Способы осмысления права который выводит смыслы

Способы осмысления права который выводит смыслы

Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена

История и методология юридической науки(магистратура)

1. Специальные научные методы …
разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений
Используются во всех конкретных науках
Используются в нескольких , но не во всех конкретных науках

2. Социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия – это правовая …

3. Установите соответствие видам аргументации Различают несколько видов аргументов:
1) удостоверенные единичные факты
2) определения как аргументы доказательства
3) аксиомы и постулаты
4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства
а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики.
б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.
в) определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и т. д.
г) к такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, то есть научные данные и научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика

4. Способ осмысления права, который выводит смыслы права из взаимодействия субъектов, – это правовая …

5. Способ осмысления права, сводящий многогранную правовую реальность к позитивному праву, которое производно от воли государства и ценностно нейтрально – это правовой …

6. Установите соответствие между методами юридической науки:
А)общенаучные методы
Б)специальные методы
В)частнонаучные методы
А 1.правовой эксперимент
2.системный
3.аналогия
4.моделирование
5.формально-юридический
6.математический
Б) 7.конкретно-социологический
8.анализ
9.статистический
10.абстрагирование
11.диалектика
12. правовое прогнозирование
В) 13. восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному
14. математический
15. индукция
16. сравнительное правоведение
17. функциональный
18. дедукция
19. сравнительный
20. синтез

7. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, – это …
наука
религия
образование
искусство
картина мира

8. Установите соответствие между этапами развития классической науки и концепциями:
История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:
Классический этап
Неклассический этап
Постнеклассический этап
а) данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте
б) на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, и не выносится за окружение его деятельности
в) на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности

9. К формам научного познания относится …
гипотеза
теория
закон
факт
идея
проблема
Индукция
Интуиция
Анализ
Опыт

Читайте также:  Способы решения проблем команды

10. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем применяется …
метод сравнительного правоведения
Статистический метод
Следственный метод
Кибернетический метод

11. К моделям (теориям) юридической аргументации относится …
когерентная теория
герменевтическая теория
модель свободного принятия решения
дедуктивная теория
Феноменологическая теория
Индуктивная теория

12. Принцип фальсифицируемости предложил …
К. Поппер
Т.Кун
М. Шлик
И.Лакатос

13. Говоря о соотношении предмета и методов юридической науки можно утверждать что
Предмет и методы существуют независимо друг от друга
Методы определяет исследователь независимо от предмета исследования
Между предметом и методами юридической науки нет существенной разницы
Предмет определяет методы исследования

14. Индустриальный характер современного физического эксперимента и сложность его техники делают необходимым создание .
малых коллективов исследователей
больших коллективов исследователей
больших коллективов руководителей
узкого крута специалистов

15. Основными функциями юридической науки являются:
б)эвристическая
г)методологическая
д)практико-организационная
ж)прогностическая
и)эвристическая
к)онтологическая

16. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей развития науки являются …
креационизм и эволюционизм
субстратный и функциональный подходы
кумулятивизм и антикумулятивизм
коммунизм и антикоммунизм

17. Гипотеза ad hoc – это …

18. Юридическая наука – это …
общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности
наука о закономерностях процесса развития государства и права и, что самое главное, о сущности государства и права
дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления
наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений

19. К основным функциям юридической науки относится …
мировоззренческая функция
эвристическая функция
практическая функция
онтологическая функция
познавательная функция
функция проектирования и конструирования
методологическая функция
прогностическая функция

20. Современный этап развития науки называется …
постнеклассическим
паранормальным
классическим
неклассическим

21. Объекты феноменологического метода – это …
идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания
безусловные очевидности, предшествующие нормам права

22. Автор метода деконструкции – это …

23. Томас Кун ввел в науковедение понятие «…»
парадигма познания
Верифицируемость истины
Критический рационализм

24. В структуру научной теории входит …
исходная теоретическая основа
совокупность альтернативных теорий
Логика развития теории
Реализация теории в изобретениях

25. Расположите в правильной логической последовательности этапы научного исследования:
1)создание теории
2)выдвижение гипотезы
3)формулирование проблемы
4)сбор эмпирических данных
5)проверка гипотезы

26. Научная коммуникация — это .
адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам
система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл
мощное общественное орудие, которое формирует людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого
коллектива
совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способов осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов
социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств
__________________________________________________________________________
Помощь / Консультация по онлайн -тестам
89660626549 Вайбер /Вотсапп

Читайте также:  Организационные способы стимулирования труда включают

Источник

Философия права

Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность

Как известно, позитивизм не ставит вопрос о том, на основании чего устанавливается правопорядок, поскольку право для него существует как фактическая данность, хотя очевидно, что непосредственным источником правопорядка является правосознание, которое содержит убеждения о том, что является справедливым в сфере правового регулирования. В зависимости от того, какая реальность представляется в качестве источника правовых смыслов, и различаются способы обоснования права.

В рамках классической философской традиции (т. е. традиции, идущей от Декарта) выделяются две группы философско-правовых теорий: объективистские (материалистические) и субъективистские (идеалистические). Термины объективизм и субъективизм в данном случае являются производными от категорий объекта и субъекта, они дают возможность различать правовые концепции в зависимости от представлений о том, черпает ли правосознание правовые смыслы из объекта, объективных отношений, или из субъекта, самого сознания. Рассмотрим более подробно эти основные способы осмысления и обоснования права.

Правовой объективизм. Мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает материалистическая установка выведения всех идеальных смыслов из «жизни», из объективной реальности. Поэтому правовой объективизм рассматривает право как часть иной, чем оно само, реальности. Здесь право предстает как «погруженное» вглубь действительности, в жизнь. Правопорядок и правосознание объясняются «снизу», из их жизненного значения. Правовая реальность рассматривается как реальность общественных отношений, в глубине которых следует искать основания права, разгадку тайны его сущности.

В зависимости от того, какие отношения рассматриваются в качестве основных, выделяются различные объективистские теории. Важнейшими среди них являются: юридический биологизм, юридический экономизм, политический объективизм, культурно-исторический объективизм, социологический объективизм и др.

Сторонники юридического биологизма глубинные основы права видят в биологической организации человека, в структуре его инстинктов, в фундаментальных биологических потребностях, удовлетворяемых посредством права (фрейдизм, биологическая антропология, социобиология и др.).

Юридический экономизм (марксизм) исходит из того, что фактические отношения определяются экономическими факторами. Актуально существующие экономические отношения отражаются в человеческом сознании и составляют содержание данного правопорядка.

В рамках политического объективизма правовой порядок рассматривается как выражение существующих властных отношений, как это было у Н. Макиавелли и Т. Гоббса. «Власть, а не истина творит закон» — таково кредо этого направления.

К одной из разновидностей объективизма — культурно-историческому — можно отнести известную «историческую школу права» (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта). Согласно исторической школе, право возникает спонтанно из недр народного духа, будучи неотъемлемой частью целостной культуры народа. Оно не может вызываться к жизни произвольными желаниями отдельных индивидов или групп лиц (даже если эти люди — законодатели). Эволюция права всегда органична, она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права есть медленное, плавное раскрытие его особой субстанции, которая, будто зерно, изначально покоится в глубине народного духа.

Читайте также:  Способы как вывести похмелье

Объективизм, который преувеличивает роль социальных отношений, получил название социологического объективизма, или социологизма. Представители этого направления в качестве источника правосознания рассматривают исключительно реально существующие отношения, которые изучаются социологией.

Социологизм, считающий, что право — исключительно социальное явление, выступает наиболее типичной формой объективистских теорий, их обобщенной чертой.

Здесь речь идет уже не об изучении условных установлений в пределах определенного исторического правопорядка, а о познании самих фактических основ права. Право выводится за пределы государства и растворяется в обществе. Исходный пункт и центр права видится не в законодательстве, а в общественных отношениях, то есть сторонники этого направления исходят из приоритета гражданского общества над государством.

Особенностью социологического объективизма является то, что он подчеркивает связь права с жизнью, с социальным бытием. Понимая под «жизнью» общественную жизнь, социологический подход рассматривает право как «погруженное» в эту социальную реальность.

Достоинством правового объективизма является то, что в нем обращается внимание на тот бесспорный факт, что правопорядок включен в актуально существующие отношения и немыслим без их учета. Благодаря их учету здесь ставится и решается вопрос о том, при каких условиях правопорядок может быть справедливым. В то же время объективизм абсолютизирует роль существующих условий (социальных и культурно-исторических) в качестве источника правосознания, превращая правосознание и правопорядок в зеркальные отражения этих условий.

Таким образом, бесспорная идея о том, что субъект не может быть самодостаточным в создании правопорядка, исходит лишь из самого себя, оборачивается растворением субъекта в общественных отношениях, недооценкой творческой активности субъекта.

В силу указанной особенности объективизм не может дать удовлетворительного ответа на главные вопросы философии права:

  1. о критерии справедливости, поскольку из-за отождествления должного и фактического невозможно занять никакой ценностной позиции по отношению к существующим условиям, а следовательно, нельзя сказать, справедливы эти отношения или несправедливы, ибо они просто даны как необходимые;
  2. о нормативной силе права, так как из того, что законы обусловлены вытекающими из социальных условий потребностями, вовсе не следует, что им необходимо подчиняться;
  3. о собственной природе права, поскольку право сводится к его социальной основе и отождествляется с этой основой.

Исходя из описанных особенностей объективизма более правильно философско-правовую концепцию марксизма оценить не как позитивистскую, а как объективистскую. Ведь марксизм не ограничивается формальными моментами права, а ведет поиски его онтологических оснований в экономических отношениях, в фактических отношениях собственности.

Содержание воли господствующего класса следует понимать в нем не произвольно, а в его детерминированности характером производственных отношений. Справедливым считается все то, что соответствует интересам прогрессивного класса, а несправедливым — все то, что им не соответствует. В силу политического прагматизма, а отнюдь не по концептуальным соображениям, марксизм, став господствующей идеологией, свое понимание справедливости как стремление уничтожить данный правопорядок сменил на собственно позитивистское — как стремление его сохранить.

Источник

Оцените статью
Разные способы