- Методы оценки проектов
- Вовлечение в планирование на стратегическом уровне
- Выявление движущих сил проекта
- Количественная оценка стратегических ценностей
- Определение факторов, влияющих на успех проектов
- Создание матрицы оценок и приоритетов
- Проверка правильности полученных результатов
- Уровни и моменты оценки проекта
- Различные моменты оценки проекта
- Оценка ожиданий от проекта до старта проекта
- Оценка исполнения процессов в ходе проекта
- Оценка исполнения планов в ходе проекта
- Оценка исполнения планов в момент закрытия проекта
- Оценка исполнения ожиданий от проекта после завершения проекта
- Выводы
- Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
- Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Методы оценки проектов
Многие сегодняшние проекты в компаниях, независимо от размеров организации, отрасли и структуры, выбираются и инициируются в отрыве друг от друга, без учета их взаимного влияния и общей стратегии. Каковы риски такого подхода к реализации проектов? Не используя методы оценки проектов компания может столкнуться с конкуренцией за ресурсы, в том числе людские и технологические, а также с конфликтами при определении сроков и целей. Возможно даже, что реализация какого-то проекта негативно отразится на других областях бизнеса.
Зачастую каждое подразделение норовит присвоить наивысший приоритет именно своим проектам. Но если организация не обладает громадным количеством ресурсов или запасом времени и ставит перед собой достаточно четкие цели, одинаково приоритетными проекты быть не могут. Существуют методы оценки проектов и расстановки приоритетов, уже доказавшие свою эффективность.
Вовлечение в планирование на стратегическом уровне
Первое, что должен сделать руководитель программы, проекта или управляющий портфелем, – это принять участие в планировании на стратегическом уровне. В контакте с руководством добейтесь полного понимания направлений развития бизнеса, поставленных сроков и ситуации в целом. Любые подробности окажутся здесь нелишними.
Возможно, потребуется несколько сеансов стратегического планирования, в ходе которых будет почерпнута ценная информация, помогающая принимать обоснованные решения в части программ, портфелей и проектов. Можно рассматривать это как составление плана, позволяющего не только очертить желаемые цели, но и наметить пути их достижения. Важно убедиться в том, что вы идете правильным курсом.
Выявление движущих сил проекта
Важность проектов может быть обусловлена различными факторами. Проекты инициируются в целях создания или расширения чего-либо, выполнения тех или иных требований, устранения барьеров, снижения рисков, преодоления существующих или потенциальных проблем, увеличения оборота, получения ранее недоступных возможностей и просто рационализации процессов. Переговорите с руководством и постарайтесь выяснить, какие из следующих движущих сил способствуют реализации каждого предлагаемого проекта:
- конкурентные преимущества;
- сокращение затрат и финансовая выгода;
- повышение операционной эффективности, улучшение процессов;
- законодательные, юридические, налоговые факторы;
- повышение качества;
- снижение рисков;
- возможности для роста бизнеса.
Количественная оценка стратегических ценностей
Попросите руководство обсудить рассматриваемые проекты, чтобы оценить их влияние и определить желаемую отдачу. Это поможет лучше понять и подсчитать их стратегическую ценность, текущее и долгосрочное воздействие, а также предполагаемые выгоды от реализации каждого проекта. Риски от затягивания начала проектов также должны быть тщательно взвешены. Возможно, некоторые проекты, имеющие высокую стратегическую ценность и сулящие многочисленные дополнительные преимущества, не были включены в число высокоприоритетных по итогам анализа юридических, налоговых и законодательных критериев.
Определение факторов, влияющих на успех проектов
Среди других факторов, которые необходимо учитывать, следует отметить окупаемость проектов, наличие бюджетных фондов, доступность ресурсов, сроки, а также существующие зависимости и ограничения. Бюджеты и сроки почти всегда ограничены, вследствие чего невозможно планировать реализацию сразу всех проектов одновременно. Некоторые из них приходится откладывать, поскольку они зависят от успешной реализации других проектов или от иных причин, находящихся вне зоны контроля предприятия.
Создание матрицы оценок и приоритетов
Обобщив всю информацию, полученную от руководства и из других источников, создайте матрицу оценок и приоритетов, позволяющую выстроить рейтинг проектов на основе сформулированных критериев. Используйте весовые коэффициенты (например, от 1 до 5, где 1 – очень низкий, 2 – низкий, 3 – средний, 4 – высокий, 5 – очень высокий), характеризующие важность каждого критерия, для точного определения приоритетности каждого проекта.
Проверка правильности полученных результатов
После того как будут учтены все критерии и определены приоритеты проектов, проверьте всё еще раз, прежде чем приступать к их реализации. Необходимо прояснить ожидания всех заинтересованных сторон. Это позволит руководству внести желаемые коррективы или подтвердить свое согласие со сделанными вами выводами.
We are sorry that this post was not useful for you!
Источник
Уровни и моменты оценки проекта
Это первая (1) статья цикла, посвященного разработке и использованию системы сбалансированных показателей (ССП/BSC) для мониторинга состояния проекта и оптимизации управления проектом с целью получения запланированных результатов.
Различные моменты оценки проекта
Далее, мы обсудим ключевые моменты, в которые осуществляется оценка проекта, уровни показателей, по которым происходит оценка, главные заинтересованные стороны в ходе этих оценок и использование различных оценок для управления проектом.
Под оценкой, мы понимаем, не только самую простую и распространенную форму оценку – финансовую и количественную, но и зачастую, не менее важную, не финансовую оценку, которая позволяет оценить здоровье проекта с различных сторон и заранее выявить риски и потенциальные проблемы.
В ходе жизненного цикла проекта и его используются следующие оценки:
- Оценка ожиданий от проекта до старта проекта;
- Оценка исполнения процессов в ходе проекта;
- Оценка исполнения планов в ходе проекта;
- Оценка исполнения планов в момент закрытия проекта;
- Оценка исполнения ожиданий от проекта после завершения проекта;
Далее, подробно, рассмотрим, что и по каким показателям оценивается в каждый из перечисленных моментов, кто производит оценку и какая при этом может быть получена польза для управления проектом.
Оценка ожиданий от проекта до старта проекта
На этом этапе производится оценка потенциальных выгод проекта и их ценности для бизнеса с точки зрения всех выгодоприобретателей проекта. Оценка ключевых выгод фиксируется в бизнес – кейсе проекта и плане управления выгодами.
Оцениваются и планируются показатели, которые позволяют объединить стратегические цели компании и бизнеса с результатами проекта – такие как чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR), период окупаемости (PP). Кроме количественных показателей, могут применяться качественные, например, повышение безопасности производства.
Зафиксированные плановые показатели используются после завершения проекта для оценки его результатов. Так же, они могут использоваться в ходе проекта, для определения того, соответствует ли проект основным целям, ради которых он инициирован.
С точки зрения оценки состояния проекта, показатели ожиданий являются итоговыми и сильно запаздывающими. Их значения определяются, когда факт уже наступил и цель достигнута, либо не достигнута. Такие показатели могут помочь принять базовые и финальные решения, типа завершения проекта или серьезного изменения содержания.
Ключевым участником и потребителем данного процесса являются спонсор и Заказчик проекта. Руководитель проекта может привлекаться к разработке показателей ожиданий или не привлекаться, так как, формально, в этот момент проект еще не запущен и руководитель проекта ни назначен.
Оценка исполнения процессов в ходе проекта
В ходе исполнения проекта важно чтобы работы не только выполнялись, но и самое главное, выполнялись правильно. Правильное исполнение работ и соблюдение стандартов существенно повышает вероятность достижения целей проекта.
Оценка корректности исполняемых процессов, в первую очередь, производится руководителем проекта и командой управления проектом. Могут привлекаться методологи из офиса управления проектами или сторонние аудиторы.
Оценка может производится в рамках следующих доменов:
- Исполнение стандартов (например, PMI, ГОСТ);
- Используемые процессы управления (например, управление рисками и управление знаниями);
- Используемые проектные документы (например, журнал открытых вопросов и реестр рисков);
- Наличие и частота ключевых событий (например, встречи по переоценке рисков);
- Другие домены, зависящие от специфики и сложности проекта (например, количество требований и доля заинтересованных сторон, выставивших требования).
Показатели исполнения процессов в ходе реализации проекта позволяют:
- Определить на сколько корректно осуществляется управление проектом;
- Определить на сколько результативно выполняются работы по проекту;
- Заранее выявить и устранить источники рисков;
- Помочь правильно организовать работу и расставить акценты;
Показатели исполнения процессов являются опережающими с точки зрения управления проектом и результатов проекта, и позволяют правильно организовать работу по проекту, минимизировать возможные риски и помочь команде правильно организовать свою работу. Эти показатели напрямую говорят, какие процессы и каким образом необходимо исполнять и какие документы необходимо использовать.
Ключевыми заинтересованными сторонами оценки процессов выступают руководитель проекта и команда проекта.
Оценка исполнения планов в ходе проекта
В ходе выполнения проекта важно оперативно контролировать, на сколько текущее исполнение соответствует разработанным ранее планам. При этом достигнутая производительности сравнивается с планом, осуществляется анализ отклонений и вырабатываются корректирующие действия.
Одним из основных методов контроля производительности является метод освоенного объема (EVM) или различные его альтернативы. Наиболее простой вариант – сравнение плана с фактом, анализ отклонений, выявление возможных причин и разработка корректирующих мероприятий. Чем чаще и точнее осуществляется сравнение плана с фактом в ходе исполнения проекта, тем раньше могут быть выявлены возможные отклонения и события риска и минимизирован ущерб от них. В основном используются количественные и удельные показатели исполнения плана и отклонения от плана по содержанию, срокам, стоимости.
С точки зрения времени контроля и влияния на результат, показатели исполнения планов являются запаздывающими или итоговыми, так как они констатируют и показывают факт, который уже наступил. Даже, если, они выявляют негативную динамику показателя, значит событие уже произошло. Кроме того, они фиксируют последствия, но не выявляют причины и не дают рекомендаций, как нужно работать и что нужно изменить, чтобы скорректировать результат.
Ключевыми участниками и потребителями оценки исполнения планов являются руководитель проекта и спонсор проекта. На основании исполнения показателей плана, в основном, идет оценка качества проектного управления.
Оценка исполнения планов в момент закрытия проекта
Оценка исполнения планов в ходе закрытия проекта показывает на сколько проект выполнил цели, поставленные в уставе, бизнес – кейсе. Производится оценка выгод, зафиксированных в плане управления выгодами, которые можно оценить на данный момент.
В основном, оценка исполнения планов в момент завершения фиксируется на сравнении планов с фактом и достижении либо не достижении плановых показателей. Сравниваются планы с фактом по содержанию, срокам, стоимости, качеству, ресурсам, оценивается удовлетворенность заинтересованных сторон. Для оценки используются количественные и удельные показатели, могут применяться не финансовые показатели, например, удовлетворенность заинтересованных сторон.
С точки зрения управления проектом, оценка в момент закрытия является итоговой и запаздывающей, так как, все события, которые могли произойти, уже произошли. Получаемая информация ценна только для фиксации извлеченных уроков, для последующих проектов.
Основными заинтересованными сторонами оценки при закрытии являются руководитель проекта, спонсор проекта и Заказчик. На основании итоговой оценки производится оценка качества проектного управления и последующие выводы относительно руководителя проекта.
Оценка исполнения ожиданий от проекта после завершения проекта
Зачастую проект производит продукт, выгоды от которого можно оценить гораздо позднее завершения проекта, в ходе эксплуатации продукта. Поэтому, строго говоря, данные показатели относятся не к управлению проектом, а к жизненному циклу продукта. Используются такие показатели, как период окупаемости, норма прибыли, размер прибыли, доля рынка, удовлетворенность потребителей.
С точки зрения исполнения и управления проектом, выгоды от продукта полученные после завершения проекта, мало информативны, так как продукт может принести или не принести запланированные выгоды, вне зависимости от корректности реализации проекта. В проектах, связанных с разработкой новых перспективных продуктов, может возникнуть ситуация, когда проект завершился провалом, а продукт оказался на столько удачным, что перекрыл все понесенные издержки. Обратная ситуация, когда успешно завершенный проект породил не успешный продукт, так же возможна.
Основными заинтересованными сторонами оценки проекта после завершения являются спонсор проекта и Заказчики. Руководитель проекта, как правило, уже не привлекается.
Выводы
С точки зрения увязки проекта со стратегией компании и оценки продукта проекта ценность представляют сравнение оценки ожиданий от проекта до старта проекта и оценки ожиданий от проекта по завершении проекта. Эти оценки помогают понять на верхнем уровне что мы планировали и что в итоге получили.
С точки зрения оценки самого проекта, качества управления и руководителя проекта наибольшую ценность представляет оценка исполнения планов в момент закрытия проекта. Эта оценка дает ретроспективу и позволяет понять на сколько правильно мы управляли проектом.
С точки зрения управления проектом и организации процессов наибольшую ценность приносят оценки исполнения процессов и исполнения плана, непосредственно в ходе проекта. Эти оценки позволяют правильно организовать процессы, не допустить отклонений и заранее выявить риски. Проще говоря, они позволяют произвести оперативную диагностику здоровья проекта и показывают, что надо сделать, чтобы вернуть проект в норму, при возникновении отклонений.
Источник
Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.
Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.
Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:
- создание вакцины от коронавируса;
- разработку приложения по мониторингу за больными;
- проект слияния двух организаций;
- разработку нового технического устройства;
- строительство какого-либо объекта;
- разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.
Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.
Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:
- достигнуты цели проекта;
- становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
- проект больше не актуален для заказчика или рынка.
Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.
Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.
Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.
Оценка позволяет понять реальный статус проекта.
Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.
Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.
Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.
Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.
Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.
Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.
Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:
- бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
- качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
- потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
- соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
- дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.
Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.
Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.
Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.
К основным бизнес-документам относят:
- Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
- План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.
Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.
Источник