Способы осуществления социальной власти

Социальная власть — это. Определение, описание. Субъекты и органы социальной власти

Социальная власть — это что? Данное понятие знакомо многим людям, но далеко не каждый может сказать, что оно значит. Учитывая тот факт, что вы перешли по ссылке на статью и сейчас читаете данные строки, смеем предположить, что и вам интересен ответ на вопрос. В таком случае предлагаем вам ознакомиться с нашей статьей, в которой подробно раскрывается данная тема. Рекомендуем прочитать текст от начала и до конца, чтобы не пропустить важную информацию.

Что такое власть?

Социальная власть — это что такое? Прежде чем дать ответ на вопрос, необходимо для начала понять, что вообще означает слово власть.

Власть — это сложное и многогранное явление, которое проявляется в разнообразных организационных формах, методах и способах ее осуществления, принципах, задачах и т.д. В основе власти могут лежать разные методы: демократия, авторитаризм, обман, обещания, насилие и т.д. Специалисты сходятся во мнении, что власть появилась с рождением человеческого общества и будет всегда так или иначе сопутствовать его развитию. Она нужна для того, чтобы организовывать производство и регулировать взаимоотношения между людьми в социуме.

Макс Вебер выделяет следующие источники власти:

  • Насилие (оружие, грубая физическая сила).
  • Авторитет (семья, религия, харизма, экспертные знания).
  • Право (положение и полномочия, контроль ресурсов, традиции и обычаи).

В литературе выделяют социальную власть, государственную власть и политическую власть. Давайте более подробнее разберем каждое понятие.

Социальная власть

Социальная власть — это средство, благодаря которому могут функционировать социальные структуры и социальные институты. Она является важной составляющей любой организации общественной жизни. Социальная власть характерна любой организованной группе людей (семейству, племени, государству, партии, компании, общественной организации, обществу как таковому). Она приносит в социум системность, организованность и порядок.

Совместная общественная деятельность предполагает распределение труда, появление определенной иерархии и установление принципов взаимоотношений между людьми. Из-за этого и появляется необходимость социальной власти.

В основе ее неизменно присутствует элемент принуждения. Методы принуждения и способы подчинения чужой воли осуществляются через органы социальной власти. Они могут быть абсолютно разными: экономические, религиозные, идеологические, корпоративная, военные и т. д.

Государственная и политическая власть

Государственная власть — это разновидность политической власти. Несмотря на то, что некоторые ученые отождествляют власть политическую и власть государственную, большинство специалистов сходится во мнении, что эти понятия стоит разграничивать.

Государственная власть обладает специфическими признаками, характерными только для нее:

  • Публичность. Государственная власть осуществляется через специальный аппарат управления, а принимаемые ею решения обеспечиваются через соответствующий аппарат принуждения.
  • Суверенность. Она независима и имеет верховенство внутри государства.
  • Универсальность. Государственная власть распространяет свое влияние на всю страну и на всех граждан.
  • Монополия на издание общественно важных юридических актов.
  • Легальность и легитимность.

Легальность и легитимность власти

Легальность и легитимность власти — близкие, но не совпадающие по содержанию категории.

Легальность — это юридическая характеристика и юридическое обоснование власти, ее соответствие правам и законам. Легитимность же является нравственной характеристикой власти, которая предполагает ее доверие и оправдание.

Власть, издающая и выполняющая законы, может быть легальной, но в то же время она может считаться нелегитимной, то есть народ ее может не принимать.

Выделяют три формы легитимации власти:

  1. Традиционная легитимация. Она связана с традициями, а иногда — с особой ролью религии и личной сословной зависимостью. В качестве примера можно привести полуфеодально-теократические государственные власти в некоторых восточных странах.
  2. Харизматическая легитимация. Она обусловлена особыми качествами государственных лидеров. К таковым можно отнести силу духа, ораторское искусство, пророческий дар и т.д. Харизматической легитимации также способствует культ личности, который создается вокруг правителя. Харизматичными лидерами можно назвать Чингисхана, Наполеона, Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и т.д.
  3. Рациональная легитимация. Она основана на разумном выборе: граждане поддерживают или отвергают новое правительство, руководствуясь личной оценкой власти. Основой рациональной легитимации являются не пустые обещания и популизм, а плоды работы правительства, деятельность органов государства на благо народа, открытый и честный диалог государства с собственными гражданами, умение признавать свои ошибки хотя бы частично, но соглашаться с доводами своих противников.
  4. Ксеническая легитимация. Навязывание гражданам через СМИ образа успешного правительства.
  5. Стереотипическая легитимация. Опора на чувства, которые находятся в подсознании.

Что значит социально значимый?

Социально значимые блага, социально значимые проекты, социально значимые объекты. Довольно часто эти словосочетания можно услышать по радио или ТВ. Что значит социально значимый? Данный вопрос так же популярен, как и следующий: «Что такое социальная власть?». На самом деле данное понятие не требует длинного объяснения. Если говорить максимально простым и понятным языком, социально значимый — это тот, который представляет общественный интерес.

Субъекты социальной власти в общественно-трудовых отношениях

В общественно-трудовых отношениях субъектами соц. власти выступают следующие структуры: государство, органы местного самоуправления, работодатели, а также социальные партнеры (рабочие и работодатели в лице их представителей).

Читайте также:  Вот способы развлечь себя за компом

На этом мы можем поставить точку. Социальная власть — это что? Вы получили развернутый ответ на столь сложный и запутанный вопрос. Надеемся, что предоставленная в статье информация была познавательной и вы узнали немало интересных фактов!

Источник

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Формы и способы осуществления государственной власти.

Власть – это био-психологическая категория, неразрывно связанная с человеком, его разумом, волей, чувствами и даже его физическим состоянием.
Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Государственная власть – это система отношений руководства и подчинения, концентрированное выражение разума, воли и силы определенных социальных слоев или всего народа, содержащих политико-правовые полномочия и ответственности и реализуемых государственными органами.

Характерные черты государственной власти:
– распространяется на все общество;
– носит публично – политический характер;
– опирается на государственное принуждение;
– осуществляется специальными лицами;
– действует система налогов;
– население делится по территориальному признаку;
– ей присуще легитимность, легальность и т. п.

Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимность и легальность власти понятия не совпадающие. Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой. Легитимность – это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.
Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности государственной власти:
–рациональный;
–идеологический;
–традиционный;
–харизматический.
Рациональный тип – когда власть узаконена установленным демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Идеологический тип – когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.
Харизматический тип – когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правител.

Структура государственной власти:
–субъект власти;
–объект власти;
–содержание властеотношения;
– средства, приемы и способы осуществления государственной власти;
–ресурсы власти.
Субъект власти – это непосредственный ее носитель. Субъектами государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д.
Объект власти – это индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом.
Содержание властеотношения – это совокупность властных полномочий, с одной стороны, и совокупность ответственностей, функциональных обязанностей, с другой стороны

Средства, способы и методы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, то властеотношения реализуются без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до различных форм принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества выделяют экономические, социальные, культурно-информационные, идеологические и силовые ресурсы.

Принципы формирования и функционирования государственной власти:
– принцип суверенитета, означающий верховенство и независимость государственной власти;
– принцип законности, заключающийся в соблюдении норм конституции, законов и иных нормативно — правовых актов государственными органами всех видов и уровней власти и должностными лицами;
– принципы выборности и назначения, определяющие процесс формирования ветвей власти, возможно их сочетание;
– принцип разделения и соединения властей, рассматривающиеся как способы рациональной организации государственной власти;

– принципы единоначалия и коллегиальности, обуславливающие специфику той или иной ветви власти, помогающие оперативно и ответственно решать вопросы;
– принцип иерархичности, отражающий специфику государственной власти как единой целостной системы, способной проводить свои решения в жизнь;
– принцип профессионализма, означающий наличие системы подготовки кадров, их стабильность и своевременное продвижение по службе, контроль за соответствием уровня профессиональных знаний и навыков занимаемой должности.

Основные методы осуществления государственной власти:
– метод убеждения;
– метод принуждения.

Метод убеждения используется при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти.
Метод принуждения означает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных с целью принудить их действовать в интересах существующей государственной власти. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

Органами государственной власти используются также методы морального и материального стимулирования, наказания и поощрения, формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Виды государственной власти:
– законодательная;
– исполнительная;
– судебная.

Законодательная власть – избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно — распорядительные органы власти, призванные реализовывать принятые законы и осуществлять оперативно — хозяйственную деятельность.
Судебная власть предназначена для отправления правосудия.

Читайте также:  Натыканы приставочно суффиксальным способом

Источник

Способы и формы осуществления государственной власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Учебные вопросы:

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ЕЕ СУВЕРЕННЫЕ СВОЙСТВА

Государство в современном понятии — это такая форма организации общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе.

Государственная власть возникает с возникновением государства, не совпадает с населением и осуществляет управление всем обществом.

Государственную власть как разновидность социальной власти признавали еще в древности. Гегель признавал социальную направленность государственной власти, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества. Аристотель считал справедливой государственность, если государственная власть признает право и одновременно ограничена им.

Государственная власть обладает механизмами и средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом, закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим.

Именно государственной власти присуще правовые формы организации жизни общества. Только законодательная ветвь государственной власти создает законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом. Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а судебная — гарантирует их выполнение.

В современном понимании государственная власть должна быть направлена на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп и народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние с помощью своих органов и средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как внутри общества, так и за его пределами.

Государственная власть — особый вид социального управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще правом применения насильственного принуждения для исполнения своих решений, т.е. выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан или против государств агрессоров. Но цивилизованная государственная власть применяет их лишь в крайних случаях в рамках закона.

С развитием общества государственная власть все больше становиться институтом, одной из основных функций которого — преодоление социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными силами.

Поэтому на первый план в деятельности государственной власти выходят такие принципы, как верховенство закона, гласность принятия решений, плюрализм взглядов. То есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из социального компромисса.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство иностранной власти.

Суверенитет государственной власти — это ее свойство, которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права.

Суверенитет выражается:

— в универсальности — только решения государственной власти распространяются на все общество,

— в прерогативе — возможности отмены любого незаконного решения другой общественной организации общества,

— в наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает ни одна другая власть в обществе.

— Верховенство государственной власти не исключает ее взаимодействие с негосударственными организациями при решении вопросов государственной и общественной жизни.

2. ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ НА ВЕТВИ

Государственная власть едина и суверенна, объединяет ее, прежде всего — конституция и законы, на основании которых она исполняет свои функции.

И.А. Ильин писал, что единство государственной власти следует понимать не в смысле единства органов или неразделимости их функций, а в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого права.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (ветви власти) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного государственного правления.

Теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Впервые эту идею выразил английский философ Локк. Наиболее последовательно разрабатывал эту теорию Монтескье. Идеи Монтескье были подхвачены и развиты.

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной.

Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону.

Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм.

Читайте также:  Способы принятия конституции фрг

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

Практически во всех демократических странах каждая из властей имеет определенный круг полномочий:

— законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти;

— исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде;

— судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан.

С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

3. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти.

Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения . Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства —это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

1. При монархии — верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

2. Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика — такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика — это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

Источник

Оцените статью
Разные способы