Самостоятельная работа учащихся как форма оценки учебной грамотности учащихся
Самостоятельная работа учащихся как форма оценки учебной грамотности учащихся
Выступление учителя истории Бобровой Г. С., учителя истории «МОУ Школа № 118 г. Донецка» на заседании РМО учителей общественных дисциплин
В соответствии с требованиями Новых Образовательных Стандартов, востребованностью идей компетентностного подхода в современном образовании важно, чтобы обучение истории не ограничивалось фундаментальными знаниями в предметной области. Ученик должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время.
Важнейшим условием формирования данного качества обеспечивается организацией самостоятельной работы учеников. Самостоятельная работа учащихся выступает как вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии учителя в планировании и оценке достижения конкретного результата.
Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы — одна из центральных задач обучения.
В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем учителя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы.
Самостоятельная работа учащихся позволяет также объективно оценить учебную грамотность учеников при изучении истории.
Для установления уровня овладения умениями работать с учебником применяются такие задания :
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;
— найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
— по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
— прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
— прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
— «сжать» и «развернуть» информацию;
— почитав, рассказать о своих впечатлениях;
— составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
— ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
— подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
— прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
— придумать к данному тексту вопросы;
— составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);
— заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологическую, систематизирующую;
Формированию умения работы с историческими документами и при проведении лабораторных работ по анализу документов способствуют такие задания :
— объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
— сравнить текст документа с содержанием учебника;
— пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
— используя документ, доказать тезис;
— выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
— ответьте на вопросы к документу.
С целью оценки умений работы с исторической картой ученикам предлагаются следующие задания:
— показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
— описать геополитическое положение государства;
— сравнить карты двух-трех эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
— выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
— найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
— найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
Для оценки умений работы с иллюстрациями учениками самостоятельно выполняются такие задания:
— провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
— пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
— составить описательный рассказ по картине;
— используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
— разместить в хронологической последовательности учебные картины;
— подобрать иллюстрации по теме;
— озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
— рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе
Виды работы для оценки умений анализировать статистические данные :
— словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
— найти статистические данные в тексте, построить графики;
— сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.
Широко практикуются такие виды самостоятельной работы учащихся:
— подготовить монологический рассказ;
— решить познавательные задачи;
— проанализировать ответ товарища;
— письменно оформить выводы по теме;
— составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
— написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
— составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
— составить характеристику исторической личности, события;
— составить мини-рассуждение по данной теме.
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Процесс самостоятельной деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей, выявляет их индивидуальные склонности и способности.
В ходе самостоятельной работы учащийся может освоить основной теоретический материал по изучаемой теме, закрепить, систематизировать и углубить собственные знания, обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания, применить полученные знания в практической деятельности, формировать собственную мировоззренческую позицию. Кроме того, самостоятельная проектная деятельность способствует решению задач, связанных с формированием информационно-коммуникативной компетентности: учащийся учится работать с различными источниками информации (специальная учебная и научная литература, Интернет, СМИ и др.), находить, отбирать, структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики выполняемого задания.
Следует отметить, что наибольший интерес у учеников вызывают задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос.
Однако, как отмечают респонденты, выполнение именно такого рода заданий вызывает больше трудностей. Это, прежде всего, связано с тем, что для продуктивного выполнения данных заданий необходимо полное погружение в суть вопроса, что требует проработки большого объёма учебной литературы, поиска дополнительной информации и долговременной работы с ней.
Таким образом, опыт работы позволяет сделать следующие выводы:
— систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
— самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
— самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью;
— систематическое проведение самостоятельных работ позволяет объективно оценить учебную грамотность учеников.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Методическая рекомендация «Самостоятельная работа студентов»
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Рязанский технологический колледж»
«Организация самостоятельной работы студентов»
Разработчик: преподаватель Невская Е.В.
Рассмотрено на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 4 от 03.12.2012г.
Председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин ________________Кузнецова В.В.
Заместитель директора по учебной работе Чекурова Н.В.
«____» ___________ 2012г.
1. Роль самостоятельной работы в обучении студентов……………………………..стр.2
2.Диагностика сформированности умений студента
в организации самостоятельной работы…………………………………………….стр.3
3.Виды заданий для организации самостоятельной работы студентов……………. стр.5
4.Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы…….стр.6
5. Методические рекомендации к различным видам
самостоятельной работы студентов…………………………………………………стр.7
6. Общие критерии оценки самостоятельной работы студентов…………………… стр.14
Роль самостоятельной работы в обучении студентов
Самостоятельная работа играет важную роль в воспитании сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.
Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.
Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием — повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.
Диагностика сформированности умений организации самостоятельной работы
Анкеты анализа сформированности умений организации самостоятельной работы
1. Анкета первокурсника
«Проанализируйте свою готовность к обучению в колледже. Оцените свои умения организовать учебную работу, ответив на вопросы анкеты в форме: «0»-нет, «1»- иногда, примерно, частично, «2»- да»
1. Знаете ли Вы, сколько требуется Вам времени, чтобы:
1.1.Прочитать страницу текста.
1.2. Законспектировать страницу.
1.3.Успеваете ли Вы записывать на слух (под диктовку) главное из объяснения преподавателя?
2. Планируете ли Вы свою работу и время на день, неделю, более длительный срок?
3. Планируя свое учебное время и организуя работу, анализируете ли Вы:
3.1. Выполнение намеченного на день, неделю, более длительный срок
3.2. Полезную затрату времени и его потерю.
3.3.Причины срывов и неудач при самостоятельной работе.
3.4. Соответствие затраченных усилий и результатов работы.
4. Планируя свое время и работу Вы:
4.1. Выполняете все по мере необходимости.
4.2.Мысленно составляете план и придерживаетесь его.
4.3. Записываете план и придерживаетесь его.
5. В какой степени, по Вашему мнению, зависят результаты учебного труда от:
5.1.Фундаментальных знаний школьной программы.
5.2. Умений приобретать знания.
5.3. Умений организовать свое учебное время.
5.4. Упорства в достижении результатов.
6. Какие приемы работы Вы используете, изучая теоретический материал?
6.1.Бегло просматриваю, выделяю главное в учебнике.
6.2. Полагаюсь на знания, полученные на занятиях.
6.3. Заучиваю формулировки, определения.
6.4. Проверяю себя, отвечая на вопросы учебника.
Анкета по организации самостоятельной работы студента
«В целях совершенствования самостоятельной работы просим ответить на следующие вопросы:»
1. Какие виды самостоятельной работы Вам нравится выполнять?
1.1. Задания по работе с учебником, учебными пособиями.
1.2. Задания по работе с конспектом.
1.3. Программированные задания.
1.4. Подготовка докладов.
1.5. Подготовка сообщений по теме.
2.Какие виды аудиторной самостоятельной работы на Ваш взгляд наиболее целесообразны на занятиях:
2.1. Работать с конспектом лекций.
2.2. Составлять ОЛС, анализируя изученный материал.
2.3. Работать с учебником, справочной литературой.
3. Какие затруднения Вы испытываете:
3.1. При подготовке к лекциям;
3.2. На занятиях во время самостоятельной работы;
3.3. При подготовке докладов, сообщений;
3.4. Во время выступления с докладом, сообщением;
3.5. При подготовке реферата, проекта
3.6. Во время презентации реферата, проекта.
Виды заданий для организации самостоятельной работы студентов
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
— для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
— для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
— для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно- экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Виды внеаудиторной самостоятельные работы студентов по биологии, экологии, естествознанию, химии:
— подготовка докладов и информационных сообщений на заданные темы и их слайдового сопровождения;
— подготовка и написание рефератов;
— завершение практических работ и оформление отчётов;
— решение логических и расчётных задач;
— написание конспекта первоисточника;
Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
— мотивация задания (для чего, чему способствует);
— четкая постановка задач;
— алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;
— четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;
— критерии оценки, отчетности;
— виды и формы контроля.
При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:
— отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;
— ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;
— максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
— использовать индивидуальные и дифференцированные задания;
-обоснованно выбирать объём работы;
— определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;
— разнообразить задания по содержанию;
— подбирать рациональные способы проверки работ;
— правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;
— проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.
Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить первокурсников:
— основам самостоятельной работы с книгой, журналом;
— подготовке сообщений, докладов, рефератов;
Методические рекомендации к различным видам самостоятельной работы студентов
Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию»(значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Таким образом, в основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:
1. Конспект — это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.
2. Конспект — это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.
3. Конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.
4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.
В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообразно использовать следующие приемы:
сокращение записи слов, словосочетаний и терминов;
ускоренное конспектирование фраз;
применение для составления конспекта цветных карандашей, ручек, фломастеров и т.п.
2. Подготовка конспекта первоисточника.
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретического занятия. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
— читает материал источника, выбирает главное и определяет второстепенные моменты;
— устанавливает логическую связь между элементами темы;
— записывает только то, что хорошо уяснил;
— выделяет ключевые слова и понятия;
-заменяет сложные развернутые обороты текста более
лаконичными (свертывание).
— содержательность конспекта, соответствие плану;
-отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
— ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
-наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
— соответствие оформления требованиям;
— сдача конспекта преподавателю в срок.
3. Подготовка и презентация доклада
Доклад — это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
-объём доклада: 5-6 листов формата А 4, включая титульный лист и содержание;
— указание литературы обязательно.
— собирает и изучает литературу по теме;
— выделяет основные понятия;
— вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
— оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;
— сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики — основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:
— сообщать новую информацию
— использовать технические средства
— знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации
— уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
— четко выполнять установленный регламент: докладчик — 10 мин.; содокладчик — 5 мин.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
— название презентации (доклада)
— сообщение основной идеи
— современную оценку предмета изложения
— краткое перечисление рассматриваемых вопросов
— живую интересную форму изложения
— акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части — представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение — это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
4. Подготовка информационного сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
— собирает и изучает литературу по теме;
— составляет план или графическую структуру сообщения;
— выделяет основные понятия;
— вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
— оформляет текст письменно;
— сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала;
— грамотность и полнота использования источников;
— наличие элементов наглядности.
5. Подготовка реферативной работы
Реферат — это самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования на занятии, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Рецензия преподавателя на реферат.
Рецензия может содержать информацию руководителя об актуальности данной работы, изученной литературе, проведенной работе учащегося при подготовке реферата, периоде работы, результате работы и его значимости, качествах, проявленных автором реферата. Рецензия подписывается преподавателем с указанием его должности, места работы.
Требования к защите реферата.
— Реферат действителен только с рецензией преподавателя.
— Защита продолжается в течение 15- 20 минут по плану:
актуальность темы, обоснование выбора темы;
краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;
выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.
— Автору реферата по окончании представления реферата могут быть заданы вопросы по теме реферата.
6. Подготовка материала-презентации
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
— изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
— устанавливает логическую связь между элементами темы;
— представляет характеристику элементов в краткой форме;
-выбирает опорные сигналы для акцентирования главной информации и отображает в структуре работы;
— оформляет работу и предоставляет к установленному сроку.
— соответствие содержания теме;
— правильная структурированность информации;
— наличие логической связи изложенной информации;
— эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
— работа представлена в срок.
7. Оформление отчётов по практическим работам
— организует свою деятельность в соответствии с методическим руководством по выполнению практических работ;
— изучает информационные материалы;
— подготавливает и оформляет материалы практических работ в соответствии с требованиями;
— предоставляет отчёты в срок.
— грамотность и последовательность изложения содержания проведённого исследования по практической работе;
— оформление в соответствии с требованиями;
Источник