Способы осуществления действия называют

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Решение педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучае­мыми, которая включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий — централь­ный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Имен­но и налаживании плодотворного психолого-педагогического к взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое взаимодействие также характеризует этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие основывается на понимании обу­чения и воспитания как субъектно-субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием. Содержанием рассматриваемого взаимодействия выступает об­мен информацией, реализация учебно-воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с учащимися через совокупность приемов.

Прием— это способ осуществления чего-нибудь, отдель­ные действие, движение.

В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «дей­ствие», «операция».

Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуще­ствления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом» 1 . Следо­вательно, прием — это способ выполнения действия по­средством определенных операций; приемом может вы­ступать и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «уме­ние». Под умениемпонимается успешное выполнение како­го-либо действия или более сложной деятельности с приме­нением, а нередко и выбором правильных приемов, с уче­том определенных условий 2 .

Психолого-педагогическое взаимодействие на основе со­вокупности приемов носит выраженный индивидуально-лич­ностный характер, проявляется через призму личности педа­гога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию.

В настоящее время развернутой и однозначной система­тизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделе­ние этапов такого взаимодействия (1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредствен­ное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодей­ствия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого-педагогического взаимодействия.

1. Приемы управления педагога-психолога своим поведе­нием:

— эмоционально-волевой выразительности (речевые, ми­мические, пантомимические);

2. Приемы организации непосредственного педагогиче­ского взаимодействия с воспитанниками и их коллектива­ми (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения.

3. Общепедагогические приемы используются воспитате­лями в психолого-педагогической деятельности, в том чис­ле в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные.

Большинство приемов психолого-педагогической деятель­ности имеют разработанные правила их успешной реализа­ции, которые могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Проил­люстрируем сказанное (табл. 5).

Источник

Шпаргалка по психологии (15 стр.)

43. Структура деятельности

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Могут быть выделены следующие составные части действия: 1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями.

Операция (от лат. operatio – «действие») – исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осуществления действия. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожденные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.

Читайте также:  Способы определения дирекционных углов ориентирных направлений

Операции – это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия), и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

44. Развитие человеческой деятельности. Компоненты человеческой деятельности

В своем развитии человеческая деятельность проходит следующие аспекты прогрессивного преобразования: 1) филогенетическое развитие системы деятельности человека; 2) включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития; 3) изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития; 4) дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности, экономики. Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: 1) деятельность обогащается новым предметным содержанием; 2) у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты; 3) в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности;

4) в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним относятся: 1) анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы; 2) психологические процессы и структуры, включенные в регуляцию деятельности.

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией. Таким образом, интериоризация – это формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.

В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней сознательной деятельности человека.

Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельности всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия.

45. Виды деятельности

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 – в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией: 1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.

Читайте также:  Цистит лечение народные способы лечения

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимно существуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесение игровых моментов в процесс обучения позволяет повысить эффективность усвоения материала. В жизни взрослого человека игра также имеет большое значение, занимая определенное место в организации отдыха.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.

Источник

Структура деятельности

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Читайте также:  Как делать бумажных журавликов самый легкий способ

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Рабочие действия по своим целям деляться на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

Ориентировочные действия— это определение цели деятельности, условий, средства и пути ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочныедействия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы