Способы открытия темы урока

11 способов интересно начать урок. И никакого «Открыли учебники!»

Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать? Наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова, нашла целых 11 интересных способов.

Впереди новый учебный год, а значит, самое время вдохновляться и собирать новые идеи. Я часто общаюсь со школьниками разных возрастов и часто вижу разочарование и потухший взгляд: «В этой школе совсем нет ничего интересного». Конечно, я с этим не согласна. Учиться — это интересно. Но как доказать это детям?

На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь у дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники на десятой странице, сегодня мы будем проходить материки», мотивация исчезает. Так как же можно интересно начать урок?

1. Необычная фотография

Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — первая в мире компьютерная мышь. Таким образом можно интересно подвести к теме урока — «История изобретения компьютера».

Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении — памятники литературным персонажам, окружающий мир — необыкновенные животные и растения, русский язык — правила орфографии в смешных картинках.

2. Загадки народов мира

В интернете можно найти много интересных и непростых древнерусских загадок, а также загадок разных народов мира.

  • Например, хакасская загадка: «В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит» (Ответ: муравейник).
  • Или древнерусская загадка: «Сидят две жёрдочки белых курей» (Ответ: зубы)

Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира. Вашим ученикам будет потом, чем помучить друзей и родственников.

3. ТРИЗ-задача

Представьте, что вы — ученик и вы как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда, здорово? Именно поэтому классно использовать в начале урока ТРИЗ-задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.

  • Например: «Однажды учёный Перси Спенсер заметил, как во время экспериментов в магнетроном (прибором, в котором сила тока управляется магнитным и электрическим полем) конфета в кармане учёного нагрелась и растаяла. Благодаря этому случаю он изобрёл другой прибор, которым все мы пользуемся на кухне сегодня. Что это?» (Ответ: микроволновая печь).
  • Или: «Обычно царь и военные начальники ели из серебряной посуды, а простые солдаты — из оловянной. Однажды царь Александр Македонский пришёл захватывать Индию. Все солдаты тяжело заболели болезнью желудка, а сам царь и военные начальники нет. Почему?» (Ответ: потому что царь и начальники ели из серебряной посуды, а серебро убивает микробы и инфекцию).

Как придумывать такие задачки, я рассказывала в одной из прошлых статей.

4. Эксперимент

Этот приём больше подходит для уроков окружающего мира и математики. Конечно, в условиях необорудованного кабинета провести серьезный эксперимент вряд ли получится. Но, например, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно: возьмите духи, распылите их немного и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии (да, уже в началке!). Конечно, так получать знания интереснее, чем просто читать параграфы в учебнике.

Точно так же в условиях обычного кабинета можно «поймать» радугу и узнать, что такое световой спектр, провести эксперимент с «перевернутой бутылкой» и узнать, что такое давление. А на уроках математики можно смело взвешивать разные предметы и запускать заводные машинки, чтобы узнать, как взаимосвязаны величины времени и скорости.

Читайте также:  Способы пластики бедренных грыж

5. Чёрный ящик

Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.

  • Например, «Ежегодно в Китае вырубают около 20 миллионов деревьев для изготовления _______ чего?» (Ответ: Палочек (для еды) — тема «Традиции разных народов мира»).
  • Или: «Этот предмет используют строители и инженеры для измерения длины участка местности или высоты и ширины больших предметов. Что это за предмет?» (Ответ: измерительная рулетка — тема «Единицы длины и приборы для измерения длины»).

Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.

6. Подвижные игры и игры на тетрадном листе

В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе.

  • Например, тему «Координатная плоскость» (в средней школе или в классах с углублённой математикой в начальной школе) можно начать с помощью игры «Морской бой».
  • Начать рассказ о твердых жидких и газообразных веществах можно благодаря игре «Молекулы» (когда дети-«атомы» хаотично ходят по классу, а потом внезапно по команде учителя быстро соединяются в пары, тройки, четверки и т. д., то есть в «молекулы», чем больше человек в «молекуле», тем тверже вещество).
  • Объяснить тему «Периметр и площадь» можно с помощью такой игры: часть детей выстраиваются в прямоугольник, они будут периметром, а остальные дети должны суметь все вместе поместиться внутри периметра, то есть стать площадью прямоугольника.

Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.

7. Удивительный факт

Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

  • Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета Плутон».
  • Или: «Пчелы могут летать выше Эвереста! Пчелы могут летать на высоте до 29 525 футов над уровнем моря — выше, чем самая высокая Гора планеты (8848 м)!».
  • Или: «В русском языке „кукла“ — одушевленное имя существительное».

Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.

8. Захватывающая история

Представьте, что, например, на урок окружающего мира начинается не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения — с рассказа о побеге А. С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!

9. Видеопутешествие

Наверное, многие знают, что примерно 70% людей — визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.

Допустим, на окружающем мире тема «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает гончарный круг на видео (а еще лучше — попробовать что-то слепить самому).

Если хотите рассказать детям про океан, попробуйте в начале занятия «сводить в океанариум» детей. Покажите красивое видео про жизнь в океане!

10. Предмет-подсказка

Часто младшим школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести в класс картину в рамке и на этом предмете объяснить тему «Площадь и периметр» (рамка — периметр, сама картина — площадь). Также можно объяснить тему «Обыкновенные дроби»: прямо в классе разделите яблоки и апельсины между учениками. Или принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки — это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.

11. Шифры и ребусы

Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро.

Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.

Читайте также:  Как засолить опята холодным способом без варки

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / miniwide

Источник

КАК ВВЕСТИ НОВУЮ ТЕМУ УРОКА, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО ИНТЕРЕСНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Способы введения новой темы на уроке.

Преподаватель Котунова Ирина Павловна ГБПОУ СО «КПЛ»

Представьте, что вы сидите в кинотеатре и ждете начало показа последнего популярного фильма. С ведром попкорна на коленях и напитком в руке, вы готовы.

Свет гаснет и фильм начинается. Вы устремляете взгляд на экран и вот что вы слышите: «Добро пожаловать в этот фильм. В этом фильме вы встретите мальчика и девочку. Они собираются влюбиться и жить долго и счастливо».

Э-э . что? Какой-то скучный разговор! Ваш интерес в качестве зрителя упорхнул прямо из окна, и вы начинаете задаваться вопросом, стоит ли оставаться до конца. Скорее всего, нет.

К счастью, фильмы так не начинаются. На самом деле, там, как правило, показывается довольно эпическая сцена, чтобы сразу захватить внимание зрителя. Производители фильмов знают, что именно в первые несколько минут зритель принимает решение смотреть фильм или переключиться на что-то другое.

Обдумаем это: похоже ли знакомство с новой темой на начало фильма? И как вы обычно представляете начало изучения новой темы? Это начало пробуждает интерес или внимание учеников ускользает?

Наших учеников можно представить, как одних из самых требовательных зрителей и критиков. Если мы предлагаем им новую информацию так, как описано выше по сценарию, и заявляем, что «сегодня мы собираемся узнать о . «, их внимание обращается в нуль, а умы начинают задаваться вопросом, стоит ли слушать.

Учителей не обучают тонкостям кинопроизводства, но все же мы можем использовать некоторые приемы и стратегии, чтобы привлечь внимание наших учеников и доставить им радость от начала изучения новой темы. Вот лишь некоторые из способов, которыми вы можете заинтересовать ваших учеников с самого начала.

1. Начните с аудио- или видеофрагмента
В современном мире яркий аудио- и видеоряд привычны для наших учеников. Все это очень привлекает их внимание. Поэтому мы можем использовать это качество в нашу пользу. Особенно на уроках, где много текстового материала.

Начинаете изучать новый роман по литературе? Попробуйте дать своим ученикам послушать первую главу или первые несколько страниц, не глядя на текст. Эта стратегия работает аналогично трейлеру фильма. Остановите запись как раз перед каким-то большим или захватывающим событием, с тем, чтобы потом завязать разговор на нужную тему с вашими учениками. Аудио книги можно легко найти в местных библиотеках, или еще лучше, сделать свою собственную запись (это проще, чем кажется!). Делая собственную запись, вы можете подключить читателей и использовать выразительное чтение, подбирать разные голоса для персонажей, и даже создавать фоновые звуковые эффекты (как вариант задания для тех кто стесняется читать вслух).

Аудио также прекрасно работает на уроках истории. Например, если вы изучаете определенный исторический период, можно дать прослушать песню или инструментальную пьесу, которые являются представителями той эпохи. Предложите звуки барабанов, звуки гражданской войны, или, возможно, звуки банджо и гитары, связанные с первыми переселенцами. Попросите учеников обсудить чувства и настроение, которые вызывает музыка.

Точно так же на зоологии: можно слушать звуки различных животных и стараться угадать, какое животное издает тот или иной звук.

Нет никакого сомнения, что как аудио-, так и видеофрагмент может быть тем «крючком», который привлечет внимание к изучению новой темы.

2. Познакомить с изображениями, иллюстрациями и артефактами
Отличный способ вовлечь учеников к изучению новой темы — дать им визуальный, тактильный материал. Например, иллюстрации, фотографии, или артефакты. Все это предварительно знакомит и развивает интерес к тому, о чем мы собираемся говорить на следующих уроках. Такой прием может быть особенно успешным в области естественных наук и социальных исследований.

Один из моих любимых способов использовать эти визуальные эффекты в качестве вводного метода это «Галерея прогулок». «Галерея прогулок» организована в виде наблюдательных станций. Одна станция – это фотографии, плакаты, артефакты, и/или иллюстрации, которые повешены на стенах или разложены на столах. Ученики могут свободно ходить по комнате, смотреть фотографии, плакаты, артефакты. Рядом с каждой станцией мне нравится размещать пустой плакат для учеников, чтобы они могли записать то, что они заметили или писать комментарии, вопросы и мысли, которые у них возникли при знакомстве с материалами станции. Например, эти фотографии из «Галереи Прогулок» я создала о группах животных.

Читайте также:  Слизь своими руками самый простой способ

Альтернативой «Галерее прогулок» может быть слайд-шоу с использованием визуальных эффектов PowerPoint или интерактивной доски. Эта деятельность располагает к большой вступительной дискуссии о новой теме.

3. Начните с поэзии
Представление нового материала через поэзию — это уникальный способ интеграции грамотности в любой предмет. Сейчас стихи написаны почти обо всем. И если вы не можете найти именно то, что вы ищете, то это прекрасная возможность попробовать свои силы в поэзии.

Я люблю, когда стихи предоставляют образы исторических событий для учеников при знакомстве с новой темой. Возьмите этот отрывок из поэмы Лонгфелло «Поездка Пола Ревира»:

Он сказал своему другу:
«Если Британский марш выступит
По суше или по морю от города к ночи,
Повесьте фонарь высоко в арке-колокольне
Как сигнал будет свет на северной башне Церкви, —
Один, если по суше, и два, если по морю;
И я на противоположном берегу
Буду готов ездить и распространять тревогу:
Через каждую деревню и ферму,
И призывать вооружиться».

Какой интересный способ представить урок по американской революции, разве Вам не кажется? Задавайте вопросы типа «Как вы думаете, что значит «вооружиться»?» Или «Какое настроение этих строк?» Или «Рассказчик патриот или верноподданный?» Чтобы помочь ученикам понять отрывок (так как некоторые поэмы написаны на старом английском) вам, возможно, придется разбить стихотворение на части и, строка за строкой, помогать учащимся погружаться в его смысл. Попробуйте прочитать его тревожным голосом, чтобы помочь передать смысл, а затем вовлечь учеников в дискуссию и обсуждение. Вы даже можете дать задание сделать построчные иллюстрации, чтобы помочь ученикам визуализировать и понять смысл происходящего.

При использовании стихов учеников можно разбить на пары или группы, давая каждой группе разные стихотворения на ту же тему. Это сравнительно легко сделать, когда вы найдете книгу стихов на ту же тему конкретного автора. Затем сравните информацию из каждого стихотворения. Это, к тому же, простой способ попрактиковаться в беглости речи.

4. Представьте тему в виде сценария
Нужен захватывающий, более привлекательный, чем в учебнике, вариант для начала нового блока или темы? Сценарий как раз может быть этим вариантом! Мне всегда нравилось создавать театральные сценарии для моих учеников, чтобы привнести что-то новое — и мои ученики в восторге от этого! Просто возьмите тему и превратите ее в историю, которую можно разыграть по ролям. Вот, например, что я сделала, когда хотела представить процесс опыления. Я превратила опыляющих пчел в юмористических персонажей рассказа и мгновенно внимание моих учеников было завоевано! Использование этих сценариев вместо учебника позволяет ученикам принимать более активную роль в их обучении и сделать материал более близким и запоминающимся.

5. Представьте тему с проблемы
Перед тем, как дать ученикам готовое решение, пусть они сначала попробуют сделать это сами. Это пробуждает те творческие соки, которые стимулируют детей критически мыслить. Например, когда я начала свой урок по классификации животных, я разделила учащихся на небольшие группы. Каждой группе был выдан набор карточек с изображением животных. Без особых инструкций я предложила разложить животных по группам так, чтобы был смысл, основанный на сходстве. Ученики придумали некоторые довольно интересные способы группировки животных по разным признакам и это привело к интересной дискуссии о концепции классификации.
Другие проблемы могут включать в себя:
— Решить математическую загадку;
— Предоставить список слов или изображений, связанных с содержанием новой темы и попытаться угадать, о чем же будет ваш урок;
— Представить незнакомый предмет или артефакт, связанный с вашей темой и предложить угадать предназначение или функцию этого предмета;
— В завершении можно раздать список новых слов и понятий, чтобы попытаться угадать, какие слова принадлежат к какой категории. В качестве расширения — в конце урока, дать ученикам те же слова и понятия и внести поправки с учетом изученного материала.

Не позволяйте вашим ученикам скучать в течение нескольких минут после начала урока! Держите их внимание и помогайте им развить интерес к новой теме. Проверьте одну из этих стратегий и она обязательно понравится вашим ученикам с самого начала!

Источник

Оцените статью
Разные способы