Способы осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства

Способы осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 30

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

С 01.01.2022 в п. 2 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С 01.01.2022 в ч. 3 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Читайте также:  Флебодиа 600 способ применения при варикозе

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2022 в ч. 8 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ)

Источник

Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ в 2021 году

Закупка у СМП по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. В 2021 году правила проведения сильно изменились и еще больше изменений впереди.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать бланк отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства
Скачать заполненный образец годового отчета о закупках у СМП за 2020 год
Скачать примерный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у СМП по 223-ФЗ

В законе о заказе отдельными видами юридических лиц установлено, что такое МСП в закупках, — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон № 223 определяет особенности участия субъектов МСП в закупочной деятельности заказчиков и закрепляет годовой объем закупок, которые организации проводят только среди представителей малого бизнеса (п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ).

Проверка статуса СМП

В законодательных нормативах закреплено, кто относится к СМП по 223-ФЗ, — это представители малого и среднего бизнеса (СМСП) и самозанятые. Правительство пересмотрело порядок проверки статуса участников для закупок у малого бизнеса и тендеров с обязательным привлечением субподрядчиков из числа СМП (постановление правительства № 1909 от 24.11.2020).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку среди СМСП и самозанятых без штрафов и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

Читайте также:  Способы оплаты по векселю

Теперь для подтверждения статуса самозанятого не требуется отдельных документов, достаточно информации на сайте ФНС. Аналогичным образом проходит проверка принадлежности компании или ИП к субъектам малого предпринимательства — в едином реестре ФНС.

Проверку проводит заказчик, участник не подает документы для подтверждения статуса самозанятого или СМСП. Заказчик вводит ИНН участника в один из специальных сервисов ФНС, запускает поиск и сверяет результат с информацией об участнике. Отсутствие потенциального поставщика в реестрах ФНС — это прямое основание для отклонения заявки в тендерах только для СМСП и самозанятых, приравненных к ним. Такие же правила распространяются на заказы с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП.

Определенный объем закупок у СМП по 223-ФЗ

Минимальную доли поддержки МСП регламентирует постановление правительства № 1352 от 11.12.2014, в которое недавно внесли правки. Постановление правительства № 1128 от 07.07.2021 увеличило минимальную долю поддержки МСП:

  • по ПП, годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере 25% вместо 20%;
  • объем таких договоров увеличивается с 18 до 20%.

Подобный объем указывают, и когда составляют закупочный план. Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления № 1352. Он насчитывает 36 пунктов, приведем основные:

  1. Обеспечение обороны и безопасности государства.
  2. Услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
  3. Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.
  4. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

Годовой процент объема закупок у субъектов малого предпринимательства 223-ФЗ включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:

  • исключительно среди СМП;
  • для всех участников, в т. ч. среди СМП;
  • для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т. ч. у СМП. Годовой объем таких закупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество необходимо учитывать, когда планируете закупки.

Утверждение перечня ТРУ для тендеров у СМП

Утвердите перечень товаров, работ и услуг и проводите закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ по утвержденному списку. ТРУ из перечня закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  • СМП не участвуют в закупке;
  • заявки участников закупки, которые относятся к СМП, отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  • заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  • заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.

Это все исключения, если размещение не среди СМП по 223-ФЗ по заказам из перечня. Они указаны в п. 21 постановления № 1352. Во всех остальных случаях закупайте товары, работы и услуги из локального перечня только у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Включите в перечень информацию из ОКПД2:

  1. Наименование.
  2. Код, разделы, классы, группы и т. д.
  3. Категории и подкатегории.

Разместите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки — продукция из перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 млн рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. Если цена договора от 200 млн рублей до 400 млн рублей — это его право (с 01.10.2021 — 800 млн рублей).

Специальные правила проведения тендера среди СМП

В ст. 3.4 указаны особенности для закупок у СМП по 223-ФЗ 2021 года. В этой норме определены правила закупок для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили в таблице срок закупок для СМП по 223-ФЗ в зависимости от способа определения поставщика.

Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД
Конкурс 7 дней Не больше 30 млн рублей
15 дней Больше 30 млн рублей
Аукцион 7 дней Не больше 30 млн рублей
15 дней Больше 30 млн рублей
Запрос предложений 5 рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 млн рублей
Запрос котировок 4 рабочих дня Не больше 7 млн рублей

Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 млн рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.

Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.

В 223-ФЗ закреплено, какими способами проводятся закупки у субъектов малого предпринимательства, — это запросы котировок и предложений, аукционы и конкурсы. Тендеры для малого бизнеса проводятся в электронной форме. Для проведения выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8, и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник указал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  1. Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  2. Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  4. Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
  5. Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.

С 01.04.2021 изменился порядок проведения электронных конкурентных процедур среди МСП. Основные изменения таковы (452-ФЗ от 22.12.2020):

  1. При электронном конкурсе не проводят квалификационный отбор участников. Сроки проведения каждого этапа необходимо указывать в закупочной документации, а не в извещении.
  2. Электронный запрос предложений проводят в порядке, предусмотренном для электронного конкурса. Окончательное и дополнительное ценовое предложение теперь не подают.
  3. Состав заявки зависит от способа определения поставщика. Для участия в электронном аукционе подают две заявки. В первой указывают предложение по объекту заказа, во второй — все обязательные документы (если они требуются), но не ценовое предложение. В составе заявки на электронный запрос котировок предоставляют документы и информацию по требованиям закупочной документации.
  4. Определен исчерпывающий перечень сведений об участнике, которые вправе запрашивать заказчик. Для организаций это наименование, адрес, учредительные документы, ИНН или аналог (для иностранного участника). Для ИП — Ф.И.О., паспорт, адрес места жительства, ИНН. Кроме того, разрешено запрашивать информацию об обеспечении заявки (реквизиты специального счета, копия или оригинал банковской гарантии) и предложение по предмету заказа и о цене договора (для электронного аукциона запрашивать цену нельзя).
  5. Допускается требование задекларированных сведений о неприостановлении деятельности участника на дату подачи заявки. Такая декларация размещается на электронной площадке, подавать отдельный документ не требуется. Если в закупочной документации определены критерии и порядок оценки заявок, то заказчикам разрешено указывать, какие сведения необходимы. Но если потенциальный поставщик не предоставил эту информацию в составе заявки, то его запрос отклонять нельзя. Запрещено требовать и иные документы, которые не входят в перечень.

Порядок заключения договора в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивированно отказывается вносить правки.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Предложения участника.
  4. Проекта договора.

Отчетность о закупках у СМП

Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из следующих категорий:

  • юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 млн рублей, если они не относятся к СМП;
  • кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
  • автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
  • госкомпании, их дочерние компании;
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП. Форма и требования к содержанию отчета установлены постановлением № 1352.

Разместить годовую форму нужно было не позднее 01.02.2021, чтобы отчитаться за 2020 год. Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.

Источник

Читайте также:  Способ пополнения карты билайн без комиссии
Оцените статью
Разные способы