Способы осуществления государственной территории

Понятие, состав, правовые основы и способы изменения государственной территории

Как отмечалось выше, по основным видам правового режима вся территория Земли подразделяется на три типа:

1) государственная территория;

2) территории с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

Несомненно, что к важнейшим признакам государства относится территориальное деление его граждан. Территория имела важное значение при возникновении государства, которое повлекло замену личных связей людей в догосударственных родовых союзах связями территориальными. С распадом родовых отношений и возникновением рабовладельческих государств кровнородственые связи людей были заменены территориальными.

Государственная территория – это часть земного шара, в том числе суша, ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом государства и в пределах которой государство осуществляет свою государственную власть (территориальное верховенство). Из этого понятия можно выделить два основных признака государственной территории:

1) принадлежность государству (т.е. государство обладает суверенитетом над данной территорией);

2) верховенство государства.

Государственный суверенитет – это важнейшее политико-юридическое свойство государства, которое означает его полную и исключительную власть в пределах своей территории и независимость в международных отношениях.

Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. В содержание территориального верховенства входит право субъекта международного права выбирать в пределах своей территории политическую, социально-экономическую и культурную систему в соответствии с волей своего народа без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме.

Использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Нормы и принципы современного международного права указывают на то, что каждое государство свободно в использовании своей территории только до тех пор, пока этим не наносится ущерб другим государствам.

Определение внутреннего режима государственной территории и особого режима ее отдельных частей также входит в содержание территориального верховенства и является одним из свойств юридической природы государственной территории.

Современное международное право исходит из того, что каждое государство осуществляет на своей территории всю полноту власти над лицами и вещами. Исключение составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Однако и они обязаны соблюдать законы и уважать обычаи страны пребывания.

Таким образом, согласно международному праву верховенство государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Состав государственной территории России определяется Законом о государственной границе Российской Федерации как суша, воды, недра и воздушное пространство, пределы которых определены государственной границей России.

Сухопутная территория включает, прежде всего, всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Сюда относятся материк, острова и анклавы (часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега). Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством. Это не исключает, однако, возможности установления на основании международных договоров особого правового режима для отдельных частей сухопутной территории (например, нейтрализация и демилитаризация).

Водную территорию составляют воды, реки, озера, проливы или искусственные водохранилища и водные пути (каналы), целиком расположенные в пределах границ данного государства. К водной территории государства относятся также внутренние морские воды (внутренних морей, заливов, бухт, портов) и территориальные воды, которые омывают побережье данного государства.

К внутренним водам Закон «О государственной границе Российской Федерации» относит:

1) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ;

2) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

3) воды заливов, губ, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

4) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется Правительством РФ;

5 воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ.

К территориальным водам РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль.

К территории государства относятся также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине, расположенные в пределах границ государства. Теоретически вглубь недра не имеют пределов, но сужаются в направлении к центру Земли.

Воздушное пространство – это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства, где оно осуществляет свой суверенитет, который составляет воздушную территорию государства. Высотный предел воздушной территории практически не устанавливается. Существуют различные мнения о том, на какой высоте должна проходить верхняя граница воздушной территории, отделяющая ее от космического пространства. В нашей доктрине международного права существует точка зрения, что эта граница должна проходить на высоте примерно 100-110 км (т.к. там заканчивается воздушный слой атмосферы и начинается космическое пространство). Боковой границей воздушной территории РФ является вертикальная поверхность, проведенная над сухопутными и водными границами РФ.

«Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, во внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космических тел (спутники, станции, платформы и т.д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения).

Читайте также:  Плетение резинок разными способами

Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (Российской Федерации, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу.

Источник

Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения

Взгляды на правовую природу государственной территории:

1) Цивилистическая теория (сложилась в средние века; в основу положена точка зрения о территории как о вещи, объекте (предмете) собственности; со временем взгляды эволюционировали в сторону замены территории как вещи, предмета собственности на публичную собственность государства).

2) Пространственная теория (появилась во второй половине XIX в.; рассматривает территорию как пространственный предел власти государства).

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют свой суверенитет, верховенство и юрисдикцию.

1) Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

2) КРФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ.

Государственная территория включает:

1) Сухопутную территорию (все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы).

Анклав – часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других ) государств (если имеет выход к морю – полуанклав) (право доступа к своему анклаву осуществляется на основании специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав).

2) Внутренние воды и территориальное море (воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальное море) (особый режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также исключительные экономические зоны).

3) Воздушное пространство (пространство до границы с космосом (100 – 100 км), находящееся над сухопутной и водной территориями, включая территориальное море).

4) Недра (теоретически до центра Земли, практически – на доступную для проникновения глубину).

5) Квазитерритория (плавучие и летучие территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств).

1) Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2) РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом ФЗ и нормами МП.

Возникновение государственной территорий:

1) Первичное завладение (период ликвидации феодальной раздробленности; новые географические открытия; колониальная экспансия).

2) Теория эффективной оккупации (на рубеже XIX и XX в. раздел мира завершен; ничейная территория может стать территорией конкретного государства только в случае, если оно в состоянии реально осуществлять и осуществляет свои права на ней и при условии обязательного объявления об этом другим государствам, которые могут заявить протест, если это затрагивает их интересы).

Современное МП признает возможность и необходимость территориальных изменений в соответствии с принципом права народов и наций на самоопределение, который может быть реализован через формы прямого волеизъявления народа (плебисцит и референдум).

Отличие плебисцита от референдума:

1) плебисцит (закреплен в международных договорах; объект – определенный вопрос);

2) референдум (закреплен во внутренних нормативных актах; объект – кандидат (список кандидатов)).

Плебисцит (проведение народного голосования на данной территории, когда населению предоставляется возможность самому решить вопрос о ее государственной принадлежности).

1) плебисцит за независимость Монгольской Народной Республики 1945;

2) плебисцит по Северной Ирландии 1974;

3) плебисцит по статусу Марианских островов (свободно присоединившаяся к США территория) 1975;

4) плебисцит по независимости Эритреи от Эфиопии 1993.

Современное МП допускает частичное изменения государственной территории в пользу других государств (правомерны только при добровольном согласии государств) (виды – безвозмездная уступка, обмен, продажа).

Источник

Территория и другие пространства в международном праве

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • понятие, значение и виды территории;
  • государственные границы; установление (делимитация и демаркация) изменение, режим;
  • способы приобретения и утраты территории: исторический титул, оккупация, лишение, аренда, уступка, продажа, обмен;
  • международные реки: понятие и правовой режим;
  • международно-правовой статус и режим пользования пространствами и ресурсами Антарктики и Арктики;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Понятие и виды территории

Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.

Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.

Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.

Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.

Читайте также:  Лишайники строение способы питания

Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).

К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.

Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.

Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.

К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.

Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.

К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.

Способы приобретения и утраты территории

Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.

В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.

Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.

К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.

Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.

К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.

Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.

Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.

Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.

Понятие государственной границы и ее режим

Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.

Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.

Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.

Читайте также:  Завязать галстук классический способ виндзор

Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.

В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.

Границы бывают естественные и искусственные.

Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.

Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.

Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.

Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.

Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.

Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.

Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.

Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.

Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.

Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.

Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.

Режим государственной границы включает в себя следующие правила:

  • порядок пересечения государственной границы физическими лицами, транспортными средствами;
  • содержание границы;
  • перемещение через границу товаров, грузов и животных;
  • ведение на границе различные виды деятельности;
  • порядок въезда на территорию государства и выезда из нее.

В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.

Международно-правовой режим Антарктики и Арктики

Международно-правовой режим Антарктики закреплен в Договоре об Антарктике 1959 г., согласно которому Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые военные действия, такие как испытание любых видов оружия, в том числе любых ядерных взрывов и захоронение радиоактивных материалов, создание военных баз, она не может стать театром для военных действий, и она является демилитаризованной и нейтрализованной территорией. Антарктика также используется для научных исследований, договор запрещает разведку и добычу полезных ископаемых в этом районе. Договор возлагает на государства обязанность сотрудничать в целях защиты и сохранения природных ресурсов Антарктики.

На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.

Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,

Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др., законодательстве арктических государств (Канады, России, Норвегии, Дании, Исландии, США, Финляндии, Швеции). В отличие от Антарктики, нет международно-правового договора, определяющего статус арктического региона в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте понятие территории в международном праве.
  2. Каковы основные виды территории в международном праве?
  3. Каковы основные способы приобретения территории?
  4. Раскройте понятие государственной границы в международном праве.
  5. Каков международно-правовой режим Антарктики и Арктики?

Источник

Оцените статью
Разные способы