и свойства тел, не только созерцая, но и активно изучая их с помощью эксперимента);
принцип осмысленности (чтобы знания, полученные в ходе проекта стали личностно ценными для школьника, они должны им осознаваться и осмысливаться);
культуросообразности (воспитание в школьнике культуры научного исследования, соблюдения научных традиций с учётом оригинальности и актуальности подходов к решению научной задачи);
самодеятельности (обучающийся может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она будет основана на его собственном опыте).
Подчеркнём, что принцип самодеятельности является самым главным из вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе проектной работы является основным показателем понимания школьником изучаемой им проблемы и становления его мировоззренческой позиции.
Список использованных источников:
1. Байбородова Л. В. , Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013. –– 175 с. –– (Работаем по новым стандартам)
2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов –– технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов –– руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. д. ф.-м. н., проф. Е. Я. Когана. –– Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. –– 176 с.
3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004. –– 62 с.
5. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/ Науч. ред.: И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичёва. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 304 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
6. Степанова Г. Н., Лукичева Е. Ю. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/ Г.Н. Степанова, Е.Ю. Лукичева. –– СПб.: СПбАППО, 2014. – 104 с. –– Научные школы Академии.
Таблица — Критерии оценивания проекта
Таблица — Требование к уровню сформированности ключевых компетентностей обучающихся (для оценки в процессе проектной деятельности)
Оценочный бланк (5 —7 класс). Оценка сформированности ключевых метапредметных компетентностей
Оценочный бланк (8 — 9класс). Оценка сформированности ключевых метапредметных компетентностей
Источник