Аналитические способы отражения действительности
В формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, значительную роль играет метод отображения действительности.
В журналистике существуют три главных способа отображения:
Аналитические жанры. Если речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.
Аналитика представляет собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании таких материалов журналист проводит анализ и синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т. д.).
Анализ — мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование — это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков.
Конкретизация — это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование — это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог — упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция — переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция — переход в процессе познания от частного к общему.
Для аналитической журналистики характерно пояснение причин, условия, развития событии, изменения ситуации, основании, мотивов, выяснение тенденции, обоснование различных точек зрения и идей. Факты необходимо изучать во взаимосвязи с другими. Журналистское исследование помогает аудитории разобраться во взаимосвязях актуальных действий через вход самого познания.
При создании аналитических текстов используются различные операции:
— сравнения,
— оценка,
— детализация(подчеркивание важных подробностей),
— разъяснения(связи с причинами, закономерностями),
— предсказание(анонсы будущих процессов и тенденций),
— обобщения(установление общего).
Во многом способы отображения действительности зависят от жанра. Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
Аналитический отчет. Его предметом является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях, съездах. Аналитический отчет отличается от информационного целью — она состоит не в сообщении о ходе собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Объективность аналитического отчета во многом зависит от избираемых языковых средств. В некоторых отчетах в зависимости от симпатии журналиста съезд одной из партий может быть описан как очень плодотворный, открывший новые перспективы перед всем обществом, а другой съезд — как традиционный, не принесший ничего нового, повторивший уже известное. Язык аналитического отчета характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях.
Аналитическая корреспонденция представляет собой жанр, похожий и на отчет, и на репортаж, но имеет особую цель — сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя «живое» наблюдение, фрагменты выступлений, «свернутый» пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная — обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления.
Аналитическое интервью отличается от информационного своей целью — не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью — задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развернутые ответы.
Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящен важным политическим темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развернутый ответ.
Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — по двусоставности текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задает вопросы и основное содержание публикации определяется ответами на них. В беседе журналист является равноправным партнером по коммуникативному акту, а значит, и создателем содержания будущего текста.
Комментарий может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале XX в. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета.
Рецензия — жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра — выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нем то, что не заметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определенной сфере искусства. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления — книги, фильмы, телепередачи.
Статья является главным жанром аналитической журналистики. Статья дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности. Общеисследовательская статья анализирует широкие, общезначимые вопросы. Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. Полемическая статьяпредставляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы.
При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьезность фактов состоит в надежности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений. Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.
Журналистское расследование выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его — заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряженная обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Здесь обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них.
Источник
Отражения действительности
Предпосылкой нашего рассмотрения является присущеё всей материи свойство отражения ([3.3). Отражение– это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения – отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически всё измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:
1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнём у воздействию;
2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нём у;
3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.
Эти особенности отражения находят своё наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения – отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причём под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшеё развитие приобретает избирательностьотражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для неё факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшеё средствоприспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное её использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своём развитии ряд этапов. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, ещё до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации – нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень – нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчленённой, организованной последовательности действий, подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит своё более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшеёся в процессе активной поисковой деятельности и служащеё схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнеё остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий ёмкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять её, творить новую действительность, т.е. формируется творчески конструкторская функция сознания.
Источник