- Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя
- Цели урока открытия нового знания
- Алгоритм создания урока открытия нового знания
- Структура урока открытия нового знания
- 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Организация уроков «открытия новых знаний» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти.
Цели урока открытия нового знания
В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:
- Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
- Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Алгоритм создания урока открытия нового знания
Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.
Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.
Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.
- Моделируем способ открытия нового знания.
- Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
- Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
- В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
- В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
- Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
- Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
- Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
- Составляем технологическую карту урока (конспект).
- Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.
Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.
Структура урока открытия нового знания
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
- «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
- «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
- «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
- Психологический тренинг.
- Графический диктант.
- «Да-нет».
- Рифмованное начало урока.
- Эпиграф к уроку.
- Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
- Начало урока с элементами театрализации.
- Прием «Фантастическая добавка».
- Прием «Оратор».
- Отсроченная догадка.
- Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
- Интеллектуальная разминка.
- Прием «Светофор».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
- вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
- активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
- при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
- Видеосюжет.
- Прием «Лови ошибку».
- Анализ выполнения домашнего задания.
- Лото.
- Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
- Ролевой сюжет.
- Отсроченная догадка.
- Смена ролей.
- Театрализация.
- Ряд ассоциаций.
- Интеллектуальная разминка.
- Мозговой штурм.
- Прием «Почини цепочку».
- Слепой текст.
- «ИДЕАЛ».
- Инсерт.
3. Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
- Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
- В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
- Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы:
- Таблица ЗХУ.
- Мозговой штурм.
- Подводящий диалог.
- Прием «Яркое пятно».
- Группировка.
- Домысливание.
- Кластер.
- Составление алгоритма.
- Прием «Птичий базар» – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
- Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
- На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
- Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
- Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
- Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
- Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
- Деловые игры.
- Дерево целей.
- Пресс-конференция.
- Эксперимент.
- Проблемный ряд.
- Подводящий диалог.
5. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы:
- Вопросы к тексту.
- Доклад.
- Лови ошибку.
- Пресс-конференция.
- Проблемный диалог.
- Фантастическая добавка.
- Деловые игры.
- Проблемный поиск.
- Ромб ассоциаций.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы:
- Комментирование чтение.
- Вопросы к тексту.
- Лови ошибку.
- Отсроченная догадка.
- Синквейн.
- Пресс-конференция.
- Презентация.
- Прием «Снежный ком».
- Рассказ-эстафета.
- Прием «Удивляй».
- Фиш-боун.
- Аукцион.
- Реклама.
- Таблица «? + !».
- Прием «Я беру тебя с собой».
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
- Щадящий опрос.
- Деловые игры.
- Прием «Да-нет».
- Прием «Реставратор».
- Найди соответствие.
- Творческие тесты.
- Работа на компьютерах.
- Мини-проекты или мини-исследования.
- Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
- Блиц-контрольные.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы:
- Кластер.
- «Найди ошибку».
- Шесть шляп.
- «Верю-не верю».
- Тестирование.
- Различные виды опросов.
- Эссе, резюме.
- Составление кроссворда.
- Контрольная работа или диктант.
- Восстанови текст.
- Свои примеры.
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
- уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
- ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы:
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Организация уроков «открытия новых знаний»
методическая разработка по теме
Организация образовательного процесса строится на основе главного условия: новое знание не дается детям в готовом виде, а добывается ими самими под руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_otkrytiya.zip | 646.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация уроков «открытия новых знаний»
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация образовательного процесса строится на основе главного условия: новое знание не дается детям в готовом виде, а добывается ими самими под руководством учителя.
Технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в
соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения
в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом
уровне. «Хочу, потому что могу».
• У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы
на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока(«потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новымвычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу»,«повторим решение составных задач» и т. п.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
На данном этапе организуется подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения
нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений при выполнении
или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло
затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать место — шаг,
операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием
и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения
— те конкретные знания, которых недостает для решения поставленной
задачи и задач такого типа в целом.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ,
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
2.Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное новое знание фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания, и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами,
выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием нового знания вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
• Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы — сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности),
самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, например, в 1-м классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми четырьмя выделенными этапами формирования УУД. Точно также учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности.
Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС . Так, например, в ходе каждого урока независимо от его предметного содержания:
• на этапе 2 дети отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
• на этапах 3—4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи,систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений и работы с информацией и др.;
• на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
• на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 — самооценку достигнутых результатов;
• на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4 .Принцип мимнимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить притом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1-го класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть докинута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2—4-го классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает
формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов:
Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.
Источник