Способы оценки мотивации учащихся

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
материал

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Скачать:

Вложение Размер
metodika_motivatsii_n.g._luskanova.docx 15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

1. Тебе нравится в школе?
— не очень;
— нравится;
— не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома;
— бывает по-разному;
— иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
— не знаю;
— остался бы дома;
— пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
— не нравится;
— бывает по-разному;
— нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы;
— не хотел бы;
— не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— хотел бы;
— не хотел бы;
— не знаю.

7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
— часто;
— редко;
— не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
— точно не знаю;
— хотел бы;
— не хотел бы.

9. У тебя в школе много друзей?
— мало;
— много;
— нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся;
— не очень;
— не нравятся.

Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:

1. учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;

2. анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.

Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации детей, а его повышение -позитивной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Баллы за 1 ответ

Баллы за 2 ответ

Баллы за 3 ответ

1. уровень — 25-30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п.

2. уровень — 20-24 балла — хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. уровень 15-19 баллов — позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. В рисунках изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. уровень — 10-14 баллов — низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий.

5. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему они также изображают игровые сюжеты, но непрямо они связаны со школой.

6. уровень — менее 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. 6-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервно-психические нарушения. Рисунок, как правило, не отвечает предложенной школьной тематике, отображает индивидуальные пристрастия ребенка.

По результатам анкетирования составляется итоговая таблица:

Источник

Методики диагностики учебной мотивации школьников
статья на тему

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи.

Скачать:

Вложение Размер
_p1.3.2_metodiki_diagnostiki_motivatsii.docx 27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-10-летнего возраста.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе!

Вопросы для опроса:

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» — 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

б) бывает по-разному

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

  1. У тебя в классе много друзей?
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Источник

Методы изучения учебной мотивации
учебно-методический материал

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Скачать:

Вложение Размер
metody_izucheniya_uchebnoy_motivatsii.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы изучения учебной мотивации

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно¬логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;

недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

диагностика индивидуальных способностей учащихся;

тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:

1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

2-й этап – диагностика;

3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (приложения 1, 2, 3).

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

контроль используется как средство мотивации учащихся.

В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, рубежный, промежуточный и итоговый (выходной) контроль.

Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.

Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся.

Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:

объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

пробелов в подготовке;

уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

положительных моментов учения;

интереса к предмету;

развития мыслительной деятельности;

критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).

К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:

овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;

формирование умений публичной защиты собственных идей.

В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения:

планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;

использовать различные источники информации;

самостоятельно отбирать и накапливать материал;

анализировать, сопоставлять факты;

устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;

представлять созданное перед учащимися;

оценивать себя и других.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Небольшой пока опыт выполнения проектов показывает их безусловную перспективность и высокую обучающую и развивающую эффективность.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

Этот предмет учит разбираться в жизни.

Этот предмет считают значимым мои родители.

Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

Интересно выяснять причины событий.

Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указвнный балл.

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

Хочу закончить школу и учиться дальше

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

Хочу быть культурным и развитым человеком

Хочу получать хорошие отметки

Хочу получать одобрение родителей

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

Мне нравится учиться

Люблю узнавать новое

Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.

мотив долга и ответственности – № 1;

мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

мотивы собственного благополучия – № 5–7;

мотивы престижности – № 8–10;

мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых

в школе предметов.

Интересное содержание предмета

Предмет имеет практическое значение

Хотел бы получать дополнительные знания

учитель математики школы № 792, г. Москва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы изучения учителем мотивации учения школьников»

Компьютерные модели физических экспериментов как метод повышения учебной мотивации

Данная презентация -это выступление для НПК. В ней представлены возможности современных компьютерных технологий. Использование компьютерной интерактивной графики на уроках физики.

Диагностика «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам»

Для диагностики используются следующие виды анкет: Анкета «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами ученико.

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики.

Методы изучения учебной мотивации

Анкеты для детей.

Компьютерная обработка теста «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)»

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель.

Источник

Читайте также:  Способы профилактики нарушений зрения презентация
Оцените статью
Разные способы