Критерии эффективности применения образовательной технологии
Понятие критерия является весьма важным для определения (узнавания, применения) образовательной технологии: он помогает определить, является ли определенный стиль преподавания технологией, методикой или неким, ещё не описанным в педагогической литературе способом преподавания. Не менее важными являются оценка эффективности любого учебного процесса и критерии, которые помогут эффективность этого процесса определить. Для того чтобы определить критерии любого процесса, необходимо определить тот процесс или явление, которые предполагается «измерить» с помощью определяемого критерия.
Можно сказать, что критерий – это совокупность отличительных свойств (характеристик), знак, которые позволяют определить (выяснить, установить), оценить свойства, качества процесса, результата, объекта. Таким образом, критерии являются основным инструментом определения эффективности или качества чего-либо.
Часто проблема определения эффективности ограничена только определением качества знаний, степенью сформированности умений и навыков (заметим, что этот параметр является важным в образовательном пространстве), но необходимо принимать во внимание тот факт, эффективность той или иной образовательной технологии во многом зависит от педагогической концепции, методологической основы, в которой функционирует данная образовательная технология. Поэтому думается уместным говорить об эффективности образовательной технологии, под которой понимается степень соответствия результатов реализации технологии прогнозируемым целям, ориентированным на выполнение функций образования.
В образовательной системе Республики Беларусь немалое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, развития и внедрения в образовательный процесс современных технологий, которые, в первую очередь, ориентированы на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Государство заинтересовано в эффективности и высоком качестве образования, в развитии его гуманной, гуманитарной, экологической и практической направленности. Для оценивания достижений в области образования необходимы некие инструменты, измерители, критерии, которые смогут определить уровень достижения поставленных целей. Ещё в 1989 г. В.П.Беспалько писал об отсутствии «критериев для оценки эффективности дидактического процесса в целом». Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе. В связи с этим эффективность образовательной технологии может быть оценена по следующим критериям:
целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
информативность учебного материала;
адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения образовательной технологии, вместе с тем они могут служить мерилом оценивания эффективности не только образовательной технологии, но и традиционного урока.
С.С.Кашлев в книге «Технология интерактивного обучения» непосредственно выделяет следующие критерии эффективности педагогических технологий:
§ высокий уровень технологической культуры педагога;
§ высокий уровень владения педагогом технологическими приемами;
§ собственный опыт использования педагогом педагогических технологий;
§ возможности творческого преобразования технологии;
§ создание ситуации успеха в деятельности учащихся и педагога в процессе реализации технологии;
§ органическая взаимосвязь компонентов технологии;
§ достаточно полное описание технологии;
§ возможности технологии в актуализации, саморазвитии учащихся и педагога;
§ организация взаимодеятельности педагога и учащихся;
§ существенные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.)
Эти критериальные аспекты относятся непосредственно к области действия образовательных технологий. Вместе с тем данные позиции, определяя эффективность всех технологий вообще, не дают детального представления.
Рассмотрим некоторые аспекты определения критериев эффективности применения образовательных технологий.
Начиная работать с технологией, необходимо заранее знать те критерии, которые покажут эффективность работы в определенной технологии на двух уровнях: критерии эффективности для учителя, критерии эффективности для учащегося; они, несомненно, будут различными. С тем чтобы определить критерии эффективности применения образовательной технологии, необходимо иметь инструментарий – набор показателей и способов их измерения. К таким показателям можно отнести:
§ глубину знаний учащихся по предмету;
§ практическую направленность знаний, которая выражается в готовности и умении учащихся применить полученные знания в сходной или изменённой ситуации;
§ системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний;
§ осознанность знаний, которую можно выразить в понимании учащимся связей между различными областями знаний, путей получения знаний, умений их доказывать.
Ещё одно важное замечание: критерии эффективности педагогических технологий для предметно-ориентированных и личностно-ориентированных технологий будут различными. Н.И.Запрудский пишет: «Очень существенно различаются уроки, проводимые в рамках:
1) традиционного объяснительно-репродуктивного обучения;
2) технологического подхода;
3) личностно-ориентированного обучения.
Для предметно-ориентированных технологий (технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, концентрированного обучения, вузовская технология и др.) критерием эффективности применения будут знания, полученные в процессе работы на уроке и в самостоятельной работе по траектории, заданной учителем, которая определяется логикой технологии.
Для личностно-ориентированных технологий (технологии педагогических мастерских, модульного обучения, проблемно-модульного обучения, обучения как учебного исследования, коллективной мыследеятельности, учебного проектирования, технология кооперативного обучения, развития критического мышления, Дальтон-технология) критерием оценки эффективности применения будет способность учащегося критически воспринимать учебник, самостоятельно мыслить, видеть альтернативы, аргументированно не соглашаться. Критерии эффективности применения личностно-ориентированных технологий достаточно «размыты», они не всегда четко могут быть сформулированы, а значит, продиагностированы, имеют отсроченный результат, который может проявиться через некоторый (иногда достаточно продолжительный) промежуток времени. Представляется логичной мысль, что критерий эффективности применения технологии личностно-ориентированной лежит в большей степени в эмоциональной плоскости, когда важным становятся не знания, приобретенные во время урока (а иногда это не знания в традиционном понимании этого слова), а удовлетворенность от совместного творчества, понимание важности движения ученика по заданной его личностным развитием траектории. Но данную сферу трудно и иногда невозможно продиагностировать, «пощупать» сразу.
Таким образом, критерии для определения эффективности применения образовательной технологии в практике работы учителя будут различны в зависимости от того, какую технологию использует учитель в работе, что ставит во главу своего педагогического труда.
Источник
Способы оценки эффективности образовательных технологий
Библиографическая ссылка на статью:
Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8352 (дата обращения: 03.10.2021).
Современный этап развития отечественного образования характеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.
Рассуждая на тему модернизации сферы образования, Э.Д. Днепров отмечает, что модернизация образования — это «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования». [3, c.35]
В.В. Путин, также отмечает, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» [2].
Таким образом, важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических (в т.ч. информационных компьютерных) технологий.
В то же время, изучение позиций педагогов средних общеобразовательных организаций позволяет утверждать, что, не смотря на достаточное количество теоретических обоснований и методических разработок, ни одна из существующих технологий в полной мере не удовлетворяет одновременно требованиям непротиворечивости и полноты, единства оснований.
По нашему мнению, на современном этапе развития общества актуальной является проблема разработки критериев и показателей эффективности реализации современных педагогических технологий, а также обеспечения условий, которые помогли бы педагогам эффективно применять эти технологии на практике.
Проблема упорядочивания и систематизации педагогических технологий рассматривалась такими учеными, как В. П. Беспалько, Е. В. Руденский, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко и др.,
В. П. Беспалько [1, с.76] предлагает классификацию педагогических технологий, которая базируется на типах взаимодействия педагога и обучающегося и выделяет ряд признаков этого взаимодействия. Сочетание этих признаков, по мнению Беспалько, позволяет определить ряд дидактических систем (технологий):
— классическое лекционное обучение;
— обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
— обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
— система «малых групп»– групповая работа;
— дифференцированные способы обучения;
— система «репетитор» – индивидуальное обучение;
— программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.
Правильно составленная классификация дает ясную картину всего многообразия классифицируемых объектов, позволяет удерживать их в едином мысленном каркасе, легко находить для каждого из вновь обнаруженных объектов расклассифицированной области наиболее конкретное и содержательное понятие, под которое он может быть подведен.
Анализируя опыт ученых, можно сделать вывод о том, что разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Обобщая опыт ученых, мы разработали современную классификацию педагогических технологий:
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название
Цель
Механизм реализации
Сущность
технологии
личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.
По мнению Е.С.Полат [5, c.65-67], «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов».
Таким образом, эффективность реализации педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.
Эффективность реализации современных педагогических технологий можно определить посредством ряда критериев, которые необходимо проверить в ходе экспериментальной работы.
В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом» [1, с.115]. Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.
В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
- целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
- отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- информативность учебного материала;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
- степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:
- технологическая культура педагога;
- наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
- творческая «доработка» и преобразования технологии;
- создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и педагога при реализации технологии;
- органическая взаимосвязь компонентов технологии;
- возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и педагога;
- заметные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий
эффективности
Показатели
эффективности
Индикаторы
— умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями.
— участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами
Творческая доработка и преобразование СПТ
— наличие патентов на изобретения педагога
Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ
— мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач
— увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней
Взаимосвязь компонентов технологии
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса
развитие личности обучающихся, их познавательных способностей
— тьюторство
Позитивные изменения в состоянии учащихся
— повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.)
— повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);
— укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача)
Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, как мы предполагаем, позволяют оценить эффективность реализации ряда современных педагогических технологий на современном этапе модернизации российского образования. Описанные выше критерии и показатели эффективности в настоящее время проходят опробацию в ряде образовательных организаций г. Кемерово и Кемеровской области.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
- Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru › events/284.html
- Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».
Источник