- Виды налоговой политики
- Основные направления бюджетно-налоговой политики
- Виды бюджетно-налоговой политики: основная классификация
- Другие классификации
- Требования к НБП
- Инструменты и методы налогово-бюджетной политики
- Цели и задачи налогово-бюджетной политики государства
- Готовые работы на аналогичную тему
- Инструменты реализации налогово-бюджетной политики государства
- Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
- Что такое бюджетно-налоговая политика государства
- Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
- Основные инструменты налогово-бюджетной политики
- Плюсы и минусы фискальной политики
- Итоги
Виды налоговой политики
Налоговая политика — это часть финансовой политики государства. Это комплекс действий институтов власти, который включает:
- выработку основ системы;
- ее внедрение;
- контроль ее эффективности;
- регулирование пропорций макроэкономики;
- применение механизма налогообложения.
Налоговая система и налоговая политика государства связаны как часть и целое. Последняя должна, в частности, включать меры по совершенствованию первой. Как итог, она оптимизирует централизацию средств в бюджете, а вместе с тем способствует росту национального богатства.
Основные направления бюджетно-налоговой политики
Это задачи, которые она будет решать в определенный период, и соответствующие им планируемые результаты. В текущем периоде это:
- налоговая нагрузка;
- условия ведения бизнеса;
- функционирование консолидированных групп налогоплательщиков;
- маневры в нефтяном секторе;
- расходы бюджетов;
- антикризисные меры;
- направления совершенствования налоговой системы и отдельных обязательных платежей.
Основные направления налоговой политики РФ на 2020-2021 годы Минфин вынес на обсуждение в Госдуму в начале июля. Документ размещен на сайте Министерства финансов.
Виды бюджетно-налоговой политики: основная классификация
В экономической теории выделяют три вида таких мер.
- Максимальные налоги. Государство старается взимать так много, насколько это возможно. Верхний предел устанавливается в каждой стране. За всю историю он не превышал половины ВВП. Такой подход опасен для бюджета. Мотивация хозяйствующих субъектов к деятельности падает, и поступления снижаются.
- Разумные налоги. Власть принимает меры по поддержке бизнеса, создает привлекательный инвестиционный климат. Негативная сторона — недополучение средств на обеспечение социальных программ.
- Высокие налоги при сильной соцзащите. Это оптимальная комбинация предыдущих двух видов, преодолевшая их недостатки.
На практике они могут сочетаться даже в пределах одной страны. В России в 2016-2018 годах предпочтение отдается второму виду.
Другие классификации
Еще один критерий — это охватываемый период. Стратегическая БНП ставит цели на 3 года и более, тактическая — на 1-3 года.
Налоговая система как инструмент государственной политики имеет несколько функций. Поэтому в определенный период времени одна из них имеет большее значение, чем остальные. Соответственно, разновидности БНП выделяются на основе этих приоритетов:
- Фискальная. Главная цель — увеличение бюджетных доходов. Интересы плательщиков могут игнорироваться. Такому типу характерно отсутствие или значительное сокращение налоговых льгот.
- Регулирующая. Здесь возможны разные цели: стимулирование одних экономических процессов, сдерживание других, а также накопление средств на цели воспроизводства. Этому типу присущи разнообразные льготы, специальные режимы обложения, ослабление контроля. Есть риск недополучения отчислений, достаточных для страны.
- Распределительная. Потери в отдельных сферах (например, социальной) власть компенсирует за счет увеличения налогового бремени некоторых категорий субъектов. Чаще всего это выражается в штрафах и прочих санкциях.
- Комбинированная. Она направлена на достижение равновесия при реализации вышеприведенных функций. С ее помощью можно оптимизировать поступления и предотвратить неоправданные репрессии налогоплательщиков.
Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика — это важнейшие элементы финансовых отношений любого государства. Поэтому достижение их обоснованности и справедливости — ключевая задача профильных органов власти.
Требования к НБП
Чтобы направления, цели и задачи НБП учитывали интересы и государства, и субъектов налогообложения, ее разработчики должны ориентироваться на следующие требования:
- опора на научный подход и данные анализа предшествующих периодов;
- минимизация человеческого фактора и соответствующих ошибок за счет применения компьютерных технологий и методов экономико-математического моделирования;
- учет особенностей конкретных исторических и социально-экономических условий;
- предварительная оценка текущего состояния и финансового потенциала экономики страны;
- многовариантное планирование и прогнозирование по всем возможным сценариям;
- всесторонняя оценка последствий, выявление потенциально необратимых изменений в национальной экономике;
- ориентация на поддержку хозяйствующих субъектов.
Если при формировании налоговой политики на очередной период соблюдены все эти критерии, высока вероятность ее реальной эффективности. Тогда она поможет достичь актуальных для страны целей без ущерба для ее граждан, предприятий и экономики в целом.
Источник
Инструменты и методы налогово-бюджетной политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели и задачи налогово-бюджетной политики государства
В современном мире налогово-бюджетная политика выступает неотъемлемым инструментом государственного регулирования национальной экономики. В общем виде она представляет собой политику правительства, основанную на использовании бюджетно-налоговой системы государства в целях решения социальных задач и развития деловой активности.
Основные цели налогово-бюджетной политики отражены на рисунке 1. Так или иначе, все они направлены на сглаживание циклических колебаний национальной экономики государства.
Рисунок 1. Цели налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из целей налогово-бюджетной политики вытекает ее основополагающая задача, которая сводится к необходимости сбалансированности макроэкономических систем. Решение социальных задач общества и регулирование уровня деловой активности обеспечивается посредством сбора налогов и расходования средств государственной казны.
В целом бюджетно-налоговая политика, осуществляемая органами государственной власти, ориентирована на производство не инфляционного валового национального продукта и сбережение полной занятости. Она же задает направление развития народного хозяйства, и его темпы.
В конечном счете, сущность налогово-бюджетной политики сводится к стратегически правильному формированию госбюджета посредством действующей в стране системы налогообложения и манипулирования средствами госбюджета ради достижения поставленных целей.
Сегодня реализация налогово-бюджетной политики выступает неотъемлемым элементом управления экономики страны и стабилизации ее цикличных колебаний. Являясь косвенным инструментом регулирования экономики, она играет огромную роль в ее развитии и оказывает существенное влияние на уровень жизни населения.
Готовые работы на аналогичную тему
Инструменты реализации налогово-бюджетной политики государства
Реализация налогово-бюджетной политики государства основана на использовании определенных инструментов.Под инструментами в данном случае принято понимать экономические механизмы, посредством которых обеспечивается достижение целей бюджетно-налоговой политики.
Основными инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета (рисунок 2).
Рисунок 2. Инструменты налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным источником доходов государственной казны выступают налоговые поступления.Налог представляет собой безвозмездный, обязательный платеж, который взимается с физических и юридических лиц посредством отчуждения принадлежащих им денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и выполнения его функций.Налоги делятся на несколько видов:
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с имущества либо доходов субъектов налогообложения (физических и юридических лиц).
Косвенные налоги устанавливаются качестве надбавки к цене товаров и услуг, реализуемых на рынке. Примером прямого налога выступает подоходный налог, примером косвенного – акцизы и НДС.
Аккордные налоги устанавливают на определённом уровне, независящем от доходов экономического субъекта в то время, как подоходные налоги представляют собой процент от доходов.
Расходы государственной казны складываются из трансфертных платежей и расходов на содержание государственного сектора экономики.
К числу первых относятся различные виды государственных субсидий, социальных выплат и пособий (например, пособие по безработице). Вторые же представлены государственными закупками товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования государственного аппарата.
Таким образом, инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета. Основным источником формирования его доходов выступают налоги, в то время как его расходы могут быть представлены трансфертными платежами и государственными закупками. Каждый из инструментов налогово-бюджетной политики оказывает особое влияние на экономику страны, а их выбор и соотношение определяется фазой экономического цикла.
Методы налогово-бюджетной политики государства
Под методами налогово-бюджетной политики в общем виде следует понимать способы и механизмы использования ее инструментов. Отталкиваясь от основных инструментов налогово-бюджетной политики, можно выделить следующие методы ее реализации:
- повышение либо понижение налогов;
- рост либо сокращение объемов государственных закупок;
- увеличение или сокращение трансфертов.
Таким образом, методы налогово-бюджетной политики государства могут быть сведены способам регулирования и управления формированием доходных и расходных статей государственного бюджета.
Механизмы налогово-бюджетной политики государства и их использование имеют ряд особенностей, определяемых фазой экономического цикла и соответствующим ей видом бюджетно-налоговой политики.
Так, например, основными инструментами реализации налогово-бюджетной политики стимулирующего типа выступают сокращение налогов, рост объемов государственных закупок и увеличение трансфертов.
В то же время для налогово-бюджетной политики сдерживающего типа, напротив, характерно увеличение налогового бремени, уменьшение объемов государственных закупок и сокращение трансфертов.
Основным инструментом налогово-бюджетной политики дискреционного типа выступает изменение налоговых ставок, а не дискреционной – индексация доходов, подоходный налог, различные социальные выплаты и пособия по безработице.
Так или иначе, именно управление налогами и трансфертными платежами служит основным механизмом реализации налогово-бюджетной политики государства, позволяющим добиваться поставленных целей. Государственным закупкам отводится второстепенная роль.
Источник
Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
- изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
- изменение налоговой ставки;
- изменение трансфертных выплат
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
- контроль за процентом подоходного налога;
- косвенные налоги;
- трансфертные пособия
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Источник