Способы оценки малого бизнеса

Методика оценки малых предприятий

Российский рынок слияний и поглощений характеризуется практически полным отсутствием статистики по сделкам с малыми предприятиями. Вся открытая информация о трансформации собственности малых предприятий сводится к цене продаваемого разнопрофильного бизнеса.

С большой вероятностью можно предположить, что активность сделок по слияниям и поглощениям в малом бизнесе высока, но оценить масштабы этого рынка не представляется возможным в связи с отсутствием статистики о закрытых сделках.

В настоящей работе мы представляем разработанную методику оценки малых предприятий. Для репрезентативности методики нами было проанализировано более 200 предложений о продажах предприятий малого бизнеса и рассчитаны мутильпликаторы стоимости[1].

Подобные мутильпликаторы стоимости давно существуют за рубежом. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует [2]:

  • бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются, соответственно, за 0,5 и 0,7 годовой выручки;
  • рестораны и туристические агентства — за 0,25–0,5 и 0,04–0,1 валовой годовой выручки;
  • автозаправочные станции — за 1,2–2,0 месячной выручки;
  • предприятия розничной торговли — за 0,75–1,5 суммы (чистый доход + оборудование + запасы) и т.д.

Учитывая, что в России подобных мутильпликаторов стоимости нет, мы разработали собственную методику оценки малых предприятий, которая основана на применении регрессионно-корреляционного анализа. В ходе исследования было обработано более 1000 предложений о продаже малых предприятий. В связи с тем, что не все предложения отражали цену продажи, финансовые показатели, размер продаваемого пакета (доли участия), в выборку вошла только 201 позиция. Предприятия, вошедшие в выборку, прошли обязательную предпродажную подготовку, которая включала:

  • юридическую экспертизу гражданско-правовой документации, относящейся к продаваемому бизнесу;
  • экспресс-анализ финансового состояния компании;
  • определение цены бизнеса;
  • исследование рынка, на котором функционирует объект;
  • разработку стратегий продажи бизнеса.

Таким образом, методика оценки малых предприятий основана на официально подтвержденных финансовых показателях, что наряду с фактическим объемом выборки повышает ее значимость.

Для построения надежной эконометрической модели оценки рекомендуется использовать объем выборки рыночных данных, равный 5–7-кратному числу используемых моделью независимых факторных переменных (ценообразующих факторов), а также то, что одним из используемых показателей адекватности уравнения регрессии является коэффициент детерминации, нижней границей значений которого при решении задачи индивидуальной оценки может быть принята величина, равная 0,75 [3].

Описание методики

Разработанная нами методика оценки малых предприятий основана на применении корреляционно-регрессионного анализа (рис. 1).


Рис. 1. Примеры выборки

Корреляция представляет собой меру зависимости переменных (рис. 2). Наиболее известной является корреляция Пирсона (r). При ее вычислении предполагается, что переменные измерены, как минимум, в интервальной шкале. Некоторые другие коэффициенты корреляции могут быть вычислены для менее информативных шкал. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от -1.00 до +1.00. Значение -1.00 означает, что переменные имеют строгую отрицательную корреляцию. Значение +1.00 означает, что переменные имеют строгую положительную корреляцию. Значение 0.00 означает отсутствие корреляции [3].

Корреляция Пирсона определяет степень, с которой значения двух переменных «пропорциональны» друг другу. Корреляция высокая, если на графике зависимость выражается прямой линией, с положительным или отрицательным углом наклона.

Читайте также:  Оригинальный способ покраски пасхальных яиц


Рис. 2. Примеры корреляции выборки

Полученная прямая называется прямой регрессии или прямой, построенной методом наименьших квадратов. Последний термин связан с тем, что сумма квадратов расстояний (вычисленных по оси Y) от наблюдаемых точек до прямой является минимальной.

Напомним, что коэффициент корреляции Пирсона (r) представляет собой меру линейной зависимости двух переменных. Если возвести его в квадрат, то получится коэффициент детерминации (r2), который представляет долю вариации, общую для двух переменных (иными словами, «степень» зависимости или связанности двух переменных). Чтобы оценить зависимость между переменными, нужно знать как «величину» корреляции, так и ее значимость.

Уровень значимости, вычисленный для каждой корреляции, представляет собой главный источник информации о надежности корреляции. В свою очередь, значимость определенного коэффициента корреляции зависит от объема выборки. Критерий значимости основывается на предположении, что распределение остатков (т.е. отклонений наблюдений от регрессионной прямой) для зависимой переменной y является нормальным (с постоянной дисперсией для всех значений независимой переменной x). Исследования методом Монте-Карло показали, что нарушение этих условий не является абсолютно критичным, если размеры выборки не слишком малы, а отклонения от нормальности не очень большие.

Расчетная часть методики

В качестве переменных при расчете первого мутильпликатора будут выступать отношение цены предприятия к годовой чистой прибыли (P/E), при расчете второго — отношение цены предприятия к годовому значению объема продаж (P/S).

Расчет мутильпликатора стоимости «P/E» начинается с определения тренда, наилучшим образом аппроксимирующего фактические данные.


График 1. Распределение линейных связей между переменными выборки
и определение тренда, наилучшим образом аппроксимирующего выборку

Как показывает график 1, степенной тренд аппроксимирует фактические данные выборки гораздо лучше, чем остальные. Коэффициент детерминации степенного тренда равен 0.8784. Применение других видов тренда (линейного, экспоненциального, логарифмического, полиномиального) не дает такого эффективного результата. Они по сравнению со степенным трендом менее эффективно аппроксимируют значения, коэффициенты их детерминации составляют:

  • полиномиального — 0.8631
  • линейного — 0.8257
  • экспоненциального — 0.4369
  • логарифмического — 0.5512

Учитывая большое количество «выбросов»[1]выборки 1 , мы для репрезентативности результатов расчета ограничили переменную «цена предприятия» значением $1,0 млн., а переменную «годовая чистая прибыль» — значением $500 тыс. На графике 2 представлена полученная зависимость переменных.


График 2. Распределение линейных связей между переменными (при ограниченных значениях переменных)

Как показывает график, линейный тренд аппроксимирует фактические данные выборки гораздо лучше, чем остальные. Коэффициент детерминации линейного тренда равен 0.872. Применение других видов тренда не дает такого эффективного результата. Уравнение регрессии, которое должно далее быть использовано для расчета цены предприятия, имеет следующий вид:

у = 1,676*х;
где y — цена предприятия;
х — чистая прибыль предприятия (годовое значение).

Далее мы приводим расчет второго мутильпликатора — отношение цены предприятия к годовому значению объема продаж (P/S).

Расчет мутильпликаторов стоимости начинается с определения тренда, наилучшим образом аппроксимирующего фактические данные. Затем на основании уравнения регрессии мы рассчитаем значение мутильпликатора стоимости.


График 3. Определение тренда, аппроксимирующего выборку

Как показывает график 3, линейный тренд не достаточно эффективно аппроксимирует значения выборки. Коэффициент детерминации составляет 0.6412, что ниже критического значения. Применение других видов тренда дает худшие по сравнению с линейным трендом результаты.

Читайте также:  Как найти площадь разных фигур разными способами 3 класс

Учитывая большое количество «выбросов», мы для репрезентативности результатов расчета ограничили выборку. В качестве ограничения использовали двукратное отклонение медианного значения отношения «цены предприятия к выручке»:

  • диапазон разбросов в выборке — 0,04–1,56:
  • значение медианы целой выборки — 0,42;
  • двукратное ограничение значения медианы: 0,42/2–0,42*2 = 0,2–0,8.


График 4. Распределение линейных связей между переменными (при ограниченном значении медианы)

Как показывает график 4, после удаления «выбросов» линейный тренд аппроксимирует фактические данные выборки гораздо лучше, чем ранее. Коэффициент детерминации линейного тренда равен 0.9471. Применение других видов тренда не дает такого эффективного результата. Уравнение регрессии, которое должно далее быть использовано для расчета цены предприятия, имеет следующий вид:

у = 0,447*х,
где y — цена предприятия;
х — среднегодовой оборот (годовое значение выручки).

Рассчитанные нами мутильпликаторы стоимости применимы для всего круга разнопрофильных малых предприятий. Дополнительно, в контексте настоящей работы мы рассчитали аналогичные показатели стоимости с разбивкой на предприятия сферы услуг. Результаты представлены в таблице.

Профиль малого предприятия

Количество сделок

при расчете P/E

при расчете P/S

Автосервис

1 По определению, выбросы являются нетипичными, резко выделяющимися наблюдениями. Так как при построении прямой регрессии используется сумма квадратов расстояний наблюдаемых точек до прямой, то выбросы могут существенно повлиять на наклон прямой и, следовательно, на значение коэффициента корреляции. Поэтому единичный выброс (значение которого возводится в квадрат) способен существенно изменить наклон прямой и, следовательно, значение корреляции.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

5 распространенных методов оценки бизнеса

При принятии решения о продаже своего бизнеса важно иметь представление о том, сколько стоит ваш бизнес, когда вы вступаете в процесс MA. Существуют различные способы определения стоимости бизнеса и различные причины для проведения оценки бизнеса.

Здесь представлен полный обзор процесса определения стоимости бизнеса, включая общие методы оценки, когда и почему необходимо проводить оценку, а также то, что следует учитывать по результатам оценивания бизнеса.

Что такое оценка стоимости бизнеса?

Оценка бизнеса — это процесс определения экономической стоимости компании. Для определения стоимости бизнеса обычно привлекается профессиональная оценочная компания, которая использует один или несколько методов оценки для получения объективной цены.

5 распространенных методов оценки бизнеса

Ниже приведены пять наиболее распространенных методов оценки бизнеса:

1. Оценка активов

Активы вашей компании включают материальные и нематериальные объекты. Используйте балансовую или рыночную стоимость этих активов для определения стоимости вашего бизнеса. При расчете оценки активов своего бизнеса учитывайте все денежные средства, оборудование, инвентарь, недвижимость, акции, опционы, патенты, торговые марки и отношения с клиентами.

2. Оценка исторической прибыли

Валовой доход предприятия, способность погасить долг и капитализация денежного потока или прибыли определяют его текущую стоимость. Если ваш бизнес не в состоянии приносить достаточный доход для оплаты счетов, его стоимость падает. И наоборот, быстрое погашение долга и поддержание положительного денежного потока повышает стоимость вашего бизнеса. Используйте все эти факторы при определении исторических доходов вашего бизнеса.

3. Относительная оценка

При использовании метода относительной оценки вы определяете, сколько бы принес аналогичный бизнес в случае его продажи. Он сравнивает стоимость активов вашего бизнеса со стоимостью аналогичных активов и дает вам разумную запрашиваемую цену.

Читайте также:  Теплопроводность это способ передачи тепла при котором тепло

4. Оценка будущей сохраняемой прибыли

Доходность вашего бизнеса в будущем определяет его стоимость сегодня, и вы можете использовать метод оценки будущей сохраняемой прибыли для оценки бизнеса, если ожидается, что прибыль останется стабильной. Чтобы рассчитать будущую поддерживаемую прибыль вашего бизнеса, оцените его продажи, расходы, прибыль и валовую прибыль за последние три года. Эти цифры помогут вам спрогнозировать будущее и определить стоимость вашего бизнеса сегодня.

5. Оценка дисконтирования денежных потоков

Если не ожидается, что прибыль останется стабильной в будущем, используйте метод оценки дисконтирования денежных потоков. При этом берутся будущие чистые денежные потоки вашего бизнеса и дисконтируются до сегодняшней стоимости. Получив эти цифры, вы узнаете, какова оценка дисконтированных денежных потоков вашего бизнеса и сколько денег, как ожидается, принесут ваши бизнес-активы в будущем.

Для получения наилучших и наиболее точных результатов сравните два или более методов, чтобы вы были готовы к процессу слияния и поглощения и могли уверенно отстаивать стоимость вашего бизнеса.

Пре-капитальная и пост-капитальная оценка

Ниже приводится краткий обзор методов оценки до и после денег, а также сходства и различия между ними.

Пре-капитальная

В самом простом понимании оценка до вложения денег — это финансовый показатель, используемый для описания общей стоимости компании до вложения капитала. Этот тип оценки обычно рассчитывается путем анализа таких факторов, как активы, обязательства, выручка, прибыль и ряд других соответствующих финансовых факторов, которые часто зависят от характера бизнеса и сегмента экономики, в котором он находится. Кроме того, анализ, вероятно, будет включать изучение бизнес-плана и маркетинговой стратегии компании, соответствующего рынка, конкурентов на нем и других внешних экономических факторов, которые в конечном итоге повлияют на способность компании расти и процветать. Эта оценка основывается на состоянии компании до проведения раундов привлечения средств.

Пост-капитальная

Она рассматривает стоимость бизнеса после вложения капитала, часто через определенную форму привлечения средств. При оценке после денег инвестор предлагает денежную сумму на основе заявленной оценки после денег. Разумеется, это означает, что в этом предложении также подразумевается сумма оценки до денег. Стоимость акций до инвестирования — это просто оценка до вложения денег, деленная на количество акций в обращении. Однако, чтобы получить капитал инвесторов, необходимо выпустить новые акции. Это означает, что общее количество акций увеличивается, что приводит к размыванию доли первоначальных акционеров.

Например, если изначально было 100 акций стоимостью 10 долларов каждая, а инвестор предложил 500 долларов, то он получит 50 акций (500 долларов/10 долларов). Тогда в обращении окажется 150 акций, причем первоначальные акционеры будут владеть своими 100 акциями, а новый инвестор — своими 50 акциями. Это означает, что доля первоначальных акционеров уменьшится со 100% до 67%. Но если дела пойдут хорошо и в дальнейшем будет вкладываться больше денег, стоимость акций должна начать расти, как и оценка компании после вложения денег. Таким образом, даже если инвесторы владеют меньшей долей, они получают более высокую стоимость одной акции.

Источник

Оцените статью
Разные способы