- Приобретение обучающимися позитивного социального опыта статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Формирование социального опыта обучающихся».
- Вид деятельности
- Диагностическая
- Прогностическая
- Конструктивная
- Информационная
- Консультативная
- Воспитательная
- Профориентационная
- Профориентационная
- Экологическая
- Правовая
Приобретение обучающимися позитивного социального опыта
статья по теме
Вместе с педагогическим коллективом активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_soc_opyt.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок — значит ты воспитатель.
Ш. Летурно.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Вместе с педагогическим коллективом я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся лицея-интерната.
Целью этой деятельности учителя является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:
- участие в самоуправлении класса, школы;
- участие в социально-направленной деятельности;
- участие в социальных проектах;
- взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами.
В 2009-20011 учебных годах я являлась классным руководителем. Нам удалось построить отношения сотрудничества и доверия в классном коллективе.
Целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.
Цель воспитательной системы — воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и необходимости участия в жизни общества. В основу моей деятельности как классного руководителя положена технология Г. Селевко «Саморазвитие личности школьника», позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Курс «Познай себя (5 класс)» помогает мне сделать ученика субъектом воспитания.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных индивидуальных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы (например, создание цифровых образовательных ресурсов: «Моя Родина — Россия», ….. Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Я эффективно работаю над формированием ученического коллектива, как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. В 9 «Б» классе, классным руководителем которого являюсь, организовано и действует самоуправление. Ребята активно участвуют в мероприятиях детской организации «Россыпи»: выборы президента, органов классного самоуправления, оформление классного уголка.
Все вопросы жизнедеятельности класса обсуждали на классном ученическом собрании . Собрание принимает по ним соответствующие решения. Считаю, что именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива. Главное и основное в работе классных собраний – обсуждение и принятие важных решений о деятельности нашего классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания мы выбирали председателя Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются. Практиковались в нашем классе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Следующий этап моей деятельности по развитию ученического самоуправления — пробуждение интересов личности моих учеников к управленческой деятельности для решения важных для класса вопросов. Ребята на совете класса обсуждают вопросы школьной жизни, разрабатывали план наших внеклассных мероприятий, анализируют проведённую работу. Актив класса принимал участие в работе органов ученического самоуправления школы. Ребята, посещая учёбу актива, обогащаются новыми интересными идеями, переносят их в классный коллектив. На этом этапе осуществляется осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Хотелось бы отметить, что в нашем классе и особо важную роль в самоуправлении играл информационный сектор: Страницы в Рукописном журнале «Ты да я, да мы с тобой» пополнялись раз в месяц. В кабинете русского языка был создан уголок класса. Он находился на видном месте, на нем помещался основной материал работы. Ученики участвовали в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их исполнением. Считаю, это имело важное воспитательное значение: так как ученики приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Раз в 2 месяца проводили классный час в форме деловой игры. Основная моя работа по развитию самоуправления была направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Ученики искали материал и проводили классные часы: «У войны — не женское лицо», «Символы государства», «О правах ребенка в картинках»”. Развитие ученического самоуправления способствовало освоению и реализацию учениками своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, к родной школе, своей семье, к родному краю. Таким образом, я создавала условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления.
Староста класса, Наталья Безродная, являлась общепризнанным позитивным лидером в классе. Под ее руководством организовывались и проводились общешкольные мероприятия: «Золушка -2011», День матери, «Ежели Вы вежливы» и другие мероприятия.
Непрерывно работая над нравственным воспитанием учащихся, я в 2009-2011 учебном году подготовила и провела классные часы по следующим темам:
- «Добрые традиции нашего дома»
- «Омский край благословенный»; «Шербакуль: от века и до века»
- «Конвенция о правах ребенка»;
- «И помнит мир спасенный…» (классный час, посвященный Великой Победе)
и другие.
С целью формирования патриотического мировоззрения у учащихся участвовали в проведении акций «Листовка ко Дню Победы» (класс занял 1 место), «Мы за здоровый образ жизни». Выпустили плакат, агитирующий за здоровый образ жизни.
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В 2012 году Георгелаш Ксения достойно выступила на муниципальной научно – практической конференции «Поиск» по теме «Илья Муромец – миф или реальность?».
Создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка; формирую у учащихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности.
Провожу тематические классные часы о здоровом образе жизни («Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет — урока по антинаркотической тематике; «Познай самого себя»; «Азбука безопасности в зимний период», беседы («Здоровое питание», «Профилактика гриппа»), родительские собрания («Организация здорового питания подростка», «Нравственные ценности учащихся»). В рамках программы «Здоровье» ведется мониторинг здоровья учащихся. Организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся, чередую различные виды деятельности (4 вида за урок), провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.
С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма регулярно провожу классные часы, викторины, настольные игры («Дорожные знаки»), инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, акция «Внимание – дети!», способствующие сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде. Большое внимание уделяю защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе школьников в сети Интернет. Мои воспитанники вошли в десятку лучших по России по итогам интернет- конкурса «Найди свой ответ в WWW”и получили 4 Диплома и призы.
На уроках профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учащихся к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности, — видеоролики для учителей со словами благодарности, фотоальбомы для классного руководителя, поздравительные открытки для родителей – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями. Также широко используются технологии организации воспитательной деятельности: методика коллективных творческих дел И.П.Иванова, методики организации групповой деятельности детей Н.Е. Щурковой, игровые и коммуникативные технологии. Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов-проектов. Без труда вовлекаю большое количество детей в различные сетевые проекты, например, проект «Моя малая Родина» (участники – учащиеся 7-х – 11-х классов; проект воспитывает в каждом ребёнке качества Гражданина, Патриота). Проект – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону — родителей.
Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, сельского поселения, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей (акция «Милосердие).
Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности учащихся, ведется карта мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей учащихся. Пропусков занятий без уважительных причин у моих воспитанников нет.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.
С целью формирования патриотического мировоззрения у учащихся участвовали в проведении акций «Листовка ко Дню Победы» (класс занял 1 место), «Мы за здоровый образ жизни». Выпустили плакат, агитирующий за здоровый образ жизни.
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В 2012 году Георгелаш Ксения достойно выступила на муниципальной научно – практической конференции «Поиск» по теме «Илья Муромец – миф или реальность?».
Лучшие моменты из жизни класса отражаем в электронных фотоальбомах и видеороликах.
Учащиеся в течение года работают в различных направлениях, помогая друг другу или выполняя совместно какие-либо дела. В таблице представлены наиболее значимые дела за этот учебный год.
Источник
«Формирование социального опыта обучающихся».
Формирование социального опыта обучающихся.
Туманова Надежда Павловна —
учитель начальных классов
города Ржева Тверской области.
Под социальным опытом обучающихся понимается процесс и результат их взаимодействия с социальной средой (т.е. вся социальная информация, полученная из их непосредственной практической деятельности, общения, наблюдения за окружающим миром, средств массовой информации, произведений культуры, науки, литературы и искусства и т.д.) В нашем понимании личный социальный опыт предполагает получение информации о социальной действительности через средства массовой информации, искусство и даже общение. К нему относится только непосредственное чувственно — эмпирическое знакомство с социальной действительностью и связанная с ним рефлексия.
Социализация ребёнка предполагает решение конкретных теоретических заданий: анализ исторических и современных концепций социализации, рассмотрение личности в системе общественных отношений; анализ системы формирования личности на всех этапах ее развития, а также изучение основных социальных функций и ролей личности.
Социальный заказ общеобразовательного учреждения – это требования общества, интегрирующее вопросы личности и семьи в области общего образования, сформировать у учащихся:
— умение вести безопасный и здоровый образ жизни;
— готовность к соответствующему поведению на основе получения знаний и умений
— активную жизненную позицию;
— готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики;
— идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;
— осознание нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью, умение делать осознанный и ответственный
Социализация – сложный и длительный процесс приобретения человеком социально-психологического статуса.
В связи с этим в настоящее время ускорился поиск оптимального варианта решения проблемы преемственности в формировании социального опыта детей в период смены социальных институтов, перехода из дошкольного в младший школьный возраст.
Обучение в начальной школе обладает уникальными возможностями, используя которые учитель актуализирует в младшем школьнике процесс социализации.
Виды деятельности педагогических работников, способствующих формированию социального опыта обучающихся.
Вид деятельности
Диагностическая
Изучение и определение уровней развития, воспитанности обучающихся ( для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики по предмету)
Прогностическая
Постановка реальных целей и задач в педагогическом процессе и прогнозирование конечного результата.
Конструктивная
Умение проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным.
Умение воздействовать на учащихся , повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
Информационная
Передача обобщённого опыта старших поколений молодым.
Умение устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимоотношения с ними на уровне сотрудничества, понимать их.
Социальный педагог, психолог.
Консультативная
Преодоление затруднений в общении или поведении ребёнка., развитие желания учиться.
-отношений в детских коллективах;
-способностей, черт характера, возможности самоопределения обучающегося, оказание помощи в выборе профессии старшеклассникам.
Просветительская и преподавательская
Проведение уроков, факультативов, лекториев, диспутов для учащихся, приобщение к психологическим знаниям, знакомство с основами самовоспитания.
Формирование потребности в психологических знаниях и желания их использовать.
Психолого-педагогическое и медико-соци-альное сопровождение обучающихся;
создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
логически выстроенные педагогические действия, направленные на личностное развитие и саморазвитие ученика, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты;
формирование убеждённости школьника в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть реализован, что он может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность, самостоятельность.
Воспитательная
Передача молодому поколению общественно- исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого – формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов.
Результатом этого процесса становится готовность выпускника лицея к самостоятельной жизни в обществе, к производительному труду.
Профориентационная
Профессиональная диагностика, целе- направленная работа, предполагающая оказание помощи старшеклассникам в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями, интересами, оказание помощи в выборе своего собственного жизненного пути.
Способствование закреплению знаний и умений, приобретённых обучающимися на уроке, во внеучебной деятельности;
проведение совместной работы с учителями- предметниками по развитию познавательных интересов детей;
планирование и организация внеучебной работы в классе.
Превращение воспитательной системы лицея в непрерывный инновационный процесс- освоение передовых технологий воспитания, развитие проектной культуры обучающихся в социальной сфере как перспективной формы формирования лидерских качеств;
развитие системы информационного обеспечения, расширение взаимодействия с внешней средой;
организация и поддержка школьников в осуществлении социальных проектов.
Организация и поддержка обучающихся в осуществлении социальной практики.
Профориентационная
Профессиональное просвещение, консультирование;
Формирование готовности обучающихся к участию в экономических отношениях, что предполагает вхождение в определённую сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.
Социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, активное содействие социализации и адаптации обучающихся.
Подготовка учеников к самостоятельной жизни на уровне максимальной личностной реализации.
Гражданское и патриотическое воспитание школьников, развитие у них политической культуры, социальной ответственности, способности самостоятельно делать выбор в критической ситуации;
стимулирование волевой сферы на основе формирование гражданской позиции и социальной ответственности в процессе школьного самоуправления;
участие в различных социокультурных программах;
развитие ученического самоуправления как важнейшее условие воспитания патриотизма и становление гражданской зрелости
( социальной адаптации обучающихся)
Формирование, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья учеников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, гигиенической профилактики;
Формирование культуры здоровья через реализацию здоровьесберегающих программ и развитие классных и школьных традиций здорового образа жизни; рациональное питание, нормальные условия быта, рациональная организация учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на ключевой компетенции формирования условий творческого самовыражения;
Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций;
Укрепление лучших школьных традиций.
Формирование нравственной позиции обучающихся во взаимодействии с людьми, определения отношения к религии, проба сил в гуманных поступках;
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
Воспитание духовно- нравственных качеств обучающихся через развитие чувственно- эмоциональной сферы( сопереживание, сострадание, сопричастность, милосердие)
Экологическая
Развитие позитивной чувственно- эмоциональной сферы обучающихся через активизацию взаимодействия с окружающей природной и социальной средой в процессе экологически целесообразной деятельности, общения с миром природы и социумом.
Правовая
-качеств, которые составляют основу взаимоотношений обучающихся с людьми, обществом, государством и миром в целом;
-готовности школьников к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах;
профилактика правонарушений и ассоциального поведения обучающихся;
воспитание законопослушания и социальной ответственности.
Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок учится приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.
Разнообразные формы деятельности помогают учащимся приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.
1.Бабич И.Н. «Гуманитарно-социальные аспекты формирования образовательной среды с позиций синергетических подходов» Межрегиональная общественная организация « Женщины в науке и образовании», М., 2003
2.Богинская Ю.В.«Характеристика этапов становления понятия «социализация» в отечественной науке» — Крымский гуманитарный университет г.Ялта.
3.Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.:Педагогика — Пресс, 1999.
4.Голованова Н.Ф. «Педагогические основы социализации младшего школьника» -СПб., 1997
7. Попова Е. П. «Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа- детский сад» -Кострома, 1998 166 с. РГБ ОД, 61:98-13/576-3
Источник