Экономическая оценка лесных ресурсов
Экономическая оценка лесных ресурсов
Лесные ресурсы отличаются многофункциональностью, использование лесных ресурсов возможно по многим направлениям – эксплуатационные функции, средозащитные, эстетические и др. Соответственно и экономическая оценка лесов должна проводиться с учетом всех функций, выполняемых ими. Основой для экономических оценок являются данные лесоустройства (или экспертные оценки для территорий по которым нет таких данных).
Работы по лесоустройству согласно Лесному кодексу РФ включают:
q определение границ лесного фонда, лесхозов, национальных парков и государственных природных заповедников;
q выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
q инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
q определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов, учреждений высшего профессионального образования;
q выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
q выделение участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, участков по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов, а также требующих выполнения других лесохозяйственных мероприятий;
q обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую группу или категорию, перевод непокрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
q определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
q определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, других лесохозяйственных мероприятий;
q определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
q лесобиологические и другие специальные обследования;
q надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
q иные лесоустроительные действия.
В ходе работ по лесоустройству составляются и утверждаются органом управления лесным хозяйством лесоустроительные проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, а также основные положения организации и ведения лесного хозяйства.
В соответствии с Лесным кодексом РФ лесной фонд в зависимости от экономического, экологического и социального значения, а также местоположения участков и выполняемых функций подразделяются на 3 группы; леса первой группы подразделяются также на три группы по категориям защитности. В лесах этих групп могут выделяться особо защитные участки, где ограничен режим лесопользования (берего – и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие). В зависимости от группы лесов и категориии защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использование лесного фонда и порядок изъятия участков, в том числе и запрет рубок.
Эксплуатационная и средозащитная ценность лесных ресурсов определяется по данным лесоустройства. Эксплуатационная ценность (Эц) в пределах территории определяется по формуле [47]:
где Rд, Rn, Ro, Rдр – доход в результате использования лесного фонда соответственно для заготовки древесины, побочного использования, использования для нужд охотничьего хозяйства и других целей.
К побочному лесоиспользованию относятся: заготовка древесных соков, живицы, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, сена, а также размещение пасек, пастбищ и др.
Кроме перечисленного, комплексная, полноценная оценка лесных ресурсов требует также учета средозащитной, санитарно-гигиенической, водоохранной и противоэрозионной функции лесов.
Особую категорию оценок представляют собой кадастровые оценки природных ресурсов. Так, в качестве примера можно привести процедуру кадастровой оценки лесов в РФ [51].
Рис. 8.2. Классификация лесов в составе лесного фонда РФ
Кадастровая оценка участков лесного фонда используется для:
· расчета размера платы, взимаемой за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда;
· определения размеров платежей за пользование участками лесного фонда;
· оценки хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства;
Кадастровой оценке подлежат участки лесного фонда, имеющие фиксированные границы и характеризующиеся определенными местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимом. Самостоятельные объекты оценки участков лесного фонда показаны на рис. 8.3.
Рис. 8.3. Объекты кадастровой оценки участков лесного фонда
Находящиеся на оцениваемом участке древостои, достигшие возраста спелости и имеющие преимущественно эксплуатационное значение, оценивают по действующим ставкам лесных податей, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Ресурсы иных видов лесных пользований оцениваются по соответствующим действующим ставкам лесных податей, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Оценка зданий, сооружений, дорог и иных аналогичных улучшений, которые находятся на оцениваемом участке, производится в порядке, принятом для оценки подобного рода объектов.
Предметом кадастровой оценки лесов в соответствии с Методикой являются:
· кадастровая стоимость участков земель лесного фонда;
· кадастровая стоимость наличных древостоев, имеющих преимущественно эксплуатационное значение, но не достигших возраста спелости;
· кадастровая стоимость насаждений специального назначения (лесосеменных участков, лесосеменных плантаций и другого).
Кадастровая стоимость участков земель лесного фонда оценивается с учетом их функционального назначения, качества лесорастительных условий, размера, местоположения и других характеристик.
Оценка стоимости лесных земель, а также насаждений и прочих запасов лесных ресурсов определяется в зависимости от группы лесных насаждений, группы защитности лесов первой группы, класса бонитета лесных насаждений, удаленности лесных участков и др. факторов. Оценки устанавливаются в зависимости от ставок лесных податей за определенный вид лесных ресурсов, с учетом варианта использования, а также поправочных коэффициентов (оборот рубки, удаленность участка и др.).
Рассмотрим проведение экономической оценки лесных ресурсов Томской области (по данным [48]).
При оценке древесных ресурсов ставки лесных податей на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню в лесах Томской области (табл. 8.3) и дана шкала рентных надбавок к лесным податям на деловую древесину (табл. 8.4) установлены Решением Томской областной Думы [91]
Лесные подати на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню в лесах Томской области
Лесные подати (руб.) за 1 плотный куб. м
Источник
Способы оценки лесных ресурсов
от 10 марта 2000 года N 43
____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации
( письмо Минюста России от 6 мая 2000 года N 3531-ЭР)
____________________________________________________________________
Для определения кадастровой оценки участков лесного фонда и в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст.610)
2. Органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации принять Методику экономической оценки лесов к руководству.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление экономики (Аникеева О.А.).
Статс-секретарь —
первый заместитель
руководителя Федеральной службы
М.Д.Гиряев
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 10 марта 2000 года N 43
МЕТОДИКА
экономической оценки лесов
Настоящая Методика разработана в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 5, ст.610) и определяет методы кадастровой оценки участков лесного фонда с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет способы кадастровой оценки участков лесного фонда для:
A) расчета размера платы, взимаемой за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда;
Б) определения размеров платежей за пользование участками лесного фонда;
B) оценки экономической доступности лесных ресурсов;
Г) оценки хозяйственной деятепьности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства;
Д) подготовки экономического раздела государственного лесного кадастра.
2. Объектами кадастровой оценки (в дальнейшем — оценки) являются участки лесного фонда, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимом. При этом самостоятельными объектами оценки выступают:
A) земля участков лесного фонда как таковая без расположенных на них улучшений (насаждений, зданий, сооружений, дорог и тому подобного). Объектами оценки выступают лесные земли (покрытые лесом земли и непокрытые лесом земли, включая земли, занятые гарями, прогалинами, рединами, вырубками, погибшими насаждениями) и нелесные земли, входящие в состав земель лесного фонда;
Б) древостои, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, достигшие возраста спелости;
B) древостои, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, но не достигшие возраста спелости, а также насаждения специального назначения (лесосеменные участки, лесосеменные плантации и другое), которые в момент оценки находятся на оцениваемом участке лесного фонда;
Г) наличные запасы иных лесных ресурсов (второстепенных лесных ресурсов, ресурсов побочного пользования и ресурсов других видов лесных пользований).
3. Находящиеся на оцениваемом участке древостои, достигшие возраста спелости и имеющие преимущественно эксплуатационное значение, оцениваются по действующим ставкам лесных податей, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Ресурсы иных видов лесных пользований оцениваются по действующим ставкам лесных податей, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации для соответствующих видов лесных пользований.
5. Оценка зданий, сооружений, дорог и иных аналогичных улучшений, которые находятся на оцениваемом участке, производится по соответствующим методикам.
6. Предметом кадастровой оценки лесов в соответствии с настоящей Методикой являются:
А) кадастровая стоимость оцениваемых участков земель лесного фонда;
Б) ожидаемый рентный доход, который может быть получен при использовании оцениваемых древостоев, имеющих преимущественно эксплуатационное значение, но не достигших возраста спелости, а также насаждений специального назначения (лесосеменных участков, лесосеменных плантаций и другого).
7. Оценка кадастровой стоимости участков земель лесного фонда производится с учетом их функционального назначения, качества лесорастительных условий, размера, местоположения и других характеристик, влияющих на величину кадастровой стоимости участков. Участки лесных земель и нелесных земель оцениваются по-разному.
II. Кадастровая оценка лесных земель
8. Оценка лесных земель производится с учетом многофункциональной роли лесов.
9. Величина кадастровой стоимости отдельных участков лесных земель равного размера, равного качества, местоположения и целевого назначения будет одинаковой независимо от того, имеются или отсутствуют в момент проведения оценочных работ на земельных участках лесные насаждения, так как последние оцениваются отдельно и в кадастровую стоимость лесных земель оценка имеющихся насаждений не входит.
10. Кадастровая стоимость участка лесных земель численно равна капитализированной ренте, которая может быть получена начиная с момента проведения кадастровой оценки и в продолжение бесконечно длительного периода времени при выращивании на нем насаждений, обладающих высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам и обеспечивающих в данных лесорастительных условиях наивысшую сумму дисконтированного рентного дохода от всех видов лесопользования (в дальнейшем — эталонных насаждений).
11. Капитализированная рента определяется как разница между суммарным валовым капитализированным доходом от всех видов лесопользования и капитализированными расходами лесного хозяйства по лесовосстановлению 1 га леса по формуле (1):
Капитализирован-
ная рента на 1 га лесных земель
Сумма валовых капитализированных доходов на 1 га лесных земель от всех видов лесопользования, установленных Лесным кодексом Российской Федерации
Капитализирован-
ные расходы лесного хозяйства по лесовосстанов-
лению 1 га леса
12. Валовой капитализированный доход в расчете на 1 га, который должен возникнуть при отпуске древесины на корню и при отпуске второстепенных лесных ресурсов* из эталонных насаждений при выращивании их на оцениваемом участке лесных земель, определяется по формуле (2):
* В большинстве случаев отпуск таких второстепенных лесных ресурсов как пни, кора, береста, пихтовые, сосновые, еловые лапы, по времени и периодичности совпадает с главным пользованием, поэтому формулы вычисления капитализированного валового дохода для этих видов лесопользования одинаковы.
Источник