- Как и для чего считают ликвидационную стоимость
- Что собой представляет ликвидационная стоимость?
- Разновидности ликвидационной стоимости
- Порядок оценки ликвидационной стоимости
- Формула для проведения расчетов
- Примеры расчета
- Нюансы при определении ЛС
- Подходы к оценке стоимости бизнеса
- Содержание статьи
- Оцениваем бизнес затратным подходом
- 1. Метод чистых активов
- 2. Метод ликвидационной стоимости
- Проводим оценку с помощью доходного подхода
- 1. Модель дисконтированных денежных потоков
- 2. Метод капитализации
- Используем сравнительный подход
- Подводим итоги
Как и для чего считают ликвидационную стоимость
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Расчет ликвидационной стоимости актуален при необходимости продажи активов предприятия в сжатые сроки. Позволяет быстро продать объекты по оптимальной цене. Стоимость должна быть привлекательной для потенциальных клиентов, но не сильно заниженной. Для ее определения потребуется принимать во внимание множество факторов.
Что собой представляет ликвидационная стоимость?
Ликвидационная стоимость – это цена активов предприятия, из которой вычтены издержки при реализации.
Уменьшение стоимости обусловлено необходимостью продажи объектов в сжатые сроки, возникшей вследствие следующих факторов:
- Банкротство компании.
- Необходимость расчетов с кредиторами.
- Продажа предприятия.
- Оптимизация производственных мощностей.
- Необходимость приобретения нового оборудования взамен устаревшего.
- Изменение направления деятельности предприятия.
Из реальной стоимости активов вычитаются траты на комиссионные сборы, транспортировку, рекламу, хранение. Предусматривается скидка для быстрого привлечения покупателей. Вследствие всех вычетов стоимость активов снижается. Рыночная цена на объекты почти всегда выше ликвидационной стоимости.
ВАЖНО! Продажа по ликвидационной стоимости может быть выгодна предприятию в финансовом плане. Данные случаи характерны при наличии острого спроса на реализуемый актив и увеличение расценок на него. В такой ситуации компания может продать объект по стоимости, которая превышает стандартные расценки.
Разновидности ликвидационной стоимости
Ликвидационная стоимость может отражать различные показатели. Подразделяется она на следующие виды:
- Краткосрочная или принудительная. Формируется в результате срочной продажи объектов. Из-за сжатых сроков стоимость снижается до минимума. Данный показатель может потребоваться при расчетах по задолженностям, которые невозможно отложить.
- Среднесрочная. На продажу активов выделено относительно длительное время. Задача менеджера – реализация объектов по стоимости, приближенной к рыночной. Возможность отсрочки продажи позволяет грамотно провести рекламную компанию, найти покупателей.
- Долгосрочная. Долгосрочная ликвидационная стоимость определяется при необходимости списания активов. В данном случае предприятие не получит никаких средств за объекты.
Обычно под ликвидационной стоимостью понимаются именно расценки при продаже активов. Сокращение цен будет зависеть от двух переменных: обстоятельств реализации и профессионализма менеджера.
Порядок оценки ликвидационной стоимости
Грамотное определение ЛС позволяет сократить расходы компании. В благоприятных обстоятельствах реализация активов может даже принести прибыль. Определение стоимости можно подразделить на следующие этапы:
- Анализ сведений, полученных из бухгалтерского учета. Данная информация позволяет определить балансовую стоимость активов. В рамках этапа должна быть проведена проверка наличия реализуемой собственности. Выявляется реальная рыночная стоимость объектов.
- Определение расходов по реализации. Нужно установить перечень вероятных расходов при продаже. К ним относятся траты на рекламу, размещение объявлений, поиск клиента. Также нужно учитывать расходы на хранение активов. На втором этапе определяется целесообразность продажи. Не всегда реализация активов – это наилучший вариант. Если расходы превышают ликвидационную стоимость, проще уничтожить объект.
- Разработка ликвидационного графика по каждому объекту. Отдельный график на каждый актив необходим потому, что одни объекты реализовать достаточно просто, для продажи других искать покупателя придется долго.
- Определение размера уменьшения стоимости. В первую очередь стоимость снижается на те объекты, которые сложно реализовать. Привлекательная скидка играет роль при быстром привлечении клиентов. Активы, на которые есть острый спрос, могут быть проданы по стоимости, приближенной к рыночной.
- Организация продажи. Предпринимаются действия, направленные непосредственно на реализацию имущества. Они могут включать в себя рекламные компании, поиск клиентов. Если была выявлена нецелесообразность продажи, то проводится уничтожение имущества.
Рекомендуется делать ставку не на быструю продажу, но на максимальное получение прибыли от реализации. Обычно менеджер ищет ту максимальную стоимость, при которой покупатели появятся в ближайшее время. Конкретный ее размер определяется типом активов. К примеру, реализовать новое оборудование, на который есть острый спрос, можно и по рыночной стоимости. С устаревшей техникой подобный номер не пройдет.
Формула для проведения расчетов
Существует несколько формул для определения ликвидационной стоимости. Наиболее актуальной является та, которая позволяет приблизить расценки к рыночным:
ЛС = Рыночная стоимость x (1 — Коэффициент при вынужденной реализации)
Коэффициент может составлять 0,1 – 0,5 или 10 — 50%. Точная его величина определяется в зависимости от рыночной цены на актив. Устанавливается коэффициент в результате экспертной оценки. Зависит он от следующих факторов:
- предполагаемые сроки реализации;
- амортизация оборудования и его тип;
- рыночная оценка актива;
- общая ситуация в требуемом рыночном сегменте.
Если провести экспертную оценку невозможно, коэффициент выставляется по нижней границе. То есть он будет составлять 0,5.
Примеры расчета
Предприятие в срочном порядке реализует оборудование для проведения расчета с кредиторами. Рыночная стоимость его составляет 50 000 рублей. Коэффициент вынужденной реализации вычислен не был, взята за основу нижняя планка. Расчет ЛС будет таким:
50 000 умножить на (1 — 0,5)
В результате мы получаем ликвидационную стоимость, равную 25 тысячам рублей.
ВАЖНО! Коэффициент зависит не только от характеристик активов, но и от ряда других факторов: сроки на продажу, уровень спроса. Чем больше возможностей для реализации объекта, тем выше будет коэффициент. При увеличении коэффициента повышается и ликвидационная стоимость.
Нюансы при определении ЛС
При установлении ликвидационной стоимости наблюдаются две основные ошибки: завышение или занижение цены. В первом случае актив не будет куплен, что приведет к проблемам. К примеру, к невозможности рассчитаться по долгам. Во втором случае предприятие не получит ту прибыль, которую могло бы получить.
Итак.
Ликвидационная стоимость – это оценка актива для продажи в сжатые сроки. Ее определение подразделяется на ряд этапов, в процессе которых решается вопрос с целесообразностью реализации. ЛС высчитывается на основании формулы, в которой фигурирует рыночная стоимость активов. Результаты оценки зависят от множества факторов, включающих технические характеристики объекта, спрос на него, время, отпущенное на реализацию.
Источник
Подходы к оценке стоимости бизнеса
Если спросить человека, сколько денег у него в кошельке или на счетах, он назовет конкретную сумму. Легко понять, сколько стоит квартира или машина. А как же быть с бизнесом? Можно оценить его стоимость? Конечно, да. Для этого существует три подхода к оценке стоимости бизнеса. Рассмотрим их подробнее.
Содержание статьи
Оценка стоимости бизнеса может потребоваться в следующих случаях:
- при продаже компании;
- для привлечения инвестиций или при открытии новых проектов;
- для оценки эффективности работы, страхования компании или оптимизации налогообложения;
- если собственник решил закрыть компанию.
Олег владеет химчисткой. Помещение в аренде, оборудование: 4 стиральных и 4 сушильных машины. Мебель: стойка администратора, стул, диван и стол в клиентской зоне, кофемашина.
Для открытия брали кредит, по нему осталось выплатить 200 000 рублей. Олегу поступило предложение от конкурентов, которые хотят масштабироваться, о покупке бизнеса, поэтому он решил посчитать, сколько стоит его компания.
Для оценки стоимости бизнеса можно воспользоваться тремя подходами: затратным, сравнительным и доходным. Специалисты рекомендуют использовать два разных подхода и сравнить результат. Он не должен сильно отличаться. Если разница большая — где-то допущена ошибка.
Сергей Васильев, руководитель финансового направления консалтинговой компании Smart Success Group:
«Оценка бизнеса позволяет понять, сколько можно получить за него при желании его продать. Для отслеживания динамики развития компании рекомендуется проводить оценку регулярно, например, ежегодно.
Важно понимать, что ключевое слово — это «оценка». Полученные показатели — это не всесторонне объективное значение, это субъективное мнение. От того, кто проводит оценку, будет зависеть, какой метод использовать, какие предположения и допущения принять во внимание, какой горизонт планирования закладывать. Я неоднократно оценивал компании, рассматривая их с точки зрения денежных потоков или сравнивая их с аналогами. И я уверен, что в зависимости от целей, компанию можно оценить диаметрально противоположно: можно как занизить, так и завысить стоимость. Объективность в данном вопросе — понятие относительное»
Оцениваем бизнес затратным подходом
Стоимость объекта оценки определяется как сумма затрат, необходимых для создания такого же объекта с учетом износа. Важный нюанс — учитывается не сколько денег потратил предприниматель на бизнес, а сколько денег потребуется, чтобы воссоздать такую же компанию.
Например, кофемашина, которая стоит у Олега в клиентской зоне, подарена друзьями на открытие бизнеса. Стоимость приобретения — ноль рублей. Новая машина такой же модели будет стоить 30 000 рублей. Но для оценки стоимости бизнеса потребуется ее рыночная цена. Сейчас эта модель с той же степенью износа стоит 20 000 рублей. Эта стоимость и будет использоваться в оценке.
Затратный подход включает два метода:
1. Метод чистых активов
Стоимость компании равна сумме всех активов за вычетом обязательств.
Олег проанализировал, сколько стоит оборудование и мебель, вычел обязательства по кредиту и получил результат 630 000 рублей.
2. Метод ликвидационной стоимости
Бизнес рассматривается как комплекс активов, которые нужно продать как можно быстрее для погашения обязательств. В этом случае, стоимость активов, полученная предыдущим методом, корректируется на дисконт (размер скидки для ускорения продажи) и стоимость рекламы.
Предположим, Олег решил переехать и продать химчистку как можно быстрее. Все активы он продает со скидкой 10% и планирует потратить еще 30 000 рублей на рекламу.
Скидка = 830 000 х 10% = 83 000 (руб.)
Стоимость активов = 830 000 — 83 000 = 747 000 (руб.)
Стоимость бизнеса = 747 000 — 30 000 — 200 000 = 517 000 (руб.)
Сергей Вербицкий, трабл-шутер, ментор:
«Оценка бизнеса нужна, если вы готовитесь к какому-то событию. Например, взять кредит в банке, продать весь бизнес или его часть, привлечь инвестиции. Ее можно провести самостоятельно, но вторая сторона может не доверять такой оценке. Чтобы этого избежать, можно обратиться в стороннюю компанию. Каждый метод оценки имеет свои и плюсы и минусы. Лучше выбирать тот, который привычен инвестору. Если же проводит оценку бизнеса сторонний специалист, то он лучше знает, какой метод предпочитает банк, фонд или инвестор»
Проводим оценку с помощью доходного подхода
Если затратный подход опирается на стоимость имущества, то доходный основан на определении ожидаемых поступлений от бизнеса. Он предполагает, что бизнес будет приносить стабильную прибыль на протяжении долгого периода. Резкие изменения экономики, локдауны, революционные предложения на рынке остаются «за скобками». Так, владелец нефтяной вышки будет рассчитывать стоимость бизнеса исходя из текущей прибыли, не задумываясь о растущей популярности электротранспорта.
Доходный подход также включает два метода:
1. Модель дисконтированных денежных потоков
Основана на будущей прибыли.
Чтобы понять, сколько денег будет приносить бизнес в будущем, строится финансовая модель денежного потока, похожая на отчет о движении денежных средств.
Химчистка Олега приносит 40 000 рублей в месяц. Узнать эти данные не составило труда, так как Олег с открытия ведет учет в сервисе Планфакт. Размер денежного потока в следующие три года составит:
Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.
Казалось бы, дело сделано. Но все не так просто. Деньги сейчас стоят больше, чем деньги в будущем. У всех нас есть примеры того, что какая-то вещь раньше стоила меньше, чем сейчас. Дорожает недвижимость, товары, услуги, путешествия. С каждым годом объем товаров, который можно купить на 1000 рублей уменьшается. Значит, 1000 рублей в 2031 году будет стоить меньше, чем 1000 рублей в 2021.
Снижение стоимости денег показывает ставка дисконтирования. Она может определяться различными методами, рассчитываться на основании мнений экспертов или доходом по надежным инструментам, например, государственным ценным бумагам. Чаще всего, она выше ставки по депозитам, так как учитывает, что вложения в бизнес более рискованные. И чем надежнее бизнес, тем меньше риск и ниже ставка дисконтирования.
Для того, чтобы облегчить расчеты, можно воспользоваться функцией ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel или NPV в Google Таблицах. Олег посчитал, что у него стабильный, приносящий доход бизнес, поэтому установил ставку дисконтирования 30%. При прогнозируемом доходе 480 000 рублей в год, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 871 734 рубля.
2. Метод капитализации
Оценивает бизнес исходя из прошлых доходов. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Результат — стоимость компании. Ставка капитализации — это значение ставки доходности на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку.
Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества
Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации
Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:
«Подход, основанный на оценке прибыли, состоит в том, что ценность бизнеса заключается в его способности производить богатство в будущем.
Если бизнес в прошлом году имел доход в 1 миллион рублей, а средняя ставка капитализации в отрасли составляет 10%, вы можете оценить стоимость, разделив 1 миллион рублей на 10%. Итоговая стоимость компании составит 10 миллионов рублей.
Оценка бизнеса индивидуального предпринимателя может стать сложной задачей, поскольку лояльность клиентов напрямую зависит от личности владельца бизнеса. Будут ли клиенты автоматически ожидать, что новый владелец предоставит такой же уровень обслуживания и сервиса? Поэтому оценка бизнеса должна включать риск, при котором бизнес может быть потерян в результате смены владельца. Хотя метод оценки прибыли является наиболее популярным, самым правильным будет использование комбинации методов оценки стоимости бизнеса»
Используем сравнительный подход
Для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом нужно выбрать несколько сделок на рынке с похожими компаниями, у которых известна цена продажи. Сравнение проводится по какому-то общему показателю. Это может быть выручка на квадратный метр площади, заполняемость номерного фонда, число посадочных мест.
Олег связался со своими знакомыми владельцами химчисток, посмотрел объявления о продаже и собрал базу для анализа. В нее попали 4 компании с похожим спектром услуг и расположением в городах с населением от 300 до 500 тысяч человек, как и его бизнес. В качестве основного показателя для сравнения Олег выбрал количество стиральных машин, потому что от него зависит объем продаж.
В результате анализа выяснилось, что цена продажи бизнеса, в расчете на одну стиральную машину колеблется от 150 000 до 200 000 рублей, а, в среднем, составляет 182 500. Если умножить эту величину на количество стиральных машин в химчистке Олега, можно получить стоимость его бизнеса сравнительным методом.
182 500 х 4 = 730 000 (руб.)
Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:
«Сравнительный подход — это определение стоимости компании в сравнении с аналогичными, которые недавно были проданы. Идея похожа на использование сравнений с недвижимостью для оценки квартиры или дома. Этот метод работает только в том случае, если существует достаточное количество похожих компаний для сравнения.
Оценка стоимости бизнеса индивидуального предпринимателя на основе рыночной стоимости особенно сложна, так как найти общедоступную информацию о предыдущих продажах аналогичных предприятий часто просто невозможно»
Подводим итоги
Итак, у Олега получилось три разных варианта стоимости бизнеса:
- 630 000 рублей рассчитано затратным подходом;
- 871 734 рубля получилось в результате доходного;
- 730 000 рублей — результат оценки с помощью сравнительного подхода.
Эти суммы дали Олегу понимание того, с какой стоимости можно начать переговоры и ниже какой цены лучше не опускаться. Покупатель может согласиться или нет с результатами оценки и ценой бизнеса, но Олег знает, на что ориентироваться в ходе сделки.
Марина Захарова, CEO Dolce Style:
«Когда продавала долю бизнесе, пользовалась простым подходом, отталкиваясь от того, сколько люди реально готовы заплатить. Пыталась привлечь оценщиков, но это не помогло. В итоге, продала долю за сумму, равную годовой прибыли»
Ян Петручик, PR-специалист Potolki.SPb:
«Я продал два готовых бизнеса: магазин и сервис техники Apple, точку по продаже хот-догов в торговом комплексе. Оценку провел по простой формуле:
Стоимость бизнеса = Годовая прибыль + Стоимость активов
В магазине активами я посчитал: торговое оборудование: стенды и инструменты. Для точки фаст-фуда добавил к годовой прибыли стоимость холодильников и прочей техники. Аккаунты в социальных сетях и настроенные рекламные кампании передавал покупателям бесплатно»
Источник