- Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете
- Общие подходы к оценке активов и обязательств
- Методы оценки отдельных видов активов и обязательств в бухучете
- Итоги
- Оценка активов и пример
- Что такое Оценка активов и пример?
- Понимание оценки активов
- Ключевые моменты
- Стоимость чистых активов
- Абсолютные методы оценки
- Относительная оценка и сопоставимые операции
- Пример оценки активов из реального мира
- Как оценить бизнес для продажи
- Адекватная оценка и стоимость
- Почему нужно правильно оценить бизнес
- Какие есть виды стоимости
- Методы оценки компаний
- Другие методы оценки
- Как посчитать самому
Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете
Общие подходы к оценке активов и обязательств
Оценка активов и обязательств является для каждого хозяйствующего субъекта необходимой и обязательной процедурой, благодаря которой:
- объекты учета с разнородными натуральными показателями и свойствами приводятся к единому измерителю (денежному);
- появляется возможность использовать стоимостную оценку активов и обязательств при составлении отчетности и для разнообразных аналитических процедур.
С различными видами анализа вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:
Основные подходы к оценке имущества и обязательств едины для всех субъектов хозяйствования и базируются на следующем:
- оценка осуществляется методами, разрешенными законодательством РФ и отраженными в индивидуальной учетной политике каждой компании;
- оценка оказывает влияние на формирование доходов, расходов и финрезультаты хозяйствующих субъектов.
Основные методы оценки имущества и обязательств описаны в п. 23 Положения по ведению бухучета (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), определяющем открытый перечень оценочных методов (см. схему ниже):
В связи с тем, что стоимость имущества компании и ее обязательств под воздействием различных факторов может со временем изменяться, в бухучете существует несколько видов оценок:
- первоначальная (при постановке объекта на учет);
- последующая (при переоценках, перед продажей и в иных случаях).
Описание методов оценки отдельных видов активов и обязательств приведено в ПБУ, методических указаниях и иных нормативных документах — об этом в следующем разделе.
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств в бухучете
Остановимся на основных подходах к оценке наиболее распространенных видов активов и обязательств.
Для большинства производственных компаний важным вопросом является оценка основных средств (ОС) как одного из весомых показателей 1-го раздела баланса.
С нюансами бухучета ОС поможет разобраться материал «Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)».
Данная группа активов оценивается по-разному в зависимости от вида стоимости ОС (первоначальной, восстановительной, справедливой и др.).
Способы оценки в бухучете первоначальной стоимости ОС согласно ПБУ 6/01 представлены на схеме ниже.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу, а ему на смену приходят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капвложениям. Что меняется в учете ОС, в т. ч. в правилах их оценки, узнайте из Обзора от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
С методами оценки справедливой стоимости вас познакомит материал «МСФО № 13 Оценка справедливой стоимости (нюансы)».
Методы оценки МПЗ с 2021 года описаны в ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Переходите в КонсультантПлюс и сможете узнать, по какой стоимости теперь принимать к учету запасы:
- при приобретении за плату, в т. ч. недежными средствами и на условиях рассрочки;
- безвозмездном получении;
- получении в виде вклада в уставный капитал;
- оставшиеся от выбытия ОС.
Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Обоснованность выбора метода оценки МПЗ влияет на представляемые в отчетности любой компании показатели, характеризующие важные финансовые показатели ее деятельности (платежеспособность, рентабельность и др.). В итоге это может оказать воздействие на принимаемые решения собственниками и иными заинтересованными лицами (инвесторами, кредиторами и др.).
Нюансы оценки МПЗ при поступлении на склад — в материале «Методика анализа материально-производственных запасов».
Долги компании в бухучете также подлежат стоимостной оценке. Дебиторская и кредиторская задолженность по нормам отечественного бухгалтерского законодательства отражается в балансе по номинальной стоимости — в оценке, установленной договором (с учетом всех скидок, наценок и др.).
Какие методы оценки дебиторской задолженности используются в управленческом учете — см. в материале «Основные методы оценки дебиторской задолженности».
При этом дебиторскую задолженность требуется оценивать с учетом вероятности ее погашения (за минусом зарезервированных сумм сомнительных долгов).
О формировании резерва по смонительным долгам читайте здесь.
При отражении в бухучете операций с долговыми ценными бумагами, при оценке долгосрочных оценочных обязательств и в других предусмотренных бухгалтерским законодательством случаях используется дисконтированная оценка.
Итоги
При оценке стоимости имущества учитывается способ его поступления в компанию: при покупке за деньги, в обмен на иные активы, по договору дарения или иными способами. Обязательства компании оцениваются по номинальной стоимости, а в отдельных случаях с учетом вероятности погашения долга или с применением дисконтирования.
Источник
Оценка активов и пример
Опубликовано 10.06.2020 · Обновлено 10.06.2021
Что такое Оценка активов и пример?
Оценка активов – это процесс определения справедливой рыночной или приведенной стоимости активов с использованием балансовой стоимости , моделей абсолютной оценки, таких как анализ дисконтированных денежных потоков, моделей ценообразования опционов или сопоставимых моделей. К таким активам относятся вложения в рыночные ценные бумаги, такие как акции, облигации и опционы; материальные активы, такие как здания и оборудование; или нематериальные активы, такие как бренды, патенты и товарные знаки.
Понимание оценки активов
Оценка активов играет ключевую роль в финансах и часто состоит из субъективных и объективных оценок. Стоимость основных средств компании, которые также известны как основные средства или основные средства , легко оценить на основе их балансовой стоимости и стоимости замещения. Однако в финансовых отчетах нет числа, которое точно сообщало бы инвесторам, сколько стоит бренд и интеллектуальная собственность компании. Компании могут переоценить гудвил при приобретении, поскольку оценка нематериальных активов является субъективной и ее трудно измерить.
Ключевые моменты
- Оценка активов – это процесс определения справедливой рыночной стоимости актива.
- Оценка активов часто состоит из субъективных и объективных оценок.
- Стоимость чистых активов – это балансовая стоимость материальных активов за вычетом нематериальных активов и обязательств.
- Модели абсолютной стоимости оценивают активы только на основе характеристик этого актива, таких как дисконтированный дивиденд, дисконтированный свободный денежный поток, доход от жилого фонда и модели дисконтированных активов.
- Относительные коэффициенты оценки, такие как коэффициент P / E, помогают инвесторам определять стоимость активов, сравнивая аналогичные активы.
Стоимость чистых активов
Стоимость чистых активов, также известная как чистые материальные активы, – это балансовая стоимость материальных активов в балансе (их историческая стоимость за вычетом накопленной амортизации ) за вычетом нематериальных активов и обязательств – или денег, которые остались бы, если бы компания была ликвидировано. Это минимум стоимости компании, который может обеспечить полезный минимальный уровень стоимости активов компании, поскольку не включает нематериальные активы. Акция будет считаться недооцененной, если ее рыночная стоимость ниже балансовой стоимости , что означает, что акция торгуется с большим дисконтом к балансовой стоимости на акцию.
Однако рыночная стоимость актива, вероятно, будет значительно отличаться от балансовой стоимости – или акционерного капитала, – которая основана на исторической стоимости. И самая большая ценность некоторых компаний заключается в их нематериальных активах, таких как результаты биомедицинской исследовательской компании.
Абсолютные методы оценки
Модели абсолютной стоимости оценивают активы только на основе характеристик этого актива. Эти модели известны как модели дисконтированных денежных потоков (DCF) и оценивают активы, такие как акции, облигации и недвижимость, на основе их будущих денежных потоков и альтернативной стоимости капитала. Они включают:
- Модели дисконтированных дивидендов , которые оценивают цену акции путем дисконтирования прогнозируемых дивидендов до текущей стоимости. Если значение, полученное из DDM, выше, чем текущая торговая цена акций, то акция недооценена.
- Модели дисконтированных свободных денежных потоков рассчитывают приведенную стоимость будущих прогнозов свободных денежных потоков, дисконтированных на средневзвешенную стоимость капитала.
- чистая прибыль за вычетом затрат на капитал . Плата известна как начисление капитала и рассчитывается как стоимость собственного капитала, умноженная на стоимость собственного капитала или требуемую норму прибыли на капитал. Учитывая альтернативную стоимость капитала, компания может иметь положительную чистую прибыль, но отрицательную остаточную прибыль.
- Модели дисконтированных активов оценивают компанию путем расчета текущей рыночной стоимости активов, которыми она владеет. Поскольку этот метод не учитывает синергетический эффект, он полезен только для оценки сырьевых предприятий, таких как горнодобывающие компании.
Относительная оценка и сопоставимые операции
Модели относительной оценки определяют стоимость на основе наблюдения за рыночными ценами аналогичных активов. Например, один из способов определения стоимости свойства – это сравнить его с аналогичными свойствами в той же области. Точно так же инвесторы используют ценовые коэффициенты, по которым торгуются сопоставимые публичные компании, чтобы получить представление об относительной рыночной оценке. Акции часто оцениваются на основе сопоставимых показателей оценки, таких как отношение цены к прибыли ( коэффициент P / E), отношение цены к балансовой стоимости или отношение цены к денежному потоку .
Этот метод также используется для оценки неликвидных активов, таких как частные компании, без рыночной цены. Венчурные капиталисты называют оценку акций компании до того, как она станет публичной, оценкой до получения денег . Глядя на суммы, уплаченные за аналогичные компании в прошлых сделках, инвесторы получают представление о потенциальной стоимости компании, не котирующейся на бирже. Это называется анализом прецедентных транзакций .
Пример оценки активов из реального мира
Давайте посчитаем стоимость чистых активов Alphabet Inc. ( GOOG ), материнской компании поисковой системы и рекламного гиганта Google.
Все данные относятся к периоду, закончившемуся 31 декабря 2018 г.
- Общие активы: 232,8 миллиарда долларов
- Общие нематериальные активы: 2,2 миллиарда долларов
- Общие обязательства: 55,2 миллиарда долларов
Общая стоимость чистых активов: 175,4 миллиарда долларов (общие активы 232,8 миллиарда долларов – общие нематериальные активы 2,2 миллиарда долларов – общие обязательства 55,2 миллиарда долларов)
Источник
Как оценить бизнес для продажи
Оценка бизнеса нужна для покупки и продажи, привлечения инвесторов и мониторинга эффективности компании. В статье рассмотрим, какие методы для этого используются и как ведутся расчеты.
Адекватная оценка и стоимость
Мы сталкиваемся с оценкой ежедневно. Например, оцениваем товары в магазине и подсознательно стремимся к балансу цены и ценности.
Цена – это стоимость товара или услуги, а ценность – то, насколько товар действительно важен и полезен для нас в данный момент.
Нам нравится, когда цена соответствует ценности, но еще приятнее, когда ценность оказывается выше цены. Кто-то покупает товары от Gucci, кто-то закупается в H&M, а кто-то – на сайте AliExpress. И всем одинаково приятно урвать что-то классное на скидках.
Бизнес – тоже своего рода товар. Кто-то хочет его купить, а кто-то – продать. И нужно оценить его перед сделкой.
Для оценки стоимости компании существует несколько методов, в которых учитывают множество характеристик – от маркетинга и рекламы до аренды помещений.
Несмотря на то, что покупатель всегда хочет купить ценную вещь по низкой цене, а продавец – отдать свой товар по максимальной, бизнес стоит оценивать адекватно и с учетом контекста, наглядно показывая, из чего складывается та или иная цена.
Почему нужно правильно оценить бизнес
Правильная оценка может понадобиться не только при продаже, но также для привлечения инвесторов и оценки бизнес-процессов.
- Для себя – оценить эффективность.
Сколько работы вы уже проделали, в каком состоянии находится ваше дело сейчас и какие перспективы есть в будущем – ответить на эти вопросы и взглянуть со стороны позволяет оценка эффективности.
Так можно заметить преимущества и хорошо отлаженную работу предприятия или распознать слабые места и заняться их устранением.
Возможно, вы не собираетесь продавать компанию в ближайшее время, но ведь когда-то этот момент может наступить? Лучше подготовиться к нему заранее и держать все под контролем.
Если производство, управление и маркетинг будут работать на максимум, ваше дело принесет доход и сейчас, и в будущем.
- Для инвестора – показать перспективность.
Для развития нужны большие вложения. Получить их можно как кредитованием, так и за счет уже существующего бизнеса – привлечь инвесторов.
Кредитование в Совкомбанке позволяет оформить заем до 30 млн рублей для малого и среднего бизнеса. Есть и овердрафт, и кредитная линия, льготное и экспресс-кредитование – удобный вариант можно выбрать под ваши запросы. Оформить заявку онлайн и узнать подробности можно на сайте.
Чтобы инвесторов заинтересовало ваше предложение, оно должно выглядеть рабочим, надежным и перспективным. Здесь вы, как продавец, выставляете товар в лучшем свете.
- Для покупателя – оценить для продажи.
Самая востребованная оценка – для продажи. Она необходима, чтобы вы смогли выставить правильную цену для бизнеса и обосновать ее для покупателя. В ней учитываются как материальные, так и нематериальные активы.
Какие есть виды стоимости
Назвать одну цену для всех не получится, в разных ситуациях она будет отличаться:
- рыночная – для покупки и продажи,
- инвестиционная – для привлечения инвестиций,
- текущая – для оценки активов,
- ликвидационная – при экстренном закрытии.
Каждая цена складывается из собственных показателей. Рассмотрим подробнее, как это рассчитывается.
Показывает, сколько компания стоит на рынке. Позволяет оценить, как и кому ее можно продать, с кем объединиться. Также бывает необходима для оценки долгосрочной перспективы, и если бизнес выступает в качестве залога.
Для подсчетов используются все источники финансирования и цена имущества.
Рыночная цена ООО «Рога и копыта» на 2019 год – 5 млн рублей, а на 2020 – 5,5 млн рублей. «Рога и копыта» растут со скоростью 110% – динамика положительная. А так как дела идут в гору, то цена покупки и продажи на рынке тоже повышается.
Показывает цену компании с учетом ее перспектив в конкретном случае для конкретного инвестора.
Потенциальному инвестору важно видеть объемы и стоимость финансирования, предусмотреть риски и преимущества. В зависимости от инвестиционной привлекательности бизнеса, стоимость может быть выше или ниже рыночной.
Этот вид необходим, когда нужно привлечь инвесторов или запустить новые инвестиционные проекты.
ООО «Быстрее, выше, сильнее» хочет привлечь инвестора, чтобы усовершенствовать оборудование. Для этого компания показывает, что благодаря вложениям, сможет в течение трех лет увеличить выручку в два раза, следовательно, и цена компании возрастет.
Также называется «восстановительной». Показывает стоимость всех трат для развития компании, начиная с ее создания, с учетом всех активов.
Необходима при страховании имущества, оптимизации налоговой системы, переоценки активов.
ООО «Риск» решило обезопасить имущество на шестом году существования. Естественно, цена активов за это время изменилась. Например:
- сначала оборудование стоило 2 млн рублей, а спустя 6 лет – 1,1 млн;
- имущество стоило 1,7 млн, а стало 1,2 млн;
- бизнес стоил 5 млн рублей, а стал 4,2 млн.
Цена оборудования и имущества упала на 900 и 500 тысяч соответственно, и это повлияло на цену самой компании – за шесть лет она упала в цене на 800 тысяч рублей.
Показывает цену компании без учета трат на продажу. Необходима при экстренном закрытии. Из-за скорой продажи цена будет гораздо ниже.
ООО «Выхода нет» срочно закрывается. Ее цена на этот момент составляет 3 млн рублей. Из них необходимо вычесть расходы, связанные с продажей, – например, долги подрядчикам, комиссию агентам по недвижимости, выплаты сотрудникам – 1 млн рублей.
Значит, ликвидационная стоимость бизнеса равна:
3 000 000 – 1 000 000 = 2 000 000 рублей.
Из-за расходов на продажу цена значительно упала.
Методы оценки компаний
Как оценить стоимость бизнеса – вопрос непростой. Совершить оценку можно разными способами. Чаще всего это довольно сложно, и подсчетом занимаются специалисты. Метод оценки стоимости компании зависит от сферы деятельности.
- Для стартапов с быстрым ростом с отсутствующим или минимальным доходом подойдет метод дисконтированных денежных потоков.
Для расчета берут сумму свободного денежного потока за будущие периоды и учитывают риски.
Под денежными потоками обычно подразумевается чистая прибыль, умноженная на сумму амортизационных отчислений.
Так как предугадать выручку невозможно – ведь со временем она способна вырасти или упасть – цена бизнеса может быть завышена. Поэтому, как правило, таким образом определяется «потолок», а не точная цена.
- Для больших компаний с весомыми активами подойдет метод чистых активов.
Достаточно прозрачный метод – для его расчета используют балансовые показатели, а это значит, что расчеты можно перепроверить на основе бухгалтерских документов.
Большой минус – интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы таким образом оценить сложно, поэтому данный метод считается наиболее консервативным.
- Для больших компаний со скромными активами подойдет метод мультипликаторов и коэффициентов.
Бизнес сравнивают с аналогичными при помощи нескольких коэффициентов (мультипликаторов) и оценивают стратегическую стоимость бизнеса и потенциал развития.
Мультипликатор – это способ сравнения величин. Например, отношение рыночной стоимости компании к разным финансовым показателям; или отношение одних показателей к другим. Если коэффициенты низкие, это хорошо, а если высокие – значит, бизнес переоценен.
Недостаток метода в том, что найти информацию для сравнения в открытом доступе очень сложно.
Другие методы оценки
- Правило третей Люциуса Кэри.
Компанию делят на три части – между руководством, директором и инвестором.
- Правило компетенций.
Оцениваются доли всех сторон с учетом их навыков.
- Коэффициент жадности.
Инвестиционная сумма умножается на долю директора, делится на его инвестиции и умножается на долю инвестора.
Как посчитать самому
Возможно все вышеперечисленное звучит для вас слишком сложно и это немудрено, ведь такие способы подсчета обычно используют профессионалы. Кроме них можно использовать три более простых метода для определения цены. Давайте рассмотрим их подробнее.
- Доходный метод.
Берем чистую прибыль и умножаем ее на горизонт планирования. Мы возьмем три года.
Чистая прибыль ООО «Счастье рядом» – 2,2 млн рублей в год, за три года – 6,6 млн рублей.
Так как чистая прибыль не будет одинаковой на протяжении трех лет, важно уточнить, наблюдается ли тенденция к росту или снижению прибыли. ООО «Счастье рядом» идет в рост, ежегодно прибыль увеличивается на 10%.
С учетом этого цена будет не 6 600 000 рублей, а 6 600 000 + 6 600 000 х 10 / 100 = 7 260 000 рублей.
- Сравнительный метод.
Для этого метода понадобится найти аналогичную компанию. Нужно, чтобы она была из вашего города и работала в той же отрасли, а также имела схожие ассортимент, список услуг и выручку.
Например, можно сравнить два хостела в Москве, которые находятся в районе одной станции метро, имеют похожий размер, услуги, прайс и проходимость. А вот сравнивать хостел с отелем не стоит, даже если они расположены на соседних улицах.
Для сравнительного метода нам понадобится мультипликатор, о котором мы рассказывали выше. Используем коэффициент, который показывает отношение полной стоимости к чистой прибыли.
Итак, для подсчетов нужно найти несколько похожих компаний, выписать данные стоимости и чистой прибыли. Продолжим расчеты на примере ООО «Счастье рядом».
- В таблицу мы выписали необходимую информацию для 6 аналогов.
- Рассчитали мультипликатор для каждого бизнеса и вывели среднее значение – 0,92.
- Данные о чистой прибыли ООО «Счастье рядом» – 2,2 млн рублей в год.
- Далее умножением среднего мультипликатора на чистую прибыль мы получаем цену нашего бизнеса – 2,024 млн рублей.