Способы оценки ресурсов личности

Ресурсы человека – что это, какими бывают

Ресурсы человека – это его потенциал, сила. В психологии к этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой. Разберем подробнее, что такое ресурсы человека, и какими они бывают.

Характеристика ресурсов человека

Какие ресурсы есть у человека? Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Иногда в психологии их называют способностями (внутренние ресурсы) и возможностями (внешние ресурсы). И те, и другие помогают человеку осуществлять какой-либо вид деятельности: учебу, труд, общение и т.д.

Оба типа тесно связаны между собой. Внешние ресурсы поддерживают внутренние. Но в то же время, чем больше развиты последние, тем выше способность человека восстанавливать первые в случае их утраты. Однако если человек так и не найдет новый внешний источник силы, то внутренние запасы исчерпают себя. Быть сильным автономно можно только ограниченный период времени.

Рассмотрим оба типа подробнее.

Внутренние ресурсы человека

Это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека.

Вот что относится к внутренним ресурсам:

Внутренние ресурсы человека – это потенциал личности и все ее особенности. Это то, что помогает человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими, идти к успеху и счастливой жизни. Если элементов много и они сильно развиты, то человек быстро и легко идет по жизни. Он отличается стойкостью, самообладанием и стрессоустойчивостью. Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если основ мало, то человек пасует перед трудностями, быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.

Обратите внимание! Если у человека нет какого-то ресурса, то не стоит ждать от него соответствующего поведения. Например, если человек не умеет любить (себя, других – не важно), то не нужно ждать от него объятий, поцелуев, комплиментов. Его не научили этому, в него не вложили такой ресурс.

Внешние ресурсы человека

Это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие элементы:

  • друзья;
  • родственники;
  • коллеги;
  • хобби;
  • любимая работа;
  • книги;
  • материальные блага и деньги;
  • полезные связи;
  • весь круг общения;
  • социальные статусы и роли;
  • собеседники на форумах;
  • соседи;
  • знакомые из кружка по интересам;
  • и т.д. и т.п.

Внешние ресурсы, как и внутренние, есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том, чего не хватает. Например, некоторые люди из бедных семей переживают, что в их окружении нет влиятельных людей, полезных связей, но при этом они не замечают, что есть тепло и поддержка близких. Не замечают, что среди их родственников есть те, кто верят в них, доброжелательные и отзывчивые люди.

Составляющие личностных ресурсов человека

В психологии нет единой классификации источников силы. Обобщим названные элементы в виде таблицы внутренних и внешних ресурсов человека:

Внутренние Внешние
Время Информация
Здоровье Связи
Интеллект Деньги
Эмоции Власть

А теперь рассмотрим самые важные личностные (внутренние) ресурсы человека подробнее. От них зависит продвижение по карьерной лестнице, успех в личной жизни и в отношениях с друзьями, характер отношений с социумом, удовлетворенность жизнью.

Здоровье и физическая сила

От физического комфорта зависит комфорт психологический. Сложно думать о чем-то другом, если у вас болит что-то или если вашей жизни что-то угрожает. Кроме этого, сильный иммунитет, крепкое здоровье и физически развитое тело помогают человеку быть активным, мобильным.

Например, все мы знаем, как обычная простуда может выбить из колеи на недели и нарушить все планы. Или такой пример важности здоровья. Водители и другие люди, которым приходится много сидеть, знают, как важно поддерживать здоровье спины. Иначе можно оказаться прикованным к кровати и не способным работать.

Кроме физического здоровья важно еще и психологическое благополучие. Поэтому необходимо высыпаться, правильно питаться, избегать стрессов, своевременно решать возникающие психологические проблемы.

Важно! Физическое здоровье, хорошее самочувствие и крепкое тело – залог всего в нашей жизни.

Интеллект

Интеллект с латинского переводится как «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок». Это способность к познанию, осмыслению и решению задач. А также это способность организовать деятельность так, что вся содержащаяся в мозге информация будет применена с максимальной пользой и эффективностью.

Интеллект — более сложная структура, чем обычно представляется людям. Он связан с такими познавательными способностями, как:

Кроме этого, важно знать, что существуют 9 типов интеллекта:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Проблема в том, что многие люди зацикливаются только на одном ресурсе – логико-математическом интеллекте (IQ). И из-за этого они не замечают свой истинный потенциал, не используют и игнорируют свои внутренние силы.

Позитивное мышление

Важно не путать со слепым оптимизмом. При позитивном мышлении человек не убеждает себя, что все хорошо, и не игнорирует трудности. Он видит их и признает, но в то же время он уверен, что справится с любыми неудачами. Он уверен в себе, знает свои сильные и слабые стороны, умеет их грамотно использовать. Такой человек воспринимает трудности как возможности. Позитивное мышление побуждает человека обратить внимание на личные ресурсы, использовать их, пополнять и восполнять.

Самооценка

Только при адекватно высокой самооценке можно добиться успеха в жизни. Заниженная или завышенная самооценка приводит к тому, что человек неадекватно оценивает реальность.

Например, при заниженной самооценке он во всех неудачах винит только себя и уходит в самобичевание. А при завышенной самооценке он переносит ответственность на других людей. В первом случае человек недооценивает свои способности и пасует перед трудностями, даже не пытается заявить о себе, попробовать что-то. Во втором случае человек переоценивает свои способности и возможности — из-за этого нередко тоже оказывается в проигрыше.

Навык – это умение, доведенное до автоматизма. В психологии принято выделять четыре типа навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения. Отдельно стоит упомянуть о профессиональных навыках, они базируются на главных четырех видах. При помощи всех этих навыков человек становится полезным обществу, входит в него, налаживает связи и занимает свое место в какой-либо системе отношений, будь то трудовая сфера или личные отношения.

Самообладание

Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим.

Заключение

Теперь вы знаете все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его.

Что важнее в жизни человека: внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого».

Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.

Источник

Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 24250 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3534/ (дата обращения: 20.11.2021).

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

— надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

— рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

— душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [14].

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [3, с. 115-116].

К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями.

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [5, с. 290].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [4; 11].

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внеш¬ние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные цен¬ности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или со¬хранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности [12].

А.Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», которое содержательно раскрывается в рамках концепции адаптации. Автор считает способность к адаптации как индивидным, так и личностным свойством человека, рассматривает его как процесс и как свойство саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Психологические характеристики человека, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения [9].

Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и преодолении трудных жизненных событий. Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы — состояние здоровья и отношение к нему как к ценности [6].

Большая часть перечисленных качеств с характеристиками психологически здоровой личности, выделенными И.В. Дубровиной: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [13].

Для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [7].

Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С.Мадди (1998) понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

— вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

— уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

— принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться [8].

В отечественных исследованиях также выделяются виды ресурсов человека, содержательно раскрывающие содержание понятия «жизнестойкость». Так, в качестве важных информационных и инструментальных ресурсов человека Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации; материальные ресурсы – высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности [6].

Вместе с тем, отмечает Д.А.Леонтьев, все упомянутые понятия, имея прямое отношение к личностному потенциалу, описывают лишь отдельные его грани. Личностный потенциал представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько особенности сложной системной организации личности в целом, основанной на сложной схеме опосредствования. Личностный потенциал – интегральная характеристика уровня личностной зрелости, проявляющейся в самодетерминации личности. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития посредством задействования самодетерминации на основе личностного потенциала [7].

Я.В. Малыхина указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле) превентивного ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле). Личный (индивидуальный) превентивный ресурс рассматривается как комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов. Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации [10].

Л.А. Александрова предлагает рассматривать жизнестойкость в контексте совладания с жизненными трудностями как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития, которая лежит в основе совладающего поведения [1].

Е.П. Белинская отмечает, что современные психологические подходы к проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций рассматривают совладание как динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием, которое заключается в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней [2]. В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности.

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Таким образом, несмотря на существующие в психологической науке подходы к пониманию ресурсов и результаты исследований личностных ресурсов, само понятие как психологическая категория представляется недостаточно разработанным. Содержательные характеристики личностных ресурсов необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек – жизненная среда» с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иначе, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализарующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности. Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7. – С. 83 – 84.

2. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru (дата обращения 18.07.2010 г.).

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 122.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. — №4. – С. 28 – 33.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

6. Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб., 2004. – 464 с.

7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

8. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.

9. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. — №1. – С. 16-24.

10. Малыхина Я.В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома». Автореферат канд. дис. – СПб.: РПГУ, 2004.

11. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии. – Том 1. – 1998. – №2. – С. 100 – 109.

12. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб: Питер, 2005. – 351 с.

13. Практическая психология образования: учеб. пособие. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 175 с.

Источник

Читайте также:  Мтс банк способы оплаты без комиссии
Оцените статью
Разные способы