Методика оценки эффективности урока.
учебно-методический материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_metodika_effektivnosti_uroka.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики оценки эффективности урока.
Каждый учитель стремится к том, чтобы урок был эффективным. Заглянем в словарь Сергея Ивановича и прочтём, что значит слово «Эффективность — дающий эффект, действенный».
В области педагогики под эффективностью подразумевают следующее:
— конкретность поставленной цели и задач, умение её поставить и добиться её на практике;
Существует формула, по которой можно путём подсчётов баллов определить уровень эффективности проведённого урока.
Анкета для учителей (2- да, 0 — нет)
- Выполнение намеченного плана урока.
- Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО.
- Реализация основных психологических и гигиенических требований.
- Наличие эффективной обратной связи с учащимися.
- Уровень педагогического и методического мастерства.
- Уровень оформления документации к уроку(журнал, тетради, план урока).
- Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).
- Рациональность использования времени урока.
- Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя.
- Соблюдение правил охраны труда.
- Реализация принципа научности.
- Чёткость осуществления принципа наглядности.
- Реализация принципа прочности.
- Соблюдение принципов проблемности, прочности, осознанности, посильности.
- Реализация принципа проблемности.
- Осуществление принципа связи теории с практикой.
- Правильность выбора методов и форм обучения.
- Оптимальность выбора и степень достижения главной цели.
- Контроль за ЗНУ учащихся.
- Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.
- Нравственная и мировоззренческая направленность
- Формирование общеучебных навыков.
- Работа над культурой речевого поведения.
- Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.
- Соблюдение физических и гигиенических требований.
- Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.
- Эстетическое воздействие урока на учащихся.
- Использование воспитательных возможностей оценок.
- Стиль руководства учениками.
- Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.
- Уровень познавательной активности.
- Наличие интереса к уроку, предмету.
- Степень самостоятельности.
- Учение вычленять ведущие цели в учебном материале.
- Уровень аналитических умений и навыков.
- Развитие навыков коллективной работы.
- Развитие речевых, орфографический и иных навыков.
- Умение работать у доски, с доской.
- Организованность, дисциплинированность.
- Внешний вид ученика.
ЭУ = Итого по уроку . 100% : 80 = ? %
(т.к. высшее число баллов — 80)
Если эффективность урока 75-80% — урок отличный
Если эффективность урока 65-76% — урока хороший
Если эффективность урока ниже 65% — урока удовлетворительный.
(Полное выполнение — 2 б, частичное – 1б, за невыполнение требований – 0б.)
Карта отслеживания эффективности урока (ученик и учитель)
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный, обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
2. Вспомни (как можно точнее тему урока)__________________
3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________
4. Каков был план урока
5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты
использовал на уроке
6. Чему новому ты научился на уроке.
7. Какова была главная мысль, идеи на уроке.
8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.
Методика работы с картой такова: данные карты проверяющий выдаёт учителю, ведущему урок, и учащимся по окончанию урока или через 5-6 уроков. Учитель и учащиеся заполняют карту эффективности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя.
Ученик оценивается так:
«5» — текст учащегося соответствует тексту учителя на 100-80%
«4» — текст учащегося близок к тексту учителя на 80-60%
«3» — работа выполнена скорее хорошо, чем плохо – 60-40%
«2» — что-то получается на 40-20%
«1» — получается очень мало – на 20-10%
«0» — ничего не написано.
ЭУ = Nу . 100% . Nобщ. = ?%
Nу – число успешных работ учащихся с оценкой 5,4,3
Nобщ. – общее число работ учащихся.
Если эффективность урока 75-80% — урок отличный
Если эффективность урока 65-76% — урока хороший
Если эффективность урока ниже 65% — урока удовлетворительный.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была « отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ образовательного процесса в классном коллективе 1 «Б» за 2010\2011 учебный год
Данную форму я использую как своеобразный шаблон для анализа работы за учебный год по разным направлениям.
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе: проблемы, опыт, перспективы.
Нашей основной задачей мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников школы в сложных и динамично меняющихся условиях.
Методические рекомендации по оценке эффективности воспитательной работы с классым коллективом на основе критериального наблюдения
Предложенная схема поможет классным руководителям проанализировать эффективность воспитательной работы.
Основные критетии оценки эффективности обучения воспитания
Основные критерии оценки эффективности обучения и воспитания.
Критерии оценки эффективности реализации программы детского объединения «РАДУГА»
выступление на МО.
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Источник
Способы оценивания учебных достижений в условиях ФГОС
учитель русского языка и литературы
победитель конкурса «Лучшие учителя России 2013г»
Способы оценивания учебных достижений в условиях ФГОС
(из опыта работы)
Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, большим количеством возможностей. Выпускник школы должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого ещё в школе необходимо научиться определённым способам действий.
В стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому мы должны научить обучающихся давать оценку деятельности по ее результатам, делать выводы.
А на этапе рефлексивного оценивания учитель уже в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Изменения в содержании современного образования влекут за собой и изменение системы оценивания. Работая в творческом тандеме с учителем начальных классов Хабибуллиной Р.Ш., которая в 2015 году выпустила своих «первых ФГОСных ласточек», мы столкнулись с необходимостью поиска принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценки идет огласка общественности: учеников, родителей, педагогического коллектива.
Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда. В подростковом возрасте успеваемость школьников часто снижается по сравнению с предыдущим годом обучения или даже по сравнению с предыдущей четвертью.
Поэтому первое, что необходимо сделать — это научить школьника положительному умению самоконтроля:
— сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;
— анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;
— искать ошибки и пути их исправления.
Для учителя, который берёт пятиклассников, обучавшихся по ФГОСу, конечно работать в этом направлении намного легче. Эти дети уже умеют рефлексивно оценивать свою деятельность, работу своих одноклассников, корректировать свой образовательный путь. Процесс, в результате которого обучающийся становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей уже запущен.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности, предполагают не только активную деятельность обучающихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Сегодня учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки, научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий обучающийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно — ориентированном обучении. Поэтому целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности!
Рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость . Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивное оценивание может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года.
При выборе того или иного вида рефлексивного оценивания нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности:
Этап учебной деятельности
Организационный момент и целеполагание
обеспечивает побуждение учащихся к деятельности
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление
выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.
Актуализация ЗУН учащихся
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности
прием незаконченного предложения, тезиса,
каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия
Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.
самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
На завершающем этапе использование вопросов:
— Что дала вам работа в парах?
— Помогла вам такая форма работы понять и запомнить …?
— Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?
«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой
Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей», высказываний: Я не знал…
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
В 2012 году у меня 5 класс, и я только начинаю осваивать новые виды деятельности, приёмы работы по ФГОС. Много вопросов и проблем… Катастрофически не хватает времени на уроке. Хочется, как обычно всё рассказать, объяснить самой. Очень трудно давались приемы организации рефлексии на уроке . Особенно хорошо получилось у нас с ребятами проведение промежуточного и итогового оценивания. По форме деятельности обучающимся нравится проводить индивидуальное или групповое рефлексивное оценивание. Сегодня эти дети уже в 8 классе, мною собрана небольшая Копилочка интересных идей, апробированных приёмов рефлексивного оценивания, с которыми мне бы хотелось поделиться с вами.
Рефлексия (самооценка) настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Либо «Светофор» — жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета.
2. Использование различных изображений:
«Дерево». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. При целеполагании использую этот приём «Дерево» следующим образом, предлагаю написать на белой стороне листочка цель, которую ставит обучающийся для себя на уроке и прикрепить этот листок к дереву на доске магнитом. В конце урока, если достигнута цель, обучающиеся переворачивают листок зелёным цветом вверх и «Дерево» зеленеет.
3. «Метеокарта настроения» — если хорошее настроение рисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния!
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я научился…» и т.п.
Нравится ребятам работать с небольшой анкетой , наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно предложить обучающимся устно аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
Упражнение «Плюс – минус – интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу со знаком «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рефлексивная самооценка «Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
1. понял материал
2. ничего не понял
2. узнал больше, чем знал
3.не понял тему урока
Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
В завершение урока часто провожу и такую рефлексивную оценку:
— Поставьте в конце записей сегодняшнего урока на полях восклицательный знак, если вы себя похвалили себя за урок, знак вопроса – если у вас осталось много вопросов, и т.д.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:
Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.
Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:
Источник