- Производство + Психология = Служба персонала
- Оценка личности, измерение личностных характеристик
- Методы оценки
- Интервью
- Шкалы оценок
- Самостоятельные тесты
- Другие методы самоотчета
- Проективные техники
- Когнитивная оценка
- Личные факты
- Критерии личности
- Критерии оценки личности
- Критерии сформировавшейся личности
- Концепция Обуховского
- Концепция Реана
- Концепция Олпорта
- Концепция Божович
Производство + Психология = Служба персонала
Оценка – это конечный результат сбора информации, предназначенной для продвижения психологических теорий и исследований, а также для увеличения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях, например, при выборе перспективных людей из группы соискателей.
Оценка личности, измерение личностных характеристик
Подход, выбранный психологом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой вариативности поведения от одного человека к другому – результат различий в степени, в которой люди обладают определенными личностными характеристиками (черты характера). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.
Отличительная черта научного подхода к измерению личности – стремление описать человеческие характеристики в количественном выражении.
Открытое поведение – это отражение взаимодействий между физическим состоянием человека и последствиями прошлого личного опыта этого человека. Сложное измерение человеческой личности зависит от использования концепций для определения черт характера и влечет за собой применение разных методов наблюдения и оценки.
Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, различных способов мышления людей, восприятие, обучение и эмоции.
Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на категории, которые различаются по типу собираемой информации и методам ее получения.
Методы оценки
Личностные тесты измеряют такие характеристики, как чувства и эмоциональные состояния, озабоченности, мотивации, установки и подходы к межличностным отношениям.
Существует много подходов к оценке личности, и многие аспекты используемых методов и техник вызывают разногласия. К ним относятся интервью, рейтинговые шкалы, самоотчеты, личностные обзоры, проективные методы и наблюдение за поведением.
Интервью
Во время собеседования оцениваемому человеку предоставляется свобода в том, чтобы «рассказать свою историю». Интервью имеют как вербальные, так и невербальные компоненты.
Цель интервью – сбор информации, и адекватность собранных данных во многом зависит от вопросов, задаваемых интервьюером. Во время собеседования при приеме на работу интервьюер, как правило, сосредоточен на опыте работы кандидата на работу, общих и конкретных взглядах, а также профессиональных целях.
Существует два основных типа интервью. В интервью, предназначенном для использования в исследованиях, личный контакт между интервьюером и интервьюируемым направлен на получение информации, которая может иметь отношение к конкретным практическим применениям в рамках общего исследования или к исследуемым теориям личности.
Другой тип, клиническое интервью, ориентированное на оценку статуса конкретного человека, на действия.
Как исследования, так и клинические интервью могут часто проводиться для получения истории жизни человека и биографической информации, но они различаются по использованию информации.
Шкалы оценок
Рейтинговая шкала – одна из старейших и наиболее универсальных методик оценивания. Шкала оценок представляет пользователям элемент и предлагает им выбрать один из нескольких вариантов. Шкала оценок в некоторых отношениях аналогична тесту с множественным выбором, но ее варианты представляют собой степени определенной характеристики.
Рейтинговые шкалы используются наблюдателями, а также отдельными лицами для самоотчета. Они позволяют удобно характеризовать других людей и их поведение.
Самостоятельные тесты
Личностные тесты с самоотчетом используются в клинических условиях для постановки диагноза, принятия решения о том, требуется ли лечение, и при планировании лечения, которое будет использоваться. Второе важное применение – это помощь при выборе сотрудников, а третье – в психологических исследованиях.
Другие методы самоотчета
Помимо личностных инвентаризаций, существуют другие подходы к измерению личности с самооценкой, доступные для исследовательских и прикладных целей. Ранее упоминалось об использовании рейтинговых шкал. Методика рейтинговой шкалы позволяет количественно оценить реакцию человека на себя, на других и на любой объект или концепцию в терминах стандартного набора семантических (словесных) полярностей, таких как «горячо-холодно» или «хорошо-плохо». Это общий метод оценки значений этих семантических понятий для людей.
Специалисты по оценке не считают, что самооценка является точным индикатором личностных качеств. Скорее, они принимаются как образцы поведения, обоснованность которых в предсказании повседневной деятельности или черт характера должна быть установлена эмпирически.
Проективные техники
Некоторые исследователи предпочитают использовать проективные техники, при которых человеку показывают неоднозначные стимулы (например, формы или изображения) и просят их каким-либо образом интерпретировать.
Считается, что проективные методы чувствительны к бессознательным аспектам личности. Защитные механизмы, скрытые импульсы и беспокойство были выведены из данных, собранных в проективных ситуациях.
Скрытые механизмы защиты личности, скрытые эмоциональные импульсы и внутренняя тревога – все это приписывается испытуемым, делая теоретические выводы на основе данных, собранных в ходе их реакции в проективных ситуациях. Хотя проективные стимулы неоднозначны, они обычно вводятся в достаточно стандартных условиях.
Количественные (числовые) меры могут быть получены из ответов испытуемых на них. Сюда входит количество ответов, которые человек дает на серию чернильных пятен, и количество ответов на пятна, в которых субъект воспринимает то, что ему кажется движущимся животным.
Когнитивная оценка
Когнитивная оценка предоставляет информацию о мыслях, которые предшествуют, сопровождают и следуют за неадаптивным поведением. Она также предоставляет информацию о влиянии процедур, которые предназначены для изменения как взглядов субъектов на проблему, так и их поведения.
Когнитивную оценку можно проводить разными способами. Например, были разработаны анкеты для проверки мыслей людей после неприятного события. Пейджеры (электронные пейджеры) использовались для подачи сигнала субъектам о необходимости записывать их мысли в определенное время дня.
Существуют также анкеты для оценки направлений, которые люди дают себе во время работы над задачей, и их теорий о том, почему все происходит именно так.
Оценка мыслей и идей – относительно новая разработка. Когнитивная оценка предоставляет информацию об адаптивных и дезадаптивных аспектах мыслей людей и о роли, которую мысли играют в процессах планирования, принятия решений и интерпретации реальности.
Личные факты
Один из типов информации, который иногда упускается из виду из-за своей простоты, – это история жизни субъекта и его текущий статус. Большая часть этой информации может быть собрана посредством прямых интервью с субъектом или с информатором с помощью анкет и путем поиска записей и архивов. Информация также может быть собрана путем изучения личных документов субъекта.
Информация может касаться социальной и профессиональной истории человека, его культурного происхождения, его нынешнего экономического статуса, а также его прошлых и настоящих физических характеристик.
Эта информация может помочь исследователю избежать ненужных спекулятивных или сложных гипотез о причинно-следственных связях личностных черт, когда простые объяснения могут быть лучше.
Источник
Критерии личности
С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
- позитивное мышление и восприятие;
- саморазвитие;
- терпимость;
- ответственность.
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.
Источник