Ориентирование в условиях вынужденной автономии в природе
Ориентирование в условиях вынужденной автономии в природе
Цели урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования
на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования
на местности.
Объявление темы, установление связи с изученным материалом.
– Что понимают под ориентированием?
– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?
– Как ориентирована карта относительно сторон света?
– Для чего служит компас и как им пользоваться?
– Как можно ориентироваться по небесным светилам?
– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?
– Как используются при ориентировании культовые сооружения?
Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективно сти снаряжения.
К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие , добывается пища и вода, проводятся ориентирова ние, поиск маршрутов и выход в населенную местность.
Выжить в случае вынужденной автономии в приро де — это значит решить три важнейшие задачи:
Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защи тить организм от переохлаждения или перегрева в зави симости от местности и погодных условий.
Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.
5. Ориентирование на местности.
В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.
По небесным телам.
К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места вос хода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.
Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.
Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклоне ние — самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти мож но довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упира емся в звезду, которая является ча стью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное — отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает
большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите на правление на север. Запомните его, наметьте какие-либо непод вижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.
Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указы вала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время — 2). Эта точка показывает направление на юг, об ратная ей — на север.
По местным предметам.
В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с юж ной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Ал тари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекла дины креста на куполе православной церкви обращен к югу, при поднятый — к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жух лый цвет.
В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселе ния необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин — 3-4 км, гудок автомобиля — 2-3 км, громкий крик, лай собак — 1 км, громкий разговор — 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.
— Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?
«Я подвел его к нетолстой сосне.
Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?
Вижу, хорошо заметно.
Положи мою руку на светлую сторону. Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.
Все оказалось просто и понятно». («По деревням».)
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.
Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.
Источник
Тема урока:Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
Тема урока:Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
Цели урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования
на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования
на местности.
Объявление темы, установление связи с изученным материалом.
– Что понимают под ориентированием?
– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?
– Как ориентирована карта относительно сторон света?
– Для чего служит компас и как им пользоваться?
– Как можно ориентироваться по небесным светилам?
– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?
– Как используются при ориентировании культовые сооружения?
Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.
К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.
Выжить в случае вынужденной автономии в природе — это значит решить три важнейшие задачи:
Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.
5. Ориентирование на местности.
В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.
По небесным телам.
К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места вос хода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.
Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.
Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклоне ние — самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти мож но довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упира емся в звезду, которая является ча стью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное — отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает
большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите на правление на север. Запомните его, наметьте какие-либо непод вижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.
Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указы вала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время — 2). Эта точка показывает направление на юг, об ратная ей — на север.
По местным предметам.
В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с юж ной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Ал тари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекла дины креста на куполе православной церкви обращен к югу, при поднятый — к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жух лый цвет.
В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселе ния необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин — 3-4 км, гудок автомобиля — 2-3 км, громкий крик, лай собак — 1 км, громкий разговор — 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.
— Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?
«Я подвел его к нетолстой сосне.
Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?
Вижу, хорошо заметно.
Положи мою руку на светлую сторону. Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.
Все оказалось просто и понятно». («По деревням».)
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.
Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.
Источник
Конспект занятия по теме: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
ТЕМА УРОКА: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
Цели урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования на местности.
2. Фронтальная беседа.
Объявление темы, установление связи с изученным материалом.
3. Активизация знаний.
– Что понимают под ориентированием?
– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?
– Как ориентирована карта относительно сторон света?
– Для чего служит компас и как им пользоваться?
– Как можно ориентироваться по небесным светилам?
– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?
– Как используются при ориентировании культовые сооружения?
Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективно сти снаряжения.
К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие , добывается пища и вода, проводятся ориентирова ние, поиск маршрутов и выход в населенную местность.
Выжить в случае вынужденной автономии в приро де — это значит решить три важнейшие задачи:
1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защи тить организм от переохлаждения или перегрева в зави симости от местности и погодных условий.
2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.
5. Ориентирование на местности.
В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.
По небесным телам.
К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места вос хода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.
Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.
Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклоне ние — самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти мож но довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упира емся в звезду, которая является ча стью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное — отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает
большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите на правление на север. Запомните его, наметьте какие-либо непод вижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.
Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указы вала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время — 2). Эта точка показывает направление на юг, об ратная ей — на север.
По местным предметам.
В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с юж ной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Ал тари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекла дины креста на куполе православной церкви обращен к югу, при поднятый — к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жух лый цвет.
В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселе ния необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин — 3-4 км, гудок автомобиля — 2-3 км, громкий крик, лай собак — 1 км, громкий разговор — 0,5 км . Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.
— Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?
«Я подвел его к нетолстой сосне.
— Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?
— Вижу, хорошо заметно.
— Положи мою руку на светлую сторону. Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.
Все оказалось просто и понятно». («По деревням».)
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.
Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник