Способы оценки деятельности учителя

Материал к педсовету «Оценка деятельности учителя на уроке и во внеурочное время»

Оценка Деятельности учителя на уроке

И Во внЕурОЧНОЕ ВРЕМЯ

(МАТЕРИАЛ К ПЕДСОВЕТУ)

На сегодняшний день тема «Оценка деятельности учителя на уроке и во внеурочное время» современна и своевременна.

Национальная инициатива «Наша новая школа», подписанная президентом, обозначила следующие задачи образования:

Усиление воспитательного потенциала

Создание нового учителя

Создание новой школьной инфраструктуры

Тесное взаимодействие с семьёй

Одно из направлений образовательной инициативы –

Совершенствование учительского корпуса

СОЗДАНИЕ НОВОГО УЧИТЕЛЯ. Совершенствование учительского корпуса…

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от опытного учителя требуется переосмысление того, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, где познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. В основе нового Стандарта лежит системно — деятельностный подход, и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы».

При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.

Педагогический коллектив нашей школы обновляется молодыми специалистами, и поэтому необходимо соблюдать преемственность, брать на вооружение лучшие методические наработки, от этого зависит деятельность молодого учителя, так как воплощение теории полученных в вузе знаний без практических навыков для молодых учителей – труд нелегкий.

Цель данного педсовета – осмысление педагогами школы собственной деятельности, аналитическая оценка уровня преподавания и установка на индивидуальную программу профессионального мастерства и творчества каждого учителя.

Итак, вот основные направления работы по совершенствованию учительского корпуса

Модернизация повышения квалификации;

Обеспечение прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности всеми педагогическими работниками;

Повышение эффективности работы методических объединений;

Участие педагогов в профессиональных конкурсах.

К сожалению, в последнее время педагогический коллектив пассивно участвует в профессиональных конкурсах. Тем отраднее и ярче победы отдельных учителей.

Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Экономическое положение страны, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся.

Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это лекции, различные формы программированного контроля, олимпиады, конференции, деловые игры и т. д.

Учителя начинают все больше думать не об отдельном мероприятии, уроке, а о личности ученика. Педагог убеждается, что даже хорошие занятия по предмету сами по себе мало что решают. Он вынужден искать способы комплексного влияния на ученика, что требует серьезного психолого-педагогического самообразования.

Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя

и планирование им деятельности учащихся на уроке,

стимулирование интереса к учению,

активности по усвоению знаний, умений, навыков,

планирование способов познавательной деятельности,

планирование контроля за учебным познанием школьников.

Посещение уроков в 1-х классах с целью контроля адаптационного периода первоклассников предполагало и анализ организации учебного труда учащихся.

а) Как учитываются способности, умственные возможности учащихся на уроках?

б) Как формируется система знаний учащихся?

в) Как учитель работает над осознанным усвоением, над глубиной понимания материала?

г) Как управляет учебной деятельностью на уроке?

Читайте также:  Эффективный способ чтобы волосы не секлись

д) Какова интенсивность урока?

е) Как стимулируются ценные качества личности: отношение к учению, трудолюбие, организованность, умение работать в коллективе .

На практике организация внеурочной деятельности – это расширение обязанностей учителя начальных классов, даже при условии если к проведению курсов привлечены педагоги дополнительного образования.

Одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника.

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. (Выдержка из президентской инициативы «Наша новая школа»)

Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании, когда мы признаём:

а) ученик – основной объект заботы учителя;

б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.

Фактом остаётся постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Защищёнными себя чувствуют в школе лишь 58 % учащихся, 28 % – часто конфликтуют с учителями.

И наша с вами задача – профессионально работать в новых гуманистических категориях, связанных с моральным и гражданским самосознанием растущего человека, со смыслом жизни и смерти, нравственным выбором, и в тех технологиях, которые необходимы для того, чтобы разбудить свет в душе ребенка.

«21 век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе. Такова главная инновация времени», — прогнозировали педагоги конца 20 века. Потому, что именно гуманитарное образование направлено на улучшение качества жизни, именно оно влияет на поведение вашего соседа по лестничной клетке, на способы решения конфликтных ситуаций. Оно в первую очередь ориентировано на ценность, мораль, этику. У нас острая нужда не столько в квалифицированных инженерах, сколько в порядочных людях. Коррупцию, конечно, можно и должно лечить с помощью милиции, но лучше и дешевле с помощью образования.

Назову негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.

А вот негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.

При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить свою миссию.

А психологический климат школы – это психологический климат урока каждого из нас.

– Каково же сегодня состояние на уроках?

– Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?

Эти вопросы пусть сегодня задаст себе каждый учитель.

Ведь в се успехи и трудности, которые ученик переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.

Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не учиться.

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.

Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эффектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Вся деятельность педагога строится через урок.

Что делает урок эффективным?

 конкретность поставленной цели и задачи;

 заинтересованность учителя и учеников;

 формирование умения и навыков;

 эмоциональная подача материала;

 выбор типа урока;

 прогнозирование результата урока;

 учебные возможности ученика;

 активная работа учащихся;

 цель: умение поставить и добиться ее на практике; цель – результат;

 педагогическая находка учителя;

 сотрудничество учителя и ученика;

Но… Как бы мы ни изощрялись, всегда побеждает классика. И урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается! Давайте вспомним его основные моменты.

Учитель для себя всегда ставит цель. Цель должна быть посильной.

Цель имеет каждый этап урока.

Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников.

Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Читайте также:  Автотрофный способ питания у кого грибами

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

 Воздействие на эмоции и чувства

 Развитие способностей учащихся

 Интеллектуальные способности учащихся

Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками

определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя

будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У

каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к

учебному материалу. Привлечь внимание- значит удивить (я уже повторяю эту

Так, творческие задания могут использоваться в различных типах и на

различных этапах урока. Например, использование творческих заданий в начале урока дают определённый настрой на работу на все 40 минут.

Новый материал на уроке можно дать репродуктивным методом, а можно и поставить проблему, попросить выдвинуть гипотезу, или вжиться в образ, а затем оставшееся время проблемы решать, гипотезы проверять, делать выводы, заключения, получать образовательный продукт.

Я не призываю заниматься творческими заданиями каждый урок и целый урок. Но попробовать стоит, детям понравится.

Использование именно творческих заданий делает путь познания более интересным, а значит более востребованным нашими учениками.

Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Многие учителя школы стараются создать на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, со своими потребностями, интересами.

Ученики ещё во власти атмосферы начальной школы, где у них был один кабинет и один авторитет. Где в обучении преобладали приёмы игры, занимательности, ведь это были ещё не подростки, а дети.

Поэтому мудрость учителя 5 класса в том, чтобы в начале учебного года, в период адаптации учащихся к основой школе, НЕ СОРВАТЬСЯ самому и не сорвать учеников. Они медленно пишут, много спрашивают, переспрашивают, ябедничают, они ждут физкультминутки, а её нет, неоправданно нет.

Как родители боятся 5-го класса, так и учитель боится. Там тяжело. Тяжелее, чем в 11-ом. Но учитель должен не только бояться, он должен готовиться. Однако из года в год мы констатируем один факт: учитель основной школы не знает или не совсем знает программу начальной школы (по своему предмету). Он не знакомится с её содержанием, когда идёт работать в 5 класс.

Кроме того, на уроках в 5-х классах резко падает выразительность, наглядность урока. В основном – мел и доска. Этого мало для успешного обучения, для концентрации внимания пятиклассника.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу. А с годами.

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Деятельности, в которой важно всё.

Обратимся вновь к нашей классике, к нашему наставнику.

Ян Амос Коменский:

«Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

Современные педагогические исследования подтверждают это.

Внешний вид педагога — сила влияния на ученика:

как входите в класс;

как отодвинете стул;

как пройдете по классу;

сутулость, опущенная голова — внутренняя слабость, неуверенность в себе;

прическа, костюм и украшения в одежде — эффективно воздействуют на формирование личности воспитанника;

ребята любят сочетание в педагоге внешней и внутренней красоты;

У каждого педагога должно быть стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика.

Основное средство педагогического взаимодействия – речь.

Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать.

Одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или вовсе пройти незамеченной.

Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. Регулируя отношения «учитель — ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть.

Читайте также:  Биомеханика детей от рождения до 1 года способы физического воспитания

Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать в общении с родителями.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы – рукой подать.

Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.

Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

Задачи образования, а значит и задача учителя – тесное взаимодействие с семьёй.

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени.

Важную роль в углублении семейного воспитания играет развертывание системы педагогического всеобуча родителей. Это не устаревший термин. Это необходимость современной действительности.

Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся. Важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Учителя основной школы продолжают эту работу. Но, к сожалению, многие актуальные темы не рассматриваются на собраниях, которые сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. Далеко не все учителя и классные руководители умеют вовлечь родителей в совместную деятельность.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Макаренко подчеркивал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда осложняются задачи школы. Главные из них:

1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.

2. Изучение воспитательных возможностей семей.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль школы в организации этой Среды .

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на поступки детей?

Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая. Желаю Всем нам успехов.

Источник

Оцените статью
Разные способы