Способы оценки работника это

Методы оценки персонала, которые точно сработают

Методы оценки персонала, которые точно сработают

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Эффективная система оценки даст руководству представление о потенциале работников. Позволит выделить слабые и сильные стороны каждого сотрудника, уровень квалификации и способы повышения эффективности труда.

Оценивать или нет?

Разрабатывать систему оценки персонала нужно, когда компания еще только начинает формировать список открытых вакансий. Так компания начинает понимать будущий состав коллектива, какие навыки и компетенции должны быть у соискателей. На этапе отбора проводится начальная оценка персонала, пока еще будущего, устанавливается минимальный уровень требований.

На этом работа по оценке персонала не заканчивается. Впрочем, можно сказать, что она вообще не прекращается ни на минуту. Периодически компании проверяют знания, накопленный опыт на соответствие занимаемым должностям, а также в целях стимулирования, премирования и повышения в должности.

Делать оценку персонала нужно также, если компания сталкивается с кадровыми проблемами: текучка кадров, низкая производительность труда, плохие условия работы, постоянные жалобы и недовольство со стороны работников и т.д.

Оценивать работающий персонал нужно регулярно. Поэтому вопрос, проводить или не проводить оценку персонала в компании – неправильный. Правильнее будет спросить, как ее проводить?».

Что такое оценка персонала и зачем она нужна

Итак, оценка персонала – это анализ профессиональной деятельности сотрудников (см. рисунок 1).



Рисунок 1. Трехсторонний контроль и оценка персонала

1. Оценка будущего персонала. Здесь руководство определяет набор базовых навыков по каждой должности, которым должен соответствовать потенциальный работник:

  • производственные цели и задачи, критерии должностей;
  • уровень соответствия соискателя установленным требованиям;
  • потенциал кандидатов, дополнительные навыки и возможности.

2. Оценка рабочего персонала. На данном этапе решаются совершенно другие задачи, ведь люди уже наработали опыт, имеют навыки, потенциальные возможности к развитию и совершенствованию. При оценке персонала уже можно принимать управленческие решения относительно использования трудовых ресурсов предприятия:

  • определить уровень соответствия работника занимаемой должности;
  • оценить приобретенные знания, навыки, опыт работы и взаимодействия с коллегами;
  • составить план по подготовке, переподготовке и повышению квалификации;
  • понять перспективы повышения по карьерной лестнице, либо же замены работников в случае несоответствия целям компании.

3. Самостоятельная оценка работниками своего потенциала и навыков. Работник, как никто другой, способен наилучшим образом оценить свои профессиональные и личностные качества, знает свои стремления и амбиции. Поэтому важно, чтобы сотрудники самостоятельно оценивали себя и соотносили свои цели с целями компании.

Такая трехсторонняя система оценки дает представление о вкладе каждого члена коллектива в общий вклад по достижению запланированных целей и результатов.

Цели и задачи системы оценки персонала

Экономическая теория управления персоналом выделяет такие виды оценки персонала (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Виды оценки персонала

Цели и задачи, которые можно решить с помощью оценки персонала на разных этапах:

  1. Кадровое планирование: определить базовый набор требований по вакансиям.
  2. Подбор и обучение: принять взвешенные кадровые управленческие решения – обновление кадрового состава, заполнение в нем «пробелов», повышение квалификации и обучение кадров, стимулирование и мотивация, ликвидация «балласт».
  3. Минимизировать расходы в области HR-управления фирмой, формируется система ключевых показателей оценки труда на предприятии.
  4. Создать эффективную систему мотивации и поощрения труда.
  5. Уменьшить текучесть кадров за счет улучшения условий труда.
  6. Сформировать кадровый резерв.
  7. Усовершенствовать систему обучения работников на предприятия и т.д.

Критерии оценки персонала

Критерии оценки персонала – это показатели, с которыми мы будем сравнивать результаты оценки по каждому сотруднику. Такие критерии должны носить индивидуальный характер. При их определении учитывайте, их реальность, объективность, направленность на мотивацию и улучшение результатов работы кадров. Критерии оценки по категориям можно систематизировать следующим образом (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Критерии оценки кадров

Методы оценки работников

Качественные или описательные методы

Они не используют в своей основе никакие числовые оценки:

  • метод матрицы. Строится матрица идеальных качеств работника для каждой должности. Качества предполагаемого работника сравниваются с эталонными (ставится оценка в баллах от 1 до 5 или от 1 до 10), при этом строится матрица соответствия. Работник выбирается по наибольшему соответствию идеалу Пример. Вы ежегодно проводите аттестацию сотрудников департамента аудита на предмет соответствия знаний ассистента аудитора требованиям, которые предъявляются к должности специалиста с целью повышения его в должности. Разрабатывается матрица идеального работника. Сравнение знаний и умений работника выглядит следующим образом:

Ассистент аудитора Мария

Знание раздела бухгалтерского учета «Финансовые вложения»

Умение составлять Бухгалтерский баланс по регистрам БУ

Умение составлять отчет о Финансовых результатах по регистрам БУ

Умение составлять отчет о движении денежных средств

На основе полученной оценки принимается решение – переводить ассистента аудитора Марию на должность специалиста или у нее недостаточно квалификации для этого. Стоит отметить, что матричный метод зачастую применяется при оценке и выборе из множества кандидатур человека, с наиболее подходящими качествами.

Источник

Способы оценки работника это

1. Подобрать сотрудников, максимально эффективных для данной компании в данной позиции (быстро и точно выбрать таких сотрудников из кандидатов).

2. Сократить расходы на рекрутинг за счет экономии времени рекрутеров, ускорения закрытия вакансий и устранения ошибок найма.

3. Получить информацию для принятия обоснованных кадровых решений (изменения в заработной плате, кадровые перестановки).

4. Получить информацию для создания эффективной системы мотивации, компенсаций, льгот.

5. Выявить «кадровый балласт» — слабых, немотивированных сотрудников, несоответствия занимаемой должности. Эта задача особенно актуальна в периоды кризисов, когда компания вынуждена сокращать штат.

6. Определить сотрудников HiPo – работников с высоким потенциалом (не обязательно управленческим) – именно они могут принести бизнесу максимум прибыли, помочь компании «вырасти» и достичь высоких показателей.

7. Провести отбор в кадровый резерв – определить сотрудников с высоким управленческим потенциалом. Практика кадрового резерва в компании помогает и удерживать ценных сотрудников за счет перспективы роста, и существенно экономить на подборе и обучении по сравнению с привлечением «сторонних управленцев».

8. Определить, какие дополнительные условия и навыки необходимы сотрудникам с высоким потенциалом, чтобы работать с максимально высокими результатами.

9. Определить, какие условия необходимы сотрудникам, чтобы удерживать их в компании (минимизация показателя текучести, повышение лояльности и удовлетворенности персонала).

10. Оптимизировать расходы на обучение в компании: определить бесполезные траты, составить индивидуальные программы развития HiPo-сотрудников, руководителей, ключевых специалистов, участников кадрового резерва.

Оценка персонала — это замеры качеств отдельных сотрудников или группы.
Как понять, полученный результат замеров — это хорошо или плохо? С чем его сравнивать, на какой эталон ориентироваться?
Критерии оценки — это те самые эталоны, которые мы устанавливаем до начала замеров и с которыми сравниваем результаты. Выбор критерия зависит от типа оценки.

Тип оценки 1:
Оценка профессиональных знаний и навыков, hard skills.

Критерием оценки может быть профессиональный стандарт, определяющий объём знаний и умений, которыми должен обладать оцениваемый.
Иногда в качестве критерия выступает заключение эксперта в соответствующей профессиональной области.
Если оценка проводится в форме экзамена по итогам обучения, то критерием будет объем знаний, передаваемый слушателям во время обучения.

Тип оценки 2:
Оценка компетенций — надпрофессиональных навыков, soft skills.

Обычно компетенции сотрудников оценивают с помощью профессионально разработанных инструментов: тестов, методик, кейсов, деловых игр.
При создании таких инструментов разработчики проводят исследования на больших выборках, соответствующих профессиональным требованиям и стандартам.
Например, инструменты системы Proaction.pro разработаны в соответствии с «Российским стандартом тестирования персонала».

В итоге получаются эталонные интервалы или значения, к которым разработчики инструментов дают пояснения по интерпретации. После прохождения теста мы смотрим, в какой интервал попал результат оценки или какому значению он соответствует, и на основе этого делаем выводы об оцениваемом. Пример — на иллюстрации ниже.

Справа Вы видите выдержку из отчета по прохождению теста Proaction «Ориентация на результат».

Результат теста попал в интервал «зелёной зоны»: значит, у тестируемого компетенция «Ориентация на результат» очень высоко развита.

К результату прилагается краткое разъяснение-интерпретация:

Сотрудник ориентирован на результат, надежен. Стремится выполнить работу в срок, вопреки помехам, трудностям, отвлекающим моментам. Находит различные способы преодоления препятствий. Его мотивирует сама цель, желание ее достичь. Есть цель — нужно ее достигнуть. Готов рисковать, амбициозен, готов достигать своей цели, преобладает стремление к успеху.

Тип оценки 3:
Оценка результатов труда.

Результативность сотрудника оценивается постфактум, по завершении периода работы (по результатам месяца, квартала, года и т.д.).
Критерий результативности — запланированные показатели (достижение бизнес-целей, выполнение плана продаж, выполнение плана производства, увеличение прибыли на заданную величину, количество выполненных задач или заключенных сделок и т.д.).

Оценивая результативность, мы сравниваем реальный результат с запланированным.
Важно учитывать влияние дополнительных факторов на результат труда, чтобы вывод был объективен и справедлив.
Например, план продаж мог быть сорван по причине отсутствия товаров на складе, то есть продавцу просто нечего было продавать. В этом случае мы не можем заключить, что продавец низкоэффективен.

Цели и плановые показатели, выступающие в роли критерия эффективности сотрудника, должны быть:
✓ Связаны с основными результатами работы сотрудника.
✓ Достижимы.
✓ Объективны (например, в них должны учитываться внешние факторы).
✓ Понятны, в том числе самому сотруднику.
✓ Гибки: должны легко перестраиваться в соответствии с текущими изменениями в компании.

Тип оценки 4:
Оценка отношения сотрудников к компании.

Даже в случае использования известных методов — оценки удовлетворенности, лояльности, вовлеченности персонала — нет единого точного эталона «такой-то уровень вовлеченности хороший, а такой-то плохой».

Чаще за базу берется исходное значение (например, процент вовлеченности сотрудников).
После первоначальной оценки принимаются меры для увеличения вовлеченности персонала.
Затем каждые полгода-год проводится повторная оценка вовлеченности и результат сравнивается с «базой» — исходным процентов вовлеченности. Если процент увеличивается, значит, меры были выбраны правильные и действенные.

Задача 1.1

Выбрать лучшего кандидата по компетенциям и знаниям (понять, кто справится с задачами лучше других, отсеять тех, кто не справится)

Для оценки профессиональных навыков и знаний (hard skills):
✓ сведения о предыдущем опыте, образовании и повышении квалификации кандидата,
✓ экспертная оценка навыков (внутренний или приглашенный эксперт)

Для оценки надпрофессиональных навыков (soft skills)
кейсы, тесты, методики для оценки компетенций,
✓ интервью по компетенциям

Задача 1.2

Идентифицировать давших неверную информацию (склонных приукрашивать себя, вводить интервьюера в заблуждение)

✓ проверка безопасности
✓ отзывы предыдущих работодателей
шкалы лжи в тестах
✓ нетрадиционные методы: детектор лжи

Задача 1.3

Cвести к минимуму риск нанять того, кто быстро уволится (несовпадение по типу мотивации или финансовым ожиданиям)

✓ оценка мотивации
✓ анализ причин увольнения
✓ оценка финансовых ожиданий

Задача 1.4

Свести к минимуму количество негативных отзывов о компании после собеседования (отсев конфликтных кандидатов до собеседования)

✓ анализ причин увольнения
✓ оценка конфликтности

Задача 2.1

Снизить риск потери «новичков» (не готово рабочее место, недостаток информации, недружественная среда)

опросы «новичков» по графику во время адаптации (например, 1 неделя с начала работы, 1 месяц, 3 месяца)

Задача 3.1

Оценить эффективность труда, результаты деятельности сотрудников

✓ управление по целям (Management by Objectives, MBO)
✓ управление на основе ключевых показателей эффективности — KPI (Key Performance Indicators)
✓ % выполнения плана

Цели, плановые показатели, ключевые показатели эффективности разрабатываются топ-менеджерами, руководителями подразделений, внутренними или внешними экспертами в конкретной профессиональной области.
Рекомендуем дополнить вышеуказанные способы оценки эффективности персонала инструментом «оценка 360 градусов» (для выявления «провисающих компетенций» и составления планов развития).

Задача 3.2

Снизить текучесть, повысить производительность, эффективность, отдачу через корректировку внешних условий (выявить внешние, организационные причины негативных настроений и низкой эффективности сотрудников с целью устранения этих причин)

✓ индивидуальная оценка мотивации (для разработки индивидуальных стимулирующих программ и кадровых решений)
групповые опросы о составе мотивационных пакетов
опросы удовлетворенности, лояльности, вовлеченности
✓ исследования методом фокус-групп

Задача 3.3

Выявить кадровый балласт — незаинтересованные или не соответствующие должности кадры

Оценка знаний:
✓ аттестация или экзамен,
✓ оценки экспертов в профессиональной области

Оценка компетенций:
тесты, методики, кейсы,
✓ интервью по компетенциям,
✓ ассесмент-центр

Задача 3.4

Отобрать лучших в кадровый резерв (будущие управленцы)

Оценка компетенций сотрудников:
тесты, методики, кейсы,
✓ интервью по компетенциям,
✓ ассесмент-центр

Задача 3.5

Выявить HiPo, сотрудников с высоким потенциалом, «драйверов» (не обязательно будущие управленцы, возможно, «эксперты» компании)

Оценка компетенций сотрудников:
тесты, методики, кейсы,
✓ интервью по компетенциям,
✓ ассесмент-центр

Получение доп. информации о скрытом потенциале сотрудника:
✓ оценка 360

Задача 3.6

Повысить эффективность перспективных сотрудников: выявить сильные стороны и зоны развития, помочь с работой над «провисающими компетенциями», допустить к участию в задачах и проектах в соответствии с потенциалом

Оценка компетенций сотрудника:
✓ тесты, методики, кейсы,
✓ интервью по компетенциям,
✓ ассесмент-центр

Оценка поведения и восприятия компетенций сотрудника окружающими:
✓ оценка 360

Задача 3.7

Оптимизировать расходы на обучение сотрудников (понять, чему и кого нужно учить, на какие виды обучения сократить или увеличить расходы)

Сбор обратной связи от сотрудников:
✓ групповые опросы

Выявление у сотрудников «провисающих компетенций», которые необходимо развивать:
✓ оценка 360
тесты, методики, кейсы.

Задача 4.1

Снизить риск появления негативных отзывов об организации, быстро выявлять проблемы в конкретных подразделениях или организации в целом

Сбор обратной связи от увольняющихся сотрудников:
✓ очное интервью при увольнении (exit-интервью),
письменный exit-опрос при увольнении.

При работе с результатами индивидуальной оценки знаний и компетенций обычно рекомендуется:

1. Соблюдать конфиденциальность. Результаты оценки могут быть известны оцениваемому, HR-специалисту, возможно, руководителям оцениваемого. Оглашать результаты другим сотрудникам, как правило, нежелательно.
2. Давать оцениваемому обратную связь: показывать сильные места, обозначать зоны развития.

Результаты оценки эффективности труда, напротив, в большинстве случаев рекомендуется оглашать открыто.

Например, один из действенных методов мотивации менеджеров отдела продаж — вывешивать результаты каждого менеджера на доску у всех на виду (или вести электронную таблицу «план-факт» с детализацией по сотрудникам и регулярно обсуждать прогресс); это пробуждает соревновательный дух.

О результатах оценки отношения сотрудников к организации (групповых опросов) необходимо оповестить всех опрошенных.

Также по результатам такой оценки необходимо разработать комплекс мер по улучшению ситуации, и снова информировать сотрудников — и о составе мер, и о том, что это явилось следствием опроса.

Оценка персонала — это, конечно, очень полезно и эффективно.

Однако на практике перед HR-специалистом встает ряд вопросов:
— Кто это будет делать?
— Где достать надежные, работающие, валидные тесты?
— Сколько это будет стоить?
— Где взять время на проекты оценки и не «обрушить» всю остальную работу?

Штатный специалист с профильным образованием.

Хороший специалист по оценке в штате — прекрасный вариант для организации.
При условии высокой квалификации, такой человек точнее внешних консультантов разработает модели компетенций (списки компетенций, описанных со стороны содержания и поведенческих факторов), сформирует профили должностей, разработает на их основании точные процедуры отбора и для линейных сотрудников, и для специалистов, и для руководителей всех уровней. Подобный специалист может помочь сформировать планы развития сотрудников, провести отбор в кадровый резерв, ассессмент-центры, выявить HiPo-сотрудников, участвовать в разработке HR-стратегии компании.

Минус данного варианта — хорошего специалиста сложно найти (особенно в регионах).

Другой минус — штатного специалиста по оценке персонала могут себе позволить только достаточно крупные организации. Если зарплата для данной должности вместе с налогами составит всего 40 тысяч рублей в месяц, — на оценку персонала в год организация потратит уже 480 тысяч рублей.

Внешние консультанты и ассессмент-центры.

Ассессмент-центр — метод комплексной оценки персонала; включает ряд взаимодополняющих инструментов: деловые игры (упражнения, моделирующие взаимодействия и различные деловые ситуации), интервью, тесты. Характерные особенности метода:
✓ длительность от нескольких часов до нескольких дней,
✓ за участниками наблюдает группа экспертов,
✓ результаты всех наблюдений экспертов преобразуются в итоговую оценку степени развитости компетенций,
оценка по каждой компетенции/критерию должна быть основана на материалах наблюдения как минимум двух наблюдателей-экспертов, прошедших специальное обучение.

Метод ассессмент-центров считается очень точным, но — он самый дорогой.
Средняя стоимость оценки одного человека30-50 тысяч рублей. Это приемлемо только для топовых должностей и ключевых для компании специалистов. Этим методом нерентабельно проводить оценку рядовых сотрудников или отбор кандидатов для должности среднего уровня, тем более — на линейный позиции: заправщиков, продавцов-консультантов, курьеров .

Диджитализация HR: системы автоматизированной онлайн-оценки.

Многие российские компании — и крупнейшие, и средний бизнес, и совсем небольшие — уже оценили эффект диджитализации оценки персонала:
рутинную работу — саму процедуру тестирования, обработку данных, расчеты, подготовку красивых понятных отчетов — выгоднее переложить на онлайн-программу. А человеку оставить сложные аналитические операции — разработку моделей компетенций, составление профиля должности, принятие кадровых решений, разработку и реализацию мотивационных программ.
Практика показывает: автоматизация оценки персонала экономит от 30 до 90% времени HR-специалиста.

Онлайн-платформа Proaction.pro уже помогла сэкономить сотни тысяч рублей многим компаниям России и стран СНГ:

✓ Для малого бизнеса наиболее востребованы инструменты подбора менеджеров по продажам и ключевых специалистов, например, главных бухгалтеров, коммерческих директоров. Примеры как это работает можно прочесть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ .

Средний бизнес активно работает с подбором сотрудников всех уровней — линейные, специалисты, руководители среднего звена, топ-менеджеры, а также с оценкой сотрудников — для составления программ развития с помощью оценки 360 и индивидуального тестирования, выявления HiPo, отбора в кадровый резерв, определения текущего уровня удовлетворенности, лояльности, вовлеченности.
Клиенты особенно ценят, что в ряде случаев онлайн-тестирование не просто повышает точность выбора, но и позволяет расширить воронку подбора — механизмы этого эффекта мы описывали ЗДЕСЬ.

Крупный бизнес активно пользуется не только возможностями онлайн-платформы, но и услугами HR-экспертов Proaction для разработки собственных уникальных программ оценки. Например, успешно завершено исследование для проекта «Селекция кадров» сети АЗС «Газпромнефть» — создавался набор тестов для точного выбора «идеальных заправщиков»; подробности мы описывали ЗДЕСЬ, и скоро планируем рассказать об итогах.

Онлайн-тестирование Proaction используют также профессиональные консультанты во время ассессмент-центров.

Система онлайн-оценки с готовыми тестами, методиками, кейсами — самый экономичный вариант оценки персонала.
Подписка Proaction на 3 месяца для оценки кандидатов стоит 45 тысяч рублей, на год — 130 тысяч рублей.
Где вы найдете высококвалифицированного специалиста по оценке с зарплатой 10-15 тысяч в месяц? А где этот специалист достанет тесты? «Скачать из интернета» можно только устаревшие, признанные неэффективными инструменты оценки.

Proaction позволяет даже людям без специальной подготовки, например, собственникам бизнеса, точно оценивать компетенции сотрудников и кандидатов.
Выбор и отправка тестов осуществляются всего в несколько кликов «мышью» — или прямо с мобильного устройства. Понятные и удобные отчеты формируются автоматически.

Компании, в которых оценкой персонала занимаются штатные специалисты с профильным образованием, также ценят выгоды платформы: гибкая и мощная онлайн-система оценки не «вытесняет» HR-специалиста, а становится его помощником, повышая эффективность в разы.
Благодаря автоматизации HR-специалисты успевают проводить в разы большее количество проектов оценки, в 2-3 раза быстрее проводят групповые опросы (например, оценку 360 градусов, опрос вовлеченности), в 2-3 раза быстрее отбирают кандидатов в кадровый резерв, быстрее и эффективнее закрывают вакансии, контролируют процессы адаптации.

Источник

Читайте также:  Уна де гато способ применения
Оцените статью
Разные способы