Способы организации воспитательного процесса деятельности учащихся называется

Это воспитание: способы организации воспитательного процесса

Процесс воспитания — приоритетное направление педагогической науки. Однако определение его подразумевает воспитание ребенка в двух вариантах: педагогическом и социальном.

Социальное направление педагогической деятельности

Преподнося воспитание как общественное явление, нужно учесть, что это многогранный, часто различающийся процесс, который характеризует участие молодого поколения в общественной жизни.

В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу жизненного опыта от взрослых к детям, чтобы подготовить подрастающую смену к возможным трудностям, путям их преодоления и трудовой деятельности.

Воспитание как общественное явление имеет характерные черты, которые отражают его специфику:

  • Данный процесс зародился вместе с общественной жизнью. Он характеризуется непрерывностью и тесной взаимосвязью с социальным развитием общества;
  • Появление воспитания связано с необходимостью приобщения молодого поколения к общественной жизни;
  • Каждый этап развития общественной жизни характеризуется различными формами, содержанием и назначением воспитательного воздействия, которые имеют специфические исторические особенности;
  • Воспитание происходит за счет приобретения подрастающим поколением социального опыта, который появляется исключительно в процессе жизнедеятельности в социуме;
  • Педагогический процесс становится целенаправленным тогда, когда старшее поколение осознает в полной мере степень и качество взаимоотношений с детьми, реализовывая в процессе воспитательной деятельности цели, помогающие развить в молодом поколении лучшие качества личности.

Следовательно, воспитание как общественное явление представляет собой подготовку молодого поколения к полноценной жизни в условиях социального общества. Данный воспитательный процесс осуществляется, исходя из исторической ситуации и особенностей менталитета.

В педагогике для характеристики общественного воспитания часто используют термин «социализация». Он предполагает присоединение ребенка к сфере общественных отношений, его развитие в социальных группах для привития культуры общения и определенных общественных ценностей.

Педагогика и воспитательный процесс

В педагогической практике сущность воспитания и его особенности определяют в широком и узком смысле.

Рассматривая предмет воспитания в широком смысле, говорят о системном, непрерывном и организованном процессе, который осуществляется педагогическими работниками в учреждениях образования. Целью данного процесса является привитие общественных норм и правил поведения детям.

Воспитание в узком понятии — это воздействие на подрастающую личность, предполагающее формирование у нее важных позитивных качеств. Оно осуществляется в условиях семьи и учреждений воспитания и образования.

Говоря о воспитании как педагогическом процессе, принято выделять его следующие характерные черт:

  1. Любое воздействие на ребенка должно быть целенаправленным. Перед тем, как применять
    определенные методы и формы, педагогические работники должны поставить перед собой четкие цели, к достижению которых сводится весь процесс.
  2. Воспитание и образование должны иметь только гуманистическую направленность. Их основная задача привить нравственные идеалы и культурные ценности, которые являются определяющими в деле развития полноценной личности.
  3. Ведущий признак взаимодействия взрослых и детей – тесное сотрудничество между ними, которое проявляется в активной позиции воспитанника и воспитателя.
  4. Воспитание в педагогическом смысле проявляется в положительных изменениях качеств личности.

Итак, сущность понятия и форма воспитания в педагогическом процессе предполагает постоянную, спланированную и специально организованную деятельность детей в учреждениях образования.

Как развивается личность?

В обществе не утихают споры о степени полезности воспитательного воздействия. С чем это связано, какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Попробуем разобраться.

Одни общественные деятели считают воспитание и образование единственными источниками развития личности. Другие уверенны в их абсолютной бессмысленности и ненужности, предполагая, что излишнее воздействие на личность приводит к потере индивидуальности заложенных природой качеств.

Безусловно, отрицать необходимость воздействия на подрастающее поколение с целью передачи нравственного опыта нельзя. Оно необходимо для дальнейшего развития общества. Однако нужно четко понимать, что с помощью этого воздействия можно только откорректировать какие-либо черты характера, но изменить человеческую сущность невозможно.

Современные исследования доказали, что педагогика обеспечивает развитие тех задатков, которые были заложены природой.

Опираясь на природные склонности ребенка, воспитание ведет за собой развитие, которое является фактором выбора средств и методов воздействия.

Виды воздействия педагогического процесса на развитие ребенка

Говоря о целенаправленном процессе воздействия педагогического коллектива на личность, необходимо затронуть понятие о цели воспитания. Цель представляет собой стремление к изначально предполагаемому результату.

На сегодняшний день главная цель учреждений образования – использовать воспитание в целях развития интеллектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения.

Технология воспитания включает в себя становление личности в разных направлениях и заключается в формировании умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и политехнического аспектов.

Развитие умственных возможностей способствует формированию следующих возможностей детей:

  • Быстро воспринимать необходимое количество учебного материала;
  • Развивать научное мировоззрение;
  • Самостоятельно использовать дополнительную и справочную литературу в качестве вспомогательного источника познания;
  • Формировать самооценку и стремиться к развитию самопознания.
  • Совершенствовать мыслительные процессы, память и внимание.

Совершенствовать интеллектуальные навыки ребенка сложно, если его физическое развитие не соответствует возрастным нормам. Физическое воспитание в процессе воздействия на ребенка решает следующие задачи:

  1. Содействует укреплению здоровья;
  2. Повышает работоспособность и физическую активность;
  3. Совершенствует развитие силы, выносливости;
  4. Воспитывает смелость, дисциплину, ответственность и другие нравственные качества;
  5. Формирует потребность в саморазвитии, желание вести здоровый образ жизни.

Готовит учащихся к самостоятельной жизни развитие трудовых качеств, которые способствуют формированию ответственности, трудолюбия, дисциплины. Правильно организованная работа в этом направлении помогает профориентации детей.

Проблемы современного воспитания часто возникают из-за отсутствия четко сформулированных нравственных ценностей у подрастающего поколения. Основу нравственной культуры составляют общечеловеческие ценности и нормы морали, усвоение которых приводит к формированию высоконравственной личности, способной сопереживать другим и проявлять милосердие, сострадание и терпимость.

Способы организации воспитательного процесса

Понятие и сущность воспитательного процесса определяется методами и формами, которые применяются для воздействия на чувства, эмоции и поведение детей.

Эти понятия взаимосвязаны и служат дополнением друг друга.

Понятие о формах воспитания включает в себя способы организации воспитательного процесса, которые базируются на индивидуальном и коллективном воздействии на чувства и поведение детей.

Существует несколько факторов, которые учитываются при выборе средства воздействия:

  • Материальные возможности учреждения образования;
  • Традиции школьного коллектива;
  • Возрастные особенности детского коллектива;
  • Уровень социального опыта;
  • Характер цели и задач воспитательного процесса;
  • Уровень профессиональной подготовки преподавательского состава.

Базируясь на этих факторах, выделяют формы воспитательного взаимодействия. Их перечень нельзя считать исчерпывающим, так как педагоги выбирают свои формы, с помощью которых происходит максимальное воздействие на школьника.

На сегодняшний день основная классификация подразумевает использование трех воспитательных форм:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Групповая работа;
  3. Коллективное взаимодействие.

Индивидуальный подход подразумевает особое воздействие на развитие каждой личности. Реализуется он в личных беседах и оказании целенаправленной помощи в конкретных ситуациях. Изучение личностных особенностей каждого учащегося – основная задача индивидуального подхода.

С помощью групповой работы развивают чувство коллективизма и коммуникабельность учащихся. Преподаватель выступает как организатор процесса воздействия. Главная цель наставника – содействовать пониманию и взаимоуважению участников группы.

Коллективное воздействие на подрастающее поколение – это совместное посещение мероприятий, направленных на эмоциональное и чувственное воздействие. Походы, соревнования, экскурсии могут служить отличным средством коллективной работы. При такой форме преподаватель является организатором и помощником ученической деятельности.

Итак, выбор формы воспитательного воздействия зависит от вида деятельности, временных рамок мероприятия, уровнем его подготовки и количеством участников.

Целостность педагогического воздействия при определении целей и задач воспитательного процесса

Воспитательный процесс является эффективным только тогда, когда комплексно реализует все способы и методы воздействия на подрастающую личность.

Добиться этого помогает постановка целей и задач, которые способствуют выбору правильного направления педагогического воздействия.

Выбор целей зависит от общественных потребностей и воздействия исторических и философских концепций, поэтому на разных этапах развития личности цели меняются и дополняются.

При постановке целей руководствуются двумя концепциями:

  1. Прагматическая концепция, которая базируется на воспитании гражданина, потребителя и работника;
  2. Гуманистическая направленность предусматривает воспитание как воздействие на всестороннее развитие личностных качеств ребенка.

Современная педагогическая система базируется на гуманистических идеалах. В связи с этим выделяют основные задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся постановки жизненных целей и задач, которых они должны добиться, используя природные склонности и социальное положение;
  • Развитие нравственных идеалов, интеллектуальных возможностей и волевых качеств личности;
  • Воспитание патриотических чувств, которые являются основой нравственного совершенствования школьника;
  • Становление активной позиции гражданина, которая отвечает современным требованиям социальных и политических преобразований в стране;
  • Привитие трудовой активности, ответственного и творческого отношения к выполняемым обязанностям;
  • Формирование товарищеского взаимоотношения в школьном коллективе на основе общепринятых социальных норм.

Итак, воспитание – это многофакторный, целостный процесс, целью которого является воспитание гуманной, высоконравственной, социально активной и интеллектуально развитой личности.

Источник

Формы организации воспитательной деятельности
методическая разработка

В данной методической разработке представлена классификация форм работы воспитательной деятельности и приведены примеры некоторых из них.

Скачать:

Вложение Размер
formy_organizatsii_vosp.protsessa.docx 55.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Васильевский остров»

«Формы организации воспитательной деятельности детей»

Автор: Стрельцова Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»

Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, от мастерства педагога и от особенностей коллектива детей.

Понятие «форма» (от латинского forma – наружный вид, внешнее очертание) означает способ организации и способ осуществления, выражения содержания предмета, процесса или явления. Формы организации воспитания характеризуют организацию целостного воспитательного процесса, а не отдельные воспитательные мероприятия, в процессе обучения воспитанников.

Форма воспитательной работы представляет собой доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, который складывается при помощи системы используемых средств. Педагог исходит из содержания в поисках формы, он отбирает оптимальное средство, позволяющее наилучшим образом показать внешнее оформление идеи. Ребёнок же наоборот, сначала воспринимает «внешнее очертание», продвигаясь к сути. Его увлекает форма и он постепенно принимает идею. Форма помогает педагогу дифференцировать его педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков.

Функции форм воспитательной работы:

  1. Организаторская – является совокупностью организаторских приёмов и средств, используемых участниками воспитательного процесса, а также отражает их взаимодействие.
  2. Регулирующая – определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками или между воспитанниками.
  3. Информативная – сообщает определённую сумму знаний, углубляет и уточняет уже имеющуюся информацию, организует опыт жизнедеятельности.

Классификация форм воспитательной работы:

По количеству участников формы воспитательной работы подразделяются на следующие виды:

  1. Индивидуальные – беседы, занятия с одним воспитанником…

При индивидуальной форме организации воспитания воспитанник имеет тяжёлые и множественные нарушения в развитии. Он не способен к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы, ему рекомендован индивидуальный подход. В связи с особенностями его познавательной деятельности требуется индивидуальная психолого-педагогическая поддержка и пошаговый контроль ( воспитательная работа с особыми детьми)

  1. Групповые – группа нескольких участников находятся в непосредственном контакте и взаимодействии ( воспитанники студии, класс, группа воспитанников).
  2. Массовые – в процессе задействованы участники нескольких классов, студий, школ и домов творчества. Все вместе проводят праздники и различные мероприятия.

Виды деятельности отображаются в формах познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельностях воспитанников.

По степени затраты времени для подготовки формы воспитательной работы бывают экспромтные и требующие предварительной подготовки.

Очень важен и характер включения учащихся в деятельность. Следует сказать о формах, которые предусматривают обязательное участие воспитанников и о формах, предполагающих их добровольное участие.

В зависимости от метода воспитательного воздействия формы воспитательной работы подразделяют на следующие виды:

  1. Словесные (Беседы, лекции, сборы…)
  2. Наглядные (Выставки, фестивали, музей…)
  3. Практические (Экскурсии, субботники, конкурсы…)

По субъекту организации различаются формы, которые организовали педагоги и родители, только педагоги или дети , а также формы сотрудничества педагогов и детей.

Формы организации воспитательной деятельности детей:

Традиционная форма воспитательной деятельности познавательного характера, с возможностью использовать как составную часть другой формы или самостоятельно. Викторина – это игра, участники которой, отвечая на вопросы, стремятся к победе.

Слово «викторина» появилось в 1928-х годах в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов, который был в то время редактором журнала, так озаглавил серию вопросов-игр, включающих в себя вопросы, шарады, ребусы… А готовил эту развлекательную полосу журналист Виктор Микулин. От имени Виктор и последних букв фамилии Михаил Кольцов и составил слово «викторина».

Со временем нашлась связь этого слова со словом «победа». С латинского языка Виктор означает победитель.

Интернет дал возможность создать специализированные сайты-викторины, которые позволяют викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены даже денежные призы для победителей.

С 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнования и получения призов.

Существуют сайты, где размещают странички с викторинами, целью которых является развлечение посетителей и для популяризации направленности сайта. Участие в этих викторинах бесплатное, а среди правильно ответивших могут разыгрываться призы.

Существуют IQ-тесты и обучающие викторины, где используются ответы игроков для оценки знаний, исходя из сложности вопросов, скорости ответов и тематик.

Самая большая викторина, согласно книге рекордов Гиннесса, прошла в бельгийском городе Гент в 2010 году. В ней приняло участие 2280 человек.

Викторины позволяют в занимательной форме сообщить участникам новые сведения по темам или проверить, закрепить знания в той или иной области знаний. Участие в викторинах развивает находчивость, вызывает интерес к теме и расширяет кругозор.

В качестве примера приведу игру-викторину, посвящённую музыке.

в рамках международного фестиваля

на выставке «Музыка без границ»

Для того, чтобы отгадать слово, состоящее из 8 букв, Вам необходимо ответить на 8 вопросов игры. Вписать ответы в клеточки под вопросами. Каждая буква загаданного слова имеет цветовое обозначение. Нужно увидеть соответствие между этими цветами и буквами из отгадок, затем записать нужные буквы и прочитать слово.

  1. Танец в доме, в коридоре,

Все движения из танца

Выучила вся семья.

Знает даже кошка Мурка,

  1. В сказке Корнея Ивановича Чуковского ТАРАКАНИЩЕ звери прославляют УДАЛОГО ВОРОБЬЯ, победившего таракана и поют, играют на музыкальных инструментах.

На каком инструменте играли бараны?

  1. Инструмент огромного, прямо сказать баскетбольного роста. Музыкант играет на нём стоя или сидя, взобравшись на специальный стул. Его призвание БАСИТЬ, голос его звучит так низко, как будто из-под земли.
  1. Старинный музыкальный инструмент. На Руси его называли ЗВОНЧАТЫМ. В сказках – волшебный предмет, своим звучанием они заколдовывают, очаровывают, даже заставляют плясать вопреки желанию персонажей. Этим музыкальным инструментом владел САДКО.
  1. Назовите самый большой музыкальный инструмент в мире?
  1. С древнейших времён этот музыкальный инструмент использовался в качестве сигнального инструмента.

В сказке Корнея Ивановича Чуковского ФЕДОРИНО ГОРЕ:

Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

« Бу – бу — бу ! Бу – бу – бу!»

  1. Танцевать без . . . . . . — всё равно, что плавать без воды!
  1. Назовите человека, который в совершенстве владеет искусством соединения звуков, сочиняет музыку.

Игры со словами

Игры со словами расширяют словарный запас воспитанников, логическое мышление, а также сообразительность.

В шараде загаданное слово разделяется на несколько частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл. Участникам даётся описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений.

Ребус – популярная головоломка. Её название произошло от старинного латинского выражения и в переводе на русский язык означает «не словами, а при помощи букв». Слова изображены рисунками и если сложить их названия, то получится загаданное слово.

Необходимо знать правила отгадывания ребусов:

  1. Если рисунок перевёрнут, то его название следует читать наоборот.
  2. Когда перед рисунком стоит запятая, из названия предмета следует отбросить первую букву.
  3. Запятая после рисунка указывает на то, что последнюю букву в названии предмета надо откинуть.
  4. Две запятые означают, что надо удалить из слова две буквы и так далее.

Кроссворд в переводе с английского означает пересечение слов. Это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Значения слов задаются описательно под этой фигурой сначала по горизонтали, а затем — по вертикали. Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. Текстовое определение к каждому слову может быть представлено как в описательной, так и в вопросительной формах. Ответ вписывается в сетку кроссворда и , благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.

А знаете ли Вы, что исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные ещё 1 – 4 вв. н. э. Во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, очень похожая на современный кроссворд, которую учёные датировали 79 годом н. э.

Кроссворды стали популярны в середине 1920 – х годов. Термин «крестословица» был придуман Владимиром Владимировичем Набоковым для кроссвордов и впервые был использован в приложении «Наш мир» к берлинской газете «Руль» 22 февраля 1925 года. Набоковым были составлены первые русскоязычные кроссворды, которые также публиковались в газете «Руль».

Самый первый в России кроссворд был напечатан в Ленинграде 2 декабря 1925года в литературном журнале «Резец» №48. В журнале «Огонёк» в течение многих десятилетий публиковались кроссворды, которые в то время приобрели широкую популярность.

Во многих странах проводятся конкурсы по решению и составлению кроссвордов, существуют клубы любителей этих игр (в России – Международный клуб русских кроссвордов «Крестословица»).

Музыкальная игра слов

Для участия в игре дети разбиваются на пары. За ограниченное количество времени каждый участник должен написать на листе бумаги слова, состоящие только из музыкальных нот. У обоих участников игры вычёркиваются общие слова, а победил тот, у кого осталось больше слов.

Игра представляет собой одну из главных и интереснейших форм организации воспитательной деятельности детей. Игра также является и видом деятельности, в процессе которого формируется личность ребёнка, обогащается её внутреннее содержание. Она способствует психическому развитию ребёнка и помогает развиваться его творческим способностям

Велико значение игры и в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений (аспект нравственного развития ребёнка). Воспитанник ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

Игра выполняет организующую функцию, она учит детей объединяться и является эффективным средством сплочения коллектива.

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю. Он сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать воспитывать, развивать и обучать детей. Через игру и без всякого принуждения – таков принцип осуществления воспитательной работы а детском саду. Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад (1839 год в городе Бланкенбург), но и разработал пособия для него, назвав их «дарами». Он считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, а «дары» помогут в этом знакомстве.

Игра по станциям – применяется как форма организации соревнования, помогает педагогу делать шаги на пути сплочения коллектива. Эта форма может использоваться для информирования учащихся и служить средством отработки организаторских и коммуникативных умений, решать изобретательские задачи. Иногда предназначена для контроля соответствующих знаний, умений и навыков. Игра – путешествие способствует осознанию взглядов, отношений или ценностей через «прохождение» воспитывающих ситуаций.

Игра по станциям «Вместе весело лететь»

I. Подготовительный этап:

1. Организационный момент

( Педагог активизирует внимание учащихся, сообщает тему и цель занятия, мотивирует воспитанников к познанию и творчеству).

«Вместе весело лететь. » — игра, в которую я приглашаю вас сыграть. Данная игра — это не контрольная работа, но она поможет вам повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении основных узлов техники макраме. Давайте вместе получать удовольствие от новых впечатлений, знаний и общения.

Три команды на своих воздушных кораблях отправятся в игру-путешествие и побывают на станциях: творческая, узелковая и спортивная.

«Творческая» остановка даст вам возможность реализовать свои творческие идеи.

«Узелковая» остановка поможет вспомнить азбуку узлов. Здесь вы соберёте сумку макрамиста и сыграете в игру «Отгадай по описанию».

«Спортивная» остановка предложит вам посоревноваться в быстроте и правильности завязывания узлов, а также скручивания клубочков.

Каждое правильно выполненное задание принесёт команде 1 балл. Наибольшее количество баллов позволит участникам команды первыми выбирать поощрительные призы. Командам будет вручён маршрутный лист с указанием порядка посещения станций. Придумайте весёлое название своей команде и впишите его в маршрутный лист.

(Педагог представляет помощниц-ведущих на станциях «Узелковая» и «Спортивная»).

Лаура и Татьяна — ученицы старшей группы будут ведущими на станциях «Узелковая» и «Спортивная». Они предложат вам по 3 задания, каждое из которых необходимо выполнить за 3 минуты. Песочные часы помогут ограничить время, а колокольчик известит о том, что пора закончить выполнение задания. После выполнения каждого из заданий ведущие будут подводить итоги: подсчитывать количество баллов и фиксировать их в маршрутных листах. (После выполнения трёх заданий, ведущие суммируют количество баллов и происходит переход на другую станцию согласно маршрутному листу).

На «Творческой» остановке вы не обращаете внимание на звон колокольчика и продолжаете выполнять задание до тех пор, пока не наступит время перехода на другую станцию. Задание напечатано на листе, прочитайте его и успейте выполнить за 12 минут.

2. Подготовительный момент

(Педагог предлагает выполнить задание «Разгадай слово» и происходит распределение ребят в 3 команды).

Задание «Разгадай слово» поможет вам распределиться в 3 команды и занять свои места в воздушных кораблях, которые будут бороздить просторы творческого пространства.

Я загадала слово из 5 букв (брида). Это название узора в технике макраме. Чтобы его разгадать, каждый из вас должен заглянуть в 5 разноцветных коробочек. В них лежат некоторые предметы и сплетённые узлы. Из первых букв их названий вы составите это слово и запишите его на своём листочке. Небольшая подсказка: первая буква данного слова находится в красной коробочке. Называть отгаданное слово вслух не нужно. Вы показываете мне запись с правильно отгаданным словом и занимаете своё место в любом воздушном корабле, приклеив свою фотографию.

(Выполнив задание, ребята по очереди подходят к педагогу и показывают ему отгадку. Если слово отгадано правильно, педагог разрешает детям вклеить фотографию в воздушный корабль. Когда все ребята справляются с заданием, педагог предлагает ребятам объединиться в образовавшиеся команды, выдаёт маршрутные листы. Каждая команда отправляется на первую станцию, указанную в их маршрутном листе. Ребята придумывают название своей команде и вписывают его в маршрутный лист).

II. Основной этап:

(Педагог объявляет о начале игры).

Я предлагаю начать нашу игру. Переворачиваю песочные часы. Время пошло.

(Ведущие начинают объяснять первое задание и ребята приступают к его выполнению. Педагог следит за песочными часами и звонит в колокольчик через 3 минуты. Ведущие подводят итоги, подсчитывая заработанное количество баллов и записывают его в маршрутных листах. Далее все эти действия повторяются ещё 2 раза. А когда ребята справляются с выполнением трёх заданий, ведущие суммируют все заработанные ими баллы и тогда педагог предлагает перейти на следующую станцию. Каждая команда должна посетить 3 станции).

Задание №1: «Отгадай по описанию» (см. приложение 1)

Отгадайте по описанию названия узлов и сувениров техники макраме и найдите их среди плетёных образцов. (Каждое правильно отгаданное название принесёт команде 1 балл).

Задание №2: «Азбука узлов» (см. приложение 2)

Вспомните и запишите как можно больше названий узлов и узоров техники макраме. (Каждое верно записанное название даёт команде 1 балл).

Задание №3: «Сумка макрамиста» (см. приложение 3)

На ощупь определите предметы, лежащие в сумке. Запишите только те названия предметов, которые необходимы для макраме. (Участники по очереди определяют предметы, затем один из них записывает нужные названия, а другие ребята ему помогают. Каждый правильно определённый предмет-это 1 балл в копилку команды.

Задание №1: «Завяжи узел»

Завяжите как можно больше узлов «Капуцин» в 6 оборотов. (Одновременно наЗадание разных нитях каждый участник команды завязывает узлы. Ведущие считают общее количество верно выполненных узлов и начисляют за них баллы).

Задание №2: «Скрути клубочек»

Успейте за 3 минуты скрутить нити в клубочек, намотанные на цевку из-под бумажных салфеток. (Одновременно каждый участник команды скручивает нити в свой клубок. Каждый вовремя скрученный клубочек принесёт команде 1 балл).

Задание №3: «Цепочка»

Сделайте самую длинную цепочку из пластмассовых колечек, связав их, используя нити для плетения. (Ведущие считают количество колечек в цепочке и выставляют команде заработанное количество баллов ).

Выполните коллективную творческую работу на тему: «Поздравительная открытка», используя предложенные детали и нити для плетения.(Открытку оценивают все участники игры. Каждый из них должен положить один цветной камешек к той работе, которая ему больше всего понравилась. Работу своей команды оценивать нельзя. Сколько цветных камешков окажется около творческой работы, столько баллов и получит команда).

III. Подведение итогов:

(Подведение итогов работы на «Творческой» станции проходит в форме обсуждения творческой работы — открытки с использованием метода оценки творческих проектов).

Подошло время подвести итоги работы на «Творческой» станции. Давайте все вместе подойдём поближе и рассмотрим получившиеся творческие работы.

– Какая открытка вам понравилась больше и почему? (Ребята высказывают свои мнения, дают оценку работам, объясняя выбор).

А теперь из всех открыток выберите лучшую, с вашей точки зрения, и положите около неё один цветной камешек. Работу своей команды оценивать нельзя!

(Ребята голосуют за понравившуюся работу. Затем ведущие подсчитывают количество камешков у каждой открытки и записывают баллы в маршрутные

листы. Педагог предлагает ребятам сложить общее количество баллов, которые они заработали на 3 станциях).

Прошу команды занять свои места и подсчитать общее количество баллов, заработанное на 3 станциях. Озвучьте, пожалуйста, полученные результаты.

За достигнутые успехи и наибольшее количество баллов я разрешаю участникам команды «Умелые ручки» первыми выбирать поощрительные призы. Это разноцветные клубочки нитей, которыми украшен наш класс. Можете взять любой из них. (Затем педагог награждает остальных участников игры, которые заработали меньшее и наименьшее количество баллов. Им тоже вручают по одному клубочку разноцветных нитей).

IV. Заключительный этап:

(Подведение итогов занятия проходит в форме беседы педагога с ребятами и написания ими отзывов о проведённой игре. Метод беседы побуждает учащихся к рассуждениям и умозаключениям, к самостоятельному открытию выводов и обобщений. Целью подведения итогов является рефлексия или осознание всеми учащимися того, что было сделано на занятии и какое оно имеет значение для обучающихся).

Предлагаю подвести итоги всего занятия:

– Что понравилось на занятии больше всего?

– Какая из станций была наиболее интересной и почему?

– Какие узлы техники макраме мы сегодня повторили?

– Какое задание показалось вам наиболее трудным?

– Что понравилось больше всего в работе ваших товарищей?

– Что можно было бы изменить на этом занятии?

– Что можно было сделать лучше?

Все отзывы, пожелания и добрые слова я прошу вас записать на нашем плакате «Вместе весело лететь. ».

На следующем занятии мы начинаем изучать новый раздел программы «Узелковые узоры». Вы узнаете, как из узлов составить узор и нарисовать его схему плетения. Познакомитесь с понятием «ромб» и способами заполнения

ромбов. Научитесь составлять свои узоры и выполнять их в технике макраме.

Экскурсия – коллективная поездка, посещение объекта с образовательной, познавательной и воспитательной целью, способствующая формированию мировоззрения учащихся, нравственной и этической культуры. Данная форма организации воспитательной деятельности детей развивает их наблюдательность, влияет на формирование вкусов и привычек человека.

Экскурсия способствует развитию творческого потенциала воспитанников, формированию навыков коллективного взаимодействия, создаёт комфортную обстановку для общения.

Слово «экскурсия» происходит от латинского слова «excursio» — поездка. В русскоязычную среду это слово попало в 19 веке и изначально имело значение «выбегание», после чего – «вылазка, поездка».

Более полное определение экскурсии дал В.А. Гердт в начале 20 века, который рассматривал экскурсию, как форму общественно-просветительской работы и на первый план выдвинул её воспитательное значение: интеллектуальное, эмоциональное и морально-этическое.

Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом. При отсутствии показа экскурсия превращается в лекцию или беседу. Если лишить её анализа и пояснений, объяснений увиденного, то она предстанет перед её участниками просто осмотром достопримечательностей.

Беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу или проблеме. Педагог выслушивает и учитывает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Этическая беседа – форма этического просвещения и метод нравственного воспитания. Главное назначение – сформировать твёрдую нравственную позицию. Помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения. Внеплановые этические беседы возникают непреднамеренно. Поводом для их проведения становятся конкретные факты, события, поступки детей. Организуются либо по «горячим следам», либо немного позже, когда у детей происходит их осмысление.

Беседа может использоваться не только как самостоятельная форма организации воспитательной деятельности, но и быть задействована в процессе организации разных форм деятельности (экскурсия, поход, сбор…)

Субботник – форма воспитательной деятельности трудового характера, которая ограничена по месту и времени. Организуется на безвозмездной основе и характеризуется практической трудовой деятельностью воспитанников. Субботник может быть организован в форме игры для большей заинтересованности детей и стимула в нём поучаствовать.

В СССР субботник (воскресник) представлялся как сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные. Жители СССР называли такой труд «добровольно-принудительным», от которого они старались не уклоняться, чтобы не числится политически неблагонадёжными.

Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В.И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором проведения первого субботника (12 апреля 1919 года, в ночь на субботу ) выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. За 10 часов до 6 утра им удалось отремонтировать 3 паровоза, а в процессе последующего обсуждения они решили продолжать начатую работу еженедельно, «до полной победы над Колчаком».

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге, который стал поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин» о героизме рабочих в тылу.

Акция — массовая форма организации воспитательной деятельности детей. Акция представляет собой большое комплексное мероприятие или комплекс мероприятий, объединённых одной целью и тематикой. Это социально значимое событие, продолжительность которого зависит от поставленных задач. При подведении итогов необходимо провести анализ акции, который отражает следующие моменты:

— ход акции и её наиболее удачные моменты

— недостатки и трудности при организации мероприятия

— эффективность проведённой акции

Анализ поможет сделать выводы, учесть замеченные недостатки и преодолеть их при проведении следующей акции. Необходимо понять , удалось ли донести до участников акции идею, которая отражалась в осуществлённых действиях.

В качестве примера приведу акцию «Нарядите ёлку»!

Приобщать детей и их родителей к участию в общественно-социальной жизни ДЮТЦ «Васильевский остров».

– Сохранять и развивать семейные традиции в подготовке к празднованию Нового года.

– Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении новогодних украшений для ёлки.

– Развивать творческое мышление, творческие способности детей, навыки по рисованию, аппликации, оригами. ручному труду.

– Формировать желание приносить пользу в радость другим людям через свой труд.

– Воспитывать художественно-эстетический вкус воспитанников.

– Выявлять и поддерживать талантливых детей и подростков в области декоративно-прикладного творчества, представлять их работы широкой общественности.

Акция «НАРЯДИТЕ ЁЛКУ» является коллективной работой студий: «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ», «МИР ФАНТАЗИЙ» и «МАКРАМЕ».

Новогодняя акция проходила с 4 по 25 декабря 2018 года на 1 этаже ДЮТЦ «ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ». Все желающие могли нарядить и украсить ёлку новогодними игрушками, выполненными своими руками.

Работы могли быть выполнены из любых материалов: картон, ткань, нитки, бисер, цветная бумага, в различных техниках декоративно-прикладного творчества, объёмными или плоскими. Каждая работа должна быть снабжена этикеткой с информацией об авторе ( название работы, фамилия и имя, возраст, № школы и контактные данные). Работы, участвующие в акции, не подлежат возврату, а станут новогодним украшением ёлки В ДОМЕ МОЛОДЁЖИ 14.01.2018 на празднике «НОВОГОДНИЕ КРУЖЕВА».

25 декабря 2017 года проходило подведение итогов акции, вручение сувениров за выполненные работы и новогодние мастер-классы «СИМВОЛЫ ГОДА»:

– «Снежинка» Суворова Вероника Евгеньевна

– «Шапочка — поросёнок» Кузнецова Надежда Алексеевна

– «Свинка» Стрельцова Ирина Викторовна

На итоговом мероприятии была проведена игра «УГАДАЙ СЛОВО», где ребята отвечали на вопросы и из букв, соответствующих правильным ответам составляли слово. Участникам вручался приз за правильно отгаданное слово.

Презентация последовательности выполнения «СВИНКИ» была представлена на листе ватмана и выставлена в фойе 1 этажа ДЮТЦ «ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ» для его посетителей. Используя презентацию, дети и взрослые смогут не только повторить выполнение «СВИНКИ», но и сделать свою свинку из представленных в ней материалов и приспособлений.

Акция «День добрых слов и сюрпризов»

В течение определённого количества времени воспитанники должны оказать окружающим людям словесные знаки внимания. В процессе проведения акции необходимо организовать мастер-классы, в которых дети выступят в качестве их ведущих, а педагоги будут направлять их работу и быть им помощниками. Очень важно пробуждать у детей желание доставлять окружающим людям истинную радость.

Данная форма содержит элементы трудовой и ценностно-ориентированной деятельности, свободного общения, что способствует социализации воспитанников.

Праздник – традиционная форма организации воспитательной деятельности, которая посвящена общенародным датам и событиям, а также проводимая в соответствии с традициями образовательного учреждения. Проведение праздника требует предварительной подготовки и включает обычно две части: торжественную и развлекательную. Торжественная включает в себя приветствия, поздравления, подведение итогов и вручение наград, а развлекательную характеризует концерт, игры и показ спектакля…

Успех праздника определяет сценарно-режиссерский замысел и сплоченная команда организаторов, координирующих все составляющие праздника.

Выставка – форма организации воспитательной деятельности по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации. В основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. В воспитательных целях подготовка выставки может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

Свое начало ведут выставки от французских музеев, начало которым положил ещё Мазарини и Кольбер. Но первой выставкой, напоминающей современные, была выставка Ecole des beaux-arts в 1763 году. Её примеру сразу последовали Дрезден (1765 ), Берлин (1786), Мюнхен (1788).

А знаете ли Вы, что Эйфелева башня была сооружена к Всемирной выставке 1889 года и служила ей входной аркой.

Белый куб ( англ. White cube ) – выставочная концепция, согласно которой объекты выставляются в белом пространстве. С 20-х годов 20 века принято представлять предметы искусства, особенно современного, на белом фоне, для того чтобы архитектура выставки не отвлекала от восприятия произведений искусства.

Галерея «Белый куб» — одна из самых известных коммерческих галерей современного искусства в Великобритании (Лондон). Представляет Гилберта и художников из группы Молодые британские художники, также других международно известных художников.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1997.- 512с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512 с.
  4. Википедия – свободная энциклопедия

ru. m. wikipedia.org

Формы организации воспитательной деятельности детей обладают значимыми и эффективными воспитательными возможностями. Предоставляют возможность каждому ребёнку внести свой личный вклад в общую работу и проявить свои личностные качества. Активно реализовывают и обогащают личный и коллективный опыт. Способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию связей и отношений внутри коллектива. Они эмоционально привлекательны для детей, позволяют опираться на содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

В данной методической разработке формы организации воспитательной деятельности указаны в последовательности, не соответствующей классификации форм по их некоторым признакам.

Уважаемые коллеги и посетители методической выставки , распределите данные формы к соответствующему виду и зафиксируйте результаты в таблицу. А также предлагаю ответить на несколько вопросов!?

Источник

Читайте также:  Глицериновые свечи после кесарева способ применения
Оцените статью
Разные способы