Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
статья
Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nov.formy_otsenki_kach.znaniy_uch-sya.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования , т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация — это важнейшая задача педагога. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Существуют разнообразные формы оценки знаний, умений и навыков учащихся, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,
что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения
изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.
2 . Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала .
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка».
Данная система дает возможность:
- определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
- дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
- повысить объективность оценки знаний.
Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
3. Тестирование — является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.
Все предельно просто: за любой вид познавательной активности на уроке ученик получает соответствующую объему и глубине действия купюру (от 1 до 5 баллов.) Заработанная таким образом «зарплата» начинает самостоятельную жизнь. Ученик может обменять её на оценку по сумме баллов, сохранить для накопления, обменять и т.д. Здесь работают законы психологии, часто игнорируемые нами в оценке.
Во — первых, вещественность отметки. О ней можно не просто знать, но видеть, ощущать, предметно действовать.
Во- вторых, «травинка» превратила оценку в поощрение разной ценности, отсюда исчезает боязнь неполного ответа, неправильной мысли, неточного движения.
В- третьих, до минимума сократились обидные казусы незамеченной руки, или неоцененного ответа. В результате возросла активность. Приобрел и учитель: значительно экономится время, когда не надо отвлекаться на журнал; повышается объективность, а, главное, что новая форма, стимулирует и неформальное отношение к критериям оценивания. Можно не стесняться награждать ученика и за знание и за стремление к знанию, и за мысль и за готовность к мысли.
5.«Портфолио» ученика — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио не замещает, а дополняет традиционные контрольно-оценочные средства , направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических предметных знаний и умений, включая экзамены и т.д. Портфолио же позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Учителя нашей школы согласны с трактовкой портфолио как «коллекции работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». Действительно, важная цель «портфолио» – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть в динамике «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Организация работы по формированию «портфолио» учащихся занимает важное место в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей, обеспечивать необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Источник
«Современные методы оценки учебных достижений учащихся»
статья на тему
Современные учебные формы — проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия — на данный момент не имеют инструменты для оценивания результатов деятельности учащихся. Привычная всем пятибалльная система оценивания уже не отвечает запросам учащихся и их родителей, чтобы сохранить баланс между внешним контролем (ГИА в новой форме, ЕГЭ) и внутришкольным управлением качеством обучения, эффективным учебным процессом и тренажом для подготовки к экзаменам. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере деятельности человека. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_otsenki_uchebnyh_dostizheniy_uchashchihsya.docx | 198.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные методы оценки учебных достижений учащихся»
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающее государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В основе разработки стандартов нового поколения системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать свою систему оценивания учебных достижений учащихся. Современные учебные формы — проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия — на данный момент не имеют инструменты для оценивания результатов деятельности учащихся. Привычная всем пятибалльная система оценивания уже не отвечает запросам учащихся и их родителей, чтобы сохранить баланс между внешним контролем (ГИА в новой форме, ЕГЭ) и внутришкольным управлением качеством обучения, эффективным учебным процессом и тренажом для подготовки к экзаменам
Поэтому на сегодняшний день актуальность данной темы не вызывает сомнения. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере деятельности человека. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Цель данной работы – рассмотреть современные подходы к оценке учебных достижений учащихся и предложить пути решения проблемы оценивания качества современного образования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть историю данной проблемы в России для поиска эффективного способа организации оценочной деятельности учителя и учащихся адекватной новым образовательным целям и направленной на совершен-ствование системы образования;
— изучить современные подходы к оцениванию уровня достижений учащихся и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов и вскрыть достоинства и недостатки существующей системы оценивания учащихся;
— проанализировать систему оценивания в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Сведения из истории
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.
Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший, 2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали отечественные педагоги.
Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.
В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.
Попытки изменить подходы к школьному контролю, принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в школах оценки, или обходиться без них. В мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д.
В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета.
Система учета знаний по бригадно-лабораторному методу, некритически перенесенному из буржуазной школы (учитывалась работа бригады всей в целом), приводила к обезличке учета успеваемости, а в конечном итоге – к снижению качества обучения.
Центральный Комитет партии подверг острой критике эту организацию работы в школе и дал указания, направленные на перестройку учебно-воспитательной работы в школе. В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.
В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы учета успеваемости, сложилась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.
В настоящее время в российской школе принята пятибалльная система отметок.
Функции и виды оценки
Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции.
Функции оценка – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами.
Сущность обучающей , или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Стимулирующая функции. Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет оценка. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только учитель.
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. На различных этапах обучения используются различные виды оценки:
— текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий,
— четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти,
— годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,
— выпускные и переводные экзамены.
Новые формы системы оценивания.
В последние время в различных образовательных учреждениях и педагогических системах, разрабатываются и вводятся в практику новые фор-мы оценивания, выходящие за рамки пятибалльной шкалы. Многобалльные шкалы отметок, построены на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий. Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала, основанная на таксономии, выделявшей 5 уровней обученности школьника, от узнавания и запоминания предъявленной информации до переноса усвоенной теории в практическую деятельность, в том числе в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. С опорой на выделенные уровни обученности выстраивается шкала от 1 балла — «Очень слабо», до 10 баллов – «Великолепно».
С начала 2000-х годов достаточно широкое распространение в отечест-венной педагогике получили различные варианты «учебных портфолио». Модели портфолио разрабатываются, как правило, на уровне отдельной школы или группы школ, принадлежащих одной образовательной системе или участ-вующих в эксперименте на местном, региональном или федеральном уровнях. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию о школьнике; профиле его достижений в динамике (например, по четвертям); информацию о внеурочной активности, а также два раздела, универсальных для разных моделей портфолио: раздел документов, в котором ученик представляет сертификаты, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня, и раздел работ, включающий рефераты, творческие работы (стихи, сочинения, рисунки и др.), итоговые отметки по предметам.
К другим наиболее часто встречающимся нетрадиционным формам оценивания можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определенного отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова*
Технология оценивания образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.
Цель технологии: обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи технологии:
— определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
— развивать умения школьника самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
— мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
По результатам экспериментальной работы 16 ноября 2005 года технология получила официальное признание Президиума Российской академии образования.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Она описана в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать?», «кто оценивает?», «когда оценивать?», «где фиксировать результаты?», «по каким критериям оценивать?»
* Статья Д.Д. Данилова «Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)». www.school2100.ru/school2100/nashi. /tehnologiya_ocenivaniya.pd .
Использование технологии оценивания учебных успехов учащихся на уроках физики.
Работу по данной технологии учитель начинает с тех правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого школьника.
На каждого школьника составляются Таблицы образовательных результатов . Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы результатов не являются обязательными, учитель выбирает существование такой таблицы в электронном или в бумажном виде. Электронный вид таблиц позволяет сэкономить время и труд учителя.
Одна отметка за контрольную или весь урок выставляется на основе отдельных отметок за каждую решенную задачу. Если ученик активно работал в течение всего урока фронтально, но, не выполнял определенного задания, а только, дополнял ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
У каждого учителя должен быть «Рабочий журнал», он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в классном журнале. Ученик также может фиксировать в таблице свои образовательные достижения. Осознание информации, ее регулярное пополнение позволяет школьнику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
Составление таблицы предметных результатов по физике
Источник