- Способы определения качества готовой продукции и методы его оценки
- Цели и этапы проверки уровня качественности товаров
- Основные средства и методы обеспечения контроля
- Способы определения качественных показателей готовых изделий
- Измерительный
- Регистрационный
- Расчетный
- Органолептический
- Экспертный
- Методика анализа
- Дифференциальный
- Комплексный
- Смешанный
- Статистический
- Показатель качества
- Что такое показатели качества продукции
- Классификация показателей
- По месту в жизненном цикле
- Начальный период
- Внедрение в производство
- Создание рынка и дальнейшие этапы
- По потребительским свойствам
- Технические показатели качества продукции
- Конструктивные
- Показатели состава и структуры
- Использование сырья
- Экономические показатели
- По применению для оценки
- По количеству характеризуемых свойств
- По возможности оценки
- Методы измерения показателей качества
- Заключение
Способы определения качества готовой продукции и методы его оценки
Сегодня качество продукции влияет на уровень потребления, поэтому и трактуется как совокупность потребительских свойств. Система рыночных отношений устанавливает неразрывную связь качества и спроса. Чем выше качество продукции (услуги), тем больше спрос, а соответственно прибыль.
Качество значит не только хорошие характеристики производимых товаров, но и эффективность использования производственных мощностей, человеческих ресурсов. Кроме того дальновидный производитель в целях повышения качества примет меры к мобильному и постоянному изучению динамики условий экономической среды. Он своевременно найдет и внедрит инновационные элементы на всех уровнях производства.
Уровень качества является одним из факторов, способствующих не только расширению производства, но и выходу на международный рынок. Таким образом, данный показатель влияет на статус государства, способствует научно-техническому прогрессу и благосостоянию граждан. Поэтому методы оценки качества продукции востребованы и актуальны для каждого.
Цели и этапы проверки уровня качественности товаров
Для достижения наибольшего успеха каждая деятельность должна быть организована с максимальной выгодой. Определение уровня качества – важный рычаг для создания наиболее эффективной модели производства.
На первом этапе необходимо определиться с выбором номенклатуры показателей (НПКП) и базовых показателей качества продукции. От полноты и достоверности указанных перечней зависит характеристика конечного продукта (товара). При разработке НПКП учитываются разные группы показателей качества: от ресурсов до правовых аспектов.
Таким образом целями могут быть:
- решение управленческих задач;
- научно-техническая модернизация;
- анализ и прогнозирование потребностей;
- расширение производства;
- введение новых единиц производства и другое.
Определившись с целями следует познакомиться с документацией и нормами ГОСТ по оцениваемому товару и/или существующими типовыми номенклатурами.
Основные средства и методы обеспечения контроля
Соответствие основным показателям и нормам продукции способствует высокой и устойчивой конкурентоспособности товара. Поэтому чтобы держать руку на пульсе качества производителю необходимо обеспечить системное управление качеством. Учитывая требования международных стандартов ISO 9000, производители активно вливаются в движение за повышение качества и выхода на международный уровень.
В целях обеспечения эффективной работы по производству товара планируются и систематически осуществляются работы по трем основным блокам:
- блок обеспечения;
- блок контроля;
- блок воздействия.
- В первом блоке реализуются меры по созданию условий для выпуска высококачественной продукции.
- Во втором – собирается и анализируется информация о факторах и условиях для выпуска продукции необходимого качества.
- В третьем – вырабатываются и осуществляются меры по устранению недостатков и выходу производства на должный уровень.
Методика обеспечения качества продукции осуществляется по разным направлениям:
- инженерно-математические;
- стимулирующие;
- контролирующие.
При определении основных средств обеспечения качества товаров, работ и услуг необходимо использовать такие категории, как качество и безопасность различных видов товаров, работ и услуг.
Данные категории позволяют говорить о надлежащем товаре (работе, услуге) и его безопасности. Таким образом, большинство средств обеспечения надлежащего качества являются одновременно и средствами обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.
Средствами обеспечения нужных показателей в зависимости от метода их воплощения служат:
- технические, механические и другие устройства;
- эстетические и нравственные установки;
- правовые и философские нормы.
Способы определения качественных показателей готовых изделий
С учетом многообразия качественных показателей и характеристик существуют разные методы по их определению. Ранее оценивали:
- по соответствию нормативным документам;
- по категориям согласно аттестации;
- на основании сертификации;
- по результатам госприемки и т.д.
В результате научных исследований и выхода на мировой рынок спектр показателей расширился. Сегодня учитываются количественные, относительные, обобщенные и другие характеристики.
Выбор метода влияет на результат, поэтому при выборе необходимо стремиться к достоверности результатов. Помимо признанного авторитета ГОСТ рекомендуется учитывать разнообразную научно-техническую документацию. Классически по формату информации методы делятся на субъективную и объективную группы. Субъективная группа включает лишь экспертный метод.
Объективная:
- Измерительный.
- Регистрационный.
- Расчетный.
- Органолептический.
Каждый из методов детально регламентируется национальным стандартом.
Измерительный
Основной характеристикой данного метода считается использование технических средств, которые дают объективную точность измерений с указанием погрешностей. Соответственно в силу большей достоверности результатов этот метод наиболее часто используется.
Высокая точность измерений обеспечивается применением технических средств. Измерительный метод учитывает технические и экономические параметры, что требует более высоких затрат на организацию и проведение мероприятий по проверке качества товара.
Регистрационный
Данный метод осуществляется путем наблюдения и подсчета отдельных единиц производства (действий, затрат, деталей и т.д.). В основе метода лежит строгая и методичная фиксация (регистрация) каждой единицы. Специальной измерительной аппаратуры метод не требует.
Расчетный
Работа по этому методу имеет умозрительный характер. На основании информации, полученной эмпирическим или теоретическим путем, производятся вычисления. Достоверность результатов обеспечивается доказанных и установленных законов, формул и зависимостей.
Органолептический
Самый субъективный из объективных методов, так как осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств. При оценке эстетических показателей таких предметов широкого потребления, как табачные, парфюмерные или винно-водочные изделия, невозможно использования трех вышеперечисленных методов. В таких случаях применяется органолептический метод, позволяющий охарактеризовать чистоту, контрастность, вкус, яркость и другие показатели.
Экспертный
Название метода говорит само за себя. Он подразумевает приглашение специалистов для определения показателей качества требуемого объекта изучения и оценивания. В случаях обработки показателей качества сложных изделий, и соответственно применения разных МОПК часто требуется заключение нескольких экспертов.
Методика анализа
Эволюция промышленности, как и все другое, проходит путь от простого к сложному. Если раньше достаточно было просто проконтролировать соответствие установленных параметров и изготовленной продукции, то сегодня данная процедура представляет собой комплексную систему менеджмента качества продукции и производства.
Под методом оценки качества продукции (МОКП) в XXI веке понимается совокупность логических и математических действий для выбора наиболее предпочтительного (для потребителя) варианта.
Согласно нормам ГОСТа существуют следующие МОКП:
- Дифференциальный.
- Комплексный.
- Смешанный.
- Статистический.
Выбор МОКП для каждого вида производства может быть разным. Подробнее о каждом из них знают опытные эксперты.
Дифференциальный
Этот метод оценки основан на сравнении единичных показателей свойств оцениваемого изделия с показателями базового образца. Контролеру необходимо тщательно систематизировать и провести сравнительный анализ нескольких совокупностей единичных показателей. В результате кропотливой обработки данных выносится решение о выборе наиболее успешного варианта. Правда, показатели непостоянны, на практике они немного варьируются.
В случае создания изделий, включающих десятки разных показателей, применяется коэффициент весомости этих показателей.
Комплексный
Название данного метода говорит само за себя: при оценке используются комплексные данные. На базе показателей качества отдельных изделий и базового образца продукции строится комплексный показатель в виде некоей функции. Особенностью метода является широкий диапазон колебаний результатов.
Смешанный
При одновременном учете единичных и комплексных ПКП применяется смешанный метод оценки. Таким образом, смешанный МОКП объединяет два вышеназванных метода оценки.
Статистический
Согласно стандартам ГОСТа значение показателя качества определяется с учетом правил элементарной статистики и теории вероятности. Этот метод строится на точечном и интервальном оценивании параметров, с учетом результатов дисперсионного, корреляционного, регрессионного и других анализов.
Современная рыночная система диктует все усложняющиеся требования к товару, поэтому любая организация заинтересована в эффективной и достоверной методике оценки. С учетом темпов развития технологий, общим ускорением жизнедеятельности необходимость постоянного контроля качества обеспечивает конкурентоспособность предприятия.
Знание спектра алгоритмов обеспечения и оценки качества товара и своевременное их применение гарантирует успешность каждого бизнеса.
Источник
Показатель качества
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.
Что такое показатели качества продукции
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.
Классификация показателей
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле
Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период
Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство
Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы
На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.
По потребительским свойствам
Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции
Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные
К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры
Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:
процентное содержание определенных добавок в стали;
массовая доля сахара в продуктах;
количество серы, содержащейся в коксе.
Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья
Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.
Экономические показатели
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки
При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.
По количеству характеризуемых свойств
При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.
По возможности оценки
При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.
Методы измерения показателей качества
Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:
Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.
Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:
Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.
Итак, чтобы точно определить значение показателя:
Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
Применяют непосредственные изменения характеристик.
Показатели берут из предоставленной документации.
Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.
В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.
Заключение
Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.
Источник