Способы осуществления финансовой деятельности государства

Финансовая политика и современная система управления финансами

Оглавление

Цель — изучить содержание и значение финансовой политики, определить субъекты и объекты органов управления финансами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Рассмотреть организацию финансового планирования и прогнозирования, их значение и функции. Изучить порядок проведения финансового контроля на всех уровнях. Изучение сущности, функций, структуры и роли финансового рынка.

Задачи

  1. Определить содержание и значение финансовой политики государства, ее основные принципы.
  2. Охарактеризовать структуру органов управления финансами.
  3. Дать развернутую характеристику финансового планирования на всех уровнях. Определить основные виды финансовых планов.
  4. Раскрыть понятие прогноза. Определить значение финансового прогнозирования на всех уровнях хозяйствования.
  5. Определить модели финансового регулирования социально-экономического процесса и участие в нем государства.
  6. Раскрыть сущность финансового контроля, его основные функции и задачи.
  7. Дать характеристику основным видам и методам финансового контроля.
  8. Раскрыть основные положения финансового рынка.
  9. Показать структуру рынка ценных бумаг.
  10. Охарактеризовать участников современного финансового рынка.

1. Содержание и значение финансовой политики

Государство в целях осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы, при этом важную роль играет правильно организованная финансовая политика.

Следовательно, финансовая политикаэто особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство в целях осуществления финансовой политики разрабатывает финансовую стратегию, определяет тактику действий на предстоящий период. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

  1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.
  2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.
  3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.
  4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Все это обеспечивает хорошо отлаженный финансовый механизм, который определяется как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

  • методы распределения национального дохода;
  • способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);
  • методы образования государственных целевых фондов;
  • виды платежей в бюджет и целевые фонды;
  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовый контроль.
  1. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.

Для функционирования финансовой системы государства важное значение имеют:

  • финансовое регулирование и стимулирование производства;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Финансовая политика имеет место на двух уровнях: государства и предприятия (организации).

2. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

Управление — целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. Оно является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

Управляющая система (финансовый аппарат) — это совокупность финансовых институтов (учреждений). При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:

  • управление финансами с учетом особенностей каждого их звена;
  • общность функций всех финансовых учреждений;
  • руководство центра при активном участии нижестоящих органов управления.

Принципы управления финансами:

  1. Зависимость от конечной цели.
  2. Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства.
  3. Соответствие интересам всех членов общества.
  4. Использование экономических законов.
  5. Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в:

  • макроэкономической сбалансированности;
  • профиците бюджета;
  • отсутствии государственного долга;
  • твердости национальной валюты;
  • сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Система управления финансами представлена на рис. 1

Рис. 1. Система управления финансами

Методы и формы управления финансами:

  1. Финансовое планирование.
  2. Прогнозирование.
  3. Программирование.
  4. Финансовое регулирование.
  5. Финансовый контроль.
  6. Финансовое законодательство.
  7. Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

  • Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
  • Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);
  • Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Основными задачами Министерства финансов РФ является:

  1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.
  2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.
  3. Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активное воздействие на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка.
  4. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.
  5. Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.
  6. Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.
  7. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

  1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами.
  2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов; размеры дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.
  3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных внебюджетных фондов.
  4. Разрабатывает, с участием Министерства по налогам и сборам, предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.
  5. Принимает участие в определении ценовой политики.
  6. Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.
  7. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ.
  8. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.
  9. Осуществляет, по поручению правительства, сотрудничество с международными финансовыми организациями.
  10. Разрабатывает программы внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

  • бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;
  • Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;
  • департамент налоговых реформ;
  • департамент ценных бумаг и финансового рынка;
  • департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
  • отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);
  • департамент валютно-экономического регулирования.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно предоставлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

3. Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков:

  • регламентированность (упорядоченный процесс);
  • связь с обработкой информации;
  • направленность на достижение определенных целей;
  • временной характер.

Планирование — процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План — это результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

В ходе планирования субъект хозяйствования выполняет следующие задачи:

  • всесторонне оценивает состояние своих финансов;
  • выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их для наиболее эффективного использования.

На уровне государства и его субъектов центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Читайте также:  Способ научится быстро счет

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

  • заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;
  • доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;
  • социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Для финансового планирования особое значение имеет информация о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения такой информации называется прогнозированием.

Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимыми элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования, это:

  • методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);
  • методы обработки пространственных и временных совокупностей;
  • методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
  • методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.

Выделяют различные типы финансовых планов хозяйствующих субъектов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Такой план может давать ответы на следующие вопросы:

  • Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?
  • Каким образом будет использоваться этот капитал?
  • Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?
  • На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Главными функциями текущего планирования являются:

  • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления:
    • производственной деятельности;
    • инвестиционной деятельности;
    • маркетинговой деятельности;
    • научно-проектной и изыскательской деятельности;
    • социальных проектов;
  • планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);
  • планирование денежных потоков;
  • планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;
  • планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы.

Главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы.

Целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

  • исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
  • разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;
  • определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
  • прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;
  • создание и поддержание системы управления финансами предприятия;
  • разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, которые представляют собой модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана. В нем планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражаются в стоимостных показателях.

Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;
  • расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, освоением рынков;
  • проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;
  • определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.

4. Финансовый контроль

Успешно реализовать финансовую политику государства, обеспечить процессы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов в значительной степени помогает финансовый контроль.

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Объектом финансового контроля являются денежные, перераспредилительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Предметом проверок являются стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Финансовый контроль включает проверку:

  1. Соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций распределения и перераспределения национального дохода).
  2. Составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль).
  3. Эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений.
  4. Проверки налоговых взаимоотношений.

Задачи финансового контроля:

  • проверка правильности и своевременности формирования денежных фондов;
  • проверка правильности и своевременности использования денежных фондов;
  • проверка соблюдения финансовой дисциплины (правила учета и отчетности экономических субъектов);
  • предотвращение финансовых нарушений (хищения, нецелевое использование и т. д.);
  • выявление резервов эффективного формирования и расходования финансовых ресурсов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков и корпораций.

Финансовый контроль государства негосударственных сфер экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоговые и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью организации включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

  • Проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных, привлеченных.
  • Анализ финансовых результатов инвестиционных проектов.
  • Правильность и достоверность финансовой отчетности.
  • Контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Виды финансового контроля классифицируют следующим образом:

  1. По субъектам проведения контроля:
  • индивидуальный частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;
  • государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительством, министерствами, ведомствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т. д.), прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;
  • ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств в отношении деятельности подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
  • внутрихозяйственный контроль ведется экономическими и финансовыми службами организаций. Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность;
  • общественный контроль производится неправительственными организациями. Объект контроля зависит от стоящих перед ним задач;
  • независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами;
  • международный контроль осуществляется международными субъектами.
  1. По времени проведения:
  • предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов. Используется для предотвращения неэкономного и неэффективного использования средств;
  • текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предусматривает возможность злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов;
  • заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации. Его цель — проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм — открытая обратная связь. Контроль осуществляют в основном граждане и специальные структуры.

3. По методам проведения:

  • проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;
  • обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
  • надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии;
  • экономический анализ имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью оценки резервов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснование возможностей их эффективного использования;
  • ревизия — один из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии:

  • полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  • частичная — проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • комплексная — охватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия и организации; охватывает хозяйственную и финансовую деятельность; вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются специалисты (эксперты). Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результата;
  • тематическая — проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий и организаций, что позволяет выявить типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Читайте также:  Способ обвязки груза двойной обхват

В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций различают:

  • сплошные ревизии, предполагающие проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  • выборочная проверка — определение части первичных документов за тот или иной промежуток времени (1 месяц, квартал). При обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
  • комбинированная — предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным. Это позволяет проверять большие объекты с высоким документооборотом. На основе проведенной ревизии составляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

  1. Счетная палата РФ. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации.
  2. Президентский контроль. Осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля и прав по формированию состава Правительства РФ.
  3. Правительство РФ. Контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
  4. Министерство финансов РФ. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах их компетенции и сфер деятельности.
  • Департамент государственного финансового контроля. Организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ (контрольно-ревизионных управлений) ревизии и проверки, контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставления налоговых льгот.
  • Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Выполняет функции государственного страхового надзора. Его полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Службой осуществляется лицензирование страховой деятельности страховых компаний, разработка соответствующих методических и нормативных документов, а также предложений по применению страхового законодательства, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций, проведение проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, контроль соблюдения ими страхового законодательства и страховой дисциплины.
  • Главное управление Федерального казначейства РФ. Основная задача этого управления — организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов.

В состав Министерства финансов РФ также входят: Федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет РФ и др.

  1. Министерства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, проведенных предприятиями, учреждениями и организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной и сметной дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов; выявления хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т. д.
  2. Центральный банк РФ. ЦБ РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. Главной целью деятельности ЦБ является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию ЦБ РФ осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора.

Аудиторский и внутрихозяйственный контроль

Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Он подразделяется на:

  • Оперативный (текущий) контроль, который производится главным бухгалтером в процессе повседневной финансово-хозяйственной деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
  • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
  • Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля. Это независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. Основные задачи аудиторского контроля:
  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать другие услуги:

  • постановку и ведение бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах;
  • анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
  • обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства;
  • проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации, по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (добровольной). Если инициативная (добровольная) проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых не соответствуют критериям, установленным Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

  • заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;
  • заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
  • отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
  • заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Выделяют различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами.

Так, экономике социалистических стран был присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Также для социализма характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере.

Другой, близкой по целям к социалистической, является шведская модель благосостояния, которая характеризуется значительной степенью государственного регулирования и реализует идею солидарности различных слоев населения, их сближения и достижения высокого уровня жизни. В результате регулирующих мер при таком виде экономических отношений развертывается широкая сеть бесплатных социальных услуг, на оказание которых направляется примерно 40% всех расходов государственного бюджета. Такой социально ориентированной модели придерживаются Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Япония.

Либеральная модель регулирования социально-экономических процессов сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие его в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

К стратегическим задачам России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений относятся следующие:

  • создание условий для реализации гражданами своих прав на высокий уровень образования, соответствующий потребностям развития экономики;
  • улучшение здоровья населения, расширение массовой физической культуры, спорта, туризма;
  • развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;
  • создание цивилизованного рынка труда;
  • обеспечение адресной и дифференцированной поддержки (за счет бюджетных средств) граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  • повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
  • проведение системных изменений в жилищной сфере для повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны, направленная на либерализацию, предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.

Существующая на сегодняшний день модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов.

Приоритетная составляющая ГРСЭП (системы государственного регулирования социально-экономических процессов)финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане.

Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирование расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

Читайте также:  Ректальный способ введения препарата это

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относят косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготные налогообложение и финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

В систему государственного регулирования также входит бюджетное регулирование. В ходе его реализации решаются следующие основные задачи:

  • формирование бюджетных доходов, их определенной структуры на текущий период и среднесрочную перспективу;
  • аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;
  • межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;
  • управление (координация) всем бюджетным процессом.

Таким образом, бюджетная политика способствует регулированию темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Реформирование социальной сферы предусматривает расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе, формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг, разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Государственные минимальные социальные стандарты будут включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, норм и нормативов материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию. Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Также в сфере регулирования социально-экономических процессов важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов управления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

6. Финансовый рынок и его основные участники

Финансовый рынок представляет собой систему купли-продажи финансовых инструментов. Он выступает в качестве экономической категории и субъективного стоимостного инструмента.

Как экономическая категория финансовый рынок охватывает отношения между субъектами по поводу купли продажи финансовых инструментов. В качестве субъективного инструмента рынок выражает специфический механизм рыночного хозяйствования.

К факторам развития финансового рынка относятся:

  • рост масштабов экономики и необходимость торговли крупными ценностями (предприятиями, землей и др.) по частям при сохранении процесса их функционирования;
  • международная деятельность субъектов экономических отношений (торговля, туризм и другая деятельность).

Экономическую основу возникновения финансового рынка составляет многообразие форм собственности.

Субъектами рынка выступают всевозможные субъекты экономических отношений, подразделяющиеся на покупателей (инвесторов), продавцов (должников) и посредников.

Объект — специфический товар, называемый финансовым активом. В качестве финансового актива могут выступать различные финансовые ценности, в том числе: иностранная валюта; национальная валюта; ценные бумаги; страховые документы и др.

Финансовый рынок выполняет три основные функции:

  • мобилизацию (аккумуляцию) свободных финансовых ресурсов, которая носит временный характер и осуществляется в основном через займы валюты, других ценностей или специальные ценные бумаги (облигации);
  • распределение свободных финансовых ресурсов. Эта функция состоит в обеспечении потребления и конкретных инвестиций необходимым капиталом;
  • перераспределение стоимости рыночных ценностей в целях реализации финансовой политики субъектов экономических отношений (физических лиц, негосударственных организаций, государственных и межгосударственных структур).

В финансовом рынке участвуют различные субъекты: физические и юридические лица, государства и международные структуры. Решающую роль среди них играют физические лица. Следовательно, главное назначение финансового рынка — обеспечение дохода физических лиц. Оно происходит или через финансирование производства жизненных ценностей, или через перераспределение ценностей экономических субъектов.

Современный финансовый рынок представляет собой систему относительно самостоятельных четырех сегментов: валютного, кредитного, страхового и рынка ценных бумаг (см. рис. 2).

Рис. 2. Состав финансового рынка

1. Валютный рынок — это система купли-продажи валют. На валютном рынке предлагаемая (продаваемая) валюта выступает в виде специфического товара, а покупаемая становится реальными деньгами. Акт обмена денег имеет определенную цену, а поэтому совершается за конкретную плату.

Характерная особенность валютного рынка заключается в его обусловленности международной экономической деятельностью, рыночными контактами субъектов разных стран.

Валютный рынок подразделяется на международный и внутренний, которые, в свою очередь, могут быть организованными и неорганизованными (неформальными).

2. Кредитный рынок охватывает отношения экономических субъектов по поводу купли-продажи специфического товара — временного пользования ссудным фондом (валютой или другими ценностями). При этом продавец является кредитором, покупатель — заемщиком, а объект отношений — ссудный фонд, цена использования которого называется ссудным процентом. Кредиторами и заемщиками могут быть физические и юридические лица, государственные структуры и международные организации.

Суть кредитной сделки заключается

в предоставлении одним субъектом другому ссудного фонда на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредит выступает в пяти основных формах: гражданской, коммерческой, банковской, государственной и межгосударственной — и может быть организованным и неорганизованным.

В кредитном рынке различаются рынок банковских ссуд (ссудного фонда) и денежный рынок.

Рынок ссуд — это средне- и долгосрочные операции, обеспечивающие воспроизводство внеоборотных активов организаций и предметов длительного потребления населения.

Денежный рынок — рынок краткосрочных операций, опосредует движение оборотных активов экономических субъектов.

Инструментами кредитного рынка служат вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация и др.

3. Рынок ценных бумаг охватывает совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи ценных бумаг.

Ценная бумага — это документ, удостоверяющий имущественные права владельца. Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Ценные бумаги бывают эмиссионные, требующие специальной эмиссии, и неэмиссионные, осуществляемые без проспекта эмиссии. Эмиссию осуществляют юридические лица и институциональные структуры.

В настоящее время существует множество классификаций ценных бумаг. В целом они подразделяются на основные и вспомогательные.

К основным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акциями называются ценные бумаги, закрепляющие права их владельцев на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении обществом и долю имущества после ликвидации общества.

Облигации — это ценные бумаги, удостоверяющие право их держателей на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости и фиксированного процента. Облигации служат формой займа денежных средств. Продавцы облигаций выступают должниками, покупатели — кредиторами.

К вспомогательным ценным бумагам относятся опционы, чеки, сертификаты, фьючерсы и др.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок — сфера обращения ценных бумаг, где происходит формирование субъектов (инвесторов и должников) как таковых и первая купля-продажа. При этом:

1) на рынке ценных бумаг появляется финансовый инструмент;

2) эмитент (выпускающий), продавая его, привлекает нужные ему средства. Реализация может быть по эмиссионной цене, равной номиналу или отклоняющейся от него.

Вторичный рынок — процесс обращения ранее размещенных ценных бумаг, переход их во вторые, третьи и следующие руки. Здесь нет получения дополнительных денежных средств эмитентом. Ценная бумага просто меняет владельца. Основной смысл вторичного рынка — спекулятивное перераспределение фиктивного капитала.

Размещение бумаг на первичном рынке может быть частным и публичным.

При частном размещении ценные бумаги продаются ограниченному кругу заранее отобранных инвесторов (т. е. без публичного предложения всем желающим). При публичном размещении дается публичное объявление и бумаги продаются всем желающим.

Эмитентами на первичном рынке являются корпорации, правительственные и муниципальные органы. Покупателями фондовых ценностей выступают индивидуальные инвесторы и кредитно-финансовые институты (институциональные инвесторы). В России покупателями являются предприятия, финансовые институты, население.

Вторичный рынок ценных бумаг складывается из двух составных частей: рынка фондовой биржи и внебиржевого рынка ценных бумаг.

Многообразие ценных бумаг можно классифицировать по нескольким признакам: эмитентам, владельцам, экономической природе, срокам функционирования и др.

По эмитентам выделяют три группы: государство, частный сектор, иностранные субъекты.

Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

Ценные бумаги частного сектора подразделяются на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются негосударственными организациями, частные — физическими лицами (например, векселя или чеки).

В зависимости от владельцев ценные бумаги подразделяются на:

  • именные (имя владельца ценной бумаги регистрируется в специальном реестре);
  • предъявительские (не регистрируются на имя владельца у эмитента).

По экономической природе выделяются:

  • свидетельства о собственности (акции АО);
  • свидетельства о займе (государственные долговые обязательства, корпоративные облигации, векселя, чеки, депозитные сертификаты);
  • контракты на будущие сделки (фьючерсы, опционы).

По сроку функционирования ценные бумаги делятся на краткосрочные (депозитные сертификаты, приватизационные чеки); долгосрочные (облигации, закладные) и бессрочные (акции).

Многие виды ценных бумаг обращаются на фондовых (биржевых) рынках. Но решающую роль играют акции и облигации.

Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг, других активов.

Организационно биржа на финансовом рынке представлена как хозяйствующий субъект, занимающийся организацией обращения иностранной валюты и ценных бумаг в валюте (валютная биржа); фондовых ценных бумаг (фондовая биржа); фьючерсами и опционами (фьючерсная биржа); драгоценными металлами (биржа драгоценных металлов).

Биржа не является коммерческой организацией, т. е. она не должна извлекать прибыль из своей биржевой деятельности. Биржа создается в форме некоммерческого партнерства, которое организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже лишь через ее членов.

Биржа выполняет две функции:

1) мобилизация временно свободных денежных средств путем обмена их на биржевой товар;

2) установление рыночного курса финансового актива (валюты, ценной бумаги, золота).

4. Страховой рынок. Субъектами страхового рынка выступают страхователи (покупатели, инвесторы), страховщики (должники) и посредники. Объектом служат страховые полисы.

Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции.

Пассивные заключаются в продаже страховых полисов.

По характеру пассивных операций различают следующие типы страховых компаний:

  • общего страхования (от пожаров, транспортного, морского, автомобильного);
  • личного страхования (страхования жизни);
  • перестрахования;
  • смешанные (страхования жизни и имущества).

Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков. Приоритетное направление — долгосрочное финансирование: вложение средств в высокодоходные ценные бумаги, облигации правительства и местных органов власти и т. д.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыты основные положения финансовой политики на уровне государства, ее принципы. Рассмотрены субъекты и структура органов управления государственными финансами. Подробно раскрыты функции органов управления государственными финансами.

Также раскрыты вопросы, касающиеся финансового планирования и прогнозирования. Дается понятие финансового планирования на уровне государства и на уровне предприятия. Раскрывается содержание финансовых планов. Определяется место прогнозирования при подготовке финансовых планов.

Рассматривается понятие финансового контроля, его виды и порядок проведения. Дается характеристика органам, осуществляющим финансовый контроль. Особое внимание уделяется порядку проведения внутрихозяйственного и аудиторского контроля.

Источник

Оцените статью
Разные способы