Способы осуществления инкультурации примеры

Инкультурация — это что за процесс?

Большинство населения земного шара мечтает о путешествиях, приключениях, богатом жизненном опыте. Для того чтобы мечты осуществлялись, как это ни странно, нужно иметь определенную «подготовку». Мало иметь загранпаспорт или билеты в кармане – есть масса других параметров, которые следует учитывать. Одним из них можно назвать инкультурацию.

В чем суть?

Если говорить в общих чертах, то инкультурация – это процесс обучения того или иного человека культурным нормам поведения и восприятия определенной страны или народности.

По сути, это одно из основных мероприятий, необходимых не только для путешествий, но и для развития личности. К примеру, некоторые жесты и слова в культурах различных народностей могут в существенной мере отличаться значением. Без необходимых знаний можно ненамеренно оскорбить собеседника и навсегда утратить его доверие. Процесс инкультурации в данном случае выступает своего рода предохранителем от неловких ситуаций, с которыми запросто может столкнуться человек во время пребывания за границей или даже в собственной стране.

Сужение значения

В предыдущем абзаце процесс инкультурации описывался в максимально обобщенном виде. Чтобы приобщиться к такого рода обучению, человеку не обязательно собирать чемоданы и покупать билеты в страны Азии. Инкультурация – это, скорее, процесс постижения собственной культуры. В данном случае имеются в виду особенности норм поведения и мировоззрения в родной стране. Это своего рода формирование личности в пределах конкретного социума с учетом приобретенного им опыта, традиций и культурных тенденций.

Субъектно-объектные отношения

Следует отметить, что процесс инкультурации – это явление двустороннее. В нем сочетаются разнонаправленные векторы. Личность как представитель конкретного социума оказывает определенное влияние на культуру. В то же время в процессе взросления и становления человека именно социум и его культурные нормы являются определяющим фактором в формировании самой личности.

Составляющие обучения

Если говорить конкретно, то процесс инкультурации включает в себя целый ряд факторов, необходимых для определения личности как представителя конкретного социума, определенной народности. Прежде всего, это некие общечеловеческие, базовые навыки, характерные для всех носителей той или иной культуры. К ним можно отнести особенности поведения, реакции на те или иные вербальные или невербальные акты, осознание определенных ценностей, способы поведения в конкретных ситуациях.

По большому счету, понятие инкультурации в отношении постижения особенностей мировосприятия в других странах включает в себя примерно тот же ряд факторов, с той лишь разницей, что на территории собственной страны процесс проходит более естественно.

По сути, у человека, находящегося в пределах собственной страны, попросту нет выбора в вопросе приобщения к культуре. С самого детства он сталкивается с ней, впитывает ее и накапливает всю жизнь.

С постижением культуры других стран дела обстоят, безусловно, сложнее: это требует значительно больших временных, физических, эмоциональных и умственных затрат, поскольку собственное мировоззрение при этом не только дополняется, но и полностью видоизменяется.

Содержание понятия

Для полного понимания сути термина следует подвести небольшие итоги всему вышесказанному. Инкультурация – это приобретение комплекса знаний, умений и навыков, связанных с процессом жизнеобеспечения в рамках конкретной культуры. В данном случае имеются в виду не только профессиональная деятельность, но и домашний труд, получение и использование различных услуг и товаров. Одним из очень важных моментов в процессе инкультурации можно назвать личностное развитие человека: его взгляд на мир, отношение к нему, формирование любимых занятий, предпочтений в видах искусства, способах проведения досуга или, к примеру, взглядов на религию.

Читайте также:  Сплав д16 описать способ упрочнения этого с

Конечно, инкультурация – это еще и приобретение навыков общения с окружающим социумом, взаимодействия с ним. В данном случае имеются в виду любые формы коммуникации отдельного индивида и окружающего мира.

Наконец, это формирование определенного базиса знаний и норм в отношении обращения с собственным телом, внешностью или одеждой. Рассмотрим, к примеру, те племена, в которых принято надевать на шеи женщин кольца. В рамках конкретного социума такого рода действия будут расцениваться как абсолютно нормальные, в то время как в остальных частях света это будет считаться своего рода насильственной мерой и вызовет осуждение.

Социализация и инкультурация

На первый взгляд, значение этих двух терминов может показаться если не идентичным, то по меньшей мере весьма схожим. В реальности же они различаются довольно существенно. Социализация и инкультурация – своего рода дополняющие друг друга процессы, которые в основе своей имеют одно основное назначение, но проходят по различным сценариям. Имеется довольно большая разница и в объеме данных понятий.

Особенно заметна эта разница в том случае, если инкультурация – это процесс изучения своей или же чужой культуры. Социализация в данном случае будет выступать в качестве так называемого обучения нормам поведения страны. Культурализация, инкультурация – это приобщение к традициям, мировоззрению, особенностям мышления представителей чужой культуры, осознание и принятие их ценностей.

Процесс социализации всегда проходит быстро и вполне естественно. Он не требует каких-либо дополнительных усилий и может базироваться на простом наблюдении. Все, что требуется от человека — умение замечать определенные особенности поведения и повторять их на практике.

Инкультурация в культурологии предусматривает значительно большие временные затраты, причем довольно часто требует дополнительных усилий, необходимых для самостоятельного изучения той или иной особенности культуры.

Социализация и инкультурация личности, как уже говорилось, проходят параллельно, но приводят к различным результатам.

Основные механизмы инкультурации

Как и в случае социализации, основным путем усвоения культурных традиций является имитация, повторение за носителями культуры. Ярким примером таких действий можно назвать поведение далеких от правил этикета людей во время банкета. Дабы не показаться бескультурными, они просто делают то же самое, что и остальные, более сведущие в этом вопросе люди.

Механизмы инкультурации, по сути своей, довольно просты: наблюдение и повторение. Причем это касается не только базовых понятий вроде норм поведения в обществе, но и явлений более фундаментальных: наследование праздничных традиций, запоминание приветственных или расхожих выражений, обращение к фольклорному материалу.

Единственным препятствием личности на пути к полной инкультурации могут стать его нерешительность и боязнь совершить ошибку, а это приводит к замкнутости и нежеланию даже попытаться приобщиться к той или иной культуре.

Социализация и инкультурация требуют использования и еще одного метода – прямого диалога с носителем культуры. В данном случае речь идет о том, что человек, обладающий достаточными познаниями, становится наставником желающего приобщиться к той или иной культуре. Следует отметить, что это не обязательно должен быть конкретный человек, который будет внедрять необходимые знания в голову обучаемого. В данном случае принципиален именно процесс диалога, растолкования определенных правил. Заниматься этим могут члены семьи, экскурсионные гиды или же обычные прохожие.

Если говорить о коренных отличиях между инкультурацией и социализацией, следует отметить разность получаемых результатов. Социализация – это процесс становления и развития в обществе, в результате которого человек становится личностью. Инкультурация – это процесс срастания с культурой общества, и как результат — формирование личности интеллигентной.

Виды инкультурации

Прежде чем говорить о конкретных стадиях процесса инкультурации, следует сделать определенные поправки: постижению может подлежать и родная культура. В этом случае процесс будет развиваться по одному сценарию – назовем это внутренней инкультурацией. Схожий, но не тождественный процесс – постижение культурных традиций других стран – так называемая внешняя инкультурация.

Читайте также:  Как заплести канекалон простой способ

Особенности процесса

Внутренняя инкультурация условно делится на две стадии: первичную и вторичную. Данный процесс начинается практически с рождения ребенка. С самого детства родители, члены семьи, воспитатели, учителя прививают детям определенные нормы поведения, осознание явлений, отношение к жизни и так далее. Таким образом, уже с самого детства человек становится на путь постижения культуры народа.

Вторая стадия – взрослое осознание. Оно требует приложения определенных усилий – человек более не впитывает подобно губке знания и ощущения, он сам приходит к ним, открывает их для себя. Можно сказать, это своего рода совершенствование, расширение рамок. Таким образом можно говорить о том, что понятие инкультурации включает в себя сразу два схожих, но не тождественных плана.

Максимум точности

Для полной конкретизации значения понятия следует отметить, что инкультурация в культурологии — это процесс постижения культуры своего народа. Приобщение же к другим культурам в науке называется аккультурация. Тем не менее, многие исследователи не делают столь разительного различия и употребляют один термин, конкретизируя при этом его значение.

Результаты инкультурации

Естественно, постоянное постижение человеком определенных норм приводит к определенным результатам. Прежде всего, именно принадлежность к конкретной культуре во многом формирует личность. К тому же этот процесс не имеет начала или конца, поэтому процесс инкультурации родителей обеспечивает аналогичный процесс у детей, что способствует передаче исторической памяти, культурных норм и факторов формирования определенной народности. Это бесконечный процесс сохранения, совершенствования культуры страны и народа.

Именно процесс инкультурации позволяет человеку получить то, что будет отделять его от всего остального мира, делать его особенным. Именно поэтому китайская культура так несхожа с американской, поэтому даты празднования Рождества различаются у католиков и православных, а у мусульман вообще отсутствуют.

Инкультурация – это бесконечное накопление опыта целого народа через призму всего одного индивида, вбирающего в себя самые важные, самые фундаментальные особенности собственной культуры. Это постоянное накопление, передача и дополнение базы знаний и представлений о жизни, мире, Боге, окружающем социуме, истории, литературе и других реалиях.

Можно говорить, что инкультурация – это процесс становления в человеке личности, идентифицируемой как часть народа.

Источник

Инкультурация, ее механизм и стадии.

Инкультурация подразумевает освоение индивидом миропонимания и поведения, присущих его культуре, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство представителей данной культуры и отличие от представителей других культур.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь, включая в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к различным явлениям окружающего мира.

Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.

Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культурный антрополог Мелвилл Херсковиц, особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

Обычно выделяют две основные стадии инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

• начальную (первичную ), охватывающую периоды детства и юности;

• взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Ее основное содержание составляют воспитание и обучение.

Для данного периода в каждой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различных типов игр.

Читайте также:  Атомно абсорбционная спектрометрия способы атомизации

Игровые формы представляют собой универсальное средство инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:

обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации различной модальности;

коммуникативную, ориентированную на объединение разрозненного сообщества людей в коллектив и установление межличностных эмоциональных контактов;

развлекательную, выражающуюся в создании благоприятной атмосферы в процессе общения;

релаксационную, предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в различных сферах жизнедеятельности;

развивающую, состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;

воспитательную, направленную на усвоение общественно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия.

В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только отдельных элементов культуры, возникающих в последнее время. Обычно такими элементами выступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.

Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.

На этой стадии основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях.

На этой стадии также большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

В современных исследованиях процесса инкультурации все шире используется понятие «культурная трансмиссия», которое означает механизм передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам или поколениям.

Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

вертикальная, в процессе которой культурная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;

горизонтальная, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;

непрямая, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, а также в специализированных институтах инкультурации (школах, вузах).

Имитация и идентификация — позитивные психологические способы инкультурации.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в качестве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и па учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и более сложные действия, которым его обучают родители (например, как правильно мыть голову и др.).

Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети активно воспринимают особенности личности родителей и других близких людей. Часто они выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них.

Стыд и вина являются их противоположностями, т.е. негативными психологическими способами инкультурации.

Чувство стыда — совокупность переживаний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо поступка и поведения, дайной им самим или другими людьми. Оно появляется в тех случаях, когда человека застали на месте преступления, разоблачили какой-то его неблаговидный поступок или опозорили.

Чувство вины также представляет собой совокупность переживаний человека, вызванных внутренним раскаянием за совершение какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути чувство вины — наказание человеком самого себя за совершение плохого поступка, проявление его совести.

Источник

Оцените статью
Разные способы