Способы освоения окружающего мира

«Освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества».
материал по зож (2 класс) на тему

Выступление на МО начальных классов

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на МО начальных классов 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

На методическом объединении

Учителей начальных классов

изучения природы и общества».

Учитель Князькова Татьяна Владимировна

С 2010-2011учебного года начальные школы работают по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» в стандарте сформулированы следующим образом:

  • Понимание особой роли России в мировой истории;
  • Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Все действующие программы во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена во всех программах и УМК «Окружающий мир». Там же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-этическую деятельность школьников.

Особое внимание необходимо обратить на требования, касающихся освоения доступных способов изучения окружающегося мира. Дело в том, что перечисленные способы изучения природы и общества в настоящее время используются учителем скорее как метод обучения, а не как объект «освоения» школьниками. Основная идея стандарта заключается в том, чтобы школьники могли научиться использовать эти способы для самостоятельного познания окружающего мира.

Предполагаются основные направления работы учителя по руководству освоением школьниками способов познания окружающего мира.

Наблюдения. В программе начального образования термин наблюдения встречается довольно часто: наблюдать объекты и явления природы(на краеведческом материале), наблюдать погоду самостоятельно и в группах…Таким образом, наблюдениям уделялось всегда.

Основная идея Нового образовательного стандарта заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. При этом работа учителя в этом плане включает в себя:

  • Подведение школьников к осознанию цели наблюдений(цель- поиск ответа на тот или иной вопрос);
  • Формирование умения выдвижения гипотез;
  • Формирование умения составлять программу наблюдений;
  • Формирование умения пользоваться измерительными инструментами;
  • Формирование умения фиксации результатов наблюдений;
  • Формирование умения первичного упорядочения результатов наблюдений;
  • Вовлечение школьников в анализ результатов наблюдений.

Современный предмет «Окружающий мир» наряду с естествознанием включает в себя и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе должны сочетаться с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя дети и взрослые в автобусе, в магазине и т.д.) Интересное направление-наблюдение с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят собаку, чем питаешься сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

В связи с этим возрастает роль внеклассных занятий и в первую очередь экскурсий. Именно там прежде всего возникают проблемные вопросы, разрешение которых требует дополнительных наблюдений, а иногда и проведения соответствующих опытов или практических работ.

Опыт- метод исследования, при котором искусственно создаются, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, добыть новую информацию. Сегодня в авторских курсах по предмету «Окружающий мир» появилось много интересных опытов.

Опыты- традиционный метод начального естествознания . Обычно опыты проводились как демонстративные: опыт ставит учитель, цель учеников- наблюдать за происходящим. При такой организации работы вряд ли школьники могут действительно освоить этот метод познания окружающего мира. Научить проводить опыты можно лишь непосредственном включении школьников в эту деятельность. Значит, преимущества надо отдавать лабораторным, а не демонстрационным опытам. Такую работу мы видели на уроке Игониной И.В. (дети в группах исследовали свойства почвы). Здесь учителю необходимо чётко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности и приучать школьников выдвигать гипотезы, разрабатывать программу исследования, включающую проведение опыта.

В качестве требований к проведению опыта можно назвать:

  • Осознание школьниками цели проводимого опыта и его результатов;
  • Организацию опытов на частично-поисковом уровне;
  • Связь результатов опытов с процессами, происходящими в окружающем мире.

Организуя опыты, мы приближаемся к экспериментированию.

Эксперимент является универсальным способом познания окружающего мира. Опып является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.

Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы- выдвижение гипотезы- поиск способа проверки гипотезы( как правило это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения)- действия по проверке гипотезы- выводы(гипотеза подтверждается или опровергается).

Правильно поставленная работа по изучению влияния экологических факторов как раз и предполагает реализацию данных этапов. Например, на одном из уроков решается вопрос (проблема): почему чешуйки одних сосновых шишек прижаты, а других развёрнуты. Школьники выдвигают гипотезы, размышляют над способом проверки. В результате приходят к выводу о необходимости проведения опытов, в которых шишки ставят в различные условия и наблюдают, что при этом происходит.

Обучение моделирование должно активно присутствовать на уроках окружающего мира. Учащиеся должны уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач.

Модели подразделяются на материальные и идеальные(образные и знаково-символические). При изучении окружающего мира внимание обращается главным образом на работу с готовыми моделями- глобусом, географической картой. Большое значение уделяется моделированию различных социальных, жизненных ситуаций: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону и др. Большие возможности на уроках представляются для знаково-символического моделирования. Например, при изучении экосистем моделируются пищевые цепочки, экологические пирамиды. При изучении обществоведческих, исторических вопросов составляются ленты времени, сравниваются схемы различных объектов.

Как же найти место моделированию в структуре учебной деятельности? Ученики после уяснения проблемы, например, путём наблюдения, выходят на модельный уровень(схема, чертёж) – уровень понимания сути явления. Затем вновь возвращаются к словесному, но уже более точному описанию.

Можно выделить несколько этапов обучения школьников моделированию:

  • Ознакомление школьников с символами, знаками. Это не моделирование, но уже необходимый подготовительный этап. Например, в теме «Как люди познают мир» рассматривается тема «Знаки и символы». Школьники знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы, символы(голубь- символ мира, дорожные знаки), учатся их использовать, сами придумывают знаки-символы.
  • Использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Это уже и есть моделирование. Графические модели могут появиться при рассматривании темы «Мы живём на планете Земля» (схема Солнечной системы, рисунок-схема строения Земли).
  • Ознакомление с понятием модель. Например, при изучении темы «Что такое глобус?» учёные придумали уменьшенное изображение Земли — глобус.
  • Расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.

Такие требования, как записи, измерения, сравнения, классификация традиционно используются при изучении окружающего мира и имеются соответствующие задания по их реализации. Встречаются и задания на получение информации из семейных архивов, от окружающих людей.

Учителям можно рекомендовать использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс, но и использовать материалы учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более полно.

Источник

Основные способы освоения мира человеком

Освоение мира человеком происходит по трем направлениям:

1. Практическое (человек преобразует мир).

2. Духовно-теоретическое (человек познает мир).

3. Практически-духовное (человек оценивает мир).

Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений.

Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности.

1. Материальная производственная деятельность.

2. Общественно-историческая, или социальная практика.

3. Научный эксперимент и техническая деятельность.

Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее.

8.2.1. Материальное производство – основа общественного развития.

Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.

Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?

Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

8.2.2.Социальная практика – формирование и развитие общественных отношений.

Деятельность людей, объединенных в общество, осуществляется в форме общественных отношений. В философии и науке Нового времени существовала теория «общественного договора», согласно которой сначала из природы выделились изолированные индивиды и только затем они объединились в общество (из-за врожденного дружелюбия, как считал Д. Локк, или из-за опасения истребить друг друга в «войне всех против всех», как полагал Т. Гоббс). Современные ученые с этим не согласны: человек изначально является общественным существом, вне общества невозможно формирование и существование отдельного человека.

Человек, рождаясь, застает определенные общественные отношения и включается в обусловленные ими виды деятельности. Общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но это не значит, что человек – только игрушка в руках неких безличных общественных сил. Эти общественные силы и есть результирующая разнонаправленной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами. Люди могут тормозить прогресс общества и даже разрушать социальную материю (при этом чаще всего действуя с самыми благими намерениями), а могут ускорять его. Как совместить объективные условия и факторы человеческой жизни с разумными и сознательными действиями людей – большая теоретическая и практическая проблема.

Насколько это важно давайте посмотрим на примере нашей российской действительности. Не сумев построить «передовое социалистическое общество», мы стремимся догнать развитые страны на пути рыночной экономики. Но, оказывается, сами по себе рыночные механизмы и передовая техника не работают, автоматически создавая процветающее и более-менее гуманное общество. В наших условиях возник дикий грабительский мафиозный капитализм, где меньшинство беззастенчиво обогащается, распродавая богатства страны, а большинство нищает. Капитализм возник не на пустом месте по воле каких-либо мыслителей, он результат длительного исторического развития, в ходе которого сложились необходимые предпосылки: уважение к труду, частной собственности, закону, человеческой личности. Капиталистическое производство базируется на свободном, ответственном, заинтересованном в результатах своего труда работнике.

Означает ли это, что наше общество обречено на вечное отставание, или при существующих исторических обстоятельствах есть возможность преобразования общественных отношений в нашей стране в нужную сторону?

Источник

Читайте также:  Биометрический способ защиты данных
Оцените статью
Разные способы