Способы отражения экономических показателей

Ключевые экономические показатели предприятия: как рассчитать и анализировать

Ключевые экономические показатели предприятия: как рассчитать и анализировать

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Что такое ключевые показатели деятельности компании

Финансовый анализ предполагает наличие большого количества экономических показателей, которые позволяют оценить эффективность работы, финансовую устойчивость, платежеспособность и т.д. Однако, рассчитывать их все достаточно трудоемко, да и зачастую не имеет смысла. Поэтому и выделяют ключевые показатели эффективности деятельности компании. Следя за их динамикой и изменениями, мы можем делать выводы о работе предприятия в целом, о каждом сегментах отдельно.

Для начала определимся, что такое ключевой показатель деятельности? Иначе его называют KPI (или Key Performance Indiсatоrs) – показатель деятельности, который дает максимально точно оценить работу предприятия, подразделения, сегмента компании в достижении стратегических целей развития. С их помощью руководитель ставит реальные цели развития, может корректировать бизнес-процессы оперативно, мотивировать персонал, повышать качество продукции, увеличивать обороты и многое другое.

Для чего нужны ключевые показатели

Каждый пользователь может применить ключевые показатели в своей работе для оценки деятельности предприятия. Так, маркетологи оценивают эффективность рекламных проектов, состояние рынка потребителей, платежеспособность различных категорий покупателей и т. д, экономисты анализируют ликвидность, финансовую устойчивость предприятия, платежеспособность контрагентов, а руководители могут грамотно и максимально точно осуществлять стратегическое планирование деятельности, корректировать различные бизнес-процессы компании.

Видов показателей много: для каждого пользователя они определяются по своим признакам. Так, маркетолог использует показатели по прибыльности, эффективность ведения бизнеса интересна руководителю, То, что интересно экономисту – не заинтересует менеджера по персоналу, и наоборот. Одни показатели используются для планирования дальнейшей работы, другие – для анализа и оценки уже полученных результатов, что-то измеряется в числах или рублях, другие же дают качественные характеристики объекта.

Примеры видов КРI для бизнеса:

  • чистая прибыль,
  • себестоимость продукции (работ, услуг),
  • показатели рентабельности,
  • расчеты величин постоянных и переменных затрат и т.д.

Для менеджмента такими показателями будут различные показатели продаж, для финансиста – показатели маржи прибыли, ликвидности

Выбор показателя: что следует учитывать?

Для каждой конкретной цели выбирается конкретный показатель. Как его выбрать? Основной метод – применение критериев отбора показателя, а именно:

  • возможность измерить (количественно или в стоимостном выражении) или оценить (качественно);
  • показатель привязан ко времени – возможно отследить его динамику во времени (за несколько периодов);
  • показатель конкретный и достижимый – его расчет приводит к конкретным результатам;
  • точность данных для расчета критерия.

    Также по времени можно выделить KPI запаздывающие (оценивающие уже полученные результаты, подводятся итоги работы за конкретный период времени) и оперативные (в режиме реального времени, что позволяет оперативно корректировать стратегию ведения бизнес-процессов, принимать управленческие решения).

    Примеры ключевых показателей в различных сферах. Данные представим в таблице:

    Показатели использования ресурсов: их стоимость и объемы потребления (например, коэффициенты оборачиваемости активов, запасов, основных средств предприятия, дебиторской задолженности, фондоотдача и фондоемкость).

    Показатели производительности (показывают использование действующих мощностей).

    Показатели отдачи производства, активов.

    Показатели, отражающие итоги работы производства и т.д.

    Эти показатели отражают, в первую очередь, результаты работы работников отдела продаж:

    Показатели рентабельности, объема продаж, прибыльности, доходности.

    Показатели клиентские – оценивают прост покупателей и их качественные характеристики (прирост новых покупателей, рост числа постоянных клиентов, минимизация негативных отзывов и работа с ними, увеличение положительных отзывов).

    Денежные показатели (рост выручки по отделам, числа заказов, объемов производства по отдельным продавцам и т.д.).

    Количественные (нормы выработки, переработка, работа в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и т.д.).

    Качественные (минимизация брака, положительные отзывы клиентов и их оценка работы сотрудников, отсутствие опозданий, выполнение работы в установленные сроки и т.д.).

    Стимулирование работы персонала, поощрение лучших работников, премирование сотрудников и т.д.

    Вы подобрали для своих конкретных целей набор ключевых показателей? Проверьте, отвечают ли они в действительности вашим требованиям. Для этого они должны отвечать на следующие вопросы:

    1. Какие результаты вы хотите получить и какие цели достичь?
    2. Есть ли все данные для расчета, анализа и оценки ключевых показателей?
    3. Какие меры возможно предпринять для улучшения результатов расчета показателей?
    4. Кто является пользователем этой информации?

    Важно! Выбор KPI – процесс сложный и трудный. Главное – оперативно и качественно собрать данные для показателей. Ведь если исходная информация будет ошибочна или не актуальна на текущий момент, польза от использования результатов расчета KPI будет минимальна или вовсе отсутствовать.

    Читайте также:  Способ применения репейного масла с красным перцем для волос

    Анализ ключевых показателей: примеры и выводы

    Приведем в качестве примера самый используемый показатель деятельности для сегмента торговли – рентабельность продаж. Данный показатель рассчитывается как отношение прибыли от продажи произведенной продукции к величине полученной выручки. Формула имеет вид:

    Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж) / (Выручка от продаж) * 100%

    При анализе этого показателя мы увидим, сколько же прибыли предприятие получит с каждого рубля проданной продукции. Чаще всего при расчете берутся данные финансовой отчетности предприятия, в этом случае формула рентабельности продаж будет иметь следующий вид:

    Рентабельность продаж = (строка 2200 Форма 2 (ОФР)) / (строка 2110 Форма 2 (ОФР)) * 100%

    Пример. Компания ООО «Авент» по итогам 2020 года получила прибыль от продаж товаров собственного производства (строка 2200 Отчета о финансовых результатах) 355 002 тыс. руб., в то же время величина полученной выручки за отчетный период составила 6 509 793 тыс. руб. (строка 2110 Отчета о финансовых результатах). Аналогичные показатели за прошлый отчет период (2019 год) составили:

    • выручка от продаж = 6 698 050 тыс. руб.,
    • прибыль от продаж = 494 769 тыс. руб.
    • рентабельность продаж за 2020 год = 355 002 / 6 509 793 * 100%= 5,45%
    • рентабельность продаж за 2019 год = 494 769 / 6 698 050 * 100% = 7,39%.

    Мы наблюдаем негативную тенденцию – показатель рентабельности снижается, это происходит в результате того, что прибыль снижается более быстрыми темпами, чем общая выручка. Предприятию следует оперативно проанализировать вопросы ценообразования на имеющийся ассортимент продукции, маркетинговую политику, и усилить систему контроля за затратами предприятия.

    Итоги

    Мониторинг ключевых показателей – процесс постоянный. Его целью является соответствие целям, которое предприятия поставило для достижения запланированных результатов работы. Это результат текущей деятельности предприятия. Грамотный мониторинг ключевых показателей позволяет разрабатывать эффективную политику управления предприятием и план мероприятий по достижению поставленный руководством целей.

    Например, для повышения оборачиваемости активов следует увеличить производственные мощности, корректируется или полностью меняется технология производства товара, закупается новое оборудование или модернизируется уже имеющееся, анализируются запасы, проводится работа с дебиторами и т.д. Для увеличения доходов следует расширить производство, выйти на новые рынки сбыта, увеличить число контрагентов-покупателей.

    Источник

    Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

    Тема 1. Понятие, предмет и метод экономического анализа

    1.1. Понятие экономического анализа

    1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

    1.3. Методика факторного анализа

    Вопросы для самоконтроля

    1.1. Понятие экономического анализа

    Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

    Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи . Среди основных выделим:

    • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
    • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
    • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
    • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
    • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
    • проверка оптимальности управленческих решений.

    Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

    На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

    В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

    Классификация видов экономического анализа

    Признак классификации

    Вид анализа

    Уровень информационного обеспечения

    Содержание процесса управления

    Характер объектов управления

    Субъекты анализа

    Периодичность

    Содержание и полнота изучаемых вопросов

    Методы изучения объекта

    Степень автоматизации работ

    • внутренний управленческий анализ
    • внешний финансовый анализ

    • перспективный (предварительный) анализ
    • ретроспективный (последующий) анализ
    • оперативный анализ
    • итоговый (заключительный) анализ

    • анализ стадий расширенного воспроизводства
    • отраслевой анализ
    • анализ ведомств и предприятий
    • анализ составных элементов производства и производственных отношений

    • анализ по заданию руководства и экономических служб
    • анализ по заданию собственников и органов управления

    анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

    • годовой анализ
    • квартальный анализ
    • месячный анализ
    • декадный анализ
    • ежедневный анализ

    • полный анализ
    • локальный анализ
    • тематический анализ

    • комплектный анализ
    • системный анализ
    • сравнительный анализ
    • сплошной анализ
    • выборочный анализ

    • анализ с использованием ПЭВМ
    • анализ без применения ПЭВМ

    Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

    Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

    • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
    • установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
    • выявление формы взаимосвязи между факторами;
    • выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
    • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

    Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа .

    Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

    К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

    Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

    Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

    Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

    Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

    • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
    • единство периодов времени, за которые производится сравнение;
    • сопоставимость условий производства;
    • сопоставимость методики исчисления показателей.

    Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

    Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

    Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

    Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

    Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

    ,

    где у – результативный показатель; x – факторы; D у (х i ) – отклонение результативного показателя за счет фактора х i .

    Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

    .

    Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

    Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

    Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

    Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

    Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

    С помощью корреляции решаются две главные задачи:

    • составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
    • дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

    Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

    Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

    Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

    Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

    Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

    Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

    По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

    Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

    Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

    • построение детерминированной модели путем логического анализа;
    • наличие полной (жесткой) связи между показателями;
    • невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
    • изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

    Различают четыре типа детерминированных моделей:

    Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

    .

    К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

    Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

    .

    Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

    ,

    где Ч — среднесписочная численность работников;

    CB — средняя выработка на одного работника.

    .

    Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . Т ОБ.Т :

    ,

    где З Т — средний запас товаров; О Р — однодневный объем реализации.

    Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

    Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

    Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

    Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

    Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

    Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

    .

    Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

    .

    Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:

    • место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
    • модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
    • при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

    Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

    Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

    В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

    где a 0 , b 0, c 0 — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у ;

    a 1 , b 1 , c 1 — фактические значения факторов;

    y a , y b , — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

    Общее изменение D у=у 1 –у 0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

    Источник

    Читайте также:  Торт прага способ приготовления
  • Оцените статью
    Разные способы