Способы организации внеклассных мероприятий

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».
статья на тему

При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чем сумел проявить себя уже в детском саду.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_pervye_shagi_po_sozdaniyu.docx 23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6

г. Сергиев Посад»

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».

Подготовил: учитель первой

учитель начальных классов

Первые шаги по созданию детского коллектива.

При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чем сумел проявить себя уже в детском саду.

Планируя работу с классом нужно продумать индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.

Большое внимание классный руководитель должен уделять сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой.

Достаточно информативными являются личные дела учащихся. Многое можно узнать с помощью классного журнала. Классный журнал свидетельствует о степени успешности в учебной деятельности учащегося класса в сравнении с другими учащимися.

Начиная работу с детским коллективом, важно наладить сотрудничество с работниками школьной психологической службы. В начальной школе школьный психолог должен обратить самое серьезное внимание на адаптацию учащихся к обучению, мотивированность учебных действий, положение и статус в детском коллективе.

Вместе с социальным педагогом классный руководитель может разработать стратегию своего поведения по отношению к семьям трудных учащихся.

Одним из документов школы, который необходимо изучить классному руководителю младших школьников, является план воспитательной работы школы. Из плана воспитательной работы школы для классного руководителя являются значимыми: цели и задачи воспитательной работы школы на учебный год, которые являются приоритетными в воспитательной работе с классом, внеклассные мероприятия, тематика информационных часов и часов общения.

Еще одним важным документом школы является Устав учебного заведения, который должен знать классный руководитель. Требования, записанные в Уставе школы, должны быть доведены до сведения родителей учащихся и самих учеников.

Методы воспитания и перевоспитания

При работе с учащимися классному руководителю необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.

Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у детей, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

— создание положительного общественного мнения;

— воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

— создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

— включение ребенка в активную социально ценную деятельность;

— оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;

— контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

— предъявление четких запретов на негативные проявления учащегося.

Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва . Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

Конкретными приемами являются:

— доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка;

— создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценить свои проблемы в поведении.

Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов:

— создание положительных перспектив в жизни ребенка;

— использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

— ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

— составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть: грамоты; благодарственные письма;поощрительные записи в дневнике;неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства;

подарки; различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях и т. д.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления . Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих личностных качеств, своего характера.

При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками: самоуправление; самоприучение; самооценка.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, марафонах, занятия в группах продленного дня во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости. Принцип привлекательности будущего дела Принцип деятельности. Принцип свободы участия. Принцип обратной связи. Принцип сотворчества. Принцип успешности.

Формы и методика организации внеклассного мероприятия.

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной сними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей была и останется очень важной для педагога.

Для успешного проведения мероприятия нужно:

  • Знать существующие формы;
  • Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
  • Владеть методикой организации мероприятия;
  • Уметь придумать полученному результату название.

Всю организацию любого внеклассного мероприятия можно разделить на четыре этапа.

1 этап – Конструирование – чёткое определение целей и задач данного мероприятия, его тематики; соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей; создание названия мероприятия; подбор заданий.

2 этап – Подготовка мероприятия – на этом этапе необходимо дать информацию о предстоящем мероприятии (афиша, объявление, реклама); подготовить место проведения мероприятия, музыкальное и световое оформление, техническое обеспечение; приготовить реквизиты, оценочные листы; пригласить жюри; подобрать ведущего; придумать, чем заполнить паузы; подготовить программу мероприятия, призы; написать сценарий; провести необходимое количество репетиций.

3 этап – Проведение мероприятия – здесь важны следующие правила:

  1. начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
  2. все занятые в проведении мероприятия должны хорошо знать, что и когда следует делать;
  3. мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей;

Совместные дела и праздники, которые вы готовите вместе с детьми можно разделить на четыре уровня:

Первый уровень: досуговые, развлекательные мероприятия: (Новый год, календарные праздники, чаепитие и т. д.).

Второй уровень: познавательно – репродуктивные, информационные мероприятия: (экскурсии на предприятия, в музеи, библиотеки, встречи с ветеранами и интересными людьми и т. д.)

Третий уровень: мероприятия эвристические, интеллектуально – поисковые;

Четвёртый уровень: интеллектуально- творческие мероприятия: (научные конференции, выставки технического творчества;)

Во внеурочной работе выделяются три типа форм воспитательной работы с детским коллективом, каждый из которых подразделяется на три класса:

Первый тип: «Представление»

  1. представление- демонстрация: ( спектакль, концерт, просмотр, торжественное собрание, конкурсная программа, отчётные концерты, демонстрация моделей одежды и т. д.)
  2. представление – ритуалы: ( линейка, митинг);
  3. представление – коммуникация: (беседа, диспут, дискуссия, встречи с интересными людьми, огонёк, круглый стол);

Второй тип: «Созидание – гуляние»:

  1. развлечение – демонстрация: (ярмарка, ёлка, костёр, дискотеки, балы);
  2. развлечение – коммуникация : (вечер общения, ролевые, продуктивные игры);

3. совместное созидание : (субботники, подготовка мероприятия).

Третий тип: «Путешествие»

  1. путешествие – демонстрация : (игры – путешествия);
  2. путешествие – развлечение : (походы, прогулки).
  3. путешествие – исследование : (экскурсии, экспедиции).

В начале учебного года все мы составляете план внеклассных мероприятий, в этом нам помогут наши дети. Для этого стоит проанализировать мероприятия прошлого года или учебной четверти, и мы поймём, какие мероприятия нужны нашим детям. Например, можно поделить все прошедшие мероприятия на несколько групп:

  • самые интересные;
  • самые скучные;
  • самые весёлые;

Все, названные мероприятия, расписывают в три колонки, колонка, где большее количество мероприятий окажется лидирующей.

Уважаемые коллеги, помните, дети – это сосуды, данные нам на хранение. И от нас зависит каким содержанием наполним мы эти сосуды!

В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Источник

Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 9813 раз

Библиографическое описание:

Княжева, В. В. Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 227-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9506/ (дата обращения: 19.11.2021).

Ключевые слова: формы внеклассных мероприятий, методика организации внеклассного мероприятия, поиск и моделирование форм внеклассных мероприятий.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов, методов и форм организации и ведения образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Большая роль в этом педагогическом воздействии на духовное становление личности, на формирование активной жизненной позиции оказывает влияние внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Значимую роль в организации воспитательного процесса отводят классному руководителю, воспитателю, а также и преподавателю, который выступает активным участником в организации тематических познавательных внеклассных мероприятий. Мероприятие, организованное преподавателем-предметником может быть нацелено на развитие и формирование культурного потенциала обучающегося, развитие интереса к преподаваемому предмету, а также формированию общих компетенций, закрепленных стандартами образования.

Подготовка внеклассного мероприятия — это организованный и трудоемкий процесс, триединой целью которого является обучающее, воспитательное и развивающее воздействие на личность студента. К тому же, чтобы достигнуть поставленной цели мероприятие должно быть организовано на высоком методическом уровне, быть интересным и познавательным, затрагивать какую-либо проблемную тему, побуждать к дискуссии или игровой познавательной деятельности. Внеклассное мероприятие не должно сводиться к постоянным назидательным беседам, как правило, такая форма проведения является малоинтересной и скучной для студентов. Важными задачами педагога является поиск новых форм проведения внеклассных мероприятий, учет интересов, умений, способностей и возрастных особенностей самих воспитуемых, а также возможности материально-технического оснащения мероприятия.

Мы полностью согласны с мнением педагогов, которые считают, что «именно комплексное воздействие разнообразных форм воспитательной работы оказывает наиболее значимое влияние на формирование личности. Формальные, неинтересные мероприятия, морализаторские беседы, с повторение изо дня в день избитых истин, несмотря на благие намерения воспитателей, дают чаще всего обратный результат» [1, с. 3].

Следует отметить, применение однообразных форм не позволяет совершенствоваться, не способствует профессиональному росту педагога. Предлагаемые однотипные способы работы являются формальными, не учитывают индивидуальные особенности обучающегося. Использованием педагогом в своей работе разнообразных форм проведения мероприятий, раскрывает его педагогический опыт, мастерство, глубокие знания, а также демонстрирует стремление к инновационным поискам в образовательной деятельности.

Для того чтобы организовать воспитательное мероприятие, необходимо владеть методикой организации мероприятия, уметь дать созданному мероприятию оригинальное название, знать существующие формы, уметь наполнить эти формы нужным содержанием.

Если говорить о методике организации внеклассного мероприятия, то оно включает в себя четыре основных этапа: 1. конструирование мероприятия; 2. подготовительный этап; 3. этап проведения мероприятия; 4. анализ (самоанализ) проведенного занятия.

Рассмотрим компоненты содержания каждого этапа.

I этап — конструирование:

  1. Определение тематики мероприятия.

При определении названия, оно должно отражать содержание внеклассного мероприятия, быть лаконичным, привлекательным по форме, вызвать интерес у студентов.

  1. Определение содержания.
  2. Определение целевой аудитории.
  3. Постановка цели.
  4. Определение дидактических, воспитательных и развивающих задач.
  5. Выбор методов и средств обучения.
  6. Определение формы мероприятия.
  7. Обоснование выбранной формы.

II этап — подготовительный:

  1. Информирование о предстоящем мероприятии (афиша, объявление, реклама, информационные бюллетени).
  2. Подготовка места проведения мероприятия.
  3. Подбор музыкального и светового оформления.
  4. Техническое обеспечение.
  5. Подготовка реквизитов.
  6. Подготовка оценочных листов.
  7. Приглашение жюри.
  8. Выбор ведущего.
  9. Подготовка призов.
  10. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).
  11. Написание сценария.
  12. Проведение репетиций.
  13. Психологическая и практическая подготовка ребят.

III этап — проведение:

  1. Организационный момент (0,5–3 мин.).
  2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени занятия).
  3. Основная часть (чуть больше 1/3 времени всего занятия).
  4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Вводная и заключительная часть мероприятия должны быть яркими и запоминающими. В целом, мероприятие должно быть четко продумано и организовано, паузы мероприятия, необходимо заполнить, например, музыкальными композициями, слайд-шоу.

IV этап — анализ (самоанализ).

После проведения мероприятия необходимо проанализировать его по следующим критериям: наличие цели, актуальность и современность темы, целесообразность использованных форм, методов, приемов и средств обучения, направленность, глубина и научность занятия, соответствие возрастным особенностям, подготовленность преподавателя и студентов к работе, организованность и четкость ее проведения.

В педагогической литературе встречается большое разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий, которые представим в табличной форме 1. Формы внеклассных мероприятий:

Формы внеклассных мероприятий

Источник

Читайте также:  Мексиприм способ применения до или после еды
Оцените статью
Разные способы