Способы отделки изделий это

Виды и способы отделки столярных изделий

Виды и способы отделки столярных изделий следующие.

1. Прозрачная отделка (столярная), к которой относится лакирование, полирование и вощение. По способу нанесения покрытий прозрачная отделка подразделяется на лакирование полиэфирными, нитроцеллюлозными, масляными и спиртовыми лаками; столярное полирование политурами, упрощенное полирование, располировка; напрессовку прозрачной фенолоформальдегидной, мочевино-меламиновой, поливинилхлоридной пленок; отделку восковыми составами.

2 Непрозрачная отделка (малярная) с помощью нанесения на поверхность лакокрасочных составов способом окраски масляными и клеевыми красками; масляными, нитроцеллюлозными и полиэфирными эмалями; с помощью облицовки листовыми материалами — пластиками, пленками.3. Имитационная отделка под текстуру и цвет ценных пород древесины способом крашения, аэрографии, печатания, акваграфии, декалькомании, отделки тек стурной бумагой, напрессовки текстурной пленки.

Специальные художественные отделки под металлы способом металлизации, бронзирования, золочения, серебрения; наборный декор способом подбора текстуры шпона и других материалов — интарсия, инкрустация, мозаика, маркетри; рельефный декор, выполненный способом резьбы, тиснением, обработки на токарных станках; орнаментальный декор — разрисовка, выполненная с помощью альфрейной, хохломской, загорской, украинской (пераковской), узбекской и других росписей и способом выжигания; накладной декор — накладка и вставка из металла, пластмасс, стекла и фурнитуры (ручек, ключевин, накладок и т.д.).

По степени блеска оптических свойств лакокрасочные покрытия разделяются на блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные; в зависимости от требований к внешнему виду разделяются на три категории: I, II и III.

Все отделочные операции можно разделить на три группы (стадии).

1. Подготовка поверхности древесины к отделке.

2 Нанесение лакокрасочных или других материалов.

3. Сушка и облагораживание лакокрасочных покрытий.

На поверхности древесины создают прозрачное покрытие жидкими или пленочными отделочными материалами. Для изменения цвета древесины применяют красители.

Наиболее распространенный вид прозрачного покрытия — тонкий слой прозрачного лака, который древесина частично впитывает, а часть остается на поверхности в виде пленки. Древесина впитывает лак неравномерно, поэтому применяют неоднократное покрытие и заполнение пор лаком или порозаполнителями и грунтовками, а также шлифование нанесенных материалов.

Качество отделки во многом зависит от подготовки поверхности, то есть от шероховатости поверхности обработки. Поверхность детали из древесины всегда имеет неровности различной формы и высоты, образующиеся в процессе обработки На полученной в результате обработки поверхности древесины различают следующие неровности различного происхождения риски, неровности разрушения, неровности упругого восстановления по годовым слоям древесины, структурные неровности, ворсистость и мшистость.

Столярная подготовка к отделке

Столярная подготовка к отделке включает следующие операции: зачистка шлифтиком и циклей, шлифование; крашение, грунтование и заполнение пор.

Для зачистки шлифтик должен иметь угол резания 55—60°, пролет для стружки не более 0,5 мм, стружколом шлифуется и плотно подгоняется на передней грани ножа на расстоянии 0,2—0,3 мм от лезвия. Лезвие выпускается над подошвой не более 0,2 мм. Нож должен быть правильно заточенным с хорошо выправленным лезвием. Пролет и клин хорошо шлифуются.

Клин должен плотно прижимать нож к основанию и своей формой и размерами не препятствовать выходу стружки.

При зачистке шлифтиком рекомендуется производить движения под углом 35—40° к волокнам древесины во взаимно перпендикулярных направлениях равномерно по всей поверхности, а затем вдоль волокон, а также выбирать направление строгания по волокнам.

Для зачистки поверхностей циклей нужно взять циклю обеими руками так, чтобы большие пальцы находились на пласти, обращенной к себе, а остальные пальцы — на противоположной пласти цикли. При работе пласть цикли должна находиться под углом 45— 80° к обрабатываемой поверхности, а кромка — под углом 60—70° к направлению волокон древесины. При циклевании рабочее положение столяра у верстака такое же, как и при строгании рубанком. Движение цикли в зависимости от способа закрепления материала и стойки работающего у верстака может быть к себе, от себя, вбок от себя и др.

По мере затупления одного лезвия циклю надо повернуть для работы на другое лезвие. Когда затупятся четыре лезвия, циклю кладут пластью на верстак, прижимают пальцами левой руки, правой рукой берут правку и движением ею по пласти отгибают последовательно все заусенцы на кромке.

Приемы работы циклей: а — движение к себе, б — движение от себя, в — движение вбок от себя

Снимать стружку циклей надо равномерно по всей зачищаемой поверхности, не допуская пропусков и срезания лишней стружки в одном месте. Если цикля снимает стружку при очень малом угле наклона и работать ею неудобно или она совсем не работает, заусенцы нужно отогнуть и вновь заострить. Если цикля оставляет на поверхности царапины, значит, на лезвии имеются зазубрины. Надо вновь заточить и заострить лезвие цикли. Тупое лезвие скользит по поверхности, не снимая стружки.

Затупленный заусенец цикли восстанавливают концом правки, заточенным под углом 70—80°. Для этого концом правки проводят с легким нажимом по заусенцу два-три раза под углом 75—80° к пласти. Кроме того, до полной заточки делают три-четыре правки заусенца. Она заключается в том, что движением отводки (правки) по пласти цикли сглаживается старый изношенный заусенец, а затем движением по кромке под углом 80—85° снова заворачивается (восстанавливается) заусенец в сторону пласти, чтобы получился острый выступ (лезвие).

Читайте также:  Укажите какими способами можно изменить внутреннюю энергию

Обработка древесины шлифованием выполняется действием на древесину абразивных зерен шлифовальной шкурки (шлифовального инструмента). Шлифовальная шкурка представляет собой гибкую бумажную, тканевую или комбинированную основу, на которой с помощью клеящего вещества (связующего) закреплены абразивные зерна — резцы.

Зерно как резец имеет грани и кромки, число и расположение которых произвольно относительно обрабатываемой поверхности. Различен по твердости и мате-

риал зерен. Наибольшее применение в порядке возрастающей твердости получили кварц, наждак, электрокорунд, карбид кремния. Зерно по поверхности шлифовальной шкурки располагается случайно, с различной степенью плотности. Промежутки между зернами необходимы для размещения стружки при шлифовании. По мере работы зерна-резцы шлифовальной шкурки затупляются и заменяются другими резцами, лежащими ниже.

Ручное шлифование выполняют с помощью колодок. Колодки изготовляют из пробкового дерева или куска древесины, на одну сторону которого наклеивают эластичную подошву из пробкового дерева или войлока. В сборных колодках шкурку при шлифовании можно зажимать. При шлифовании колодку, обернутую куском шлифовальной шкурки, кладут зерном на обрабатываемую поверхность заготовки и перемещением колодки со шкуркой срезают зернами стружку, транспортируя ее на всем пути резания. В первый период шлифования стружка срезается более высокими зернами, а после их удаления (замены) начинают работать более низкие, отчего качество поверхности шлифования улучшается. Поверхности шлифуют вдоль волокон древесины. При шлифовании поперек волокон на поверхности образуются царапины, ухудшающие качество обрабатываемой поверхности.

Поверхности шлифуют шкурками различной зернистости: сначала зернистостью 40—32 и более, благодаря чему быстро уничтожаются следы предыдущей обработки, затем применяют более мелкие шкурки. Рекомендуются следующие номера зернистости шкурок для получения различной шероховатости поверхности:

Шероховатость шлифованной поверхности древесины, мкм 16 32 60 100

Номер зернистости шкурки 8—6 12—10 32—16 40—32

При шлифовании качество получаемой поверхности зависит не только от номера зернистости шкурки, но и от давления шкурки на шлифуемую поверхность при шлифовании, а также от твердости древесины. Шероховатость поверхности уменьшается с уменьшением давления, однако одновременно снижается производительность шлифования. Поэтому при первом шлифовании крупнозернистыми шкурками применяют значительное давление, увеличивая производительность шлифования. По мере уменьшения номеров шкурок давление снижают для получения поверхности с меньшей шероховатостью.

При равных условиях шлифования шероховатость поверхности твердой древесины получается меньше, чем мягкой.

Для обработки и зачистки древесины фигурного, реже плоского, профиля применяют напильники различной формы и насечки. Напильником зачищают фигурные, плоские поверхности, отверстия, уступы, овалы и др. Для грубой обработки древесины применяют напильники с крупной насечкой (рашпили), позволяющие за один проход снять до 0,3мм древесины. Плоским напильником с крупной насечкой или рашпилем можно закруглить кромку, обработать круглую деталь или изделие, зачистить уступ, паз или углубление, гнездо, проушину. Квадратным напильником зачищают отверстия прямоугольной формы, уступы, проушины и др. Трехгранным напильником можно зачистить паз и гребень трапециевидной формы, отверстие трехгранной формы и др. Круглым напильником зачищают отверстия, ключевины и др. Полукруглыми напильниками обрабатывают криволинейные поверхности, полукруглые углубления и др. Ромбический напильник чаще всего используется для заточки пил, зачистки и проделывания канавок, некоторых профилей при точении на токарном станке по дереву и др.

Обработка напильниками: а, б— плоскими, в — квадратными, г — трехгранными, д—круглыми, е — полукруглыми, ж — ромбическими

Для получения шероховатости Rm max примерно 1бмкм детали, облицованные шпоном твердых лиственных пород, шлифуют под отделку три раза: первый раз шкурками 25—16, второй — 12—10, третий — 8—6; детали, зашпатлеванные при местном выравнивании поверхности, шлифуют шкуркой 25—20; загрунтованные поверхности шлифуют шкуркой 5—3. Лаковые и эмалевые покрытия первый раз шлифуют шкуркой 4— 3, второй З-М-40.

Для шлифования и зачистки небольших поверхностей, кромок, малогабаритных изделий применяют ручной инструмент с электрическим и пневматическим приводом, с шлифовальными дисками диаметром 125— 200мм, совершающими вращательное движение, шлифовальными прямоугольными площадками различных размеров, совершающими вибрационные колебательные движения, и с шлифовальными лентами.

Крашение древесины

Крашение древесины проводят для имитации цвета ценных пород древесины, усиления естественных декоративных качеств древесных материалов, устранения разнооттеночности деталей в изделии. Для поверхностного крашения древесины при прозрачной отделке применяют органические, синтетические красители, протравы, гуминовые красители и красящие составы. Наибольшее применение имеют водные растворы красителей с концентрацией 1—4%. Для приготовления красителей используют мягкую воду. Жесткую воду смягчают путем кипячения, введением 0,1 — 1,5% кальцинированной соды, аммиачной воды. Растворяюткраситель в горячей воде, вначале в небольшом количестве, а затем доливают необходимое количество.

Для имитации красного дерева применяют кислотные темно-красный, красновато-коричневый № 3; ЗВ красители; для имитации орехового дерева — светло-коричневый № 7, 16, 16В, 163, 17, орехово-коричневый № 12, темно-коричневый № 8Н и др. Применяются спирторастворимые красители коричневые № 33 и 34 — под ореховое дерево, красный № 32 — под красное дерево.

В качестве протрав используют хромпик калиевый и натриевый, дающие коричневую окраску; железный купорос — для окраски от серого до черного цвета; хлорную медь и медный купорос для окраски в желтовато-коричневые тона.

Читайте также:  Какими способами можно снизить уровень загрузки улицы движением

Гуминовые красители (вещества природного происхождения) имеют название бейц, ореховая морилка, хорошо растворяются в воде, окрашивают древесину в коричневый цвет.

При крашении вручную окрашиваемую поверхность обильно смачивают раствором красителя тампоном или поролоновой губкой, затем насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон древесины. Тон окраски всей поверхности должен быть равномерным, без пятен, полос и потеков. Для сушки окрашенных деталей требуется 1,5—2 ч при температуре 18—23°С.

Грунтование и порозаполнение под прозрачную отделку

При отделочной подготовке выравнивают поверхность, обеспечивают высокую адгезию покрытия к древесине, снижают просадку отделочного покрытия, уменьшают расход более дорогих лакокрасочных материалов. Перед грунтованием детали очищают от пыли. Поверхности покрывают грунтовкой с помощью кисти или тампона тонким ровным слоем сначала поперек, а затем вдоль волокон. Втирают грунтовку в поры круговыми движениями тампона. После заполнения пор излишки грунтовки снимают, протирая поверхности вдоль волокон чистой мягкой ветошью (тряпкой). При нанесении быстросохнущей грунтовки излишки удаляй ют сразу после нанесения. После грунтования поверхность сушат при температуре 18—23°С 1—2 ч. Грунтов ванные поверхности после полного высыхания шлифуй

ют шкуркой 6—5 вдоль волокон равномерными движениями. После шлифования поверхность должна быть гладкой и чистой со слабым ровным глянцем.

Грунтовки хорошо применять для мелкопористых пород (береза, ольха, бук и др.), а для крупнопористых пород (дуб, ясень, орех и др.) целесообразно применять порозаполнители. Порозаполнитель наносят вручную тампоном, то есть втирают в поры древесины. После нанесения порозаполнители поверхность сушат при температуре 18—23°С 2 ч, а затем шлифуют шкуркой 4-3.

Источник

CASTLE.PRI.EE

Отделка изделий

Отделка — конечная, завершающая операция в процессе изготовления изделий, служит для того, чтобы придать изделиям из древесины красивый внешний вид, предохранить поверхность от проникновения влаги, выцветания и разрушения. Поверхность изделия после отделки можно мыть.
Для получения отличного внешнего вида изделия и долгой службы его защитно-декоративного покрытия нужно использовать качественную краску , хороший инструмент и соблюдать технологию отделки. Отделка бывает прозрачная, непрозрачная и художественная.

Можно выделить два этапа отделки:

1.Подготовка поверхности древесины.
2.Создание защитно – декоративного покрытия.

Подготовка поверхности под отделку

В эту операцию входит заделка трещин, вмятин, выпавших сучков и прочих дефектов поверхности, которые образовались в результате предыдущей механической обработки. Крупные, глубокие трещины, щели и пустоты заделывают деревянными вставками на клею, мелкие — шпатлёвкой.

Подготовка поверхности при прозрачной отделке заключается в заделке дефектов (под цвет древесины), шлифовании, обессмоливании (операция применяется при необходимости), отбеливании (при необходимости), поверхностном крашении (при необходимости), грунтовании, порозаполнении (при необходимости), промежуточной сушке, шлифовании.

Обессмоливание и отбеливание проводится только при наличии на древесине природных или появившихся во время обработки пятен. При обессмоливании удаляют излишки смолы, а при отбеливании осветляют и выравнивают природный цвет древесины.

Крашением усиливается текстура, придается новый тон древесине.

Грунтованием заполняются мелкие поры древесины и пропитывается её поверхностный слой. Грунтование увеличивает прочность сцепления краски с поверхностью изделия и уменьшает расход краски.

Порозаполнением выравнивается поверхность крупнососудистых пород древесины.

Для непрозрачной отделки подготовка поверхности заключается в заделке дефектов (если они есть), обессмоливании (операция применяется при необходимости), грунтовании, шпатлевании, промежуточной сушке и шлифовании.

Шлифование завершают смачиванием изделия тёплой водой, высушиванием и снятием ворса мелкозернистой наждачкой.

Шпатлевание

Цель — получение идеально ровной поверхности. Этого можно достичь с помощью шпатлёвки, которую наносят на поверхность изделия, заполняя все трещины, впадины и вмятины. После полного высыхания нанесенного раствора поверхность шлифуют мелкой шлифовальной шкуркой. Обе эти процедуры повторяют до тех пор, пока не будет достигнута необходимая гладкость поверхности.
Качество подготовки поверхности можно оценить, нанеся на нее тонкий слой немного подкрашенной шпатлёвки и повторно отшлифовать. Окрашенная шпатлёвка на выпуклостях сошлифовывается, в результате чего станут видны все неровности обрабатываемой поверхности. Следует иметь в виду, что первое шлифование выполняется как вдоль, так и поперек волокон, а последнее — только вдоль.

После подготовки поверхности наносят защитнодекоративное покрытие. При прозрачной отделке оно включает в себя: многократное нанесение лака с промежуточными сушками, шлифование, полирование.

Тонирование

Тонирование применяют, чтобы усилить текстуру древесины (например, ореха, ясеня, дуба, красного дерева).
Прозрачная отделка защищает древесину и сохраняет ее естественный внешний вид, подчеркивая рисунок (текстуру). Применяется обычно для отделки изделий из древесины ценных пород и имеющих красивый рисунок. Прозрачное покрытие может быть глянцевым, матовым, бархатистым или зеркальным.
При любом способе получения таких покрытий необходима тщательная подготовка поверхности: она должна быть предельно гладкой (т. е. без царапин, трещин и других дефектов) и абсолютно без ворса.
Процесс подготовки поверхности под прозрачное покрытие такой же, как и под непрозрачное.
Но все операции необходимо проводить более тщательно.

Отделка воском

Для пищевых предметов – пчелиным воском. На подготовленную поверхность наносят слой восковой мастики (смесь расплавленного воска со скипидаром). Когда поверхность пропитается мастикой, ее растирают щеткой или сукном до блеска, усиливают блеск протиркой бархоткой. Восковые покрытия придают поверхности крупнопористой древесины ровный глубокий мягкий глянец, который при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.

Читайте также:  Способы борьбы притесняемых миноритарных акционеров за свои права

Лакирование

На поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. Лаки бывают водорастворимые, спиртовые масляные и нитроцеллюлозные. Спиртовые лаки обычно наносятся 2-3 раза с промежуточной сушкой в течение 2 ч при 18-20°. Нижние слои шлифуют шкуркой № 180. Масляный лак наносят два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18-20°; шлифуют перед последним покрытием.

Имитационная отделка

Имитационная отделка (разновидность прозрачной отделки) — это искусственное воспроизведение текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др. Однако запас древесины этих пород небольшой и поэтому ее используют обычно лишь в виде тонкой облицовочной фанеры. Процесс фанерования (оклейки изделий фанерой) трудоемок и значительно удорожает стоимость изделий, поэтому в производстве мебели, а также в строительстве для внутренней отделки. Взамен фанерованию широко используют различные способы нанесения на поверхность новой текстуры, сходной по их наружному виду с текстурой перечисленных пород.

Облицовка текстурной бумагой. Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими пенные породы дерева. Изготовляют ее на печатных машинах. На поверхность древесины текстурную бумагу приклеивают различными клеями.

Облицовка шпоном и фанерой. Оклейку производят непосредственно по основанию. Горячий клей наносят ровным слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру прижимают к основанию.

Имитация под ценные породы дерева

Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Красящие вещества могут проникать в древесину неглубоко (0,3—1,5 мм) либо на всю глубину окрашиваемого материала. В первом случае это называется поверхностным крашением, во втором — глубоким. Чаще других используется поверхностное окрашивание дерева морилкой (бейцем). Это краситель (растворимый в воде или в спирте) коричневого цвета. Морилка не закрывает природный рисунок дерева, а, напротив, делает его контрастнее, сочнее. Обычно морилка используется для крашения под орех. Лучше всего для этого подходит береза. Кроме березы, используют также бук и ель. Водорастворимая морилка продается в виде порошка. Интенсивность окраски зависит от концентрации раствора морилки (5—30 г на 1 л воды), количества слоёв покраски и способности древесины впитывать раствор. Если поверхность древесины предварительно увлажнить, то окраска получится более ровной. На вертикальные поверхности морилку наносят сверху вниз, избегая попадания на еще свободные участки, где от этого могут образоваться пятна. На горизонтальные поверхности морилку наносят вдоль волокон, затем — поперек них и в заключение снова вдоль волокон. После высыхания поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой. Окрашенная водорастворимой морилкой древесина сохнет от 15 до 24 часов. Сухую окрашенную поверхность можно протереть суконкой или другим подобным материалом, чтобы удалить с поверхности сухие не впитавшиеся частицы красителя.

Непрозрачные покрытия

Их наносят главным образом на изделия из малоценных пород дерева; при этом, как правило, стремятся и такие покрытия сделать красивыми. Непрозрачная отделка производится масляными красками и эмалями. Эти окрашивающие составы называют кроющими или укрывистыми, так как они полностью закрывают натуральный цвет и текстуру древесины. Основным инструментом для непрозрачной отделки служат кисти. Различают кисти круглые и плоские. Окрашивание производится до трех раз в зависимости от укрывистости краски. Первый слой всегда наносится более жидкой краской; этот слой нередко называют грунтом. По непросохшей краске новый слой краски наносить нельзя.
Нитроэмали нельзя наносить на покрытие из масляной краски, так как нитроэмаль растворяет эту краску.
Лаки, нанесенные на поверхность древесины, образуют после высыхания прочную защитную плёнку, хорошо сцепленную с этой поверхностью. Они должны давать плёнку прозрачную, гладкую на ощупь, светоустойчивую, теплоустойчивую, с равномерным глянцем. Установлено, что чем плёнка тоньше, тем она плотнее и тем лучше блестит. В толстой плёнке под влиянием ее усадки образуются незаметные трещинки, поверхность такой пленки получается недостаточно гладкой.

Различают четыре стадии высыхания лакокрасочных покрытий: «от пыли», «на отлип», «для шлифования» и «полное».

Высыхание от пыли — характеризуется образованием на поверхности покрытия тонкой плёнки, настолько подсохшей, что к ней уже не может прилипать пыль.
На отлип — это такая стадия высыхания, когда к поверхности покрытия уже не прилипает ватный тампон, прижатый рукой, и палец, если им нажать на плёнку, не оставляет на ней отпечатка.
На стадии «для шлифования» плёнка уже обладает твердостью, допускающей шлифование без опасения повредить пленку.
«Полное» высыхание характеризуется одинаковой твердостью покрытия по всей его толщине.

Для облагораживания лакокрасочного покрытия и придания изделию блестящей поверхности его полируют специальной пастой.

Способы нанесения лакокрасочного покрытия:

1.Тампон.
2.Кисть.
3.Валик.
4.Окунание.
5.Распылитель.

Инструменты для покраски




Художественной отделкой
придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается путем обработки древесины: резьбой, тиснением, выжиганием, облицовкой различными декоративными материалами (инкрустация), текстурной бумагой, полимерными материалами, тканями, металлом и т. п.

Техника безопасности при покраске изделий

1.Не подносить краски и растворители близко к лицу.
2.Оберегать краски и растворители от огня.
3.Избегать попадания красок и растворителя на одежду и кожу.
4.После окончания работы проветрить помещение и вымыть руки.

Источник

Оцените статью
Разные способы