- «Внимание, птицы в воздухе!» Авиация против пернатых
- Кыш отсюда!
- Петарды, химия и шары
- Защита от птиц | Авиация | Аэропорт | Аэродром
- Защита от птиц взлётно-посадочной полосы (ВПП)
- На территории аэропортов основную опасность в большинстве регионов России представляют чайки и врановые птицы.
- Защита ангаров от птиц
«Внимание, птицы в воздухе!» Авиация против пернатых
Кыш отсюда!
Самым, наверное, бережливым способом защиты летательных аппаратов от невинных птиц является регулярный уход за территорией аэродрома. Цель – создание такого внешнего вида, который бы не привлекал птиц. Поэтому никаких свалок поблизости, а все бытовые отходы требуется хранить только в непрозрачных мешках, чтобы не привлекать лишнего внимания зорких птичьих глаз. Кроме этого, все мелкие водоемы должны быть также устранены – они могут стать местом обитания самых опасных, тяжелых и неповоротливых водоплавающих птиц. Траву вблизи ВПП, естественно, регулярно выкашивают (чтобы всякие перепелки гнезда не вили) либо заменяют невысоким клевером с люцерной. Отсутствие высокой травы помогает избегать еще и расселения мелких грызунов, на которых охотятся хищные пернатые. Также предпочтительно вырубать на удалении в 150-200 метров от рулежных дорожек и ВПП все деревья и кустарники.
Это является одним из указаний Международной организации гражданской авиации (ICAO, International Civil Aviation Organization), координирующей соблюдение безопасность авиаперевозок. Дальше – сложнее. В уважающих себя компаниях специалисты исследуют флору на предмет медоносов, которые привлекают насекомых, которые, в свою очередь, являются кормовой базой для птиц. Нередко все вышеописанные приемы не дают ощутимого эффекта – стаи птиц продолжают летать косяками поперек взлетной полосы. Приходится тщательно обследовать территорию на удалении в несколько километров от аэропортов. Таким образом в Томске удалось пресечь смертельно опасные полеты голубиных стай поперек ВПП местного аэропорта. Оказалось, что голуби сотнями летали кормиться из ближайшего села на ферму. Пришлось все доступные корма изолировать от птиц, что и стало решением проблемы. Кстати, выносить аэропорты в глухомань от всего населенных пунктов нельзя – птицы рассматривают поселки как отличную кормовую базу и не отвлекаются лишний раз на место базирования самолетов.
Естественно, пассивные методы защиты аэродромом и аэропортов абсолютно недостаточны и должны применяться в комплексе с активными приемами отпугивания. При этом важно помнить, что только в России каждый десятый вид пернатых занесен в Красную книгу. Это заставляет разрабатывать особые подходы к активной защите путей авиасообщения.
Одним из самых первых способов отпугивания птиц стали биоакустические приспособления, транслирующие пернатым нарушителям сигналы тревоги и крики хищных птиц. Первыми в этом деле стали американцы, когда в 1954 году разогнали нежелательные стаи скворцов записанными птичьими криками бедствия. Современным примером служит зарубежная установка Bird Gard, которая имеет широкий спектр применения — от токсичных для птиц производств и сельскохозяйственных угодий до крупных авиационных транспортных узлов. Из отечественных аналогов можно привести установки «Биозвук МС» и «Беркут». Общим требованиям к использованию подобной техники является удаленность от мест проживания людей – издаваемые звуки очень громкие (более 120 Дб) и способны нарушить психическое равновесие обитателей небольшого поселка. На расстоянии в 100 метров такой звук может вызвать у человека рвоту. Система «Биозвук МС» и менее мощная модификация ММ с 2017 года поставляется в Министерство обороны России. Очевидно, что одним из важнейших объектов использования биоакустических отпугивателей стала авиабаза в Хмеймиме. Во-первых, в зимний период там активность пернатых если и уменьшается, то незначительно, поэтому опасность встречи с птицами фактически круглогодична. И, во-вторых, Ближний Восток – это одна из главных миграционных трасс птиц разного сорта и калибра. Производители биоакустических систем напоминают, что только панические для птиц сигналы недостаточны. Требуются еще как минимум еще и шумовые пропановые пушки, время от времени имитирующие оружейные выстрелы. Настоящим хайтеком стала роботизированная система «Airport Birdstrike Prevention System» от южнокорейских инженеров, которая в автономном режиме способна патрулировать окрестности аэропорта и военной базы. В случае обнаружения бортовым локатором пернатого нарушителя машина отпугивает его акустическим оружием (знает «язык» 13 видов птиц) и облучает лазером.
Однако птицы далеко не всегда готовы адекватно реагировать на звуковые раздражители. Так, в конце 80-х годов в СССР военные и гражданские авиаторы решили провести эксперимент и определить, насколько быстро чайки адаптируются к биоакустическим отпугивателям. Для испытательного полигона выбрали свалку вблизи аэропорта Пулково, которая была словно в снежном покрывале от кормящихся чаек. Включили отпугивающие сигналы. Оказалось, что с каждым разом все меньшее количество птиц реагировало на раздражитель. Удивительно, но даже курицы, живущие в хозяйствах вблизи вертолетных площадок, со временем стали абсолютно индифферентны к пролетающем прямо над ними винтокрылым машинам. Поэтому все ухищрения по биоакустике могут быть эффективны только против непуганых экземпляров.
В своё время ВВС Советского Союза с такими защитными аэродромными системами зашли в тупик. Ежегодно армия теряла от столкновений с птицами до 250 двигателей и несколько самолетов с пилотами. Вот что сказал в начале 80-х годов генерал-майор Виктор Литвинов, начальник Метеорологической службы ВВС:
Итогом такой критики стало постановление правительства СССР, в котором прямо говорилось о необходимости разработке комплекса мер по борьбе с птицами вблизи авиаобъектов. Но случилось это за несколько лет до развала страны…
Петарды, химия и шары
Для усиления эффекта отпугивания дополнительно применяют пиротехнические средства типа ракетницы «Халзан» с патроном ПДОП-26 (патрон для отпугивания птицы). Устройство создает в небе настоящее шоу с хлопками до 50 децибел, искрами и оранжевыми дымами. Предшественниками шумовых газовых пушек были карбидные установки, в которых взрывался ацетилен. Со временем поняли, что гораздо безопаснее и удобнее взрывать готовый газ, чем синтезировать его из карбида и воды. Но в любом случае такие системы малоприменимы для гражданских аэропортов из-за своей взрыво- и пожароопасности. С конца 80-х в мировую практику вошли лазерные излучатели, способные создать ситуацию дискомфорта у птиц на расстоянии до 2 км. Первопроходцами в это деле также были американцы, испытавшие устройства на птицах долины Миссисипи.
Кардинальным способом борьбы с птицами стало банальное отравление животных. Эта практика разрешена не во всех странах. Так, Италии, Австрия, Португалия и еще несколько стран Евросоюза не применяют химическое воздействие на птиц. Авициды (птичьи яды) запрещены и в США. В России такие вещества используются не в авиационном секторе, а для защиты сельскохозяйственных полей. Основным препаратом стал авитрол. Он и его производные в самых минимальных концентрациях вызывают непроизвольные конвульсии у животных, сопровождаемые криками птичьего ужаса. Это очень хорошо отпугивает остальных собратьев по виду. Альфахлоралоз – это снотворное для птиц, используемое на аэродромах. Вид спящих в произвольных позах собратьев вызывает у остальных птиц панику, подозрение в массовом и смертельном отравлении территории. В итоге крылатые нарушители воздушного пространства надолго ретируются. Кстати, прием развешивания трупов птиц на всеобщее обозрение также является эффективным средством отпугивания. Минусом использования химических веществ является немалый процент летальности, а также выветривание отравы с аэродромов.
У птиц очень зоркие глаза. Ученые решили обратить это свойство против них. Яркое изображение глаза хищной птицы или просто контрастные круги на шарах стали новым средством борьбы с пернатыми. Но лишь на первое время. Из воспоминаний советских военных метеорологов:
Точнее об эффективности визуальных средств борьбы и сказать нельзя…
Среди множества других способов защиты летательных аппаратов (сетей, трещоток, радиоуправляемых моделей птиц, зеркальных шаров, пугал и радиолокаторов) выделяются по своей эффективности ручные хищные птицы отрядов соколиных и ястребиных. Они на генетическом уровне вселяют страх в большинство пернатых. Впервые соколы и ястребы встали на службу в основных аэропортах и военных базах мира в 60-х годах, но в СССР они пришли только к концу 80-х. Помогли соседи по социалистическому лагерю из Чехословакии, которые создали методику дрессировки среднеазиатских соколов-балобанов. Однако в Советском Союзе так и не успели наладить практику широкого использования крылатых хищников в интересах авиации. Пожалуй, соколы эффективно работали только в Кремле, отгоняя мирных птичек от ухоженных пейзажей и цветников. Сейчас же большинство крупных аэрогаваней России пользуется недешевыми услугами орнитологической службы, главные роли в которых играют соколы и ястребы. Это тоже не панацея: животные болеют, линяют, устают, требуют специфического ухода и дрессировки. К тому же некоторые птицы отличаются бесстрашием (например, чайки), и, как только хищник садится на руку «оператора», тут же возвращаются на старое место.
Противостояние самолета и пернатых далеко до своего финала. С каждым новым шагом человека птицы находят пути адаптации и снова возвращаются в привычное место обитания. А человек как был лишним в воздухе, так им и остался.
Источник
Защита от птиц | Авиация | Аэропорт | Аэродром
Защита авиационных объектов от птиц.
Ущерб, наносимый птицами летательным аппаратам, огромен. Лётные происшествия, связанные со столкновениями самолётов с птицами, получают широкую огласку, только если они привели к катастрофам или очень серьёзным последствиям для людей и техники. Основная масса таких инцидентов остаётся исключительно в пол зрения специалистов. Только в США ежедневно регистрируется порядка 20 лётных происшествий с птицами.
Приступая к защите аэропорта от птиц, необходимо определить, какие виды птиц присутствуют на его территории или пролетают над ней, в каком количестве, в какое время суток и года, и что их туда привлекает (кормёжка, отдых, гнездование). В крупных аэропортах в штате аэродромной службы обычно имеются орнитологи. Если штатных орнитологов нет, возможен выезд нашего специалиста. Много информации могут дать и фотографии птиц на объекте, присланные нам. Наше предприятие имеет почти двадцатилетний опыт взаимодействия с аэропортами по вопросам обеспечения орнитологической безопасности полётов. На сегодняшний день поставленное нами оборудование эксплуатируется на более чем 60 объектах гражданской авиации, в том числе в основных международных аэропортах, а также на заводских и военных аэродромах.
Защита от птиц взлётно-посадочной полосы (ВПП)
Как показывает опыт, максимальный успех в борьбе с ущербом, наносимым птицами, удаётся достичь при комплексном подходе, когда организационные мероприятия и применение традиционных средств, таких как например пиротехника, сочетается с использованием современных технических средств защиты, воздействующих на различные органы чувств птиц.
На лётных полях сегодня широко применяются биоакустические приборы и системы, воспроизводящие сигналы тревоги и бедствия отпугиваемых птиц, крики хищников, ружейные выстрелы и другие звуки, воздействующие на птиц. Главная особенность аэропортов как защищаемых объектов — их большая площадь, притом не имеющая препятствий для распространения звука и света. Учитывая это, в качестве основного прибора для отпугивания птиц используется «Bird Gard Super Pro AMP». Этот прибор обладает высокой выходной мощностью. Его сигнал слышен на расстоянии более 1 км. Мы рекомендуем устанавливать их на дистанциях 400 — 500 м друг от друга, чтобы обеспечить эффективную защиту. Это объясняется тем, что птицы, как правило, не боятся источников опасности, удалённых от них более чем на 200 м. Данные приборы целесообразно использовать против тех птиц, которые в конкретном случае являются массовыми, чьё появление вероятно на большом пространстве. В том случае, если птицы строго приурочены к каким — то определённым участкам (например, гнездовье грачей на нескольких стоящих рядом деревьях) или нерегулярно посещают такие участки (пролётные утки, привлечённые лужей в понижении рельефа), достаточно использовать приборы меньшего радиуса действия («Bird Gard Super Pro», «Bird Gard Pro Plus», «Bird Gard Super Pro PA — 4»). Эти приборы могут устанавливаться стационарно, аналогично «Bird Gard Super Pro AMP» или использоваться в качестве мобильного средства защиты. При их монтаже на автомобиле блоки управления устанавливаются внутри салона автомобиля, записываются от штатного аккумулятора, а динамики монтируются на крыше.
На территории аэропортов основную опасность в большинстве регионов России представляют чайки и врановые птицы.
Отпугивающие сигналы, которые мы используем, записаны на территории России. Они эффективно воздействуют на этих птиц, что подтверждается многолетним опытом эксплуатации приборов в большинстве международных аэропортов России. Реже угрозу представляют скворцы, утки, куропатки, кулики, хищные птицы, также проводящие время на ВПП, рулёжных дорожках и грунтовых участках (или гнездящиеся, кормящиеся поблизости от аэропорта и потому опасные для воздушных судов поблизости от аэропорта и поблизости от неё). Голуби также могут быть проблемными птицами: если они кормятся на зерновых полях по соседству или привлечены пищевыми отходами в зоне аэровокзала, или используют ангары как места для отдыха и гнездования. Большая часть столкновений с птицами происходит на небольшой высоте при взлёте и посадке, причём в первом случае опасность от этого наиболее высока в тёмное время суток.
В последние годы во многих аэропортах мира стали использоваться новейшие лазерные приборы, позволяющие оперативно отпугивать птиц с больших территорий. Они особенно эффективны в пасмурную погоду, в сумерках и ночью. В тёмное время суток многие птицы (чайки, кулики, утки) присутствуют на территории аэродромов, что делает актуальным применение против них лазерных отпугивателей. Кроме того, лазеры позволяют также предотвратить гнездование птиц на сопредельных с аэропортом территориях, если применять их непосредственно на гнездовьях. Например, чайки, гнездящиеся на водоёмах вблизи лётного поля, за несколько ночных сеансов отпугивания с гнёзд в сезон насиживания кладки, могут быть удалены на весь предстоящий летний сезон. Таким образом, количество их полётов на территории аэродрома резко сократится. Кроме того, этот отпугиватель успешно может быть использован для удаления птиц и в ангарах. Для отпугивания птиц в помещении также могут быть использованы биоакустические и ультразвуковые приборы).
Важным дополнением к этим отпугивающим средствам являются антиприсадные шипы от птиц, устанавливаемые на предметах, которые птицы используют для отдыха или выслеживания добычи — таких как метеощиты, мачты освещения, антенны курсоглиссадной системы. Для борьбы с хищными птицами они совершенно необходимы и могут быть названы «средством номер один». Противоприсадные шипы сделаны из радиопрозрачного материала и потому могут быть применены без каких — либо проблем. Там, где установка противоприсадных шипов невозможна или вызывает трудности, можно применять отпугивающий гель. Кроме того, на лётных полях широко используются различные визуальные отпугиватели, в том числе шары с глазами хищной птицы и блестящие ленты.
Ещё одним распространённым акустическим средством защиты в аэропортах являются гром пушка для отпугивания птиц.
Грунтовые участки нужно регулярно прокашивать (с вывозом зелёной массы), что уменьшит для них кормовую ценность территории. Борьба с высокой травой, кустарником и древесным подростом необходима также для снижения привлекательности территории для перепелов, куропаток, коростелей, а с понижением рельефа, в которых накапливается вода — для уток и куликов.
Защита ангаров от птиц
Наряду с защитой территорий аэродромов, в авиации существует другая проблема, связанная с птицами. Это защита от ущерба, который наносят пернатые самолётам в ангарах. Птицы, проникающие внутрь, сбрасывают мелкие предметы, повреждающие лакокрасочные покрытия воздушных судов, и загрязняют их помётом. Особенно это не допустимо при выполнении их покраски.
Защита ангаров должна решать две задачи – снизить вероятность проникновения птиц внутрь и создать максимально некомфортные условия для тех особей, которые всё же оказались в помещении или же находились в нём до начала мероприятий по защите. Первая задача решается путём максимального закрытия путей проникновения птиц (заделка отверстий, замена разбитых стёкол, перекрытие сеткой вентиляционных проёмов и т.п.) Кроме того в связи с тем, что птицы могут проникать в ангар при открывании ворот необходимо около них снаружи разместить биоакустический отпугиватель, который бы включался непосредственно одновременно с включением механизма открытия. Для усиления эффекта вблизи динамиков прибора следует разместить шары с глазами хищной птицы.
Если вблизи ворот снаружи имеются конструкции, на которых могут находиться птицы, на них устанавливаются антиприсадные шипы от птиц.
Вторая задача решается путём использования стационарных лазерных отпугивателей в сочетании с биоакустическими или ультразвуковыми отпугивателями. Если использовать биоакустические приборы внутри помещений, их следует включать только при открывании ворот, чтобы птицы могли покинуть помещение.
Следует также иметь в виду, что защита любого помещения требует тщательной очистки всех конструкций от следов жизнедеятельности птиц (помёт, перья, гнездовой материал) до ввода в эксплуатацию технических средств защиты. После этого в местах, где птицы гнездятся или обычно сидят, нужно установить противоприсадные устройства.
Источник