Механизм принятия и освоения социальных ролей.
Сходен с предыдущим механизмом, но отличается большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.
Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Характеризуется совокупностью прав и обязанностей.
Социальная роль – совокупность действий, которых ожидает социальное окружение от человека, занявшего определенную социальную позицию.
Социальная позиция и социальная роль определяют систему действий, которые человек должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стили поведения.
Освоение социальных ролей связано с развитием личности, т.к.:
— появляются новые мотивы;
— происходит соподчинение мотивов;
— видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм, отношений..
Роль может поглощать личность, когда роль сильная или личность слабая. В обычных ситуациях личность, ассимилирующая роль, не ассимилируется с ней полностью.
Механизмы стихийного формирования личности необходимо знать педагогам, т.к. они могут руководить своим поведением.
3.
Важную роль в становлении личности играет развитие самосознания.
Самосознание– осознание человеком самого себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком.
Самосознание выполняет 3 функции: самопознание, самосовершенствование, поиск смысла жизни.
Самопознаниенацелено на познание физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других.
Пути самопознания:
—анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения с другими людьми через сопоставление их с нормами;
— осознание отношения к себе других людей;
— самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, анализ мотивов поступков.
Сложности самопознания:необходим определенный уровень умственного развития (происходит с возрастом). Человек должен стать кем–то, чтобы познать себя.
Человек находится в непрерывном развитии, поэтому самопознание отстает от О.
Этапы самопознания:
отделение «Я» от окружающего мира;
осознание себя членом микрогруппы;
осознание духовного «Я»: способностей, характера, нравственных качеств;
формирование идеального «Я»: выработка идеала для самосовершенствования.
Самопознание – основа для развития самооценки.Самооценка включает в себя знание о собственной самости (о себе) и отношение к этому знанию (отношение к себе).
Самопознание меняет субъекта, поэтому самопознание – шаг в развитии.
Самосовершенствование. На этом уровне с идеальным «Я» соотносятся поступки, линия прежней жизни. Этот процесс сопровождается переживаниями, угрызениями совести, внутренними конфликтами.
Поиск смысла жизни – направлен на координацию личности в целом. Возникает не у всех и в разной степени.
4.Надо ли воспитывать взрослых людей?
Если понимать воспитание как воздействие на личность с целью формирования у нее нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ отрицательный.
Если как создание в ходе вузовского обучения оптимальных условий для саморазвития личности, заложенных в ней сущностных сил, максимальной самоактуализации человека, то ответ положительный.
Специалист не только передает студенту профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.
Существует несколько важных правил воспитания в целом, которые следует учитывать и в организации учебно – воспитательного процесса в вузе.
1. Задача воспитания — помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, деятельности и общения.
2. Прием воспитания — принятие человека таким, каков он есть, без прямых оценок и наставлений.
Но воспитатель не должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.
3. Неизменно уважительное отношение к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности.
Основными принципами воспитания в вузе должны стать принципы гуманистического подхода и правила гуманистической педагогики.
1. Личность в системе образования никогда не должна выступать в качестве средства решения других проблем, но всегда — как цель, высшая ценность.
2. Личность как цель никогда не должна выступать в качестве жестких образцов, моделей, навязываемых самой личности извне. Ставить личность в центр системы образования, значит заботиться о создании условий для ее свободного саморазвития.
3. Единственная жесткая рамка, которая задает границы для такого саморазвития — это требование не ограничивать право на свободное саморазвитие других людей.
4. Задача воспитателя, преподавателя – максимально широко раскрывать поле выбора путей самореализации, самоактуализации личности через приобщение не только к профессиональному знанию, но и к культуре в целом, в том числе к знанию гуманитарному.
5. Педагогическое воздействие на личность не может быть директивным, прямым, но только косвенным, т.е. те выборы, к которым преподаватель хочет склонить студента, должны даваться в форме образца для подражания, способного побудить студента к принятию тех или иных ценностей. Но окончательный выбор всегда остается за самим человеком.
6. Должны быть обеспечены равноправное, партнерское взаимоуважительное отношение педагога и студентов, соблюдение принципов педагогики сотрудничества; максимальное стимулирование самостоятельности в обучении и его индивидуализация.
7. Желательно не только деловое, но и межличностное отношение преподавателя с учащимися. В вузовском обучении необходимо практиковать совместное решение преподавателем и студентами реальных творческих задач, с которыми и тот и другой сталкиваются впервые.
8. Необходимо устранять условия, потенциально могущие привести к патологическому развитию личности обучающегося, оказывать ему психологическую помощь, в том числе и в решении личных проблем.
5.На какие направления следует обращать особое внимание в воспитании студентов.
1. Физическое развитие молодых людей. Студенческий возраст характеризуется наиболее высоким уровнем развития таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакций, моторная ловкость, скоростная выносливостьи др.
Однако именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями.
2.Учеба в вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими группами молодежи. Этот факт часто рождает у преподавателей ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянном опеке, снисходительном отношении.
Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности как бы отодвигает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности.
3. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии высшие психические функции:восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства.Этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки: происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе — это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на теоретическом мышлении.
4. Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами.
5.Эмоциональная сферав студенческом возрасте приходит к уравновешенному состоянию. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенное может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.
Преподавателю необходимо сознательно следить за тем, не переходит ли опасную грань дисбаланс рационального и эмоционального в стиле его общения со студентами.
6. Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я» – это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей, к которой обязательно относится и преподаватель.
Помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы, можно, целенаправленно организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку.
6 а). Потребность в достижении входит в конфликт с потребностью в общении. Разрешение этого конфликта в пользу той или иной потребности приводит к дальнейшим личностным изменениям.
Конфликт может возникнуть между потребностью в достижении и познавательной потребностью, удовлетворяемой в ходе творческой исследовательской деятельности. Поэтому здесь важно правильное поведение преподавателя, выступающего в роли первого эксперта, дающего студенту «обратную связь» о результатах его исследовательской работы.
Таким образом, основой воспитания в вузе является создание благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий. При этом окончательное решение все же должен принимать сам воспитуемый.
Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает «принятие» студента преподавателем и признание за ним права на любой выбор.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Влияние социальных ролей на развитие личности
В продолжение одной из наших статей на тему социальных ролей, в которой мы рассматривали основные их виды и характеристики, сегодня мы хотим более предметно поговорить о том, какое влияние на личность человека оказывают социальные роли. Учитывая то, что материал по этой теме достаточно велик, без лишних вступлений, приступим сразу к делу.
Вместо введения
Для начала, скажем о том, что любую социальную роль следует понимать, как социальную функцию, стереотип, представление, поведение или вид деятельности. Такое количество представлений о социальных ролях является показателем того, что само это понятие можно с успехом применять с целью описания поведения человека, выполняющего различные социальные функции.
Многие специалисты склоняются к тому, что в социальных ролях заключена функция закрепления наиболее оптимальных способов поведения человека в конкретных обстоятельствах, которые выработаны человечеством на протяжении столетий.
Системность каждодневной жизни человека обусловлена тем, что он последовательно выполняет какие-либо социальные роли, связанные с его обязанностями и правами. Обязанностью же является необходимость для человека выполнять что-либо, исходя из социальной роли, независимо от того, как он к этому относится. В процессе выполнения своих обязанностей, обусловленных социальной ролью, у любого человека есть право предъявлять к окружающим и свои собственные требования.
Важно заметить, что обязанности абсолютно всегда будут сопровождаться правами. А баланс обязанностей и прав всегда будет предполагать оптимальное следование социальной роли в поведении. Если же имеет место дисбаланс, это свидетельствует о том, что социальная роль не усвоена должным образом.
Влияние социальных ролей на развитие личности
Социальная роль оказывает на личность человека огромнейшее влияние. То, как развивается личность, зависит от её взаимодействия с людьми, которые тоже играют определённые социальные роли, а также от того, какое участие она принимает во всём ролевом репертуаре вообще. Если человек способен воспроизводить большое количество социальных ролей, значит, он очень хорошо приспособлен к жизни.
Процесс личностного развития довольно часто выступает в качестве динамики освоения социальных ролей. И освоение какой-либо одной новой роли может повлиять на индивида кардинальным образом. Например, в психотерапевтической науке есть особый метод коррекции поведения, который называется имиджетерапией. В процессе такой терапии человеку предлагается войти в необычный для себя образ, таким образом начав играть новую роль. В результате человек, подвергшийся имиджетерапии, может стать совершенно иным, чем был прежде.
Освоение человеком какой-либо роли представляет собой процесс противоречивый и сложный. Так, выдающимся российским психологом Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым были выделены два аспекта освоения человеком социальной роли:
- Технический аспект – связан с восприятием сути роли человеком и освоением содержательной части этой роли
- Смысловой аспект – связан с отношением человека к конкретной социальной роли
В первую очередь, человеку необходимо освоить роль на техническом уровне, т.е. научиться исполнять её. В большинстве случаев, это освоение осуществляется посредством подражания. Множество социальных ролей можно усвоить довольно легко, но есть такие, которые требуют от человека специфических способностей и усилий. Смысловая же часть социальной роли сводится к тому, что человек должен принять для себя эту роль.
В некоторых случаях бывает так, что человек усваивает социальную роль вполне приемлемо, но для полного её принятия у него есть какие-то препятствия. Например, он может стараться доказать и окружающим и себе самому, что он представляет собой нечто большее, нежели его роль. Но с другой стороны социальная роль может так увлечь человека, что он становится её рабом.
При восприятии роли человек может столкнуться с тремя основными проблемами:
- Трудность усвоения социальной роли
- Неприятие социальной роли
- Нарушения меры в усвоении социальной роли
На протяжении всей своей жизни человек постоянно осваивает новые социальные роли, т.к. он становится старше, изменяется его положение в семье и на работе, происходят перемены в межличностных отношениях и т.п.
Осваиваться социальная роль может как легко и просто, так и проблематично, сопровождаясь всевозможными осложнениями. Точно так же и степень принятия человеком роли может быть разной.
Использоваться социальная роль может с целью достижения какой-либо цели, а может и сама приобрести статус цели или конечного результата, к которому стремится человек на протяжении продолжительного периода времени. В этой ситуации роль может затмить личность человека, и его индивидуальность будет потеряна. А самым оптимальным для человека является овладение как можно большим количеством социальных ролей, т.к. это ведёт к развитию его личности.
Бывает также и так, что человек встречается с ролевым конфликтом, во время которого личность, обладающая определённым статусом, сталкивается с несовместимыми с этим статусом ожиданиями. Вызвана такая ситуация может быть тем, что человек просто-напросто оказывается неспособным выполнять требования, которые предъявляет ему социальная роль.
Так в ролевых теориях выделяются, как правило, два типа конфликтов: межролевые и внутриролевые.
Межролевые конфликты вызываются тем, что человек в одно и то же время должен исполнять большое количество ролей, вследствие чего оказывается неспособным соответствовать всем их требованиям. Также они могут стать следствием того, что у человека либо не хватает временных или физических ресурсов, либо социальные роли предъявляют взаимоисключающие требования.
Для преодоления межролевого конфликта психологи рекомендуют освобождаться от нескольких ролей, а время и силы, рассчитанные на выполнение оставшихся, разделять, в зависимости от того, насколько роли являются значимыми для человека. Также следует учитывать положительные и отрицательные санкции, которые могут стать следствием невыполнения конкретных ролей, и реакции других людей на тот факт, что человек отказался от какой-либо роли.
Если же говорить о внутриролевом конфликте, тот здесь имеют место противоречивые требования, которые предъявляются разными социальными группами к одной и той же роли. Данная разновидность ролевых конфликтов является частным явлением, что объясняется особенностями социальных отношений, разделением общественного труда и рядом других параметров.
Согласно мнению исследователей, ролевые конфликты оказывают отрицательное воздействие на реализацию межличностного взаимодействия, по причине чего многие психологи предпринимают попытки найти какие-либо общие концепции, которые позволят эти конфликты устранить.
Но если отстраниться от темы ролевых конфликтов, то можно сказать, что успешность жизни человека вообще зависит от того, какое количество социальных ролей ему удалось усвоить. Чем больше ролей в его ролевом репертуаре и чем лучше ему удаётся соответствовать этим ролям, тем эффективнее он будет функционировать в любой отдельно взятой ситуации, и тем более гармоничным и благоприятным для окружающих и для него самого будет его взаимодействие с другими людьми.
Вместо заключения
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что тема влияния социальных ролей на развитие личности и её становление, по сути, неисчерпаема, по причине чего сегодня можно найти огромное количество научной и научно-популярной литературы на эту тему. Однако сделать вывод всё-таки можно: социальные роли позволяют людям адаптироваться к жизни, а потому каждый человек должен не просто овладевать всё новыми социальными ролями, но и подходить к этому вопросу с умом, ведь только осознанный выбор социальной роли может сделать его жизни счастливее, а его самого сильнее как личность.
ВАША СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: Те социальные роли, которыми владеет человек, тесно взаимосвязаны с такими особенностями его личности, как характер, темперамент, ценности, жизненные приоритеты и т.д. Но человек также должен понимать, что прийти к осознанному освоению той или иной социальной роли, можно только в том случае, если он достаточно хорошо знает себя. А уже это можно сделать двумя способами: либо собирая материал на тему самопознания по крупицам, изучая всевозможные источники, либо используя уже готовую систему. И мы хотим сказать вам о том, что такой системой сегодня можете воспользоваться и вы – это наш курс по самопознанию, в котором собрана, пожалуй, вся необходимая информация, чтобы узнать о себе достаточно не только для, так сказать, общего развития, но и для работы над собой, включая и определение, и выбор своих собственных социальных ролей. Так что если вы относите себя к тем людям, которые хотят достичь в жизни как можно большего, то добро пожаловать сюда.
Нам же остаётся лишь пожелать вам успехов в самопознании и освоении социальных ролей!
Источник