Способы отмывания денег 2020

Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги

Объемы сомнительных операций в банковском секторе в 2020 году сократились на 26%. По сравнению с 2019 годом вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям уменьшился на 21%. В 2020 году Банком России были выявлены и совместно с кредитными организациями минимизированы объемы вывода денежных средств за рубеж по таким каналам, как сомнительные сделки по международным транспортным перевозкам, рекламным услугам, ценным бумагам. Сократились также объемы вывода средств по многократным переуступкам долга между недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности и нерезидентами по поставкам товаров (этот долг якобы был сформирован по импортным контрактам и договорам займа, заключенным назад).

В структуре сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж в 2020 году основной объем (45% по сравнению с 27% годом ранее) приходился на сомнительные авансовые платежи за импортируемые товары.

Примерно на 30% снизились объемы обналичивания денежных средств в банковском и иных секторах (транзитные операции повышенного риска 1 , направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, «продаваемой» третьим лицам торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами).

В 2020 году обострилась проблема использования исполнительных документов (в основном исполнительные надписи нотариусов и удостоверения комиссий по трудовым спорам) для обналичивания денежных средств, объемы которых возросли по сравнению с 2019 годом более чем на 60%, до 25 млрд рублей. Основной спрос на теневые финансовые услуги в 2020 году, как и в 2019 году, формировался в строительном секторе (38%), торговле (23%) и секторе услуг (22%).

1 Операции, непосредственно предшествующие обналичиванию денежных средств в банковском и иных секторах экономики, выводу денежных средств за рубеж, либо способствующие уклонению от уплаты налогов. Такие операции обычно сопровождаются сменой оснований входящих и исходящих платежей, «ломкой» НДС.

Источник

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

В середине 2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Читайте также:  Способы работы с подсознанием

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».

Источник

Как борьба банков с отмыванием повлияет на предпринимателей в 2020 году

115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – один из самых нашумевших в предпринимательской среде. Даже если бизнес не сталкивался с ним напрямую, то точно наслышан. Несколько лет назад прошла волна блокировок, вызвавшая много вопросов и обсуждений. В 2019 г. бизнес был готов к новым подвохам, но с серьезными ограничениями и значительными изменениями не столкнулся. Что изменилось сейчас и ждать ли бизнесу новых ударов в 2020 г.?

В 2017–2018 гг. многие предприниматели попали под волну запросов и ограничений со стороны банков со ссылкой на 115-ФЗ, отдельные компании сталкивались с закрытием счетов. В России началась активная борьба с обналичиванием, жизнеспособные много лет схемы переставали работать. Страдали не только однодневки и специально созданные для этого компании, под подозрение попадали и честные предприниматели, поэтому обсуждений было очень много.

Каждое цунами – это лишь последствие землетрясений. В случае со 115-ФЗ эта волна блокировок – последствие изменившихся подходов регуляторов к контролю за операциями бизнеса. Обналичивание позволяет уходить от налогов, оплачивать сомнительные сделки, в наличных расчетах скрываются и преступные деньги. Это слепая зона для государства. И с ней нужно было начинать работать, предпосылок для этого было несколько.

Россия с 2003 г. является участником FATF, международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force), которая готовит единые для всего мира стандарты в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. FATF также проводит регулярный мониторинг соблюдения этих стандартов в каждой конкретной стране. Положительная оценка FATF отражается на оценке инвестиционного климата, она значит, что страна соблюдает общепринятые в мире нормы и в нее можно инвестировать.

В конце 2000-х гг. в России проходила проверка FATF, после которой наша страна получила детальные рекомендации по соблюдению мировых стандартов, а ближе к середине 2010-х гг. ЦБ и Росфинмониторинг оформили их в конкретные регуляторные рекомендации, началась активная борьба.

Банки должны были стать ее действенными участниками, самостоятельно выявлять обнал и транзит, иначе могли быть признаны теми, кто обналичиванию содействует. Начались проверки клиентов, порой поспешные, но всем банкам приходилось действовать незамедлительно. Черные клиенты должны были уйти, а работающие в серой зоне – научиться работать по-белому. Стало шумно.

Вторым фактором, который сыграл свою роль, были технологии. Технологичные банки всегда будут обладать преимуществом – это быстрые процессы, глубокая обработка данных, более качественный сервис. Технологии работают и на усиление контроля. Многие банки уже давно научились проводить проверку клиента и его транзакций в онлайне, это тоже стало одной из важнейших причин зачистки. Потому что стало возможным. Если еще лет пять назад контроль за обналичиванием выполнялся после проведения транзакций и сомнительные клиенты успевали забрать деньги и бросить счет, то в последние несколько лет обнальный бизнес стал для банков гораздо более прозрачным, а операции теперь проверяются в момент их проведения. Банки увидели если не всё, то многое, что ранее было недоступно. Получается, что все совпало: государство предприняло активные шаги, а банки смогли их реализовать технически.

Читайте также:  Решение задач егэ координатным способом

В прошлом году бизнесу было спокойно, многие предприниматели вышли в белую зону, к комплаенсу банка попадали лишь те, кто искал новые лазейки. Для банков 2019-й был годом калибровки процессов и тестирования технологий в сфере соблюдения регулирующих норм. Банки научились проверять бизнес еще глубже и уже без ограничений для него. Число вопросов от банков снизилось в разы, это касается и ограничений дистанционного банковского обслуживания.

Внимание к 115-ФЗ снизилось. Но это не значит, что контроль стал слабее, наоборот, технологически он стал более совершенным и точным, а требования регуляторов – еще более строгими. Центробанк регулярно сообщает о снижении объемов операций с признаками обналичивания: в 2019 г. их стало в 1,9 раза меньше по сравнению с 2018 г. Аналогичный результат был в 2018 г. – снижение в 1,9 раза, в 2017 г. – в 1,6 раза. Тенденция очевидна для всех, регуляторы останавливаться не будут.

Во второй половине 2019 г. в России прошла очередная проверка FATF, в ходе которой регуляторы получили новые рекомендации. В 2020 г. мы увидим новые требования и новые шаги со стороны регуляторов, но вторая волна изменений должна пройти гораздо мягче для действующего реального бизнеса.

И причины здесь также две. Первая – к новой реальности уже успели адаптироваться все стороны. Регулирующие органы более точно сформулировали свои ожидания от банков, а те максимально точно настроили процессы проверок и сформировали для предпринимателей рекомендации, как не попасть под ограничения. Банки научились разговаривать с бизнесом и обосновывать свои вопросы и требования. И самое главное – бизнес теперь знает, что может столкнуться с запросом и успешно на него ответить, а его деятельность не пострадает.

Вторая причина – технологии. У банков становится все больше сведений о клиентах, уже сегодня технологии скоринга позволяют более точно оценивать бизнес клиента на стадии его входа в банк. Это снижает риски для нас и значительно затрудняет процессы обналичивания. Сейчас мы активно используем технологии машинного обучения, которые позволяют автоматизировать отдельные этапы проверок и точнее оценивать бизнес клиентов. Банки видят не только черных и белых, мы работаем со всеми оттенками серого, но все же помогаем бизнесу без проблем обелять процессы и выходить из зоны риска.

Технологически развиваются не только банки. По темпам внедрения новых технологий им не уступают контролирующие органы, Росфинмониторинг, налоговая. Как следствие, контроль будет усиливаться. Банки же взяли на себя роль союзников, которые могут внимательно оценивать транзакции клиентов и обладают достаточной экспертизой, чтобы рекомендовать им изменить свои бизнес-процессы так, чтобы успешно работать в новых условиях.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Источник

Как киберпреступники отмывают похищенные у банков деньги

Как правило, деньги, до которых удается добраться преступникам, проходят сложный маршрут, прежде чем их получают организаторы атаки. Рассказываем об их нелегком пути.

29 сентября 2020

У некоторых киберпреступных группировок атаки на банки и иные финансовые учреждения поставлены на поток. Всем известно, что чаще всего отследить похищенные средства практически невозможно, но не все четко понимают, почему. О том, как злоумышленники отмывают украденные деньги, рассказали в совместном исследовании компания BAE Systems и исследователи платежной системы SWIFT.

Откуда и как уходят деньги

Атака на банки может идти по двум сценариям — непосредственно на инфраструктуру банка и счета или же на банкоматы и связанные с ними системы. Разумеется, схемы вывода и последующего отмыва денег после этого немного различаются. Но суть одна — злоумышленники пытаются вернуть средства, добытые неправомерными способами, в экономику.

Традиционно в криминалистике непосредственный процесс отмывания денег делят на три стадии:

  • размещение — первый перевод со счета жертвы на счета мошенников или вклад похищенной наличности;
  • наслоение — проведение многочисленных операций, которые призваны скрыть происхождение средств и их настоящего владельца;
  • интеграция — отмытые деньги инвестируются в легальный или криминальный бизнес.

Последний этап — интеграция уже отмытых средств обратно в экономику — это отдельная тема, которая заслуживает отдельного поста. Поэтому подробно рассматривать его здесь мы не будем. Однако поскольку поиск методов отмывания денег после успешной атаки — не вариант, добавляется еще одна фаза. Задолго до того, как финансы будут похищены и механизмы легализации финансов придут в действие, начинается процесс подготовки.

Читайте также:  Способ борьбы с капустной мухой

Подготовка

Для того чтобы украденные средства можно было быстро перевести, злоумышленники, как правило, готовят множество счетов, принадлежащих физическим или юридическим лицам. Это могут быть счета ничего не подозревающих людей, доступ к которым был захвачен злоумышленниками; людей, втянутых в мошенническую операцию обманом; или же добровольных помощников киберпреступников.

Люди, оказывающие помощь злоумышленникам, обычно называются «мулами». Иногда их используют для открытия счетов по поддельным или краденым документам (разумеется, так просто это не провернуть — чтобы банк не распознал подлог, у преступников должен быть инсайдер). Иногда мулов вербуют через рекрутинговые агентства, маскируя откровенную незаконность своего предложения мутными формулировками вроде «организация удобного метода инвестирования». На самом деле такие люди, как правило, четко понимают, что участвуют в чем-то незаконном, но предпочитают закрывать на это глаза — уж больно выгодное предложение. Таких «сообщников» чаще всего обманывают.

Размещение

Итак, злоумышленникам удалось при помощи вредоноса, социальной инженерии или инсайдера перевести деньги на некий счет. В этот момент в игру вступают мулы. Они действуют следующим образом:

  • переводят финансы на другие счета, чтобы запутать следы;
  • заказывают товары на свой адрес (или на адрес, который к которому они каким-либо образом имеют доступ);
  • снимают деньги в банкоматах.

Есть еще такой вид вариант мошенничества: людей нанимают работать в компанию, которая якобы помогает иностранцам покупать товары в магазинах, не пересылающих товары за границу. То есть они получают и отправляют посылки международной почтой. Работают такие организации, как правило, месяц-два. Далее к ним приходит местная полиция.

Наслоение

Когда товары или деньги в банкоматах получают сообщники, действующие сознательно, то добыча легализуется по давно отработанным схемам обычной преступности. Деньги обмениваются на свободно конвертируемую валюту (чаще всего доллары); вещи (чаще всего электроника) сдаются скупщикам. Разумеется, и у обменных пунктов, и у магазинов, скупающих предметы, должны работать какие-то механизмы для выявления потенциально незаконных сделок, однако они чаще всего обходятся — либо благодаря халатности, либо с использованием взяток. Полученные деньги через какие-нибудь третьи руки передаются организаторам схемы. Разумеется, мулов могут поймать. Но максимум, что могут найти представители закона — это самих мулов и их процент. Ни основной части похищенного, ни контактов организаторов преступления обнаружить не удается.

Далее наличные отмываются по «классическим» преступным схемам: покупка драгоценностей или металлов (этот бизнес до сих пор часто предпочитает работать с наличностью) или покупка и последующая продажа фишек в казино.

Если же деньги переводятся дальше безналично, то к процессу подключаются подставные компании, работающие в разных государствах. Обычно они находятся в странах, где нет жесткого контроля за финансовыми транзакциями, либо где очень строгие законы, охраняющие тайны коммерческих сделок. Несколько переводов с дроблением и конвертацией в разные валюты — и вот уже происхождение денег не отследить. И это не обязательно фирмы-однодневки, у них может быть и частично легальный бизнес, в который похищенные деньги вливаются незаметным потоком.

Сравнительно недавно для отмывания денег стали использовать криптовалюты. Они привлекают злоумышленников тем, что для совершения транзакций пользователю не нужно предоставлять свои персональные данные. Однако этот метод не так прост, как кажется. Ведь наряду с анонимностью валюты на базе блокчейна еще и абсолютно прозрачны. Так что для вывода средств приходится делать множество транзакций. Например, в 2018 году группировка Lazarus после взлома криптовалютной биржи вывела $30 миллионов, а потом за четыре дня совершила 68 переводов между разными кошельками.

Практические выводы

Как мы видим, киберпреступники выстроили сложную и многоступенчатую схему отмывания денег. В процессе они много раз меняют счета, компании, форму представления, валюту, юрисдикцию. И все это занимает считаные дни. Некоторые компании за это время еще даже не замечают, что были атакованы.

Поэтому разумнее всего именно банкам взять дело в свои руки и выстраивать систему кибербезопасности таким образом, чтобы минимизировать возможность взлома финансовых систем и получения контроля над ними. У нас есть специальный продукт, ориентированный именно на банки и другие финансовые учреждения: платформа Kaspersky Fraud Prevention. Она позволяет не только обеспечить поведенческий анализ пользователей и контроль транзакций и финансовых операций, но и отслеживать попытки отмывания похищенных денег через ваш банк. Узнать о нем подробнее можно на сайте решения.

Источник

Оцените статью
Разные способы