- Что такое рыночная конъюнктура. Объясняем простыми словами
- Примеры употребления на «Секрете»
- Нюансы
- Экономическая конъюнктура рынка
- Понятие конъюнктуры
- Особенности конъюнктуры
- Готовые работы на аналогичную тему
- Показатели конъюнктуры рынка
- Конъюнктура рынка — методы исследования, анализ и оценка
- Задачи и факторы
- Сбор информации
- Методы исследования
- Составляющие рынка
Что такое рыночная конъюнктура. Объясняем простыми словами
На конъюнктуру рынка влияют сотни и тысячи факторов, которые исследователи делят на несколько групп: политические, экономические, социальные факторы и форс-мажорные обстоятельства.
Проще говоря, представьте неофициальный рынок на привокзальной площади. Осень. Бабушки торгуют фруктами, овощами, выпечкой, молочными продуктами. Покупателей много, никто из продавцов не сидит без дела. Если бы экономисты оценивали конъюнктуру этого рынка (то есть ситуацию в данный момент), они бы назвали её благоприятной.
Эту благоприятную ситуацию на рынке создали множество факторов. Например, политический: в этом теоретическом городке не прессуют садоводов и огородников, торгующих плодами своего труда. И географический — рядом вокзал, удобно. Сезонный фактор тоже нельзя забывать: осень, урожай. Ещё стоит учесть фактор выходного дня, а также традицию горожан покупать продукты на ярмарках.
Если грубо, то так же можно разбирать и конъюнктуру глобальных мировых рынков, анализируя все влияющие на неё факторы.
Примеры употребления на «Секрете»
«В 70-х факс был самой передовой технологией передачи информации, но сегодня электронная почта почти вытеснила факсимильные аппараты с рынка. Компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру, подсчитала, что в 2012 году американцы купили 350 000 факсов, это на 14% меньше, чем в 2011 году».
(Из материала о бизнесе на устаревших технологиях).
«По моим личным оценкам, на практике в России есть не более 1% компаний, делающих всё вышеперечисленное на системной основе. Остальные 99% постоянно меняют курс, исходя из переменчивой воли собственников или сиюминутной рыночной конъюнктуры. Но тем, кто занимается вопросом всерьёз, очевидно, что нельзя убрать из этой цепочки ни одно звено».
(Директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин — об определении стратегии развития компании).
Нюансы
Рыночная конъюнктура включает в себя множество характеристик. Это уровень спроса и предложения, количество участников рынка, уровень цен и доходов покупателей, объёмы совершаемых сделок, уровень ставок по кредитам, налоговых ставок и прочее.
Конъюнктуру рынка делят на благоприятную и неблагоприятную.
В позитивном варианте происходит рост объёмов производства, цены стабильны (или хотя бы растут планомерно), есть определённость и баланс. В целом эксперты наблюдают положительный тренд развития.
При неблагоприятной конъюнктуре падают спрос и производство, цены скачут, появляется дефицит. Рынок нестабилен и непредсказуем.
При изучении рыночной конъюнктуры эксперты не только анализируют состояние рынка «в моменте», но и делают прогнозы, как развитие будет происходить в дальнейшем.
Источник
Экономическая конъюнктура рынка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие конъюнктуры
С помощью конъюнктуры определяется конкурентоспособность продукции и услуг компании. Конъюнктура рынка включает в себя:
- Соответствующие отношения между предложением и спросом по определенной продукции и их группам, так и по товарной и денежной массе.
- Конкретную экономическую ситуацию, которая складывается на рынке в определенный момент времени или период. Эта ситуация способна отразить текущие отношения между спросом и предложением.
- Результат взаимодействия некоторых факторов, включая экономические, социальные, природные. Это взаимодействие определяет в определенный момент времени положение предприятия на рынке.
- Состояние экономики на определенный момент времени, которое соответствует изменениям различных экономических показателей.
Если рассматривать конъюнктуру отдельно взятого рынка, то необходимо учитывать взаимодействие и взаимное влияние других рынков. Каждый рынок находится в тесной взаимосвязи общеэкономической ситуации в государстве и регионе. По этой причине анализ определенного рынка необходимо основывать на оценке общей экономической ситуации в стране в целом. Конъюнктура рынка исследуется и предполагает анализ рыночных показателей, включая емкость рынка, уровень насыщения рынка, рыночную долю предприятия, показатели спроса на продукцию, показатели положения, которое отражает предложение продукции на рынке.
Особенности конъюнктуры
Конъюнктура рынка включает в себя систему условий, которыми определяется рыночная ситуация в соответствующий момент времени. Благоприятную, высокую конъюнктуру характеризует сбалансированный рынок, растущий объем продаж, равновесные цены.
Неблагоприятную, низкую конъюнктуру характеризуют признаки дисбаланса рынка, отсутствие или снижение спроса, резкое колебание цен, кризис сбыта, дефицит товаров.
Специалисты не выделяют четкой границы между этими определениями, при этом каждому состоянию характерны определенные количественные характеристики конъюнктуры.
В ходе оценки конъюнктуры рынка специалисты и эксперты могут опираться на определённые конъюнктурные индикаторы, среди которых можно назвать цену, товарный запас, показатель деловой активности. Эти показатели могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях. О рынках нельзя судить только по одному определенному показателю, их необходимо учитывать в комплексе.
Готовые работы на аналогичную тему
Показатели конъюнктуры рынка
Среди показателей конъюнктуры рынка можно выделить:
- Отношения между спросом и предложением,
- тенденции рыночного развития,
- степень устойчивости или неустойчивости рынка,
- масштабы рыночных операций, включая степень деловой активности,
- уровень коммерческих рисков,
- силу и размах конкурентной борьбы,
- существование рынка в определенной фазе цикла, как экономического, так и сезонного.
Данные характеристики рынка могут быть подвергнуты количественной оценке, поэтому они являются предметом изучения статистики. Предметом статистики конъюнктуры рынка являются массовые процессы и явления, которыми определяется определенное состояние рыночной ситуации. Такие показатели поддаются количественной и качественной оценке.
Среди субъектов исследования конъюнктуры рынка могут быть выделены:
- коммерческие и рыночные структуры,
- государственные органы,
- общественные учреждения,
- научные организации.
Основная задача статистики конъюнктуры рынка заключается в сборе и обработке конъюнктурной информации, характеристике масштабов рынка, оценке и анализе основных пропорции, выявлении тенденций развития, анализе сезонности и цикличности рыночного развития, оценке региональных различий рынка, деловой активности, коммерческих рисков.
С целью реализации задач конъюнктуры рынка была разработана соответствующая система показателей, которая включает в себя: показатели предложения продукции и услуг, покупательского спроса на продукцию и услуги, пропорциональности рынка, перспектив развития, устойчивости цикличности, региональных различий, деловой активности, коммерческого риска, монополизации, конкуренции.
Показатели предложения продукции и услуг включают в себя определение объема, структуры и динамика предложения, включая его потенциал (производственные сырьевой), эластичность.
Показатель покупательского спроса на продукцию и услуги включает в себя анализ объёма, динамики и степени удовлетворения спроса, включая эластичность спроса, а также потребительский потенциал и емкость рынка.
Показатель пропорциональности рынка определяет соотношение между спросом и предложением, между рынками средств производства и рынками потребительских товаров, структурой товарооборота, распределением рынка между потребителями, розничными и оптовыми продавцами. Также пропорциональность рынка определяет распределение рынка продавцов в соответствии с формами собственности, региональную структуру рынка, структуру в соответствии с различными потребительскими признаками (уровень доходов, возраст).
Среди показателей перспектив развития рынка можно выделить темпы роста и прироста объема продаж, товарного запаса, цен, инвестиций, прибыли. Также сюда входят параметры тренда объемов продаж, цены, прибыль и инвестиции.
Показатель деловой активности включает в себя число, размер, частоту и динамику сделок, загруженность производственной и торговой мощности, состав, наполненность и динамику портфеля заказов.
Показатели коммерческих рисков включает в себя риск рыночных колебаний, инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений.
Среди показателей уровня монополизации и конкуренции можно выделить уровень приватизации, раздел рынка , распределение предприятий в соответствии с размером объёма производства, продаж и сбыта, численность предприятий на рынке каждой продукции, включая их распределение в зависимости от формы собственности, организационные формы и специализацию.
Источник
Конъюнктура рынка — методы исследования, анализ и оценка
Задачи и факторы
Для определения конъюнктуры рынка (КР) необходимо провести его исследование, анализ. В задачи конъюнктурщика входит составление характеристики и расчет доли конкретного сегмента в национальной экономике, изучение тонкостей сезонного развития, степень влияния политических аспектов. Особенности КР:
- отсутствие стабильности;
- противоречивость.
На состояние конъюнктуры влияют некоторые факторы: монополия, технологический прогресс, государственная политика, сезонность, политические и рыночные проблемы. Из непостоянных факторов специалисты маркетинга выделяют стихийные бедствия, кризисы, конфликты. Составная часть методологии — анализ и прогнозирование с учётом полученных параметров. Устанавливается активность каждого фактора, степень цикличности.
Для последнего понятия характерны рандомные (случайные) колебания. Они отличаются между собой динамикой и длиной. К примеру, для экономических циклов характерна совокупность следующих фаз:
- подъём;
- спад;
- депрессия (складывается, когда внутри страны наблюдается низкая экономическая активность).
На первом этапе наблюдается рост доходов и занятости человека. Это способствует повышению спроса и денежного оборота. Значит, оказывается большая нагрузка на производственные мощности. Из-за роста спроса происходит медленное повышение цен. В период перехода к подъёму предложение ниже спроса, что приводит к инфляции.
На следующей стадии спада наблюдается момент, когда падает спрос на привычные и простые услуги (чистка ковров или рыбы), товары первого потребления. Сокращаются производственные мощности, формируются оптимальные условия для активизирования фактора безработицы, пропадают рабочие места, доходы сокращаются.
Проблемы возникают в промышленной отрасли. Предприниматели не ценят человеческий труд, так как их доходы низкие, поэтому они сокращают штат сотрудников. Падают зарплаты, растёт безработица. Чтобы найти баланс между предпринимателями и рабочими, контролируются цены со стороны государства. Правительство их замедляет в росте.
При возникновении подобных изменений на рынке наступает фаза депрессии. Она позволяет всем участникам хозяйства пережить спад. Если подробно изучить материал, ознакомиться со структурой рынка и словом «конъюнктура», можно разработать правильную стратегию, минимизировав ущерб от перехода между этапами.
Сбор информации
Главная цель изучения товарного рынка связана с установлением степени влияния деятельности промышленников и торговцев на экономические отношения. Отдельное внимание уделяется вопросам спроса, насыщенности рынка товарами. Чтобы провести исследование, применяются разные методы:
- сбор взаимодополняющей информации, к которой может относиться коммерческая, общая, специальная;
- сочетание проциклических (динамика совпадает с динамикой экономического цикла и контрциклических показателей), их значения при спаде увеличиваются, а при подъеме снижаются.
Показатели изучаются в определённой последовательности. Предварительно проводится исследование конъюнктуры рынка, анализируется мировая экономика, бюджет страны, состояние отраслей. При анализе производства исследуется конкретный товар. В смете должны писаться причины изменения объёма его выпуска. При необходимости маркетологи вводят новые производственные мощности, изучают динамику спроса и продаж, издержки.
С помощью анализа спроса и потребления выявляется степень воздействия научного прогресса на уровень потребности продукта. Специалисты исследуют политику конкурентов внутри страны и самого государства. Отдельно устанавливается связь между ценовыми колебаниями на сырье и материалы, ростом производительности трудового ресурса, влиянием инфляции.
С помощью собранной информации составляется прогноз на конкретный период:
Из всех существующих показателей развития конъюнктуры специалисты используют 10−12. Чтобы уменьшить трудоёмкость, применяется многоплановый расширенный анализ. Метод является одним из распространённых, так как для его проведения используются современные ЭВМ.
«Дельфи» — ещё один распространённый прогноз КР. В его основе находятся статистическая информация, интуитивные изображения, опыт специалистов. Формируются отдельные группы по 10 экспертов в каждой, которые отличаются компетентностью, обширным кругозором.
Методы исследования
Под исследованием экономики понимается анализ ситуации с последующим её прогнозированием. В результате специалисты определяют момент, когда следует продавать/покупать товар по определённой цене.
Чтобы подготовить точный прогноз, выясняется фаза, в которой находится экономика. На следующем этапе предоставляется комплексная характеристика состояния домохозяйства на предыдущий период, выявляются и анализируются факторы, влияющие на КР. В анализ конъюнктуры рынка входят оперативные и стратегические цели.
Первые удовлетворяют потребности маркетинга и менеджмента. Стратегические цели требуют определения и моделирования экономических закономерностей. С помощью такой оценки конъюнктуры рынка прогнозируется его развитие путём применения показателей деловой активности, коммерческого риска. Для решения поставленных задач применяются разные подходы.
В основе системного находится иерархическое описание объекта. Исследование проводится в 3 этапа:
- на первом рассматривается рынок в целом, описываются его параметры;
- на втором изучается его структура, характеризующие его показатели, выявляются системы связей между товарами рынка;
- на третьем уровне описывается состояние каждого элемента отдельно.
При комплексном подходе объект рассматривается одновременно с внутренними факторами и внешней средой. При исследовании КР товар изучается вместе с общехозяйственной, отраслевой, смежной конъюнктурами, дополнительными отраслями. Изучение экономической конъюнктуры включает в себя определение её текущего состояния, прогнозирование подотраслей и тенденций развития рынка. Подобное исследование необходимо организации для принятия решений в сфере сбыта, планирования научной, технической и производственной деятельности.
Составляющие рынка
Изучение КР предполагает анализ цен и сбыта, определение потенциала и доли рынка, разработку прогноза на краткосрочный и долгосрочный периоды. Конъюнктурное исследование заключается в целенаправленном сборе и обработке информации относительно состояния рынка, его функционирования. Задачи и цели в сфере производства и продаж диктуют направление, масштабы, глубину проводимых исследований. Цели могут захватывать ёмкость рынка, динамику и уровень цен. К объектам исследования относятся:
- хозяйства: в ходе исследования детально рассматриваются макроэкономические процессы, тенденции, которые происходят в хозяйстве отдельно взятого государства либо мирового хозяйства в общем;
- товар: изучается продукция и отрасль производства, спрос и его взаимосвязь с предложением.
Для проведения анализа хозяйственной деятельности используется 2 метода (с учётом цели проведения исследования). Если поставленная задача связана с выяснением тенденции развития конъюнктуры за определённый период, тогда анализ проводится путём изучения её динамики за аналогичный срок. Если задача направлена на определение КР на текущую дату, анализ проводится с учётом фазы цикла в этот период.
Особенность исследования КР заключается в том, что специалисты работают с цифрами, характеризующими состояние объекта. Их анализ даёт ответ на поставленный вопрос. Чтобы провести правильную оценку, необходимо составить верные вопросы, использовать нужные показатели. Аналогичный принцип соблюдается при прогнозировании рынка, когда изменяется его структура, объём потребления.
Специалисты сопоставляют данные за предыдущий период с оценками развития производства объекта. Таким способом получается прогноз объёма продаж, спроса и предложения, соотношения между этими понятиями. Если будущее рынка определяется как часть общего маркетингового продукта, тогда используется информация из разных аналитических исследований.
Главная цель процедуры — установить, в какой мере промышленная деятельность и торговля влияют на состояние рынка, его развитие в будущем, чтобы удовлетворить спрос населения на 100%. На основе результатов принимаются оперативные решения по управлению производством и сбытом товаров.
Источник