- Показатель качества
- Что такое показатели качества продукции
- Классификация показателей
- По месту в жизненном цикле
- Начальный период
- Внедрение в производство
- Создание рынка и дальнейшие этапы
- По потребительским свойствам
- Технические показатели качества продукции
- Конструктивные
- Показатели состава и структуры
- Использование сырья
- Экономические показатели
- По применению для оценки
- По количеству характеризуемых свойств
- По возможности оценки
- Методы измерения показателей качества
- Заключение
- Способы оценки качества требования
- Предисловие
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Подход к выбору продукции по критерию качества для внесения ее в нормативную базу Системы
- Приложение А (справочное)
Показатель качества
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.
Что такое показатели качества продукции
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.
Классификация показателей
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле
Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период
Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство
Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы
На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.
По потребительским свойствам
Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции
Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные
К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры
Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:
процентное содержание определенных добавок в стали;
массовая доля сахара в продуктах;
количество серы, содержащейся в коксе.
Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья
Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.
Экономические показатели
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки
При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.
По количеству характеризуемых свойств
При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.
По возможности оценки
При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.
Методы измерения показателей качества
Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:
Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.
Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:
Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.
Итак, чтобы точно определить значение показателя:
Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
Применяют непосредственные изменения характеристик.
Показатели берут из предоставленной документации.
Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.
В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.
Заключение
Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.
Источник
Способы оценки качества требования
ГОСТ Р 56564-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Рекомендации по формированию нормативной базы для оценки качества продукции
System for Russian product quality confirmation. Guidelines for forming normative base for product quality assessment
Дата введения 2015-10-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Формирование в Российской Федерации системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» вызывает необходимость создания нормативной базы, на основе которой должна проводиться оценка качества продукции.
Настоящий стандарт содержит подход к формированию такой нормативной базы.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по формированию нормативной базы для оценки качества продукции в рамках системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту [1].
3.2 знак качества: Знак соответствия, удостоверяющий, что продукция соответствует критериям «Системы подтверждения качества российской продукции».
3.3 качество: Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
3.4 нормативная база: Информационная база, содержащая требования к продукции, оценка качества которой проводится в Системе.
3.5 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [1].
3.6 подтверждение соответствия: Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [1].
3.7 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
3.8 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3.9 соответствие: Выполнение требования.
3.10 форма подтверждения соответствия: Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [1].
3.11 виртуальный образец: Установленная в документе «Системы подтверждения качества российской продукции» совокупность показателей качества продукции и их значений, определенных на основе анализа показателей качества и их значений лучших зарубежных и отечественных аналогов.
4 Общие положения
4.1 Основной целью создания «Системы подтверждения качества российской продукции» (далее — Система) является формирование доверия и отношения к продукции, маркированной Знаком качества, как продукции повышенного качества.
4.2 Областью применения Системы является российская продукция, предназначенная для потребительского рынка.
4.3 В нормативную базу Системы вносятся требования к продукции по четырем группам критериев:
— критерии отнесения к российской продукции. Критерии устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и правилами Системы;
— критерии отнесения к продукции повышенного качества. Подход к определению продукции повышенного качества устанавливается настоящими Рекомендациями и правилами Системы;
— критерий соблюдения обязательных требований технических регламентов или других обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— критерий обеспечения стабильности качества.
4.4 Следует использовать следующие принципы для создания доверия к Знаку качества Системы:
а) Выбор продукции. Следует привлекать в Систему продукцию производителей, пользующуюся повышенным спросом и доверием у потребителей;
б) Сертификация продукции. Должна обеспечиваться объективность и беспристрастность подтверждения соответствия качества продукции заявленным требованиям и подтверждения стабильности производства;
в) Информационная поддержка. Необходима широкая пропаганда Системы путем информирования о ее прозрачности, методах и структуре, обеспечивающих профессионализм и объективность, эффектах от применения Знака качества и др.;
г) Мониторинг и контроль за применением Знака качества на рынке. Следует использовать контроль в рамках системы добровольной сертификации, контроль потребителей и потребительских сообществ, государственный контроль в рамках антимонопольного законодательства, законодательства о техническом регулировании и защиты прав потребителей;
д) Государственная поддержка. Определение политики и мониторинг деятельности Системы. Стимулирование информационной поддержки. Развитие частно-государственного партнерства. Использование государственных механизмов контроля.
5 Подход к выбору продукции по критерию качества для внесения ее в нормативную базу Системы
5.1 При формировании требований к объектам Системы должны быть установлены ключевые потребительские показатели качества продукции, определяющие ее конкурентные преимущества.
Ключевые потребительские показатели качества продукции устанавливаются экспертно путем широкого обсуждения и согласования с представителями всех заинтересованных сторон.
5.2 Критерии отнесения к продукции повышенного качества устанавливаются применительно к каждому виду продукции. Критерий состоит из наименования ключевого показателя качества продукции, его численного значения и относительной характеристики. Относительная характеристика определяет, должно ли быть реальное значение показателя качества ниже, равно или выше установленного численного значения.
Данная информация вносится в нормативную базу Системы.
5.3 Для установления требований по ключевым потребительским показателям качества продукции могут быть использованы национальные стандарты, содержащие требования к продукции наиболее высокого сорта или категории (или требования к значимым потребительским свойствам продукции), соответствие которым дает уверенность, что производимая продукция обладает наилучшими параметрами качества. При наличии таких стандартов критерием отнесения к продукции повышенного качества принимаются показатели и их значения, установленные в стандарте для продукции наивысшего сорта (категории).
5.4 В тех случаях, когда стандарты, содержащие требования к сортам или категориям качества на продукцию, отсутствуют, необходимо инициировать разработку таких стандартов.
Целесообразно формирование специальных программ разработки национальных стандартов, определяющих характеристики продукции различных категорий качества, или предварительных стандартов с повышенными показателями качества.
5.5 При отсутствии такого рода национальных стандартов или иных аналогичных нормативных документов экспертным путем могут устанавливаться показатели качества гипотетического (виртуального) образца, сравнение с которыми дает основание относить продукцию к категории повышенного качества. Рассматриваются ключевые потребительские показатели качества продукции, внесенные в нормативную базу для данного вида продукции. Установление значений показателей качества виртуального образца осуществляется на основе анализа продукции ведущих, наиболее популярных мировых производителей. Значения показателей качества виртуальных образцов вносятся в нормативную базу Системы.
5.6 В случае если продукция характеризуется несколькими ключевыми показателями качества, в случае необходимости квалиметрическими методами определяется интегральный показатель качества и устанавливается его значение для отнесения продукции к продукции повышенного качества.
5.7 Форма представления нормативной базы Системы приведена в приложении А. Нормативная база Системы анализируется и актуализируется не реже одного раза в год.
Приложение А
(справочное)
Форма представления нормативной базы «Системы подтверждения качества российской продукции»
Наимено-
вание вида продукции
Наименование и обозначение стандарта, используемого для идентификации продукции
Критерии для проведения оценки реальной продукции с целью присвоения Знака качества
Критерий отнесения к российской продукции
Критерий отнесения к продукции повышенного качества
Критерий соблюдения обязательных требований
Критерий обеспечения стабильности качества
Устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами РФ или правилами Системы
Вносятся численные значения ключевых показателей качества и при необходимости значение интегрального показателя или указывается стандарт, содержащий требования к высшей категории качества
Вносятся наименование и обозначение ТР ТС и/или нормативных правовых актов РФ, устанавливающих обязательные требования к продукции
Определяется способ проверки, удостоверяющий способность организации обеспечивать стабильное качество
Источник