Способы осуществления внешней политики

Вопрос № 1: Внешняя политика: понятие, цели, методы, факторы.

Внешняя политика – это курс государства в международных делах, который регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с принципами и целями данного государства.

Внешняя политика тесно связана с внутренней политикой страны и ее национальными интересами. «Внешняя политика – это продолжение внутренней политики» (Ленин). Сейчас на первом месте энергетический аспект во внешней политике.

Цель внешней политики – реализация нац. интересов стран в международных делах. Выстраивание многосторонних отношений в соответствии с интересами данной страны.

Функции внешней политики:

· Обеспечение безопасности государства и общества (сдерживание внешней агрессии путем различных форм давления; наказание агрессора путем применения практических действий и санкций; разрыв дипломатических отношений; проведение переговоров, заключение перемирий)

Безопасность общества — это способность общества устойчиво существовать в изменяющихся условиях, сохраняя сложившиеся культурные, языковые и религиозные традиции и нац. идентичность, а также экономическую и политическую независимость;

o информирование своего государства о положение и о событиях в других странах и о мировой ситуации (этим занимаются дипломаты и разведка)

o информирование руководства чужих стран о политике и позиции своего гос-ва

· Торгово-организаторская функция (установление и развитие экономических, торговых, научных и культурных связей).

Методы внешней политики:

1.Политические средства — дипломатия (это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приёмов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус). Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

2. Экономические средства внешней: использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.

3. Военные средства: военную мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым — испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.

4. Пропагандистские средства: весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров.

Методы современного ведения войны:

1. Психогенные (воздействие звуком, светом, шоком – не летальными видами оружия – лазер, высокоточное оружие)

2. Психотронные (внедрение информации через не сознанное восприятие)

3. Психотропные (медикаменты, химические препараты, биологические вещества)

4. Нейролингвистические (введение в подсознание спец. лингв. программ )

Методы внешней политики.

Методы внешней политики изменялись постепенно с развитием мировой истории.

· Древний мир – Новое время (внешняя политика определяется только правителями, т.е. узким кругом. Внешняя политика носит скрытный характер. Это эпоха войн и захватов, тайн и интриг).

· Новое время – 19 век (внешнеполитическая деятельность ставится под контроль Конституции, законодательных органов, Парламента. Начинает возрастать роль мирных методов, в частности переговоров).

· 20 век (появление международных организаций и международного права. Доминирующими методами внешней политики считаются мирные методы, но в реальности это не так. Войны стали приобретать региональный характер).

· Этап Всеобщей Сетевой Войны. Мирные методы: дипломатия, разоружение, неприсоединение к военным блокам. Силовые методы: агрессия, вооруженная агрессия, вооружение страны ядерным оружием, дислокация военных баз, вторжение на территорию чужой страны, шантаж, терроризм. Основными методами 21 века являются информационно-психологические методы. К ним относятся:психогенный метод (воздействие на человека звуком, освещением, шоком); психотронное воздействие (воздействие на подсознание человека); психотропное воздействие (биологические, медикаментозные воздействия); психоаналитическое воздействие (сон, гипноз); нейролингвистические методы (введение программ).

Дата добавления: 2015-08-10 ; просмотров: 2096 | Нарушение авторских прав

Источник

Глава 2. Цели, функции, методы осуществления внешней политики.

Среди основных целей внешней политики следует выделить:

обеспечение безопасности данного государства;

стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны;

рост ее престижа в международных отношениях.

Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

Значимость для государства каждой из этих целей и его способность реализовать их зависят от многих факторов: его геополитического положения, истории, культуры, политической системы, руководства, характера взаимоотношений с другими государствами и т.д. В целом государство не может обеспечить реализацию всех целей в полно объеме. Например, ресурсы страны, выделяемые военному ведомству для обеспечения безопасности, могут требовать сокращения ресурсов, предоставляемых на благосостояние народа или экономическое развитие. Политика, сопряженная с подобного рода противоречиями, обозначается выражением «пушки вместо масла».

Среди приоритетных целей государства на международной арене первое место занимает обеспечение безопасности страны, или национальной безопасности. Речь идет о способности того или иного национального государства защищать и отстаивать свои внутренние ценности от внешних угроз, принимая меры по предотвращению непосредственных угроз физическому единству национального общества, косвенных, долгосрочных и случайных непредсказуемых угроз, а также угроз самому образу жизни. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспечение выживания государства.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 4

Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;

Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;

Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус.

официальные и иные визиты и переговоры на высшем (саммиты) и высоком уровне;

дипломатические конгрессы, конференции, совещания и встречи;

подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;

участие в работе международных организаций и их органов;

повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями;

публикация дипломатических документов;

освещение в печати позиции правительства по тем или иным международным вопросам.

Международное право запрещает вмешательство дипломатических представителей во внутренние дела страны пребывания.

Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений. 5

Источник

Внешняя политика государства: сущность, функции и методы осуществления

Внешняя политика — это деятельность государства и других политических институтов по осуществлению своих интересов, целей и потребностей на международной арене. Для проведения внешней политики во властных структурах современных государств существуют специальные органы — министерства иностранных дел и соответствующие парламентские комитеты. В случае возникновения спорных ситуаций при осуществлении внешней политики, например, ратификация международных договоров и т.п., они разрешаются конституционными судами или другими органами конституционного или высшего судебного надзора.

Главные цели внешней политика:
1)обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса;
2)реализация внешнеполитических задач, определяемых международными отношениями;
3)возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций.
В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Под ними обычно подразумеваются интересы государства. Основные национальные интересы (поддержание безопасности, сохранение нерушимости границ и це-

остности территорий, выгодная внешняя торговля, активное участие в международных делах, авторитет в мировом сообществе) идентичны для подавляющего большинства стран. Главным элементом национального интереса государства считается национальная безопасность.
Функции внешней политики:
1) Охранительная. Связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами.
2) Экономическая. Способствует эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества, развитию политической стабильности страны.
3) Информационно-представительская. Находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.
4). Регулирующая. Направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Методы и средства осуществления внешней политики.

Политические средства:
1) Установление дипломатических отношений между государствами; подготовка и заключение двусторонних или многосторонних договоров и соглашений; официальные визиты глав государств и правительств и др.
2) Экономические средства: эмбарго; режим наибольшего благоприятствования; предоставление ивестиций, кредитов, займов или отказ в их предоставлении и др.
3) К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и моральное состояние, качество вооружения, обладание ядерным оружием и др.
4) Пропагандистские средства. Включают в себя весь арсенал современных СМИ, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене и др.
Внешняя политика государства исходит из основополагающих норм и принципов, закрепленных в Уставе ООН.других международных документах. К этим принципам относятся следующие суверенное равенство; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела других государств; решение спорных вопросов мирными средствами; уважение прав человека и основных свобод; нерушимость границ; добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др.

Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику Глобальные проблемы — это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества в целом. Это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Их можно условно разделить на следующие четыре основные группы.

Во-первых, группа проблем преимущественно социально-экономического характера:
1)преодоление слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости;
2)обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта;
3)поиск путей разрешения мирового энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов;
4)оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах;
5)освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.

Во-вторых, группа проблем преимущественно социатьно-политического характера: 1)предотвращение ядерной войны;
2) прекращение гонки вооружений, разоружение;
3)мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов;
4) строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочение системы всеобщей безопасности.

В-третьих, группа социально-экологических проблем:
1)улучшение состава газовой оболочки атмосферы («озоновые дыры»);
2) гармоничное развитие живой и неживой природы; — рациональное использование естественного потенциала планеты;
3)предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельности.

В-четвертых, проблема Человека, включая человеческое измерение общественного прогресса:
1)соблюдение социальных, экономических, политических, индивидуальных прав и свобод;
2)ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества;
3) духовное развитие личности;
4) преодоление отчуждения человека от природы, общества, гос) дарства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности.

Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Планетарный характер глобальных проблем свидетельствует о том, что разрешить их можно только на основе широкого международного сотрудничества, единства действий большинства стран.
Первым и основным условием сотрудничества является формирование нового глобального сознания общества, массовое осознание всей серьезности выше перечисленных проблем для судьбы человечества. И в этом направлении делается немало.
Вторым принципиально важным условием является обеспечение мирного развития, отход от военного противостояния и противоборства. На этом пути возможно резкое сокращение военных затрат и использование высвобождающихся таким образом громадных ресурсов в интересах человечества.
Третьим условием объединения планеты в решении глобальных проблем выступает широкое и всестороннее сотрудничество жителей планеты, стран, правительств, международных организаций. Оно призвано сплотить цивилизации, дать практический опыт совместного решения любых проблем, в том числе и глобальных. Особенно важную роль в решении глобальных проблем призваны играть международные организации, прежде всего, структуры ООН. Сохранение мира, разоружение, охрана окружающей среды, борьба с голодом, болезнями, отсталостью — важнейшее направления деятельности ООН и других международных организаций.

71. Украина на международной арене
За первые годы независимости Украину признали более 170 зарубежных стран. Практически со всеми из них установлены дипломатические отношения и активно развивается двустороннее сотрудничество. В Украине действуют 102 представительства иностранных государств и международных организаций.

Украина создала эффективную сеть собственных дипломатических и консульских представительств, будучи представленной в мире 119 зарубежными учреждениями.
Украина на сегодняшний день является членом многих международных организаций и представлена в большинстве их институтов и представительских органах. Наиболее крупными из них являются СНГ, ЕЭП, ООН, Совет Европы, ОБСЕ, ГУАМ и др. Все эти организации также могут делать различного рода декларативные заявления и призывать украинские власти к тому или иному поведению. Помимо этого, высшие органы этих организаций имеют возможность ограничить участие Украины в их деятельности, а также временно приостановить или полностью прекратить их членство в этих организациях. Процесс принятия такого рода решений отражен в Уставе соответствующей организации.
Отношения Украины с МФО (международными финансовыми организациями) имеет тактический и стратегический интерес, как со стороны Украины, так и со стороны её партнеров.
Итак, можно отметить такие основные цели и принципы, на которых Украина сотрудничает с МФО:

1. направление развития рыночных преобразований в Украине;

2. создание условий для вхождения Украины в мировую экономику;

3. поддержание паритетности в отношениях Украины и МФО;

4. обеспечение национальных интересов и национальной безопасности.

72.Международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности украинской экономики.

Важным критерием эффективности политического управления является его способность снизить показатель социального неравенства, который показывает, во сколько раз доходы 20% самых богатых людей в обществе превышают в доходы 20% самых бедных (этот показатель в развитых странах составляет 6-10 раз, а в переходных и бедных странах — 30-60 раз.

Уменьшение коэффициента социального неравенства свидетельствует, насколько институты политической системы способны справедливо перераспределить бюджетные средства. Это прежде всего касается установления государством минимальной их социальных стандартов, таких как прожиточный минимум, минимальная оплата труда, минимальная почасовая оплата труда, минимальная пенсия, социальная помощь слоям населения, находящихся за чертой бы идности (по международным стандартам в этой категории относят тех, чей дневной доход составляет менее доллар), а также средняя оплата труда в государственном секторе (здесь учитывается соотношениях ния средней оплаты труда в государственном и частном секторах).

Кроме этих социальных стандартов, нужно также обращать внимание на показатели, характеризующие уровень предоставления органами политической власти услуг населению в сфере здравоохранения (учитывается удельный а вес населения, имеющего доступ к медицинскому обслуживанию, питьевой воды, канализации и коэффициенты детской и материнской смертности, общей рождаемости, распространение недоедания, уровень использования контрацептивов и т.д.), уровень образования (удельный вес учащихся определенной возрастной группы в начальной и средней школе, а также учеников, которые достигла четвертого класса, коэффициент неграмотности среди взрослого н аселення.
Эффективность политической системы определяется также ее способностью создать гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина..

Эффективность политической системы на международной арене оценивается с помощью показателей, которые свидетельствуют о ее способности: занимать ведущие позиции в таких важных сферах глобального доминирования, как экономическая, технологическая и культурная; влиять на ход событий в регионе или глобальные мировые процессы, быть, по выражению С Бжезинского, \»самостоятельным политическим игроком\» (каковыми являются США, Франция, Германия, Китай и Россия), быть лидером или активным участником таких международных глобальных и региональных структур, как Совет Безопасности, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная организация торговли, НАТО и ЕС; последовательно осуществлять курс на интеграцию в европейские структуры с целью приближения своих политических, правовых, экономических и культурных систем к универсальным цивилизационных стандартов мирового развития; максимально использовать выгодный геополитический статус — статус геополитической оси (территории, имеющей стратегическое значение для геополитических игроков, с точки зрения их бор отьбы за глобальное доминирование), для реализации национальных интересов, обеспечить привлекательный имидж страны, которая является политически стабильной, осуществляет последовательный курс на модернизацию политических институте в, придерживается международных стандартов в сфере защиты прав и свобод человека.

73. Основное факторы обусловливающие стабильность политической системы общества.
Политическая стабильность
— устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
Политическая стабильность, политический порядок достигаются, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер, поскольку достигается “сверху” без участия народных масс и оппозиции. Иное дело стабильность на основе демократии, широкой социальной базе, развитом гражданском обществе.
Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.
Факторы политической стабильности:

74.
Политическая система любого общества характеризуется наличиемопределенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальныепротиворечия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп,организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направленийобщественного развития.

Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределятьценности и ресурсы внутри общества,предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты.

Схема механизма функционирования политической системы общества была разработана Д. Истоном.

Г. Алмонд доработал её внутреннюю структуру, распределив функции «входа» и «выхода» между политическими институтами: так, интеграцию интересов в обществе обеспечивают политические партии; интересы отдельных групп выражают заинтересованные группы; массовую коммуникацию, взаимодействие населения и власти обеспечивают СМИ; законы вырабатывает законодательная власть, а применяет их исполнительная власть; поведение людей в обществе контролируют судебные органы.

75. Суть политической деятельности, ее основные признаки.
Политическая деятельность
— это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность — это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть — управление людьми, человеческими сообществами.
Характерные черты политической деятельности:

— концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;

— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

— объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

— все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

76. Личность как субъект и объект политики
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется длялюдей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальныегруппы, массовые общественные движения, политические партии, ее главнымсубъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии идругие общественные и политические организации состоят из реальныхличностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяетсясодержание и направленность политического процесса, всей политической жизниобщества. Активное участие личности в политической жизни общества имеетмногоплановое значение.

Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной.
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Субъект — это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект — это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Участие личности в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

77. Партии и партийная система в Украине
Становление многопартийной системы в Украине началось в начале ХХ в и было связано, в основном, с двумя факторами: развитием рабочего движения и формированием национального самосознания.
В настоящее время в Украине существует более ста партий, что свидетельствует о незавершенности этого процесса. (В цивилизованных демократиях функционируют до десятка партий, а преобладающее влияние имеют две-три партии или блока партий). Правовой статус партий регулируется Законом «Про політичніпартіїУкраїни», которым определяется политическая партия как «зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан-сторонников определенной, общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, беретучастие в выборах и других политических мероприятиях».

Согласно закону, все партии являются равными перед законом, а их деятельность может быть запрещена лишь по решению Верховного суда Украины в четко определенных случаях: если их программные цели и деятельность направлены на ликвидацию независимости Украины, смену конституционного строя насильственным путем, подрыв безопасности государства, пропаганду насилия, войны, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды, посягание на права и свободы граждан и др.
Типологизация партий в Украине затруднена в связи с незавершенностью складывания партийной системы. Опираясь на имеющиеся исследования по этой проблеме» в разнообразии идеологического спектра можно выделить три главные направления:

· социалистическое (левые партии),

· социально-либеральное (левоцентристские и центристские партии),

· право-центристские (неоконсервативные партии).

В целом большинство украинских партий имеют ряд общих черт:

1. ни одна политическая сила не имеет достаточного влияния во всех областях страны:

2. прослеживается регионализация по схеме: Западная Украина – Донецко – Криворожский регион — Центральная Украина – Крым – Юг Украины;

3. внутри блоков и партий происходят расколы;

4. наблюдается утрата интереса граждан ко всем партиям, падает их авторитет и влияние;

5. происходит сращивание партийного аппарата с бизнесом, часто теневым;

6. отсутствует сотрудничество партий в главном — решении основных социально-экономических и политических проблем;

7. большинство партий не имеют прочной социальной базы, а значит и своего электората.

78. Общие принципы демократической организации выборов
На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1) Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие какого-либо давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примерами такого рода давления могут служить расправы с активистами и сторонниками партий-конкурентов, угрозы снятия с должности руководителей, не сумевших “организовать” победу правящей партии, запугивание увольнением работников за отказ ставить подписи в поддержку кандидата и т.д.

2) Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин “выборы” предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия) речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле слова. На практике иногда создается ситуация, когда оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. В этом случае демократический потенциал выборов существенно ограничивается.

3) Состязательность, конкурентность выборов. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.д.

4) Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5) Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размеров взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им равного бесплатного времени на государственных СМИ и т. Д. Выборы всегда проходят в определенной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда включает в себя ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:
— готовность политических партий уважать результаты выборов;
— уважение в государстве прав человека, наличие в обществе атмосферы уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;
— знание избирателями назначения и процедуры выборов, политических партий, их программ и кандидатов;
— демократический характер регистрации избирателей, отсутствие разного рода дискриминационных ограничений;
— демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий;
— формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом, прежде всего избирательной комиссии, которая должна толковать избирательный закон, определять правила и процедуру проведения выборов, организовывать работу избирательных участков, проверять подлинность собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрировать избирателей и кандидатов, готовить предвыборные материалы и т.д.;
— наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий.

79. Типология избирательных систем
Под избирательной системой понимают способ организации и проведения выборов, зафиксирован в юридических нормах, порядок, по которому решение избирателей трансформируются во властные полномочия

Тип избирательной системы зависит от комбинации ряда элементов:

1) количественного критерия определения результата выборов (победителя определяют большинством голосов или пропорциональным представительством);

2) типа избирательных округов (одномандатные или многомандатные);

3) формы выдвижения кандидатов и способов голосования;

4) типа избирательного списка

Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональную)

Мажоритарная избирательная система — избирательная система, согласно которой победителем является тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Пропорциональная избирательная система — система, при которой мандаты распределяются между списками политических партий (блоков) пропорционально количеству полученных голосов.
С целью нивелирования недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем некоторые страны внедряют разновидности смешанной системе.Смешанная избирательная система — процедура проведения выборов, которая охватывает элем менты как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем.

80. Международный политический процесс.
Существует множество интерпретаций понятия «политический процесс» Но по существу все они признают, что политический про­цесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической сис­темы Он представляет собой совокупность действий институтов власти и общественных организаций (партий, движений) по осущест­влению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общест­ва.
Различают три режима политического процесса. Первый — режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Второй — режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельст­вует о возможности властных структур адаптироваться к новым ус­ловиям обстановки. Третья разновидность—режим упадка, распада политической целостности общества и государства.
Первый и главный уровень—государственно-административное управление, которое включает законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институ­ты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необ­ходимые для поддержания порядка и стабильного социально-эконо­мического развития. Вторым уровнем является партийно-политическое управление.. Сущность его состоит в том.что каждая из партий выражает инте­ресы определенных социальных групп, обязательно стремится к влас­ти, а получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп. И, наконец, третий уровень — управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обще­стве и государстве, регулируются через политическую активность граждан и вовлечение их в политику, они остаются вне контроля со стороны государства. Эта деятельность носит общественный харак­тер.

81. Тенденции мирового политического процесса
Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и стран мира.

Однако тенденции современного мирового политического процесса по-разному оцениваются сегодняшними политологами. Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавскийотмечают разделенность планеты на:

— зону мира, благосостояния и демократии;

— зону войны, брожения и развития.

По мнению этих исследователей, большинство людей проживает в «зонах брожения», где преобладают бедность, анархия и тирания.

В «зоны мира» входят только 25 стран Западной Европы, Северной Америки и Океании (включая Австралию, Новую Зеландию и Японию). В этой зоне преобладают «богатые демократии», в которых уровень жизни граждан высок (10-30 тыс. годового душевого потребления ВНП). Такого благосостояния страна может добиться только на основе высокоразвитой наукоёмкой экономики.

Экономика постиндустриальных стран базируется на использовании компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии стимулируют развитие тонкости, гибкости и способности к творчеству, оттесняя на задний план такие устаревшие «ценности», как массовость и власть. Успех здесь определяется умением договариваться, финансировать и торговать, налаживать и развивать эффективное производство, приспосабливающиеся к повседневному изменению запросов. Наиболее верным путем к успеху является убеждение партнера. Главной ценностью качественной экономики стали люди (а не вещи). Ценность человеческой личности настолько высока, что несопоставима уже ни с какими потенциальными приобретениями – поэтому невозможно, неразумно и немыслимо жертвовать бесценными человеческими жизнями ради приобретения относительных ценностей в виде территориальных и сырьевых ресурсов.

М. Зингер и А. Вилдавскийсчитают в принципе реалистичной перспективу последовательной, постепенной демократизации и стабилизации «зон брожения», хотя последние в настоящее время и составляют 7/8 стран мира.

Альтернативной позиции придерживается известный современный американской социолог-футуролог Ф. Фукуяма, автор концепции «конца истории».Ф. Фукуяма считает, что человечество останется навек разделенным на развитый «центр» (Запад) и отсталую «периферию» (государства Азии, Африки, Латинской Америки, бывшие соцстраны). Отсюда выводится «неоспоримое право» стран «либеральной цивилизации» на монопольное господство в мире. «Периферия» будет поставлять «центру» энергоносители и играть роль свалки для ядовитых отходов, получая взамен гуманитарную помощь от «центра». Только таким образом будет достигаться стабилизация международных отношений.

82. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

84. Социально-этнические общности как объекты и субъекты национальной политики.
Современная политология определяет национальный вопрос как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-экономическое разрешение. Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса, а национальный вопрос совокупность проблем, связанных с взаимодействием этносов в многонациональном государстве, а также условиями свободного развития этносов.
Государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.

Демократические принципы разрешения национального вопроса могут определить так:

1. право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права — права на территориальную целостность государства) ;

2. автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающим этноса;

3. приоритет права личности;

4. равноправие этносов проживающих на одной территории.

85. Особенности становления демократии в постсоветских странах заключается в том, что:во-первых, это различие исторического опыта и путей к посткоммунизму. У стран Центральной и Восточной Европы период коммунистического правления был значительно короче, чем у стран СНГ. Оставаясь формально независимыми, эти страны имели больше возможностей вносить изменения в навязанную СССР модель социализма. Несомненно, имеет значение и способ свержения коммунистического режима[1]. В странах СНГ, напротив, к власти пришла бывшая партноменклатура, которая не пошла дальше установления формальных институтов демократии и сосредоточила усилия на строительстве властной вертикали. Г. Нодия метко охарактеризовал подобную ситуацию «демократией без демократов»

Во-вторых, существенно различаются и процессы возникновения и формирования новых политических систем. Из 12 стран СНГ лишь Молдова является парламентской республикой. В остальных сформированы системы со значительными властными полномочиями глав государств. Это питает массовую коррупцию, создает условия для развития клановости, усиливает исполнительную вертикаль, приводит к давлению на оппозицию, ослабляет роль политических партий и местного самоуправления, подталкивает такие системы к господству персоналистской политики.

В-третьих, значительно варьируются модели коррупции. Уровень коррупции в странах СНГ является чрезвычайно высоким, т.к. она непосредственно связана с природой их экономических моделей. В большинстве этих стран успешность ведения бизнеса зависит от наличия у предпринимателей доступа к «защитникам» из высочайших властных кругов, которые имеют немалую выгоду от облегчения жизни бизнесменам и контролируют, таким образом, формально независимый бизнес [1].

Еще одной причиной являются очевидные диспропорции в развитии гражданского общества, партийных систем и независимых масс-медиа. Во многих постсоветских странах сложилась патримониальная экономическая система, которая стала важным и влиятельным внешним фактором для гражданского общества, политических партий и СМИ. При нормальных условиях развития рыночной экономики частный сектор становится важным источником финансовых ресурсов для независимых институтов и групп гражданского общества.

Украина, как одна из постсоветских государств уже довольно долго претерпевает противоречивые и сложные трансформационные изменения. С точки зрения теории переходных процессов – транзитологии – Украине, для того чтобы успешно завершить демократические преобразования после установления определенного типа демократии и конституционного закрепления ее основных институтов и принципов, демократический режим в Украине должен укрепиться настолько, чтобы не только обеспечить свое выживание, но и приобрести способность активного сопротивления возможным кризисным явлениям.

В современных условиях Украина значительно продвинулась в вопросах становления демократии. Таким образом за 19 лет независимого развития Украина прошла ряд важных структурных изменений в построении демократии: наличие необходимых для функционирования демократии политических институтов, принята демократическая Конституция, регулярно проводятся парламентские и президентские выборы, Украина стала членом международного демократического сообщества.

86.
Разные политические режимы используют разную экономическую структуру. Примером этому служат такие два совершенно разных режима: демократия и коммунизм. Страны с коммунистическим строением используют плановую экономику, а страны с демократическим строением строят свою экономику на основе конкуренции. В условиях плановой экономики государство контролирует и корректирует выпуск всей продукции в стране. Из-за этого возникают проблемы с внедрением новых товаров на рынок, но при этом государство может полностью контролировать объем выпуска нужных ему товаров. Государство в условиях свободной конкуренции не так сильно влияет на экономику. В связи с этим не возникает проблем с введением новых продуктов на рынок. Экономика развивается более интенсивно. Так же на внутреннюю экономическую политику очень сильно влияет само правительство. Каждый глава государства определяет собственный курс развития экономики, что сказывается на различных отраслях государства. Принятие новых законов, которые стимулируют или сдерживают отрасли экономики. В некоторых государствах политические лидеры и другие люди у власти преследуют свои цели. Они принимают законы, которые выгодны для их обогащения, что негативно влияет на экономику в целом. На таких примерах мы наглядно видим, как политика влияет на развитие внутренней экономики стран.

Экономическое состояние государства довольно сильно влияет на политику. Без финансовых ресурсов невозможно строить дальнейшие планы развития государства или решать глобальные проблемы. Государства с более высокими экономическими показателями, чем остальные сильнее влияют на политическую ситуацию в мире и так же могут себе позволить спокойно развиваться в нужную для государства сторону. А государства с плохими экономическими показателями не способны нормально развиваться. Такие государства сильно зависят от более богатых стран, так как при нехватке средств более богатые страны кредитуют страны с дефицитом бюджета. На этом примере мы увидели, как экономические показатели влияют на политику государств.

На данный момент политика имеет наиболее сильное влияние на мировую экономику. Государства финансируют только нужные им проекты и тормозят невыгодные для них. Это можно увидеть при изучении проектов, которые могут заменить нефть и газ. Такие проекты всячески замедляются государствами, которые являются главными поставщиками нефтегазовых энергоресурсов. Сейчас мировая экономика практически полностью зависит от группы лиц, которые преследуют либо интересы государств, либо личные интересы.

Источник

Читайте также:  Способ приготовления баклажан с чесноком
Оцените статью
Разные способы
Читайте также:
  1. I) Составьте пять фраз,содержащих два придаточных предложения цели, соединенных союзом . et que.
  2. I. Социально-демографические факторы.
  3. I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
  4. IX. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  5. айное голосование: понятие, гарантии.
  6. аконодательная инициатива: понятие, порядок реализации.
  7. аспад СССР. Россия в 1990-е гг. Внутренняя и внешняя политика.