- Это воспитание: способы организации воспитательного процесса
- Социальное направление педагогической деятельности
- Педагогика и воспитательный процесс
- Как развивается личность?
- Виды воздействия педагогического процесса на развитие ребенка
- Способы организации воспитательного процесса
- Целостность педагогического воздействия при определении целей и задач воспитательного процесса
- Формы организации воспитательной деятельности методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Это воспитание: способы организации воспитательного процесса
Процесс воспитания — приоритетное направление педагогической науки. Однако определение его подразумевает воспитание ребенка в двух вариантах: педагогическом и социальном.
Социальное направление педагогической деятельности
Преподнося воспитание как общественное явление, нужно учесть, что это многогранный, часто различающийся процесс, который характеризует участие молодого поколения в общественной жизни.
В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу жизненного опыта от взрослых к детям, чтобы подготовить подрастающую смену к возможным трудностям, путям их преодоления и трудовой деятельности.
Воспитание как общественное явление имеет характерные черты, которые отражают его специфику:
- Данный процесс зародился вместе с общественной жизнью. Он характеризуется непрерывностью и тесной взаимосвязью с социальным развитием общества;
- Появление воспитания связано с необходимостью приобщения молодого поколения к общественной жизни;
- Каждый этап развития общественной жизни характеризуется различными формами, содержанием и назначением воспитательного воздействия, которые имеют специфические исторические особенности;
- Воспитание происходит за счет приобретения подрастающим поколением социального опыта, который появляется исключительно в процессе жизнедеятельности в социуме;
- Педагогический процесс становится целенаправленным тогда, когда старшее поколение осознает в полной мере степень и качество взаимоотношений с детьми, реализовывая в процессе воспитательной деятельности цели, помогающие развить в молодом поколении лучшие качества личности.
Следовательно, воспитание как общественное явление представляет собой подготовку молодого поколения к полноценной жизни в условиях социального общества. Данный воспитательный процесс осуществляется, исходя из исторической ситуации и особенностей менталитета.
В педагогике для характеристики общественного воспитания часто используют термин «социализация». Он предполагает присоединение ребенка к сфере общественных отношений, его развитие в социальных группах для привития культуры общения и определенных общественных ценностей.
Педагогика и воспитательный процесс
В педагогической практике сущность воспитания и его особенности определяют в широком и узком смысле.
Рассматривая предмет воспитания в широком смысле, говорят о системном, непрерывном и организованном процессе, который осуществляется педагогическими работниками в учреждениях образования. Целью данного процесса является привитие общественных норм и правил поведения детям.
Воспитание в узком понятии — это воздействие на подрастающую личность, предполагающее формирование у нее важных позитивных качеств. Оно осуществляется в условиях семьи и учреждений воспитания и образования.
Говоря о воспитании как педагогическом процессе, принято выделять его следующие характерные черт:
- Любое воздействие на ребенка должно быть целенаправленным. Перед тем, как применять
определенные методы и формы, педагогические работники должны поставить перед собой четкие цели, к достижению которых сводится весь процесс. - Воспитание и образование должны иметь только гуманистическую направленность. Их основная задача привить нравственные идеалы и культурные ценности, которые являются определяющими в деле развития полноценной личности.
- Ведущий признак взаимодействия взрослых и детей – тесное сотрудничество между ними, которое проявляется в активной позиции воспитанника и воспитателя.
- Воспитание в педагогическом смысле проявляется в положительных изменениях качеств личности.
Итак, сущность понятия и форма воспитания в педагогическом процессе предполагает постоянную, спланированную и специально организованную деятельность детей в учреждениях образования.
Как развивается личность?
В обществе не утихают споры о степени полезности воспитательного воздействия. С чем это связано, какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Попробуем разобраться.
Одни общественные деятели считают воспитание и образование единственными источниками развития личности. Другие уверенны в их абсолютной бессмысленности и ненужности, предполагая, что излишнее воздействие на личность приводит к потере индивидуальности заложенных природой качеств.
Безусловно, отрицать необходимость воздействия на подрастающее поколение с целью передачи нравственного опыта нельзя. Оно необходимо для дальнейшего развития общества. Однако нужно четко понимать, что с помощью этого воздействия можно только откорректировать какие-либо черты характера, но изменить человеческую сущность невозможно.
Современные исследования доказали, что педагогика обеспечивает развитие тех задатков, которые были заложены природой.
Опираясь на природные склонности ребенка, воспитание ведет за собой развитие, которое является фактором выбора средств и методов воздействия.
Виды воздействия педагогического процесса на развитие ребенка
Говоря о целенаправленном процессе воздействия педагогического коллектива на личность, необходимо затронуть понятие о цели воспитания. Цель представляет собой стремление к изначально предполагаемому результату.
На сегодняшний день главная цель учреждений образования – использовать воспитание в целях развития интеллектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения.
Технология воспитания включает в себя становление личности в разных направлениях и заключается в формировании умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и политехнического аспектов.
Развитие умственных возможностей способствует формированию следующих возможностей детей:
- Быстро воспринимать необходимое количество учебного материала;
- Развивать научное мировоззрение;
- Самостоятельно использовать дополнительную и справочную литературу в качестве вспомогательного источника познания;
- Формировать самооценку и стремиться к развитию самопознания.
- Совершенствовать мыслительные процессы, память и внимание.
Совершенствовать интеллектуальные навыки ребенка сложно, если его физическое развитие не соответствует возрастным нормам. Физическое воспитание в процессе воздействия на ребенка решает следующие задачи:
- Содействует укреплению здоровья;
- Повышает работоспособность и физическую активность;
- Совершенствует развитие силы, выносливости;
- Воспитывает смелость, дисциплину, ответственность и другие нравственные качества;
- Формирует потребность в саморазвитии, желание вести здоровый образ жизни.
Готовит учащихся к самостоятельной жизни развитие трудовых качеств, которые способствуют формированию ответственности, трудолюбия, дисциплины. Правильно организованная работа в этом направлении помогает профориентации детей.
Проблемы современного воспитания часто возникают из-за отсутствия четко сформулированных нравственных ценностей у подрастающего поколения. Основу нравственной культуры составляют общечеловеческие ценности и нормы морали, усвоение которых приводит к формированию высоконравственной личности, способной сопереживать другим и проявлять милосердие, сострадание и терпимость.
Способы организации воспитательного процесса
Понятие и сущность воспитательного процесса определяется методами и формами, которые применяются для воздействия на чувства, эмоции и поведение детей.
Эти понятия взаимосвязаны и служат дополнением друг друга.
Понятие о формах воспитания включает в себя способы организации воспитательного процесса, которые базируются на индивидуальном и коллективном воздействии на чувства и поведение детей.
Существует несколько факторов, которые учитываются при выборе средства воздействия:
- Материальные возможности учреждения образования;
- Традиции школьного коллектива;
- Возрастные особенности детского коллектива;
- Уровень социального опыта;
- Характер цели и задач воспитательного процесса;
- Уровень профессиональной подготовки преподавательского состава.
Базируясь на этих факторах, выделяют формы воспитательного взаимодействия. Их перечень нельзя считать исчерпывающим, так как педагоги выбирают свои формы, с помощью которых происходит максимальное воздействие на школьника.
На сегодняшний день основная классификация подразумевает использование трех воспитательных форм:
- Индивидуальный подход;
- Групповая работа;
- Коллективное взаимодействие.
Индивидуальный подход подразумевает особое воздействие на развитие каждой личности. Реализуется он в личных беседах и оказании целенаправленной помощи в конкретных ситуациях. Изучение личностных особенностей каждого учащегося – основная задача индивидуального подхода.
С помощью групповой работы развивают чувство коллективизма и коммуникабельность учащихся. Преподаватель выступает как организатор процесса воздействия. Главная цель наставника – содействовать пониманию и взаимоуважению участников группы.
Коллективное воздействие на подрастающее поколение – это совместное посещение мероприятий, направленных на эмоциональное и чувственное воздействие. Походы, соревнования, экскурсии могут служить отличным средством коллективной работы. При такой форме преподаватель является организатором и помощником ученической деятельности.
Итак, выбор формы воспитательного воздействия зависит от вида деятельности, временных рамок мероприятия, уровнем его подготовки и количеством участников.
Целостность педагогического воздействия при определении целей и задач воспитательного процесса
Воспитательный процесс является эффективным только тогда, когда комплексно реализует все способы и методы воздействия на подрастающую личность.
Добиться этого помогает постановка целей и задач, которые способствуют выбору правильного направления педагогического воздействия.
Выбор целей зависит от общественных потребностей и воздействия исторических и философских концепций, поэтому на разных этапах развития личности цели меняются и дополняются.
При постановке целей руководствуются двумя концепциями:
- Прагматическая концепция, которая базируется на воспитании гражданина, потребителя и работника;
- Гуманистическая направленность предусматривает воспитание как воздействие на всестороннее развитие личностных качеств ребенка.
Современная педагогическая система базируется на гуманистических идеалах. В связи с этим выделяют основные задачи воспитания:
- Формирование у учащихся постановки жизненных целей и задач, которых они должны добиться, используя природные склонности и социальное положение;
- Развитие нравственных идеалов, интеллектуальных возможностей и волевых качеств личности;
- Воспитание патриотических чувств, которые являются основой нравственного совершенствования школьника;
- Становление активной позиции гражданина, которая отвечает современным требованиям социальных и политических преобразований в стране;
- Привитие трудовой активности, ответственного и творческого отношения к выполняемым обязанностям;
- Формирование товарищеского взаимоотношения в школьном коллективе на основе общепринятых социальных норм.
Итак, воспитание – это многофакторный, целостный процесс, целью которого является воспитание гуманной, высоконравственной, социально активной и интеллектуально развитой личности.
Источник
Формы организации воспитательной деятельности
методическая разработка
В данной методической разработке представлена классификация форм работы воспитательной деятельности и приведены примеры некоторых из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_vosp.protsessa.docx | 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Васильевский остров»
«Формы организации воспитательной деятельности детей»
Автор: Стрельцова Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»
Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, от мастерства педагога и от особенностей коллектива детей.
Понятие «форма» (от латинского forma – наружный вид, внешнее очертание) означает способ организации и способ осуществления, выражения содержания предмета, процесса или явления. Формы организации воспитания характеризуют организацию целостного воспитательного процесса, а не отдельные воспитательные мероприятия, в процессе обучения воспитанников.
Форма воспитательной работы представляет собой доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, который складывается при помощи системы используемых средств. Педагог исходит из содержания в поисках формы, он отбирает оптимальное средство, позволяющее наилучшим образом показать внешнее оформление идеи. Ребёнок же наоборот, сначала воспринимает «внешнее очертание», продвигаясь к сути. Его увлекает форма и он постепенно принимает идею. Форма помогает педагогу дифференцировать его педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков.
Функции форм воспитательной работы:
- Организаторская – является совокупностью организаторских приёмов и средств, используемых участниками воспитательного процесса, а также отражает их взаимодействие.
- Регулирующая – определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками или между воспитанниками.
- Информативная – сообщает определённую сумму знаний, углубляет и уточняет уже имеющуюся информацию, организует опыт жизнедеятельности.
Классификация форм воспитательной работы:
По количеству участников формы воспитательной работы подразделяются на следующие виды:
- Индивидуальные – беседы, занятия с одним воспитанником…
При индивидуальной форме организации воспитания воспитанник имеет тяжёлые и множественные нарушения в развитии. Он не способен к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы, ему рекомендован индивидуальный подход. В связи с особенностями его познавательной деятельности требуется индивидуальная психолого-педагогическая поддержка и пошаговый контроль ( воспитательная работа с особыми детьми)
- Групповые – группа нескольких участников находятся в непосредственном контакте и взаимодействии ( воспитанники студии, класс, группа воспитанников).
- Массовые – в процессе задействованы участники нескольких классов, студий, школ и домов творчества. Все вместе проводят праздники и различные мероприятия.
Виды деятельности отображаются в формах познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельностях воспитанников.
По степени затраты времени для подготовки формы воспитательной работы бывают экспромтные и требующие предварительной подготовки.
Очень важен и характер включения учащихся в деятельность. Следует сказать о формах, которые предусматривают обязательное участие воспитанников и о формах, предполагающих их добровольное участие.
В зависимости от метода воспитательного воздействия формы воспитательной работы подразделяют на следующие виды:
- Словесные (Беседы, лекции, сборы…)
- Наглядные (Выставки, фестивали, музей…)
- Практические (Экскурсии, субботники, конкурсы…)
По субъекту организации различаются формы, которые организовали педагоги и родители, только педагоги или дети , а также формы сотрудничества педагогов и детей.
Формы организации воспитательной деятельности детей:
Традиционная форма воспитательной деятельности познавательного характера, с возможностью использовать как составную часть другой формы или самостоятельно. Викторина – это игра, участники которой, отвечая на вопросы, стремятся к победе.
Слово «викторина» появилось в 1928-х годах в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов, который был в то время редактором журнала, так озаглавил серию вопросов-игр, включающих в себя вопросы, шарады, ребусы… А готовил эту развлекательную полосу журналист Виктор Микулин. От имени Виктор и последних букв фамилии Михаил Кольцов и составил слово «викторина».
Со временем нашлась связь этого слова со словом «победа». С латинского языка Виктор означает победитель.
Интернет дал возможность создать специализированные сайты-викторины, которые позволяют викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены даже денежные призы для победителей.
С 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнования и получения призов.
Существуют сайты, где размещают странички с викторинами, целью которых является развлечение посетителей и для популяризации направленности сайта. Участие в этих викторинах бесплатное, а среди правильно ответивших могут разыгрываться призы.
Существуют IQ-тесты и обучающие викторины, где используются ответы игроков для оценки знаний, исходя из сложности вопросов, скорости ответов и тематик.
Самая большая викторина, согласно книге рекордов Гиннесса, прошла в бельгийском городе Гент в 2010 году. В ней приняло участие 2280 человек.
Викторины позволяют в занимательной форме сообщить участникам новые сведения по темам или проверить, закрепить знания в той или иной области знаний. Участие в викторинах развивает находчивость, вызывает интерес к теме и расширяет кругозор.
В качестве примера приведу игру-викторину, посвящённую музыке.
в рамках международного фестиваля
на выставке «Музыка без границ»
Для того, чтобы отгадать слово, состоящее из 8 букв, Вам необходимо ответить на 8 вопросов игры. Вписать ответы в клеточки под вопросами. Каждая буква загаданного слова имеет цветовое обозначение. Нужно увидеть соответствие между этими цветами и буквами из отгадок, затем записать нужные буквы и прочитать слово.
- Танец в доме, в коридоре,
Все движения из танца
Выучила вся семья.
Знает даже кошка Мурка,
- В сказке Корнея Ивановича Чуковского ТАРАКАНИЩЕ звери прославляют УДАЛОГО ВОРОБЬЯ, победившего таракана и поют, играют на музыкальных инструментах.
На каком инструменте играли бараны?
- Инструмент огромного, прямо сказать баскетбольного роста. Музыкант играет на нём стоя или сидя, взобравшись на специальный стул. Его призвание БАСИТЬ, голос его звучит так низко, как будто из-под земли.