- МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ учебно-методическое пособие по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей
- Методы определения двигательной активности учебно-методический материал по физкультуре
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
учебно-методическое пособие по теме
МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,
Методика проведения тестирования физических качеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_testirovaniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».
Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае — двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Методика проведения тестирования физических качеств
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота — способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости:
Выносливость — способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость — определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ученик встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
5. Тест на определение гибкости:
Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, из положения сидя на полу у детей школьного возраста.
Методика: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
6. Тест на определение силовых способностей:
Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.
3.2 Общие указания по методике тестирования
При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:
· прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
· гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
· беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры,
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
Во время тестирования важно учитывать:
1. индивидуальные возможности ребёнка;
2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей.
Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения, большая часть детей постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети остаются пассивными и инертными. Поэтому перед проведением тестов необходимо обеспечить должный уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они смогли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.
1.тестирование физических возможностей является одним из наиболее важных методов педагогического контроля и помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности.
2. Данная методика тестирования физических качеств является наиболее распространенной, позволяет вполне точно определить уровень развития основных физических качеств. Все тесты отвечают специальным требованиям и являются надежными и информативными
Источник
Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей
Бег 30 м с высокого старта;
Непрерывный бег в течение 5 мин.;
Челночный бег 3 х 10 м;
10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;
Прыжок в длину с места;
Прыжок вверх с места;
Прыжки с «прибавками»;
Подтягивания из виса на руках;
Бросок набивного мяча;
Выкрут с палкой;
Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.
Организация и проведение тестирования
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см — выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягивание из виса на перекладине, количество раз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения —
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см . Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см . Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше — со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.
Оценка результатов тестирования.
В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.
Источник
Методы определения двигательной активности
учебно-методический материал по физкультуре
С целью изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности проводится комплексная оценка основных её показателей (объема, продолжительности, интенсивности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagomer.docx | 53.52 КБ |
Предварительный просмотр:
1.3 Методы определения двигательной активности
С целью изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности проводится комплексная оценка основных её показателей (объема, продолжительности, интенсивности). Для этого используются разнообразные методики обследования:
- время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяется с помощью метода индивидуального хронометража ;
- объём двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
- полное представление о двигательном поведении ребёнка может дать метод наблюдений ;
- интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет ЧСС-удары/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Первые три метода используют в диагностике педагоги, пульсометрию проводит медицинский работник.
Удовлетворение естественной потребности детей в движениях в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень чёткой организации деятельности детей, строгом выполнении требований к её содержанию в каждом режимном отрезке, т.е. оптимизации двигательной активности.
Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима во времени, но и по объёму движений – их количеству за дневное время пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
Норма условных шагов при 9-часовом пребывании в детском саду с учетом индивидуальных особенностей детей составляет: 10-18 тыс. шагов для детей старшего возраста [32.С.86-88].
Остановимся на методах определения двигательной активности более подробно.
Одной из наиболее важных является методика шагометрии , с помощью которой можно определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей. Она не требует много времени от воспитателя, а используемый в обследовании по данной методике прибор (шагомер) прост в употреблении. Можно использовать электронный шагомер. Число шагомеров должно быть равно количеству детей плюс два запасных. Шагомер помещается в плотный, соответствующий по размеру кармашек, укрепленный на поясе шириной 5-6 см. Пояс завязывается так, чтобы шагомер находился на боку у ребенка. В мешочек кладется карточка с именем и фамилией ребенка, что в значительной степени облегчает снятие показаний. Шагомер фиксирует количество движений (шагов) ребенка. Количество движений — это показатель объема ДА. Для определения естественной ДА не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности. Целесообразно в это время внимательно наблюдать за ним со стороны, чтобы получить представление и о характере и содержании двигательной деятельности.
Л. А. Волошина считает, что наиболее приемлемой формой диагностики и педагогического сопровождения развития двигательной активности дошкольников является педагогическое наблюдение . Основополагающим условием педагогического наблюдения является выработка критериев развития тех или иных показателей двигательной активности ребёнка. Предлагаемая Л. А. Волошиной система наблюдения несёт максимум информации, проста и удобна, может быть использована педагогами и родителями. При построении схем наблюдения, связанных с двигательной активностью, Л. А. Волошина предлагает учитывать, что результаты исследований и воздействий делятся на прямые показатели и медиаторы (переменные посредники). При желании за день (8.00до18.00) можно провести наблюдения за двумя-тремя детьми и получить характеристику индивидуальных особенностей ДА этих детей. Целесообразно за небольшой период времени (в течение одного месяца) изучить двигательную активность всех детей одной возрастной группы.
М. А. Рунова предлагает заносить показатели объема двигательной активности обследуемых детей в заранее подготовленный протокол. В нем отмечается время регистрации шагомера каждого ребёнка, а так же дается краткое описание содержания двигательной деятельности (указание на определённый режимный момент дня), например, «на прогулке».
Прямые показатели (пульсометрия, шагометрия, хронометраж) дают возможность количественно оценить ход и результаты развития двигательной активности, а медиаторы обеспечивают качественную характеристику, делая исследование детальным, подробным и интересным с практической точки зрения. Если количественные показатели можно получить в результате тестирования, то качественные помогает раскрыть педагогическое наблюдение.
Использование данной таблицы в качестве протокола при наблюдении, позволяет отразить некоторые особенности двигательной активности дошкольников.
Измерение продолжительности двигательной активности (времени, затраченного на движения) осуществляется методом хронометража с помощью секундомера или шахматных часов. Наиболее простой способ дает использование секундомера с суммирующим устройством. Методика обследования продолжительности двигательной активности методом хронометража проста. Во время проведения хронометража из двух рабочих кнопок секундомера используется одна, которая всегда нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребёнка. В конце педагогического наблюдения на малом циферблате секундомера стрелка показывает общее время движений за весь период обследования двигательной активности ребёнка. Отношение продолжительности двигательной активности к общему времени наблюдения (длительности всего занятия) в процентах позволит определить моторную плотность занятия. (МП) [1]
Длительность занятия – 35 мин.,
Продолжительность ДА – 28 мин.,
Тогда (МП) будет (28 мин.: 35мин. X 100%) – 80%.
Во время обследования двигательной активности детей всей возрастной группы (на занятии по физической культуре или на прогулке) Осуществляется индивидуальный хронометраж деятельности одного ребёнка в данный режимный момент. М. А. Рунова для записи наблюдений рекомендует использовать специальные хронометражные карты, на которых удобно фиксировать состав движений и описывать особенности содержания двигательной деятельности ребёнка. Заполнение индивидуальной хронометражной карты позволит получить объективную информацию об индивидуальных особенностях ребёнка, его интересах, общении со сверстниками и т.д.
Для объективной характеристики двигательной активности детей наряду с определением её объёма и продолжительности необходимо вычислить интенсивность двигательной активности. Интенсивность двигательной активности – это количество движений в одну минуту. Она вычисляется путём деления объема двигательной активности (количество движений) на её продолжительность (минуты).
Объем ДА -2500 движений,
Продолжительность ДА- 26 мин.,
Общая длительность занятия- 35 мин.,
Тогда интенсивность ДА будет (2500 дв.: 26 мин.) – 96,1 дв./ мин.
Полученные показатели комплексной оценки двигательной активности (объём, продолжительность, интенсивность) каждого ребёнка заносятся в заранее подготовленный протокол. Для получения среднего показателя двигательной активности ребёнка нужно проводить обследование в течении целой недели ( с понедельника по пятницу) не менее 3-4 раз в год. Первое обследование проводится в начале учебного года (сентябрь), второе – в середине учебного года (январь), третье – в конце года (май), четвёртое — в июле или августе. Поскольку наиболее ярко индивидуальные особенности двигательной активности детей проявляются во время самостоятельной деятельности на прогулке, когда дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности, то М. А, Рунова рекомендует проводить обследование детей в этот режимный момент, то есть на утренней прогулке.
Шагомеры подвешиваются во время одевания детей на прогулку и снимаются после возвращения детей в группу.
На основе комплексной оценки ДА детей можно получить полную характеристику двигательного поведения ребенка, определив его индивидуальные проявления в разных видах деятельности (в игре, на занятиях по физической культуре и т.д.). Данные материалы позволят педагогу распределить детей по уровням ДА и подобрать соответствующие приемы и методы руководства. В то же время педагог может выявить и недостатки в организации занятий, наметить пути их совершенствования.
Решающее значение в формировании растущего организма принадлежит двигательной активности, как фактору стимулирующему повышение возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Их особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределённый энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
Задача констатирующего эксперимента выявить уровень двигательной активности детей.
В данном эксперименте принимало участие 15 детей от 4г. 9мес. до 5г.8мес. и 2 воспитателя. .
При проведении констатирующего эксперимента соблюдались следующие условия:
1. В эксперименте участвовали дети, посещающие группу не менее года;
2. Эксперимент проводился в знакомой для детей обстановке;
3. Экспериментатор был знаком детям;
4. Сохранялись одинаковые условия эксперимента для всех испытуемых на протяжении всего времени исследования.
В процессе констатирующего эксперимента использовались методы определения двигательной активности: наблюдение и шагометрия, с последующим распределением детей на уровни (высокий, средний, низкий).
Экспериментальная работа проходила в три этапа.
На втором этапе исследования с целью выявления количественной оценки объёма двигательной активности старших дошкольников была проведена диагностика с использованием метода шагометрии. Обследование объёма двигательной активности производилось с помощью шагомеров («Электроника ШЭ-01», г. Пинск). Шагомеры были прикреплены к поясу. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомеры надевались всем на одинаковое время (с 8.00 до 18.00 часов).
Источник