- Определение лексического значения и его структура. Способы отражения ЛЗ в толковых словарях.
- Способы толкования лексического значения
- Оглавление
- 1. Синонимический способ
- 2. Перечислительный способ
- 3. Описательный способ
- 4. Отрицательный
- 5. Комбинированный
- 6. Комментарий
- 5.Способы толкования лексических значений как отражение системных связей в лексике.
- Принципы и методы описания лексического значения.
- Однозначные и многозначные слова. Проблема многозначности.
Определение лексического значения и его структура. Способы отражения ЛЗ в толковых словарях.
ЛЗ – реализация понятия средствами определенной языковой системы (лекция: Л.Ковтун, Ларин).
ЛЗ – предметно-вещественное содержание слова, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка (Виноградов).
Обычно ЛЗ «разделяют»:
1.предметно-вещественное содержание слова;
2.оформление по законам грамматики;
3.является элементом общей семантической системы словаря этого языка.
(Это было в лекции – то же самое, что и у Виноградова).
Структура л.з:
Смысловое ядро раскладывается на семы, минимальные единицы л.з. в процессе компонентного анализа.
Способы описания л.з в словарях:
1. синонимический- при помощи синонимов (Словарь Даля, например)
2. толковательный (большинство словарей)
3. отсылочный (типа: см…. либо при прилагательном отсылает к существительному, либо просто к синониму или близкому слову, например в словаре иностранных слов)
4. смешанный (все разом)
Билет 3. Разные аспекты изучения лексического значения слова.
связь с понятием
связь с предметом, связь с языковой системой
явлением действительности (структурный аспект)
Лексическое значение и предмет.
Номинативная функция. Ей не обладают служебные части речи и модальные слова. Имена собственные выполняют функцию единичного называния. Номинативная функция реализуется по-разному у разных слов. Связь значения слова со звучанием отражает процесс номинации (называния). А.А.Потебня рассматривал процесс номинации как «акт познания того предмета и явления, которые мы называем». Называем незнакомое через известное, через представление , общий признак. Акт познания неизвестного через известное.
Когда слово рождается, в нем выделяется три элемента:
- план выражения- внешняя форма слова
- план содержания- значение слова
- представление- внутренняя форма слова
когда слово рождается, оно поэтично, ибо вызывает представление, которое связывает содержание с формой. Постепенно связь между значением и звуковой оболочкой становится условной.
Внутренняя форма— важный элемент слова, это мотивирующий признак, который лег в основу номинации. (Жалование (до революции)- «миловать, жаловать»; зарплата(после революции)- революционное сознание отказалось от прежней мотивации- «заработано»)
Существуют всякие разные комбинации:
- значение одно, мотивировки разные
крот в разных диалектах: воронежский- слепец
- значения разные, мотивировка одна
белок, беляк, белила, бельмо- внутренняя форма одинаковая (белый цвет), а называют разное.
Т.о. лексическое значение не равно внутренней форме слова. Внутренняя форма- способ связать звуковую оболочку со значением слова. Мы различаем слова с мотивированным (видим внутреннюю форму) и немотивированным (не видим) значением:
Снегирь (снег— мотивированное)
Воробей (немотивированное, можно связать с вором, но это уже будет народная этимология).
Способы мотивировки:
1. звуковая (кукушка, ржать, квакать)
2. словообразовательная (читатель, читальный зал)
3. семантическая. Характерна для значений многозначных слов, ей обладают производные значения многозначного слова(вторичные значения). (пожар войны)
Внутренняя форма слова- мотивировка- отражает национальный менталитет народа, его миропонимание, отношение к миру, суждение о мире.
Слово характеризуется общей и частной соотнесенностью:
Береза- любое дерево с белой корой, собака- друг человека (общая соотнесенность). 1.Денотат -соотношение слова с пластом однородных предметов.
По улице бежит собака (частная соотнесенность)
2.Референт— конкретный предмет, который называет слово.
Источник
Способы толкования лексического значения
В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.
Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:
Сайт: | Новгородская электронная школа |
Курс: | Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9 |
Книга: | Способы толкования лексического значения |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 20 ноября 2021, 17:08 |
Оглавление
1. Синонимический способ
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.
Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Крах — разорение, банкротство .
Каверза — интрига, происки, подвох .
Реестр — список, перечень .
Инертный — бездеятельный, неподвижный.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.
2. Перечислительный способ
Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.
Гнус – комары, мошки, слепни.
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.
Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.
3. Описательный способ
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:
апологет — тот , кто выступает с предвзятой защитой;
наперерез — так , чтобы пересечь чей-либо путь.
Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который ); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др ., которые разграничивают лишь лица и предметы:
Источник – то , из чего берется, черпается что-либо ; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
Наглядный – такой , который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
4. Отрицательный
Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры .
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами « отрицание, отсутствие, лишенный ».
Бескультурье – отсутствие культуры.
Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости
5. Комбинированный
Соединяет в себе несколько способов толкования.
6. Комментарий
Дав определение, необходимо его прокомментировать , т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Подбираем синонимы, ассоциации к слову . Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.
Вопросы – подсказки к комментарию
— Насколько актуально сегодня это понятие?
— Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
— Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
— Чем существенным я могу дополнить это определение? —
— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.
Источник
5.Способы толкования лексических значений как отражение системных связей в лексике.
Системное представление о лексике как целостное учение складывается в русистике к 60-м гг. До этого в лексикологии господствовало атомарное направление, т.е. единицы лексики рассматривались как отдельные атомы, этикетки, прикреплённые к тем или иным явлениям действительности. Причины этого в том, что лексика — система особого рода, и трудности её изучения обусловлены её открытостью к явлениям внеязыковой действительности и чрезвычайной изменчивостью. К тому же, объект изучения лексики (слово) очень обширен. Кроме того, даже в пределах этой множественности и открытости объект изучения лексики очерчен недостаточно чётко, поэтому лексика выступает как система с нечёткими множествами.Например, в БАС-2 включено более 200 тыс. слов, но в него не вошла значительная часть медицинских, компьютерных, религиозных и др. терминов. Недостаточно чётко лексика очерчена и в хронологическом отношении. Такие слова, как «ендова», «ботфорты», «кафтан», «треуголка», «ветрило», — сложно распределить по активному или пассивному словарю. Неясно из словарных статей, ушли ли эти слова из употребления совсем. Текучесть, размытость лексических понятий приводит к семантической неопределённости. Появляются лексические пометы: «главным образом», «преимущественно», «обычно», т.е. нет жёсткости в формулировках лексических значений. Одним из аргументов в пользу системности лексики становится типология способов толкования лексических значений в лексикографии, которая выводит нас на самые разнообразные виды системных отношений в лексике, т.е. в самом толковании, в типах толкования лексического значения проявляется эта системность. Выделяются следующие способы толкования: 1.перечислительный: значение слова раскрывается путём перечисления тех объектов, которые именуются данным словом (например: служебные слова – предлоги, союзы, частицы; морфема – корень, суффикс, приставка, окончание); 2.описательный: определение с указанием более широкого класса и отличительных признаков; т.о. устанавливаются родо-видовые отношения (например: скалолаз – спортсмен, занимающийся скалолазанием; утёс – отвесная скала); 3. описательно-перечислительный: например: организм – всякое живое существо (человек, животное, растение); хордовые – животные, у которых вдоль тела, по спинной стороне, проходит опорная ось – хорда, или позвоночник (ланцетники, рыбы, земноводные и т.д.) 4. синонимический: значение слова раскрывается тождественными или близкими по смыслу словами – как правило, синонимом или синонимическим рядом (пример: горесть – горе, печаль, скорбь; невольник – раб; оригинал – подлинник).5. описательно-синонимический: краткое описание путём указания на объём и содержание понятия с дополнительными сведениями о значении и конкретизацией при помощи синонима. Это один из лучших способов, т.к. наиболее чётко толкует слово. (пример: мудрец – человек, обладающий высшим знанием; мыслитель, 6.отсылочный: используется для раскрытия связей между словами, чаще всего для производных слов и в рамах видовой пары глаголов (пример: балтийский – см. балты; умственный – относящийся к деятельности ума) .7. идентификационный: используется для полных синонимов, синонимов-дублетов (пример: бочар – то же, что бондарь; кедрач – то же, что кедровник; заводила – то же, что зачинщик). 8. антонимический: выводит на антонимические связи слов (пример: большой — противоположное «маленький»). 9. отсылочный -а способ: определение, в котором отсутствует 1й номинативный элемент: есть только описательная часть с указательными словами (пример: ноша – то, что несут на себе; легкоплавкий – такой, который плавится при невысокой температуре).10. Отрицательный: путём указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют (пример: суша – часть земли, не покрытая водой; бескультурье – отсутствие культуры). 11.Через внутреннюю форму: приемлем только для слов с прозрачной внутренней формой; выводит на деривационные связи слов (пример: желтолицый – с жёлтым лицом; надстрочный – расположенный над строкой текста).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Оставленные комментарии видны всем.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
Принципы и методы описания лексического значения.
При расмотрении семантической структуры ЛЗ важную роль выполняет семный анализ, позволяющий, опираясь на лексико-графические деффиниции, рассмотреть семный состав и определить семантические связи между лексико-семантическими вариантами многозначного слова.
Семантический анализ слов, основанный на выделении компонентов их значений (компонентный анализ), считается одним из наиболее универсальных способов лингвистического исследования.
В основу компонентного анализа исследователи кладут следующие посылки:
словарь языка — это некоторым образом организованное единство, обладающее собственной структурой, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены;
значение каждой единицы словаря состоит из набора семантических признаков;
через выделение этих признаков и определения их взаимосвязи можно описать словарный состав языка;
Цель КА — разложение значения слова на минимальные семантические составляющии.
Минимальные смысловые единицы выделяются на основе бинарных оппозиций. Например, по мнению Гвоздарева, суть КА состоит в том, что сопоставляются семемы, имеющие хотя бы одну общую сему. Такая сема наз-ся интегрирующей. Семы, различающие сопоставляемые семы, наз-ются диффиринцирующими.
Процедура СИ состоит в последовательном сведении слов через идентификаторы к словам с предельно обобщённым характером. СИ можно рассматривать как способ выявления наиболее обобщенных вербальных манифестаторов семантических компонентов значенийэ
Процедура СИ продолжается до тех пор, пока в сопостовляемых толкованиях не возникает ситуация «взаимной идентификации».
КА — выявление парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосферы, т. е. тех компонентов, которые составляют ментальное поле концепта.
Способы обнаружения концептов и репрезентации их содержания составляют КАЮ хотя в лингвистике пока нет однозначного его понимания.
КА — это в контексте данной проблематики установление концептуального значения слова с позиций логики, когда лексическое значение определяется через его ближайший род (гиперсема) и водовое отличие (гипосемы).
Однозначные и многозначные слова. Проблема многозначности.
Слова, которые имеют одно лексическое значение, устойчиво закрепленное за определенным звуковым комплексом, называют однозначными. К ним относятся, например, большинство терминов и некоторые наименования деталей машин ( втулка, шестеренка) , названия отдельных разновидностей деревьев, кустарников, ягод, грибов, некоторые наименования тканей ( батист, вельвет), имена собственные и др.
Обширный пласт современной лексики представлен словами многозначными. Под многозначностью понимается способность слова иметь несколько значений, т.е. обозначать различные классы предметов, явлений, действий, процессов, признаков и отношений. Например : «букет»: 1) срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу(букет роз..) ; 2)перенос. О каких-нибудь однородных предметах и явлениях, собранных воедино ( букет цитат..); 3)ароматические или вкусовые свойства чего-либо (букет чая..)
Большинством ученых признается существование в языке однозначных и многозначных слов. Но существует и иная точка зрения, в соответствии с которой наличие многозначности в языке отрицается. Александр Афанасьевич Потебня утверждал, что малейшие изменения в значении слова делает его уже другим словом. Лев Владимирович Щерба отмечал следующее «Неправильно думать, что слова имеют несколько значений. Это , в сущности говоря, формальная и даже просто типографическая точка зрения. На самом деле, мы имеем всегда столько слов, сколько фонетически слово имеет значений.»
Существуют несколько иные точки зрения на данную проблему. Так, Звегинцев считает, что « слово не может иметь несколько значений, напоминая некоторую совокупность синонимов, связанных известными смысловыми отношениями. Поскольку в лексическом значении слова закреплен результат определенного обобщения и этот процесс обобщения не прерывается до тех пор, пока живет и развивается язык. В одном слове не может одновременно происходить несколько разных обобщений, происходящим по разным направлениям, что только и могло бы привести к образованию в слове нескольких лексических значений.» Лексическое значение в слове одно, но оно может складываться из нескольких потенциальных типовых сочетаний, которые с разных сторон характеризуют единое смысловое целое. Эти потенциальные сочетания в описанном смысле правильней всего назвать лексико-семантическим вариантом единого значения слова (Смирницкий).
Источник