Способы оценки качества модели

Содержание
  1. Лекция 09. Оценка качества модели
  2. 1. Линейный коэффициент корреляции
  3. 2. Нелинейный коэффициент корреляции
  4. 3. Коэффициент корреляции двух динамических рядов
  5. 4. Корреляция внутри динамического ряда
  6. 5. Поиск периодичности ряда
  7. 6. Зависимость динамики ряда Z от двух динамических факторов X и Y
  8. 7. Связь двух признаков
  9. 14. Способы оценки качества модели по, полученной в результате структурного подхода. Понятие связности. Виды связности и их сравнительный анализ. Понятие сцепления. Виды сцепления.
  10. 15. Понятие бизнес процесса. Цель применения. Методы на основе бизнес-процесса.
  11. 16. Методология datarun основные принципы, используемые при анализе и представлении предметной области. Порядок создания основных моделей.
  12. В чём мерить будем? Как выбрать правильные ML-метрики под задачи бизнеса
  13. ML-метрики: зачем их так много?
  14. Бизнес-метрики
  15. Трудности перевода
  16. Заключение

Лекция 09.
Оценка качества модели

Оценка качества показывает, насколько теоретические вычисления по построенной модели отклоняются от экспериментальных данных. Наличие связи двух переменных называется корреляцией .

Если оценка качества применяется до исследования, то она решает задачу: есть ли связь между входом X и выходом Y и оценивает силу этой связи.

1. Линейный коэффициент корреляции

Линейный коэффициент корреляции указывает, есть ли между двумя рядами X и Y линейная зависимость и какой силы. Вычисляется по следующей формуле:

mx , my , mxy — математическое ожидание x , y , xy :

Дисперсия σx 2 и σy 2 показывает, насколько разбросаны точки от средней величины:

Линейный коэффициент корреляции может иметь знак плюс или минус. Положительная его величина свидетельствует о прямой связи между X и Y . Чем ближе KR к +1 , тем связь более тесная. Отрицательная величина его свидетельствует об обратной связи; в этом случае границей является . Близость KR к нулю свидетельствует о слабой связи между X и Y (см. рис. 9.1 ).

Рис. 9.1.

2. Нелинейный коэффициент корреляции

Рис. 9.2.

Нелинейный коэффициент корреляции вычисляется по следующей формуле:

bug09.05. Проверить все эти формулы.

bug09.06. откуда берется «средняя величина»?

P — разброс между реальными точками и средней величиной: bug09.07. средним значением?

D — разброс между гипотетической кривой и реальными точками:

??

R — разброс между гипотезой и средней величиной:

??

3. Коэффициент корреляции двух динамических рядов

X и Y представляются в виде рядов z i и u i для того, чтобы исключить постоянную составляющую:

При имеет место тесная корреляция. При процессы взаимно ортогональны, корреляции нет, процессы не связаны друг с другом.

bug09.09 Более ясные рисунки

4. Корреляция внутри динамического ряда

Исследуется сила связи между прошлым и настоящим одного процесса. Для этого сигнал сравнивают с самим собой, сдвинутым во времени, и вычисляют коэффициент корреляции двух динамических рядов (см. п. 3).

bug09.12. Неясный рисунок

5. Поиск периодичности ряда

Есть ли периодичность в динамическом ряду, можно выяснить, проделав прямое преобразование Фурье и рассмотрев спектр исследуемого сигнала. Об этом рассказывается в лекции 07 «Модель динамической системы в виде Фурье представления (модель сигнала)»

6. Зависимость динамики ряда Z от двух динамических факторов X и Y

Рис. 9.5.

bug09.13. Неясные рисунки (их не надо)

Коэффициент множественной корреляции R :

7. Связь двух признаков

где K — это коэффициент ассоциаций, позволяет выяснить, имеется ли какая-либо связь между двумя признаками. Если данный коэффициент близок к единице, то в этом случае можно говорить о существовании такой связи.

Пример. Попытаемся с помощью данной формулы выяснить, есть ли связь между ростом и весом человека? Пусть в нашем распоряжении имеются данные о весе и росте 500 человек:

Таблица 9.1.
Вес 67 кг.
Рост 167 см. c = 112 чел. d = 67 чел.

По формуле: Так как величина 0.83 близка к 1, то можно говорить о существовании определенной связи между весом и ростом.

Источник

14. Способы оценки качества модели по, полученной в результате структурного подхода. Понятие связности. Виды связности и их сравнительный анализ. Понятие сцепления. Виды сцепления.

Оценка качества модели ПО получается в результате структурного подхода. Один из фундаментальных принципов структурного проектирования — большая система должна быть расчленена на обозримые модули. При этом расчленение системы на модули должно осуществляться с выполнением следующих требований:

Читайте также:  Установить линейный способ начисления амортизации

— чтобы модули были как можно более независимы (критерий сцепления — coupling);

— чтобы каждый модуль выполнял единственную (связанную с общей задачей) функцию (критерий связности — cohesion).

1) Связность — это мера функциональной зависимости объектов (исполняемых операторов, областей данных и т.д.) внутри одного модуля.

Лучше всего использовать функциональную связность, а использовать случайная связность не рекомедуется.

2) Сцепление является мерой взаимозависимости модулей, т.е. насколько хорошо модули отделены друг от друга. В хорошем проекте сцепления должны быть минимизированы, т.е. модули должны быть слабозависимыми или вообще независимыми по возможности.

Предлагаются следующие практические рекомендации для ослабления сцепления модулей:

1. Создавайте прямые, а не косвенные связи;

2. Создавайте явные связи;

3. Создавайте минимальные связи по количеству параметров.

В хорошем проекте связность каждого модуля высокая, а сцепление низкое, помимо программных модулей, решающих основные задачи системы. Должны быть добавлены модули обработки ошибок, модули чтения и записи источников данных, модуль иницилизации.

15. Понятие бизнес процесса. Цель применения. Методы на основе бизнес-процесса.

Бизнес- процесс – это процесс, имеющий экономическую ценность для потребителя. При этом бизнес-процесс представляет собой некоторую деятельность, получающую входные данные одного или нескольких типов и выдающую результат, имеющий ценность для клиента.

Цель: описание и анализ предприятия с точки зрения экономических структур.

Основной метод: реинжиниринг предприятия, реинжиниринг процессов.

Бизнес-процесс описывается с помощью IDEF0.

При разработке проектов для предприятия производится анализ его в виде бизнес-процессом и составляется модель предприятия – «Как есть!»

Для каждого бизнес-процесса дается ответ на вопросы:

— Что в него поступает на входе?

— Результат работы бизнес-процесса?

— Чем он руководствуется?

— Кто его выполняет?

— Какие функции выполняются в рамках бизнес-процесса.

16. Методология datarun основные принципы, используемые при анализе и представлении предметной области. Порядок создания основных моделей.

DATARUN – собственная методология фирмы-разработчика, основанная на данных.

Сущность: построение комплекса взаимосвязанных моделей системы. В основе лежат элементы объектно-ориентированного подхода, итерации, реляционные СУБД. Осуществляется переход от модели предприятия к модели системы.

Методология DATARUN опирается на две модели или на два представления: модель организации и модель ИС.

Источник

В чём мерить будем? Как выбрать правильные ML-метрики под задачи бизнеса

Сегодня одним из главных препятствий на пути внедрения машинного обучения в бизнес является несовместимость метрик ML и показателей, которыми оперирует топ-менеджмент. Аналитик прогнозирует увеличение прибыли? Но ведь нужно понять, в каких случаях причиной увеличения станет именно машинное обучение, а в каких — прочие факторы. Увы, но довольно часто улучшение метрик ML не приводит к росту прибыли. К тому же иногда сложность данных такова, что даже опытные разработчики могут выбрать некорректные метрики, на которые нельзя ориентироваться.

Давайте рассмотрим, какие бывают метрики ML и когда их целесообразно использовать. Разберём типичные ошибки, а также расскажем о том, какие варианты постановки задачи могут подойти для машинного обучения и бизнеса.

ML-метрики: зачем их так много?

Метрики машинного обучения весьма специфичны и часто вводят в заблуждение, показывая хорошую мину при плохой игре хороший результат для плохих моделей. Для проверки моделей и их совершенствования нужно выбрать метрику, которая адекватно отражает качество модели, и способы её измерения. Обычно для оценки качества модели используют отдельный тестовый набор данных. И как вы понимаете, выбор правильной метрики — задача сложная.

Какие задачи чаще всего решаются с помощью машинного обучения? В первую очередь это регрессия, классификация и кластеризация. Первые две — так называемое обучение с учителем: есть набор размеченных данных, на основе какого-то опыта нужно предсказать заданное значение. Регрессия — это предсказание какого-то значения: например, на какую сумму купит клиент, какова износостойкость материала, сколько километров проедет автомобиль до первой поломки.

Читайте также:  Простые способы красивых волос

Кластеризация — это определение структуры данных с помощью выделения кластеров (например, категорий клиентов), причём у нас нет предположений об этих кластерах. Этот тип задач мы рассматривать не будем.

Алгоритмы машинного обучения оптимизируют (вычисляя функцию потерь) математическую метрику — разность между предсказанием модели и истинным значением. Но если метрика представляет собой сумму отклонений, то при одинаковом количестве отклонений в обе стороны эта сумма будет равна нулю, и мы просто не узнаем о наличии ошибки. Поэтому обычно используют среднюю абсолютную (сумма абсолютных значений отклонений) или среднюю квадратичную ошибку (сумма квадратов отклонений от истинного значения). Иногда формулу усложняют: берут логарифм или извлекают квадратный корень из этих сумм. Благодаря этим метрикам можно оценить динамику качества вычислений модели, но для этого полученный результат нужно с чем-то сравнить.

C этим не возникнет сложностей, если уже есть построенная модель, с которой можно сравнить полученные результаты. А что если вы в первый раз создали модель? В этом случае часто используют коэффициент детерминации, или R2. Коэффициент детерминации выражается как:

Где:
R^2 — коэффициент детерминации,
et^2 — средняя квадратичная ошибка,
yt — верное значение,
yt с крышкой — среднее значение.

Единица минус отношение средней квадратичной ошибки модели к средней квадратичной ошибке среднего значения тестовой выборки.

То есть коэффициент детерминации позволяет оценить улучшение предсказания моделью.

Иногда бывает, что ошибка в одну сторону неравнозначна ошибке в другую. Например, если модель предсказывает заказ товара на склад магазина, то вполне можно ошибиться и заказать чуть больше, товар дождётся своего часа на складе. А если модель ошибётся в другую сторону и закажет меньше, то можно и потерять покупателей. В подобных случаях используют квантильную ошибку: положительные и отрицательные отклонения от истинного значения учитываются с разными весами.

В задаче классификации модель машинного обучения распределяет объекты по двум классам: уйдет пользователь с сайта или не уйдет, будет деталь бракованной или нет, и т.д. Точность предсказания часто оценивают как отношение количества верно определенных классов к общему количеству предсказаний. Однако эту характеристику редко можно считать адекватным параметром.


Рис. 1. Матрица ошибок для задачи предсказания возвращения клиента

Пример: если из 100 застрахованных за возмещением обращаются 7 человек, то модель, предсказывающая отсутствие страхового случая, будет иметь точность 93%, не имея никакой предсказательной силы.


Рис. 2. Пример зависимости фактической прибыли компании от точности модели в случае разбалансированных классов

Для каких-то задач можно применить метрики полноты (количество правильно определенных объектов класса среди всех объектов этого класса) и точности (количество правильных определенных объектов класса среди всех объектов, которые модель отнесла к этому классу). Если необходимо учитывать одновременно полноту и точность, то применяют среднее гармоническое между этими величинами (F1-мера).

С помощью этих метрик можно оценить выполненное разбиение по классам. При этом многие модели предсказывают вероятность отношения модели к определенному классу. С этой точки зрения можно изменять порог вероятности, относительно которого элементы будут присваиваться к одному или другому классу (например, если клиент уйдёт с вероятностью 60 %, то его можно считать остающимися). Если конкретный порог не задан, то для оценки эффективности модели можно построить график зависимости метрик от разных пороговых значений (ROC-кривая или PR-кривая), взяв в качестве метрики площадь под выбранной кривой.


Рис. 3. PR-кривая

Бизнес-метрики

Выражаясь аллегорически, бизнес-метрики — это слоны: их невозможно не заметить, и в одном таком «слоне» может уместиться большое количество «попугаев» машинного обучения. Ответ на вопрос, какие метрики ML позволят увеличить прибыль, зависит от улучшения. По сути, бизнес-метрики так или иначе привязаны к увеличению прибыли, однако нам почти никогда не удаётся напрямую связать с ними прибыль. Обычно применяются промежуточные метрики, например:

  • длительность нахождения товара на складе и количество запросов товара, когда его нет в наличии;
  • количество денег у клиентов, которые собираются уйти;
  • количество материала, которое экономится в процессе производства.
Читайте также:  Способы получения 2 метилгексана

Когда речь идёт об оптимизации бизнеса с помощью машинного обучения, всегда подразумевается создание двух моделей: предсказательной и оптимизационной.

Первая сложнее, её результаты использует вторая. Ошибки в модели предсказания вынуждают закладывать больший запас в модели оптимизации, поэтому оптимизируемая сумма уменьшается.

Пример: чем ниже точность предсказания поведения клиентов или вероятности промышленного брака, тем меньше клиентов удаётся удержать и тем меньше объём сэкономленных материалов.

Общепринятые метрики успешности бизнеса (EBITDA и др.) редко получается использовать при постановках задач ML. Обычно приходится глубоко изучать специфику и применять метрики, принятые в той сфере, в который мы внедряем машинное обучение (средний чек, посещаемость и т.д.).

Трудности перевода

По иронии судьбы удобнее всего оптимизировать модели с помощью метрик, которые трудно понять представителям бизнеса. Как площадь под ROC-кривой в модели определения тональности комментария соотносится с конкретным размером выручки? С этой точки зрения перед бизнесом встают две задачи: как измерить и как максимизировать эффект от внедрения машинного обучения?

Первая задача проще в решении, если у вас есть ретроспективные данные и при этом остальные факторы можно нивелировать или измерить. Тогда ничто не мешает сравнить полученные значения с аналогичными ретроспективными данными. Но есть одна сложность: выборка должна быть репрезентативна и при этом максимально похожа на ту, с помощью которой мы апробируем модель.

Пример: нужно найти самых похожих клиентов, чтобы выяснить, увеличился ли у них средний чек. Но при этом выборка клиентов должна быть достаточно большой, чтобы избежать всплесков из-за нестандартного поведения. Эту задачу можно решить с помощью предварительного создания достаточно большой выборки похожих клиентов и на ней проверять результат своих усилий.

Однако вы спросите: как перевести выбранную метрику в функцию потерь (минимизацией которой и занимается модель) для машинного обучения. С наскока эту задачу не решить: разработчикам модели придётся глубоко вникнуть в бизнес-процессы. Но если при обучении модели использовать метрику, которая зависит от бизнеса, качество моделей сразу вырастает. Скажем, если модель предсказывает, какие клиенты уйдут, то в роли бизнес-метрики можно использовать график, где по одной оси отложено количество уходящих, по мнению модели, клиентов, а по другой оси — общий объём средств у этих клиентов. С помощью такого графика бизнес-заказчик может выбрать удобную для себя точку и работать с ней. Если с помощью линейных преобразований свести график к PR-кривой (по одной оси точность, по второй полнота), то можно оптимизировать площадь под этой кривой одновременно с бизнес-метрикой.


Рис. 4. Кривая денежного эффекта

Заключение

Прежде чем ставить задачу для машинного обучения и создавать модель, нужно выбрать разумную метрику. Если вы собираетесь оптимизировать модель, то в качестве функции ошибок можно использовать одну из стандартных метрик. Обязательно согласуйте с заказчиком выбранную метрику, её веса и прочие параметры, преобразовав бизнес-метрики в модели ML. По длительности это может быть сравнимо с разработкой самой модели, но без этого не имеет смысла приступать к работе. Если привлечь математиков к изучению бизнес-процессов, то можно сильно уменьшить вероятность ошибок в метриках. Эффективная оптимизация модели невозможна без понимания предметной области и совместной постановки задачи на уровне бизнеса и статистики. И уже после проведения всех расчётов вы сможете оценить полученную прибыль (или экономию) в зависимости от каждого улучшения модели.

Николай Князев (iRumata), руководитель группы машинного обучения «Инфосистемы Джет»

Источник

Оцените статью
Разные способы