Способы оценивания формативное оценивание

Приемы и формы формативного оценивания

Овчинникова Людмила Викторовна Портфолио Отчет В1.1

АО НЦПК «Өрлеу» РИПК СО II уровня

г. Алматы группа №30 21.11.2014 г.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

Раздел 1: Обоснование фокуса

На первом этапе обучения «Лицом к лицу» слушателям было предложено провести коуч – занятия в период прохождения практики.

Перед тем как выбрать первую тему коуч-сессии, я проконсультировалась с администрацией школы и провела вводный коучинг среди коллег. Разговаривая с учителями нашей школы, я поняла, что коллегам интересна тема «Оценивание в учебном процессе», в частности, «Формативное оценивание». Для меня самой эта тема была интересна, так как несмотря на опыт работы в школе, я тоже иногда испытываю затруднения в вопросе оценивания. Я провела анкетирование , чтобы убедиться в этом. Затем, проанализировав результаты, я убедилась, что большинство коллег изъявило желание познакомиться с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», в частности, с Приемами и инструментами формативного оценивания. Я посчитала, что коллеги поэтому и выбрали данную тему, что имеют о ней поверхностное представление и хотят пополнить свои знания. Моя задача – помочь им в этом.

Тем более, что это входит в «Ожидаемые результаты обучения по программе Второго уровня»: «..по окончании курса учителя будут способны: осуществлять обучение коллег в школе посредством: . оказания помощи коллегам в обеспечении эффективности использования суммативного и формативного оценивания» («Руководство для учителя», стр.147-148).

Цель моего коучинга создание условий для ознакомления с приемами и и нструментами формативного оценивания

познакомить с приемами и инструментами формативного оценивания, характеристикой, значимостью для эффективного обучения.

Я наметила задачи , которые должна буду решить на этой коуч-сессии: познакомить с приемами и инструментами формативного оценивания, характеристикой, значимостью для эффективного обучения, познакомить с приемами и инструментами формативного оценивания оказать поддержку коллегам в приобретении навыков их использования

Ожидаю: узнают приемы и инструменты формативного оценивания, будут применять и использовать на уроках.

Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания

Я впервые проводила коуч-сессию и поэтому очень переживала. В самом начале провела тренинг «Подарок», который помог создать позитивный настрой.

Поделив участников занятия на группы, я предложила для выхода на тему просмотреть видеоролик «Опять двойка» из киножурнала «Ералаш». Очень важно для результативности занятия, чтобы на стадии вызова коллеги сами определили тему коуч-сессии, и они с этим успешно справились после применения приема КМ «Мозговой штурм».

На следующем этапе для того, чтобы дать возможность коллегам настроиться на тему, и для предоставления теоретических сведений, я показала презентацию «Формативное оценивание» (из ресурсов ЦПМ), которую учителя с интересом просмотрели, я это увидела по их глазам. Одна из коллег спросила, что дает нам применение приемов формативного оценивания. Я попросила коллег ответить на ее вопрос в конце коуч-сессии.

Для того чтобы мне выяснить, что учителя поняли, просмотрев презентацию о данной теме, в этом мне помогла беседа:

Просмотрев данную презентацию, всё ли вам понятно по данной теме?

— Используете ли вы эти приемы в своей практике?

Выслушав ответы коллег, пронаблюдав за их реакцией на мои вопросы, я поняла, что они ждут от меня помощи, их познания в области формативного оценивания неглубоки. Чтобы выразить коллегам свою поддержку и установить устную обратную связь, я поддержала их словесно .

Для того чтобы коллеги задумались о том, что оценивание – это сложный процесс, на следующем этапе – этапе осмысления предложила группам нарисовать бабочку и оценить ее ( прием ОдО «самооценивание» ) , затем, использовав прием «Карусель» , оценить работу другой группы ( прием ОдО «взаимооценивание» (ресурсы: L 2 W 2 L 4, L 2 W 2 L 5 ). Это я использовала, чтобы группы осмыслили, как трудно правильно оценить работу.

Я заметила, что оценивание вызвало затруднение, но все равно оценка была

ОдО «Звездочки» поставлена. Коллегам я предложила

заполнить листы оценивания. Мне было важно , чтобы коллеги сами определили, что для объективного выставления оценки необходимо знать критерии. Когда выставляли оценки по критериальной таблице, которую я им предложила, работа шла оживленно, видно было, что их заинтересовало это задание. Я попросила коллег прокомментировать поставленную оценку, чтобы, во-первых , учителя почувствовали себя на месте детей, а во-вторых , чтобы определили, над чем еще нужно поработать. Я считаю, что благодаря подобранному заданию смогла обратить внимание коллег на необходимость соблюдения критериев для выставления оценки. За это задание я оценила коллег формативно, звездочками для стимуляции их к дальнейшей работе.

Читайте также:  Способ мужчине убрать жир с живота

На следующем этапе группы выполняли задание: оценить формативно положительно, указывая на ошибки, анализируя причины ошибок и другие задания. Этот вид работы я применила для выявления глубины понимания темы коллегами.

Коллеги изображали ответы на постере и защищали его, приготовив свои аргументы. Наблюдая за ответами, я поняла, что познания их в данном виде оценивания не очень обширны, поэтому я познакомила их с новым инструментом оценивания «Кулак — ладонь» . Этот прием формирует навыки самооценивания. Я предложила учителям оценить свои познания в области формативного оценивания. «Сколько лет работаю в школе, а не знала, что есть такая форма оценивания,» «Как интересно, обязательно буду применять», — услышав этот разговор, я сделала вывод, что учителя уже что-то полезное для себя взяли. На следующем этапе я предложила участникам инсценировать ситуации на уроке для того, чтобы наглядно подтвердить, как коллеги усвоили особенности ОдО. С заданием группы справились, формативно оценив его

( ОдО «Большой палец»).

Для того, чтобы определить, над чем еще надо поработать, я предложила коллегам прокомментировать выступление другой группы, предоставив коллегам возможность поработать над комментариями. Вопрос: « Для чего нужно комментировать работу ученика? » — я задала для того, чтобы коллеги ОдО «Большой палец»

осознали, что этим самым мы даем ему возможность поработать над ошибками и наметить пути их исправления. Наблюдая за ответами, я заметила, что не всем ясна роль комментариев.

Одна из коллег призналась, что не всегда дает комментарии работ учащихся, считая, что на это уходит много времени, и лучше за это время выполнить задание по теме, в которой допущена ошибка. Я не ожидала, что будет такое мнение, но потом сами учителя выручили меня – одна из коллег, опираясь на примеры из своей практики, убедила молодого учителя в том, почему обязательно надо комментировать работу учащихся. Мне было приятно наблюдать за процессом взаимообучения, и коллеги получают новые навыки друг от друга.

С помощью инструмента ОдО «Аплодисменты» коллеги были мотивированы на дальнейшую работу.

Далее в качестве эмоциональной разгрузки предложила посмотреть фильм «Записки из школьного дневника». Учителя сказали, что они увидели себя со стороны и поняли, что каждое слово учитель должен прежде чем написать, обдумать.

Я воспользовалась вопросами, которые были предложены нам при выполнении задания №6. Чтобы понять, достигнуты ли цели коуч-сессии, провела анкетирование, которое показало положительный результат занятия.

А итоги коучинг занятия я подвела при помощи приема критического мышления «Две звезды и одно пожелание».

Этот прием был удачно применен в процессе рефлексии. Проанализировав ее результаты, выяснила, какие пожелания сделали коллеги: «Всем учителям применять на уроках формативное оценивание», «Изучать дальше новые приемы формативного оценивания».

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня

В завершении коучинг — занятия предложила коллегам заполнить лист оценивания(прием ОдО). Если судить по листам оценивания, коучинг занятие прошло на хорошем уровне. Все были вовлечены в работу, изучили виды формативного оценивания, выявили различие между данными видами оценивания. Коллеги формативно оценили проведенную сессию с помощью инструмента «Три хлопка».

После проведения коучинг — занятия я сделала для себя выводы: цели коучинга и ожидаемые результаты обучения были в целом достигнуты, так как во время коучинга коллеги узнали приемы и инструменты формативного оценивания, научились применять и использовать на уроках. я старалась объяснить теоретически и применить практически виды формативного оценивания. В процессе выполнения заданий, судя по рефлексии коллег, они поняли важность формативного оценивания в учебном процессе, а также выяснили, каким образом оно может повлиять на успешность учебного процесса.

В процессе коучинга, я считаю, удачно было реализовано задание на этапе

вызова, которое позволило активизировать коллег, мотивировать на дальнейшую работу. Коллеги узнали новые формы оценивания: « Кулак–ладонь », «Большой палец», «Аплодисменты», «Три хлопка», приемы: самооценивание, взаимооценивание, научились применять их. Они отметили, что обязательно будут применять приемы формативного оценивания на своих уроках, особенно одну из коллег привлекли смайлики и звездочки.

Недостаточно продуманно, я считаю, прошло задание по критериальному оцениванию, надо было предложить учителям самостоятельно разработать критерии оценивания , чтобы они смогли понять, как это делать. Считаю, что мне необходимо учесть опыт проведения коучинг занятия и продолжить работать над данной темой, так как она интересна и мне самой.

В дальнейшем я планирую более тщательно, пошагово подбирать задания, которые помогут глубже вникнуть в тему. Для внедрения полученных знаний в практику посетить уроки коллег, чтобы убедиться в применении ими приемов ОдО. Данная тема очень обширная и на одном занятии я не смогла охватить и глубоко изучить все ее аспекты, поэтому планирую провести еще несколько занятий для достижения эффективного результата.

Читайте также:  Способ разрешения конфликтной ситуации компромисс

Программа курсов 2 уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014г.

Руководство для учителя. с. 111-118 // АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014г.

3.Реформаторская группа оценивания (2002a) Оценивание для обучения:10 принципов, Факультет образования университета Кембридж

Блэк П. и Уиллиам Д. (1989a) Оценивание и обучение класса, оценка в области образования: принципы, политика и практика 5 (1): 5-75.

Блэк П. и Уиллиам Д. (1998б) Внутри черного ящика: повышение стандартов посредством оценивания класса. Кинг колледж, Лондон, Школа образования (сейчас доступно на сайте NFER/Nelson)

Загвоздкин, В. К. Традиционные и современные формы оценки учителя и их эффективность. //http://centrobrrostov.ru

Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей.

Источник

Доклад «Формативное оценивание- способ повышения качества современного урока».

«Батыкская СОШ» КГУ

« Формативное оценивание – способ повышения качества современного урока»

Побывав на курсах ІІІ уровня, я полностью пересмотрела всю свою педагогическую деятельность и поняла, что внедрение идей семи модулей помогут обновить и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. И это оказалось действительно так. Я увидела, как стали меняться в лучшую сторону мои ученики, как они оживились в ожидании на уроках, ч его -то новенького. Особенно хочу отметить, такой модуль как – оценивание для обучения и оценивание обучения. Благодаря этому модулю я стала использовать формативное оценивание. Оценивание обучающихся играет огромную роль и для учителя, и для самих учеников. Без оценивания не возможен учебный процесс. Я раньше никогда не задумывалась над этим вопросом, думала, что только с помощью оценок я могу оценить работу учащихся, но оказалось, что это не так. В своей практике я использовала только суммативное оценивание, но сейчас я большое внимание уделяю формативному оцениванию. Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием на основе устного оценочного суждения и текущего оценивания в рамках урока. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Так как, я преподаю и в начальных классах и дети младшего школьного возраста не всегда могут сдержать свои эмоции, при получении плохих оценок, они сильно переживают, могут даже заплакать. Это было при суммативном оценивании. А вот при использовании формативного оценивания, всё происходит по-другому. Ребята видят конкретно, что они знают, а что нужно ещё поучить, над чем нужно поработать, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат. Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении.

Поэтому кроме суммативного оценивания на уроках использую и формативное оценивание, для этого составляю карты результативности, на которых чётко прописаны критерии по которым, каждый ученик должен оценить свою работу, выяснить причину допущенных ошибок и поставить перед собой задачи для исправления данных ошибок

В педагогическом мастерстве учителей сердцевину обучения образует их способность точно оценивать прогресс учеников. В настоящее время формативное оценивание стало неотъемлемой частью моих уроков. Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. При формативном оценивании оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные стороны, а не на отрицательные.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Формативное оценивание используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно); применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.

Читайте также:  Способы транспортировки пострадавшего конспект мчс

В феврале 201 5 года на практике в школе я представила две техники формативного оценивания, которые часто использую на уроках русского языка в казахской школе. Это техника «Бортовые журналы» и техника «Двухчастный дневник».

По Гудлату «Бортовые журналы» – это обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Бортовой журнал, который использую я на своих уроках – это альтернатива современным справочникам по русскому языку. Ведётся он в течение длительного времени, на каждом уроке и позволяет ученику осуществить вдумчивую рефлексию. Каждый ученик имеет авторское право на свой журнал. Бортовой журнал представляет собой общую тетрадь, где все страницы пронумерованы по разделам русского языка. При оформлении использовала имеющиеся навыки учеников – это метод анкет, которым они (особенно девочки) увлекались в 5-6 классах.

Для наглядности приведу пример ведения бортового журнала при изучении темы «Сложносочиненное предложение», на изучение которой в 9 классе согласно календарно-тематическому планированию отводится 7 часов.

Как использовать данный материал при дальнейшей работе? Необходимо отметить многофункциональность данного приёма: его можно использовать как ресурсный материал для групповой работы при подготовке и защите проектов, что и было сделано на обобщающем уроке по данной теме. Рабочая атмосфера, вовлечённость всех учащихся в процесс, желание защитить проект. На уроке ученики составили три проекта «ССП с соединительными союзами», «ССП с противительными союзами», «ССП с разделительными союзами». При оценивании проектов используется техника «Две двезды и одно желание». Для подведения итогов можно использовать технику «Обобщение в одном предложении». Рекомендую провести работу по подведению трёх проектов к общему знаменателю: «Что общего и чем отличаются данные проекты?» (Составление диаграммы Венна).

Одним из важных аспектов в преподавании русского языка в казахской школе является развитие речи учащихся, работа по расширению словарного запаса учащихся.

С этой целью в учебниках русского языка для 9 класса под редакцией Н.Шманова, Н. Шаймерденова, А. Кошерова предлагаются тексты большого объёма. Продуктивно проходит работа с текстом при использовании приёма «Двухчастный дневник».

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Справа они дают комментарий: что заставило записать именно эту цитату. Комментарии дети пишут свободно, так как у них имеются навыки общения в социальной сети. Эту технику рекомендую применять при проведении изложений и сочинений.

При использовании данной техники эффективно проводится работа по решению извечной проблемы в казахской школе – это преодоление языкового барьера. Имея перед собой двойной дневник, даже слабые ученики пересказывают текст большого объёма.

Результаты применения данных техник формативного оценивания:

Учитель управляет процессом обучения, отслеживает степень усвоения материала. Обучает каждого, а не всех, как это было раньше. Повышается мотивация к обучению. Формируется среда. Развиваются навыки критического и творческого мышления. Внедряется культура общения. Поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

Например, учитель перед выполнением проверочной работы просит учащихся в группах или в парах обсудить критерии оценивания, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися учитель выбирает приоритетные критерии. Важно помнить, что учитель должен обсуждать, объяснять критерии оценивания учащимся во избежание не понимания ими критериев. Содержание критериев должно быть изложено понятными доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате и др.). Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания: диагностического, формативного, суммативного. Например: перед написанием сочинения учитель представляет ученикам следующие критерии оценивания:

Источник

Оцените статью
Разные способы