Способы освобождения от рабства
Причины рабского состояния
Рабами рождаются либо становятся поэтому выделяют рабов по рождению или по основаниям последующим рождению посредством пленения например.
А) Ребенок рабыни рождается рабом
Б) причины рабского состояния последующие рождению
1) пленение в ходе войны (и римлянин ставший пленником врага утрачивает свободу)
2) причины рабского состояния по юс цивили эти причины могут относиться только к римлянам.
Рабом становился должник проданный trans Tiberim, indelectus (уклоняющийся от службы в армии ) incensus (уклоняющийся от от обязанности пройти цензовую перепись), вор пойманный с поличным (fur manifestum). Так же утрачивал свободу гражданин который передавался чужеземцу noxae deditio за вред нанесенный данному народу.
Согласно классическому праву рабом становился свободный человек старше 20 лет, который по злому умыслу устроивший собственную продажу в качестве раба с тем что вырученные деньги после продажи разделит с продавцом, свободная женщина состоящая в половой сывязи с чужим рабом несмотря на неоднократные напоминания доминус (сенатум консультус клаудианум), приговоренный к каторжным работам в руднике (ад металла), или к тяжким наказаниям (сервус пëна) раб наказания (отменены Юстинианом). В послеклассическом праве свободу утрачивал так же вольноотпущенник отозванный своим патроном из-за возмутительной неблагодарности.
А) Цивильная манумиссия – раб станоится вольноотпущенникм по воле хозяина. В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя способами:
manumissio vindicta — освобождение путем мнимого процесса о свободе;
manumissio testamento — освобождение по завещанию;
manumissio censu — освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного.
Б) Преторское освобождение когда не соблюдались должным образом правила освобождения по юс цивилис то претор мог отказать прежнему хозяину и настоять на освобождении раба. В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей.
Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства:
можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100;
нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет;
господин не может быть моложе 20 лет;
если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора.
В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора.
Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.
Патронат. Патрон, это то лицо, которое отпустило раба на свободу. Вольноотпущенник принимает родовое и личное имя своего патрона с добавлением вольноотпущенник такого то, и обязан оказывать ему всяческое уважение и повиновение, не выступать против него с обвинениями по уголовным делам, предъявлять ему бесчестящие его иски, оказывать ему содействие во всех затруднительных ситуациях. Позднее был принят закон об оказании, в том числе материальной помощи. Патрон так обладал правом наследовать вольноотпущеннику. И был законным опекуном несовершеннолетних вольноотпущенников. Между патроном и вольноотпущенником существовала обоюдная договоренность предоставлять содержание в случае нужды. Патронат можно было и утратить связи с тяжким преступлением против вольноотпущенника отказ его содержать в случае нужды и выдвижение против него обвинения в уголовном преступлении. И наоборот если вольноотпущенник оказывает патрону явное неуважение, то он вновь становится рабом. Начиная с эпохи Августа политическую и социальную полноценность вольноотпущеннику можно было приобрести путем дарования ему золотого кольца (право золотого кольца).Однако полное приравнивание вольноотпущенника к свободным гражданам могло быть только после restitutio natalium (восстановления рода), жаловавшимся императором с согласия патрона. Юстиниан даровал всем вольноотпущенникам льготы хотя и сохранил все права патронов в неприкосновенности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Способы освобождения из рабства.
Кроме естественной смерти, рабство могло прекратиться и на основании некоторых иных юридических фактов: посредством цивильной манумиссии, преторской манумиссии или непосредственно в силу закона.
Manumissio (освобождение) – освобождение раба из рабства по установленной форме.
Цивильная манумиссия. Цивильное право знало три формы освобождения рабов:
1) освобождение завещанием;
2) освобождение в форме мнимого спора о свободе. Следовало затеять мнимый процесс о свободе этого раба на форуме. Он должен был наложить на раба vindicta – символ власти в форме копья и торжественно произнести: утверждаю, что этот человек свободен. Если господин не возражал или молчал, по судебному решению раб объявлялся свободным;
3) освобождение по цензу. Вместе со своим господином раб являлся к магистрату, производившему каждые пять лет цензовую запись, и с согласия господина заносился в список римских граждан.
В результате этих трех манумиссий освобожденный приобретал не только полную свободу, но также и римское гражданство.
Преторская манумиссия Наряду с цивильными формами манумиссии на практике появились и другие способы освобождения из рабства, получившие юридическую силу со стороны претора. К таким манумиссиям относились: освобождение раба в присутствии друзей; освобождение письмом; освобождение на пиру и иные.
Заявления господина, сделанные при свидетелях, письмом, и, соответственно, лишенные формальностей, установленных цивильным правом, не влекли за собой приобретения свободы. В этих случаях господин мог вновь начать обращаться с отпущенным как с рабом. Однако поскольку такое поведение было несправедливо и безнравственно, претор отказывал хозяину в истребовании в рабство и защищал фактическое свободное состояние того, кто был отпущен не в торжественной форме.
Приобретение свободы в силу закона. В исключительных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, приобретение свободы могло быть и в силу предписания закона, когда свобода приобреталась независимо от воли господина или даже вопреки ей. Так, в силу отдельных положений законов, изданных в классический период, становились свободными: рабы, в болезненном состоянии брошенные господином; рабы, донесшие об убийце господина; рабы, проданные с тем, чтобы их отпустили на свободу, но не отпущенные впоследствии покупателем; рабыня, принужденная покупателем к занятию проституцией в нарушение договора, прямо запрещавшего это.
Источник
Способы освобождения от рабства
А) Цивильная манумиссия – раб станоится вольноотпущенникм по воле хозяина. В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя способами:
manumissio vindicta — освобождение путем мнимого процесса о свободе;
manumissio testamento — освобождение по завещанию;
manumissio censu — освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного.
Б) Преторское освобождение когда не соблюдались должным образом правила освобождения по юс цивилис то претор мог отказать прежнему хозяину и настоять на освобождении раба. В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей.
Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства:
можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100;
нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет;
господин не может быть моложе 20 лет;
если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора.
В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора.
Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.
Патронат. Патрон, это то лицо, которое отпустило раба на свободу. Вольноотпущенник принимает родовое и личное имя своего патрона с добавлением вольноотпущенник такого то, и обязан оказывать ему всяческое уважение и повиновение, не выступать против него с обвинениями по уголовным делам, предъявлять ему бесчестящие его иски, оказывать ему содействие во всех затруднительных ситуациях. Позднее был принят закон об оказании, в том числе материальной помощи. Патрон так обладал правом наследовать вольноотпущеннику. И был законным опекуном несовершеннолетних вольноотпущенников. Между патроном и вольноотпущенником существовала обоюдная договоренность предоставлять содержание в случае нужды. Патронат можно было и утратить связи с тяжким преступлением против вольноотпущенника отказ его содержать в случае нужды и выдвижение против него обвинения в уголовном преступлении. И наоборот если вольноотпущенник оказывает патрону явное неуважение, то он вновь становится рабом. Начиная с эпохи Августа политическую и социальную полноценность вольноотпущеннику можно было приобрести путем дарования ему золотого кольца (право золотого кольца).Однако полное приравнивание вольноотпущенника к свободным гражданам могло быть только после restitutio natalium (восстановления рода), жаловавшимся императором с согласия патрона. Юстиниан даровал всем вольноотпущенникам льготы хотя и сохранил все права патронов в неприкосновенности.
Источник
118. Освобождение из рабства.
До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина (manumissio). Древнее время знало три способа такого освобождения. По-видимому, древнейшим способом была manumissio testamento, т.е. освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Так как древнейшее завещание совершалось в народном собрании, превращавшем волю завещателя в issus popali, повеление народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт освобождения из рабства. Этот законодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составлении завещания (п. 240).
Manumissio testamento могла совершаться в разных формах: а) завещатель мог прямо предписать: servus meus Stichus liber esto, тогда раб становился свободным ispo iure с момента вступления завещания в действие, т.е. с момента смерти господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба — раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина; в) завещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п. 398) — раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т.п.).
Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: подобно тому, как уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза. Наконец, третий известный древнейшему праву способ освобождения из рабства был одним из проявлений характерной для римского права тенденции использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Это была manumissio vindicta — мнимый процесс о свободе, мнимая vindicatio in libertatem, для которой использовались формы legisactio per sacramentum. Господин, раб и третье лицо, по соглашению с господином, являлись к магистрату (консулу, претору) и здесь третье лицо, assertor in libertatem, разыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал: hunc hominem ex iure Quirtium liberum esse aio. На это заявление господин отвечал молчанием, как думают одни юристы (Жирар и некоторые другие) или изъявлением воли освободить раба, как полагают другие (Зом и другие). Затем магистрат объявлял раба свободным. Эта сложная процедура упростилась с течением времени: сначала в качестве assertor’a стал выступать один из ликторов, сопровождавших претора, а затем и самая vindicatio in libertatem была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.
Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos), путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam).
Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili. Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние — «пребывание в состоянии свободы», in libertate morari. В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником.
В период империи закон Junia Norbana превратил преторское in libertate morari в latinitas и притом в latinitas особого рода. Отсюда группа latini luniani, о которой сказано выше (п. 110) и которая исчезает после того, как при Юстиниане установлено, что неформальное заявление или отпускное письмо сообщают вольноотпущенным римское гражданство, если они были совершены в присутствии пяти свидетелей.
Начиная со времени принципата, появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: так, освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек — своеобразное освобождение по давности и др. (D. 40.8; С. 7.22); больной раб, брошенный господином.
В IV в. н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви. Таким образом, через историю римского права проходит процесс возрастания числа способов освобождения из рабства. В то же время освобождение рабов затрудняется рядом условий, которым подчиняются направленные на освобождение действия по существу.
Римское государство стремится ограждать от заметных колебаний институт рабовладения и не допускать освобождения в слишком широких размерах, и в то же время не «засорять» коренного гражданства значительным числом вольноотпущенников, среди которых было и немало людей небезопасных для спокойствия господствующих классов. В этом отношении особенно важны два закона начала I в. н.э.
Первый из этих законов — lex Aelia Sentia (4 г. н.э.) — установил следующие ограничительные условия освобождения рабов:
(1) Освобождение раба, не достигшего 30 лет, или господином, не достигшим 20 лет, требует предварительной проверки особой комиссией de causis liberalibus уважительности оснований освобождения.
(2) абы, подвергнувшиеся клеймению, относятся после освобождения к числу peregrini dediticii и высылаются из има.
(3) Ничтожно освобождение, совершенное in fraudem creditorum, т.е. во вред кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущество лица, произведшего освобождение рабов.
Другой закон — lex Fufia Caninia ограничил число рабов, освобождавшихся завещательными распоряжениями: господин, имевший до 3-х рабов, был вправе освободить не более 2-х, имевший до 10 — не более половины; до 30 — не более 1/3, до 100 – не более 1/4, до 500 — не свыше 1/5; и во всяком случае не более 100 рабов. При Юстиниане закон Fufia Caninia был отменен, а из закона Aelia Sentia остались в силе только необходимость разрешения освобождения рабов господином, не достигшим 20 лет, и запрещение освобождении in fraudem creditorum. О правовом положении вольноотпущенников сказано выше (п. 107). В случае особой неблагодарности вольноотпущенника по отношению к освободившему его из рабства, он может быть возвращен в рабство (revocatio in servitutem propter ingratitudinem).
Источник