- Оценивание процесса и результата обучения. Коррекция процесса обучения
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
- Какой опыт других стран стоит перенять
- Как организовать формирующее оценивание
- А нужно ли всё это учителям и ученикам?
- Есть ли будущее у формирующего оценивания
Оценивание процесса и результата обучения. Коррекция процесса обучения
Обзорная статья по дисциплине «Андрогогика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_protsessa_i_rezultata_obucheniya.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание процесса и результата обучения.
Коррекция процесса обучения
Обучать взрослых, которые являются сформировавшимися личностями, стремятся к самостоятельности, самореализации и самоуправлению, не так просто. Согласно принципам андрагогики, ученик в андрагогике играет ведующую роль, преподаватель является лишь наставником, отходя на второй план.
Обучение взрослых должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука —андрагогика (от гр. aner , andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогика исходит именно из такого представления о взрослом обучающемся: взрослые обучающиеся, уже только потому, что они взрослые люди, относятся к своему обучению более ответственно, серьезно и заинтересованно.
Здесь возникает главный вопрос — как же организовать процесс обучения взрослого человека, чтобы добиться наибольшей его эффективности? Исходя из основных характеристик взрослого обучающегося) и условий и факторов его обучения, ясно, что этот процесс должен быть организован особым образом, отличным от организации обучения невзрослых обучаемых.
Основываясь на основных положениях и принципах педагогики этапы процесса обучения в андрагогике (С.И.Змеев «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых») выглядят в соответствии с таблицей 1.
Этапы обучения в соответствии с андрагогической моделью.
1. Определение реальной проблемы, для решения которой необходимо обучение
Выбор ведущей образовательной потребности, которые можно сгруппировать по семи основным блокам: общее образование, профессиональные навыки, здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, досуг, развитие личности
2. Диагностика обучающегося
Определение образовательных потребностей обучающегося исходя из объема и характера жизненного опыта, физиологических и психологических особенностей, когнитивного и учебного стиля
3. Планирование процесса обучения
Цели, задачи, содержание обучения. Оптимальное структурирование содержания. Формы и методы обучения.
Критерии, формы, методы и процедуры оценивания достижений.
Заключение учебного контракта
4. Создание условий реализации процесса обучения
Комфортные физические условия, оптимальная психологическая атмосфера, необходимые учебно-методические материалы
5. Реализация процесса обучения
Предпочтение созданию проблемных ситуаций, использованию эвристических, исследовательских, проектных методов обучения, и других методов, обеспечивающих высокую включенность
обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта
6. Оценивание процесса и результатов обучения. Коррекция процесса обучения.
Выявление у обучающихся реального уровня овладения учебным материалом, определение не усвоенных разделов учебного материала. Определение дальнейших обучающих потребностей обучаемых. Оценка качества программы и эффективности всего процесса обучения.
Внесение корректив в организацию процесса обучения
Оценивание процесса и результатов обучения. В отличие от педагогической модели технология обучения взрослых предусматривает активное участие обучающихся в процессе оценивания результатов и самого процесса обучения. При помощи запланированных критериев, форм, методов и процедур оценивания обучающиеся совместно с обучающим выявляют свой реальный уровень овладения учебным материалом, определяют неусвоенные части (разделы) материала, представляющие собой образовательные потребности обучающихся, которые им необходимо удовлетворить для достижения поставленных целей обучения. Затем определяются дальнейшие образовательные потребности обучающихся (реальные или потенциальные) и стратегии их дальнейшего обучения для достижения поставленных и постановки новых целей обучения, а также для развития потребности в постоянном самосовершенствовании. На основе сравнения достигнутых результатов в обучении и реальных изменений в состоянии той жизненно важной проблемы, которую обучающийся стремился решить при помощи обучения, оцениваются содержание, источники, средства, формы, методы обучения, качество программ обучения, эффективность процесса обучения и деятельности обучающего и самого обучающегося. Проводится отслеживание и диагностика изменений личностных качеств и мотивационно-ценностных установок обучающихся. При реализации данного этапа действия и обучающегося, и обучающего представляют собой использование различных критериев, форм, методов, процедур оценивания достижений в обучении и самого процесса обучения, а также действий активных участников данного процесса. Функции субъектов процесса обучения здесь практически совпадают с их функциями на этапе реализации процесса обучения.
Коррекция процесса обучения. Этот этап практически неизбежен при обучении взрослых. И в отличие от обучения невзрослых, в его реализации участвуют не только обучающие, но и обучающиеся. Операции сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивания его результатов, а при необходимости и в цели обучения, в сами образовательные потребности в зависимости от результатов оценивания процесса обучения и достижений обучающихся в обучении. Обучающиеся на данном этапе вырабатывают рекомендации по коррекции процесса обучения, участвуют по мере возможности в процессе внесения изменений в программы обучения и выступают в роли активных участников совместной с обучающим учебной деятельности. Обучающие вносят необходимые изменения в те компоненты процесса обучения, которые оказались недостаточно эффективными, выполняя при этом роли экспертов по технологии обучения взрослых, организаторов совместной с обучающимися деятельности обучения, а также источников знаний, умений, навыков и качеств. Рассмотренная выше технология обучения предоставляет широкие возможности для успешной учебной деятельности и развития личности как обучающихся, так и обучающих. В отношении обучающихся это возможности их вовлечения в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; организации реальной совместной деятельности как обучающегося с обучающим, так и самих обучающихся между собой; развития самостоятельного, творческого и ответственного подхода обучающихся к своему обучению; повышения у них мотивации обучения и стимулирования стремления к постоянному самосовершенствованию. Обучающие при использовании технологии обучения взрослых могут более эффективно организовать процесс обучения; достигать более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающихся; постоянно развивать свои собственные профессиональные и человеческие качества. Все это способствует лучшей организации и, соответственно, повышению эффективности обучения. Применение технологии обучения взрослых имеет также и положительные социально-нравственные аспекты. Вовлеченность обучающихся в реальную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, главенство их самостоятельной деятельности, учет их конкретных жизненных обстоятельств, проблем и целей, определенная свобода выбора ими всех параметров обучения, совместная с обучающим и другими обучающимися деятельность по своему обучению способствуют: самоутверждению обучающегося как самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личности; развитию его творческих начал; его социализации, развитию навыков коллективной работы, умения сочетать личную ответственность и общественные интересы; расширению образовательных, духовных потребностей; укреплению гуманистических ценностных ориентаций. Обучающий, в процессе совместной с обучающимися деятельности по организации и реализации обучения эффективно реализуя свои умения, знания навыки и качества, достигая более весомых результатов в своей профессиональной деятельности, способствуя развитию обучающихся, приобретает более значительный социальный статус, самоутверждает себя как личность и как профессионал, постоянно совершенствует свои профессиональные навыки и знания, развивает в себе лучшие человеческие качества, получает стимул для постоянного развития своих познавательных, общественных, профессиональных интересов.
Оценка программ взрослого обучения очень важна. Хотя многие могут считать оценку окончательной стадией программы обучения, фактически часто это начало новой улучшенной программы для будущей учебной работы.
Оценка может быть определена многими способами, но конечным результатом любой хорошей оценки является использование результатов оценки для улучшения будущих учебных программ.
Что можно оценивать? Компоненты курса, работу преподавателя, ожидания студента, оборудование и другие аспекты всего учебного процесса. Результаты хорошей оценки могут использоваться для улучшения преподавания, для улучшения планирования, для отчёта начальству и администрации, для решения о финансировании, для информации общественности о программе, для утверждения расширения программ, для продолжения или прекращения программ, для определения того, работает ли новый метод или техника и для улучшения вашего собственного мастерства.
Беседы о технологии обучения взрослых. Что такое технология обучения? Новые знания. — М., 1998. — № 1;
Беседы о технологии обучения взрослых. Кого мы обучаем? Новые знания. — М., 1998. — № 2;
Беседы о технологии обучения взрослых. Как спланировать процесс обучения взрослых? Новые знания. — М., 1998. — № 3;
Беседы о технологии обучения взрослых. Какие условия необходимы для обучения взрослых? Новые знания. — М., 1999. — № 1.
Источник
Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
Что такое формирующее оценивание? Это способ оценки, который не пугает и не угнетает ребёнка, а, наоборот, стимулирует интерес к учёбе
Одной из больших тем, которые обсуждали на февральской Международной научно-практической конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) «Тенденции развития образования», стала тема оценивания учебных успехов ребёнка. Не секрет, что оценки — источник стресса для учеников. Мы привыкли к 5-балльной или 10-балльной шкале — а какие ещё есть варианты? Как уйти от карательной педагогики?
Последним исследованиям и лучшим практикам в этой области на конференции был посвящён пленум по внутриклассному оцениванию.
Какой опыт других стран стоит перенять
Елена Ленская, кандидат педагогических наук и директор центра изучения образовательной политики Шанинки, рассказала, какие практики оценивания существуют в других странах.
Оценочная политика школ США:
- Внутриклассное оценивание предназначено для того, чтобы информировать учащихся и их родителей об учебном прогрессе. Это правило должны соблюдать и частные школы.
- В основе любой оценки — учёт « зоны ближайшего развития » ребёнка.
- Задача оценивания — добиться того, чтобы ученики демонстрировали свои знания и понимание темы самостоятельно, а не потому что их контролирует и направляет к этому учитель.
- Учитель должен постоянно сообщать учащимся об их прогрессе.
Именно концентрация внимания на прогрессе, а не на провалах составляет суть формирующего оценивания. В фокусе — индивидуальные достижения каждого ученика, а не сравнение результатов разных людей. Кроме того, результаты формирующего оценивания ни в коем случае не должны фигурировать при выставлении итоговой оценки и влиять на неё.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
Оценочная политика школ Финляндии:
- Задания проверяют не только учителя, но и сами ученики.
- В ежегодных итогах учитывается всё разнообразие работ учащихся.
- Ученику дают обратную связь, чтобы он понимал свои достижения и пробелы.
Рассматривая опыт Великобритании, Ленская упомянула ряд конкретных инструментов формирующего оценивания, которые применяют учителя начальной школы. Их можно адаптировать и для других ступеней образования. Вот некоторые из этих практик:
- На доске размещают фото лучшего ученика недели — но отмечают не академические достижения, а другие успехи — например, то, что помог товарищу, внимательнее всех слушал на занятиях и так далее.
- Достижения всего класса собирают в коллекцию в виде шариков: за каждый успех в стеклянную банку добавляется новый шарик — а когда она наполняется, весь класс получает награду.
- В тетрадях учитель подчёркивает не худшее, а лучшее в выполненном задании.
- Учитель не выносит отрицательных суждений — он даёт советы, над чем поработать.
- Поощряется помощь детей друг другу.
- Если кто-то совершил проступок, дети садятся в круг и говорят о провинившемся что-то хорошее, потом все предлагают решения. Например: «Давай я буду тебе звонить утром, чтобы ты не проспал первый урок». Эта практика называется «круг друзей».
- Родителям отправляют развёрнутый отчёт в конце каждой четверти.
Приведённые примеры показывают, что практика формирующего оценивания уже применяется в ряде стран. Можно ли переложить их опыт на нашу систему образования? Какие при этом могут возникнуть трудности?
Как организовать формирующее оценивание
Специалист по управлению образованием Самарского филиала РАНХиГС Галина Голуб отметила, что при формирующем оценивании очень важно, чтобы ученик сам выбирал планку, к которой хочет стремиться. Преподаватель не должен заставлять его работать больше, чем тот хочет.
Она также выделила несколько базовых принципов формирующего оценивания. Вот что требуется для этого от учителя:
- Планировать образовательные результаты по каждой теме.
- Определять точки контроля для каждой темы.
- Предъявлять ученикам планируемые образовательные результаты.
- Продумать механизм обратной связи с учениками. Может казаться, что это лишь дополнительная работа, но на самом деле она упрощает процедуру оценивания. Галина Голуб рекомендовала использовать листы оценивания с конкретными критериями, понятными и учителю, и учащемуся.
- Итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы. Вот здесь возможно выставление отметки.
Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская отметила, что формирующее оценивание очень многолико и для его организации существует много инструментов. Главное, что оно даёт возможность развиваться ученикам с разным уровнем подготовки.
Пинская также выделила особую роль обратной связи от ученика к учителю. Можно просто спросить детей, поняли ли они учебный материал, а можно использовать способы получше, чтобы убедиться в том, что они действительно разобрались в теме.
- Применить креативные инструменты — такие, как матрица словесных и визуальных ассоциаций. Учитель называет термин и спрашивает ученика, как он его понимает: можно предложить придумать ассоциацию, нарисовать комикс, показать образно.
- Рисовать карты понятий — схематичное описание изученных терминов и связи между ними.
- Предложить ученикам составить тесты друг для друга.
На первый взгляд может показаться, что эти инструменты сложно связать с оценкой, однако в реальности именно они позволяют увидеть прогресс ученика. Просто воспринимать их в таком качестве нам пока непривычно.
Конечно, по словам Пинской, никто не ожидает от учителей быстрого перехода на новый формат, поэтому, если поставить отметку всё же нужно, очень важно делать это по конкретным критериям, которые понимают и сам преподаватель, и ученик.
Четыре плюса формирующего оценивания
- Позволяет даже самым слабым ученикам ощутить свои успехи.
- Помогает сформировать у детей мотивацию к учёбе, потому что акцентирует внимание на достижениях, а не провалах.
- Помогает учителю заметить личный прогресс каждого ученика, а не сравнивать их всех с единым стандартом.
- Его довольно просто реализовать без лишней бумажной работы для учителя.
А нужно ли всё это учителям и ученикам?
Во время обсуждения темы разные эксперты не раз отметили, что сейчас учителей ругают за отсутствие отметок в журнале. Всему виной стереотип: чем больше отметок, тем лучше поработал учитель. К иному подходу наши учителя попросту не привыкли. Даже сами ученики и их родители боятся отсутствия привычных оценок.
Так, учитель средней школы из Новгородской области Екатерина Батракова поделилась опытом: в процессе введения принципов формирующего оценивания она столкнулась с негативными отзывами самих детей — им было проще воспринимать всё через конкретную отметку. Она также предупредила, что переход к формирующему оцениванию занимает у учителя время и начинает приносить результаты не сразу. Поначалу дети не понимают, зачем смотреть примечания учителя в своей работе, если там не стоит конкретная отметка.
В своей практике Екатерина использовала различные информационные карты, печати и наклейки. По её словам, это и правда мотивировало учеников лучше, чем традиционный подход. Но быстро обнаружились и подводные камни:
В какой-то момент сталкиваешься с реальностью: тебе нужно пять отметок в журнале, чтобы поставить ребёнку оценку в четверти. А у меня не накапливалось этих пяти отметок из-за того, что б ольшую часть работ я оценивала печатями, наклейками и «обратной связью». Мне кажется, работу над введением формирующего оценивания нужно начинать не с учителей, а в принципе с системы образования.
Коллега Екатерины, учитель Ольга Кулешова, связала сопротивление формирующему оцениванию с влиянием нашей привычной культуры, в которой цифры определяют результат. По её мнению, это особенно заметно в реакции на изменения, которая обычно возникает у родителей учащихся. Она предложила представить ситуацию, когда ребёнок сделал в диктанте пятнадцать ошибок, а через некоторое время — семь. Согласитесь, прогресс есть, но в итоге для родителей и для самого ученика это та же двойка.
Формирующее оценивание плохо приживается именно из-за того, что оно тяжело встраивается в существующую систему, — родителям и ребёнку важно видеть оценку, чтобы знать, что всё в порядке и прогресс есть. Именно поэтому ученику вместе с преподавателем важно отвечать на следующие вопросы:
- К какой цели мы идём?
- Как я продвигаюсь к этой цели?
- Какой мне сделать следующий шаг?
Кулешова отмечает, что это пока тоже непривычная модель. Чтобы начать активно её использовать, нужно время. Основная сложность состоит в том, что переход на новый формат иногда предполагает перестройку учебной программы. Именно в этом учителям и нужна поддержка.
Есть ли будущее у формирующего оценивания
Научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании МГПУ Галина Савиных постаралась переложить «идеальную» теорию формирующего оценивания на реальные условия преподавания в России. Конечно, одномоментно полностью отказаться от отметок в наших школах не получится — хотя бы потому, что сейчас вся работа учителей завязана на электронных дневниках. Но новые практики, по мнению эксперта, можно вводить параллельно с привычными.
В частности, Галина упомянула методику HADI-циклов , в рамках которой преподаватель:
- формулирует некую гипотезу, например: «Если я буду объяснять что-то так-то, то мои ученики будут реже ошибаться»;
- приступает к конкретным действиям (корректирует план уроков);
- собирает данные о результатах (анализирует тренировочные тесты учеников, оценивает, сократилось ли время на повторение объяснения материала);
- делает выводы — работает ли его новый подход, стоит ли применять его дальше.
Это способ проанализировать, как практики формирующего оценивания работают для учителя и учащихся.
Пожалуй, главный вывод обсуждения: сейчас формирующее оценивание применяют редкие энтузиасты, и при всей своей привлекательности эта практика вряд ли сможет широко распространиться у нас без должной поддержки. Причём поддержки не только на уровне администрации школ, но и на уровне государственной образовательной политики.
Источник