- Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками
- Главные догматы
- Церковь испорчена
- Евангелие как единственный источник веры
- Как боролись с еретиками
- Прощение грехов
- Жители города Альби
- Священная инквизиция
- Жанна д’Арк
- Как раньше боролись с еретиками
- Порядки Торквемады
- «Сжечь – не значит, опровергнуть!»
- Орудия пыток
- Охота на ведьм
- Пытки и жертвы Инквизиции
- Малоизвестные факты о средневековых способах борьбы с еретиками
Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками
Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви. Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью. Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.
Главные догматы
Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.
- Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
- Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
- Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.
Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.
Церковь испорчена
Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.
Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.
Евангелие как единственный источник веры
Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.
Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».
Как боролись с еретиками
В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.
Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.
Прощение грехов
В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.
По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.
Жители города Альби
Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.
После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.
По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».
Священная инквизиция
Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения. Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни. 16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.
Жанна д’Арк
Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д’Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.
В середине 15 века Жанна д’Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д’Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.
Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.
Источник
Как раньше боролись с еретиками
Малоизвестные факты о средневековых способах борьбы с еретиками.
27 сентября 1480 года Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции Римского Папы Сикста IV учредили Испанскую инквизицию. Упразднили ее лишь в 1834 году. За несколько веков тысячи людей были преданы смерти, чьим ликам мы ужасаемся по сей день.
Порядки Торквемады
Через три года после учреждения Инквизиции, в 1483 году, первым Великим инквизитором стал Томас де Торквемада. За время его правления было сожжено на кострах около десяти тысяч человек, порядка тридцати тысяч были подвергнуты пыткам. Именно он добился изгнания из Испании около миллиона евреев.
Торквемада быстро организовал работу инквизиционных трибуналов. Инквизиторы прибывали в некую местность для изучения настроений местных жителей. Им объявлялось, что пришло время покаяться во всех грехах, и предлагалось донести на того, кто не желал раскаяться. Не донесшего подвергали преследованиям, потому недостатка в показаниях жителей друг на друга у церкви не было.
Далее начиналось расследование, которому помогали пытки и истязания. Если человек не признавался в грехе, его объявляли еретиком и сжигали на костре. Если признавал свою вину, то его сначала душили, а потом все равно сжигали.
«Сжечь – не значит, опровергнуть!»
Эти слова приписывают Джордано Бруно, возможно, самой известной жертве Святой Инквизиции. Его схватили в 1592 году по доносу аристократа, пригласившего Бруно к себе в гости, чтобы тот помог ему овладеть «искусством памяти». Довольно быстро Джордано рассорился с хозяином, и тот целых три дня строчил на своего гостя доносы. Бруно обвинялся не только в еретической трактовке устройства мира, но также в богохульных толкованиях Священного писания. Джордано Бруно, по заявлению аристократа, уверял, что не существует никакого возмездия за грехи, что души переселяются, и что сам Иисус не собирался погибать, до последнего стараясь избежать смерти.
Расследование дела Бруно шло более семи лет. За все эти годы он не отрекся от своих мировоззрений. Сама церковь приговор в исполнение не приводила, жертва передавалась светской власти. Узник был передан властям с упоминанием о «бескровном наказании», что означало аутодафе. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре.
Орудия пыток
Когда знакомишься с орудиями пыток инквизиции, понимаешь, что смерть на костре – ужасная и мучительная, многим жертвам могла представляться быстрым и желанным избавлением от страданий.
Широко распространены были испытания водой. Жертву привязывали к креслу, которое с помощью длинной жерди опускали в реку. Какое-то время держали под водой, а затем поднимали. Пытка могла продолжаться сутками. Холодной осенью она приобретала новые краски, поскольку поднимаемая из воды жертва быстро покрывалась коркой льда.
Похожим образом использовали металлическую клетку, в которую помещали еретика. Иногда так же погружали в воду, иногда – оставляли жариться на солнце. Надо ли говорить, что в таком случае жертву не поили и не кормили.
Пытка водой начиналась с того, что несчастного привязывали к специальному столу, выступ которого упирался жертве в спину. Нос затыкали и лили воду в рот, через специальную воронку. От невозможности глотать воду и дышать у истязаемого часто лопались сосуды. Когда тело переполнялось водой, но сознаваться ни в чем жертва не желала, палач прыгал ей на живот.
Железные крюки всевозможных модификаций использовались для раздирания спины. Жертву подвешивали на столбе и начинали «чесать». Иногда вместе с кусками мяса крюками выдирали ребра.
Дыба могла быть вертикальной, когда жертву подвешивали за руки, и горизонтальной, когда ее вытягивали с помощью специальных приспособлений. При вертикальной дыбе к ногам истязаемого привязывали груз.
Четвертование с помощью лошадей могло не задаться. Кони подчас не могли разодрать жертву на куски, тогда палач делал надрезы на конечностях несчастного…
Металлическая груша вставлялась, скажем так, не в рот. Рукоятка крутилась, груша внутри человеческого тела расширялась и… трудно было не признаться даже в самых страшных преступлениях.
«Колыбелью Иуды» называлась большая табуретка, сверху напоминающая по форме пирамиду. На острие сажали жертву. Когда от невыносимой боли она теряла сознание, ее снимали, приводили в чувство и снова сажали.
«Железная дева» представляла собой саркофаг в виде женской фигуры. В помешенного в саркофаг человека вонзались шипы и лезвия. Сделаны они были таким образом, чтобы убить жертву не сразу, а дать ей медленно истечь кровью.
А были еще пресс для черепа, испанский сапог, кресло для пыток с торчащими из него металлическими шипами. А иногда жертву, держа ее вниз головой, просто распиливали пилой. В таком положении несчастный до последнего находился в сознании…
Охота на ведьм
Считается, что во время охоты на ведьм в Средневековой Европе погибло около сорока тысяч женщин. По другим данным, жертв было более ста тысяч. Как бы то ни было, население ряда местностей существенно сократилось после активного поиска ведьм.
Если инквизиция положила глаз на какую-либо женщину, быть не признанной ведьмой шансов у нее практически не было. Первым признаком, по которому определяли ведьму, было наличие у нее домашнего животного. Кошки или собаки для обвинения в колдовстве было вполне достаточно. Не находили кота, годился жук с навозной кучи. Не было жука, в качестве доказательства использовали моль. Инквизиторы не брезговали даже тараканами.
Полагали, что у всякой ведьмы на теле есть отметина, некая область, которая не чувствительна к боли. Жертву кололи где только можно. Если не находили отметины на теле, считали, что таковая есть внутри. И тогда начинали изучать женщину более проникновенно. Но даже когда не обнаруживалось ничего подозрительного внутри, про жертву говорили, что сатана дал ей слишком безупречное тело. И ее все равно объявляли ведьмой.
Далее начинались пытки. И тут было два выхода: погибель от увечий или (в случае признания вины) страшная смерть на костре…
Источник
Пытки и жертвы Инквизиции
Малоизвестные факты о средневековых способах борьбы с еретиками
27 сентября 1480 года Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции Римского Папы Сикста IV учредили Испанскую инквизицию. Упразднили ее лишь в 1834 году. За несколько веков тысячи людей были преданы смерти, чьим ликам мы ужасаемся по сей день.
Через три года после учреждения Инквизиции, в 1483 году, первым Великим инквизитором стал Томас де Торквемада. За время его правления было сожжено на кострах около десяти тысяч человек, порядка тридцати тысяч были подвергнуты пыткам. Именно он добился изгнания из Испании около миллиона евреев.
Торквемада быстро организовал работу инквизиционных трибуналов. Инквизиторы прибывали в некую местность для изучения настроений местных жителей. Им объявлялось, что пришло время покаяться во всех грехах, и предлагалось донести на того, кто не желал раскаяться. Не донесшего подвергали преследованиям, потому недостатка в показаниях жителей друг на друга у церкви не было.
Далее начиналось расследование, которому помогали пытки и истязания. Если человек не признавался в грехе, его объявляли еретиком и сжигали на костре. Если признавал свою вину, то его сначала душили, а потом все равно сжигали.
«Сжечь — не значит, опровергнуть!»
Эти слова приписывают Джордано Бруно, возможно, самой известной жертве Святой Инквизиции. Его схватили в 1592 году по доносу аристократа, пригласившего Бруно к себе в гости, чтобы тот помог ему овладеть «искусством памяти». Довольно быстро Джордано рассорился с хозяином, и тот целых три дня строчил на своего гостя доносы. Бруно обвинялся не только в еретической трактовке устройства мира, но также в богохульных толкованиях Священного писания. Джордано Бруно, по заявлению аристократа, уверял, что не существует никакого возмездия за грехи, что души переселяются, и что сам Иисус не собирался погибать, до последнего стараясь избежать смерти.
Расследование дела Бруно шло более семи лет. За все эти годы он не отрекся от своих мировоззрений. Сама церковь приговор в исполнение не приводила, жертва передавалась светской власти. Узник был передан властям с упоминанием о «бескровном наказании», что означало аутодафе. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре.
Когда знакомишься с орудиями пыток инквизиции, понимаешь, что смерть на костре — ужасная и мучительная, многим жертвам могла представляться быстрым и желанным избавлением от страданий.
Широко распространены были испытания водой. Жертву привязывали к креслу, которое с помощью длинной жерди опускали в реку. Какое-то время держали под водой, а затем поднимали. Пытка могла продолжаться сутками. Холодной осенью она приобретала новые краски, поскольку поднимаемая из воды жертва быстро покрывалась коркой льда.
Похожим образом использовали металлическую клетку, в которую помещали еретика. Иногда так же погружали в воду, иногда — оставляли жариться на солнце. Надо ли говорить, что в таком случае жертву не поили и не кормили.
Пытка водой начиналась с того, что несчастного привязывали к специальному столу, выступ которого упирался жертве в спину. Нос затыкали и лили воду в рот, через специальную воронку. От невозможности глотать воду и дышать у истязаемого часто лопались сосуды. Когда тело переполнялось водой, но сознаваться ни в чем жертва не желала, палач прыгал ей на живот.
Железные крюки всевозможных модификаций использовались для раздирания спины. Жертву подвешивали на столбе и начинали «чесать». Иногда вместе с кусками мяса крюками выдирали ребра.
Дыба могла быть вертикальной, когда жертву подвешивали за руки, и горизонтальной, когда ее вытягивали с помощью специальных приспособлений. При вертикальной дыбе к ногам истязаемого привязывали груз.
Четвертование с помощью лошадей могло не задаться. Кони подчас не могли разодрать жертву на куски, тогда палач делал надрезы на конечностях несчастного…
Металлическая груша вставлялась, скажем так, не в рот. Рукоятка крутилась, груша внутри человеческого тела расширялась и… трудно было не признаться даже в самых страшных преступлениях.
«Колыбелью Иуды» называлась большая табуретка, сверху напоминающая по форме пирамиду. На острие сажали жертву. Когда от невыносимой боли она теряла сознание, ее снимали, приводили в чувство и снова сажали.
«Железная дева» представляла собой саркофаг в виде женской фигуры. В помешенного в саркофаг человека вонзались шипы и лезвия. Сделаны они были таким образом, чтобы убить жертву не сразу, а дать ей медленно истечь кровью.
А были еще пресс для черепа, испанский сапог, кресло для пыток с торчащими из него металлическими шипами. А иногда жертву, держа ее вниз головой, просто распиливали пилой. В таком положении несчастный до последнего находился в сознании…
Считается, что во время охоты на ведьм в Средневековой Европе погибло около сорока тысяч женщин. По другим данным, жертв было более ста тысяч. Как бы то ни было, население ряда местностей существенно сократилось после активного поиска ведьм.
Если инквизиция положила глаз на какую-либо женщину, быть не признанной ведьмой шансов у нее практически не было. Первым признаком, по которому определяли ведьму, было наличие у нее домашнего животного. Кошки или собаки для обвинения в колдовстве было вполне достаточно. Не находили кота, годился жук с навозной кучи. Не было жука, в качестве доказательства использовали моль. Инквизиторы не брезговали даже тараканами.
Полагали, что у всякой ведьмы на теле есть отметина, некая область, которая не чувствительна к боли. Жертву кололи где только можно. Если не находили отметины на теле, считали, что таковая есть внутри. И тогда начинали изучать женщину более проникновенно. Но даже когда не обнаруживалось ничего подозрительного внутри, про жертву говорили, что сатана дал ей слишком безупречное тело. И ее все равно объявляли ведьмой.
Далее начинались пытки. И тут было два выхода: погибель от увечий или (в случае признания вины) страшная смерть на костре…
Снимок в открытие статьи: «камера инквизиции» с орудиями пыток. XVI век. Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР. Ленинград/ Фото: РИА Новости/ Балабанов
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Испытание Россией противоспутникового оружия поставило США в тупик
Почему чиновники скрывают статистику по результатам вакцинации от коронавирусной инфекции?
Источник