- Сборник методических рекомендаций «Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка» методическая разработка по русскому языку
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе
Сборник методических рекомендаций «Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку
В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных методов, приемов и форм организации учебной деятельности.
Целью данной разработки является создание условий на уроке для формирования лингвистической компетенции обучающихся, для повышения качества знаний учащихся по предмету и качества обучения русскому языку.
Актуальность разработки обусловлена необходимостью создания практико ориентированных условий организации учебной деятельности в рамках урока для активизации познавательной деятельности учащихся, для создания условий развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Представленные практические наработки направлены на решение задач по формированию у учителей русского языка профессионально-педагогических умений, необходимых для совершенствования педагогического мастерства в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник методических рекомендаций «Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка» | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебной деятельности на уроках математики
У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос.
Доклад на тему «Формы организации учебной деятельности на уроке»
В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной деятельности на уроке.
Методическая разработка «Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии «Дебаты» на примере урока в 10 классе
Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии «Дебаты», которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК «Английский с удовольств.
Статья «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Темой статьи является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят.
Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
Выступление на конференции.
«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр.
Методическая разработка «Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)»
Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно.
Источник
Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе
Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.
Русский язык в начальной школе является основой при изучении всех дисциплин. Чтобы определить методы и приемы обучения русскому языку в начальной школе, нами была взята за основу первая классификация по источнику получения знаний.
По источнику получения знаний определяются следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.
Слово учителя – общее название всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала (в узком смысле именно это и является словом учителя), разъяснение задания для самостоятельной работы. Используется на всех этапах обучения и больше всего при объяснении нового материала (от 5 до 15 минут). Также широко может применяться при закреплении и обобщении пройденного. Слово учителя должно быть последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского литературного языка.
Беседа в первую очередь представляет собой общение учителя и ученика. Эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний ранее усвоенных. Беседа строится на основе вопросов/ответов и проводится по определённому плану. Каждый вопрос для беседы должен быть заранее продуман учителем, правильно сформулирован, должен быть полным и точным, логическая последовательность вопросов должна вызывать ответную логику мыслительных действий учащихся.
Работа с учебником – учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Однако не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению.
Использование технических и наглядных пособий – использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий. Наглядные пособия делятся на графические, символические, изобразительные, натуральные (объёмные).
Графические – таблицы, схемы;
Изобразительные – фотографии и картины;
Чаще всего сопровождают метод «слово учителя». Это всё, что воспринимается учеником зрительно, визуально.
Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.
Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления.
М.Т.Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения: 1) овладение учащимися знаниями и умениями; 2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями[ 15 ].
Л.А.Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы:
1. Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные методы обучения;
2. Этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;
3. Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – методы контроля.
Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).
Лекция – это развёрнутое выступление учителя продолжительностью до 20 минут в 5-7 классах, и до 20-35 минут в 8-11 классах на определённую тему. Тема лекции должна носить обобщающий, универсальный характер («Почему мы говорим? Почему понимаем друг друга?» — первое занятие)[ 16 ].
Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.
Самостоятельный анализ учебного материала , когда на специально подобранном дидактическом материале или упражнениях ученики ведут наблюдения над языком, производят анализ, делают посильные выводы и обобщения. Данный метод должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с другими методами. Особенно важно добиться в конце самостоятельного анализа вывода на лингвистическую тему, потому что самостоятельно сформулированное логическое рассуждение – это свидетельство осознания сущности приобретаемых знаний[ 20 ].
Практические методы обучения делятся на две группы:
1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, тезирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему);
2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический и пунктационный разбор, списывание, различные виды диктантов).
Вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний используются учителем с целью:
а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.;
б) проверки знаний, их совершенствования;
в) повторения пройденного материала;
г) обобщения и систематизации материала и т.д.
При условии правильного и умелого использования метод вопросов является важным компонентом методики практически каждого урока, в том числе и лекции.
Присутствие формулировке задач педагог обязан верно высказывать собственные идеи, очевидно с целью обучающихся; высокомерничать проблемы в очередности, допускающей встречную логику в высказываниях детей[36].
Ещё единственный способ, какой, приобретает интереса и о коем никак не заявлено в учебниках, данное способ укрупнения нравоучительных единиц – УДЕ. Этот способ обширно применялся в ДВАДЦАТЫЙ – ТРИДЦАТЬ года. Способ формирует требование с целью осуществлении полнее формирования целого мышления и креативного воображения; актуализации и расширения лексикографического резерва; обучения познавательного заинтересованности.
Объектом изучения считается каждое лексикографическое термин, то что предоставлено в книге в рамочке. Данное термин рассматривается с различных краев урока о стиле (с воззрению фонетики, лексики, правописания, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ предоставляет вероятность неоднократно воспроизводить одни и эти ведь «манипуляции», однако с новейшим одним словом, то что содействует формированию наиболее стабильных умений и умений. Грамматические процедуры объединяются с лексико-смысловым и коннотационным разбором. Вдумываясь в лексическое роль текстов, обучающиеся проще передаются к осмыслению их грамматического значимости. Попадание в суть исследуемого, в благополучие его взаимосвязей с абсолютно всеми схожими текстами дает возможность сформировать целое понимание и созидательное фантазия. Способ УДЕ предоставляет вероятность применять в заданиях персональную, массовую и общественную службу, разграничить задачи, разрабатывать способности деятельность с словарями. Задания стиля возможно объединять с упражнениями литературы, арифметики, музыки, биологии и т.д. в связи с иссле-веемого фразы (к примеру: изучая фразы мастер, пение – с музыкой). В занятии способен проявляться искусство, показываться репродукции полотен живописцев (к примеру: к уроку с одним словом ливень возможно организовать репродукции полотен Ф.А.Васильева «Пред дождиком, В.В.Богаткина «Ливень удаляется»).
Среди способов развития умений и умений застопоримся в способе списывания. Выписывание способен являться буквальным, осознанным и осложнённым любого семейства вопросами.
Текстуальное, буквальное выписывание с верных стандартов в свойстве более результативного способа освоения квалифицированным посланием советовали многочисленные российские преподаватели (В.П Шереметевский, А.И. Томсон, Н.Бунаков и др.). Имеется у данного способа и соперники (К.Д.Ушинский, А.В.Текучёв и др.), какие соблюдают представления, то что выписывание с отделанного слова считается один с наиболее неэффективных приёмов преподавания правописания. В заключительное период, равно как продемонстрировала практическая деятельность, буквальное выписывание рассматривается равно как единственный с результативных способов деятельность в обычном звене (5-7). В данном году существуют более подходящие требование с целью освоения правописания никак не в основе автоматического запоминания и никак не в базе мышления, то что обладало б роль в молодежном году, а в основе невольной памяти, что имеется воспоминания в наличии мышления.Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика: 1) назвать (выделить) орфограмму в слове); 2) определить в какой морфеме находится орфограмма; 3) обозначить условие выбора правильного написания; 4) определить орфографическое правило:
Изложить – в корне есть орфограмма, выбор а/о в корнях лож/лаг. Нужно писать о перед ж. Корни с чередующимися гласными.
Письмо по памяти как метод формирования правописных умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктационной зоркости. Текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Текст может быть дан домой для разучивания наизусть. Дома учащиеся разбирают его с орфографической точки зрения, выделив все слова на проходимое или повторяемое правило. Это задание может быть осложнено записью текста в тетрадь с подчёркивание орфограмм, повторением соответствующих параграфов, справками по орфографическому словарю. На другой день в классе текст пишется по памяти[ 22 ].
В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценивается такое письмо очень строго. Упражнение рассчитано не только на усвоение определённого количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.
Комментированное письмо . В процессе записи текста под диктовку учителя один из учеников, не вставая с места, проговаривает слова по слогам и при встрече со словом, нуждающемся в разборе, комментирует его, объясняя его написание. Комментарии должны быть краткими. Метод развивает способность самоконтроля.
К методам контроля относятся: метод устной проверки (опрос), метод текущего контроля, метод программированного контроля (перфокарты, алгоритмы), метод графической проверки, метод контроля с помощью ТСО, метод письменной проверки (диктанты, сочинения, изложения).
Для проведения эффективного опроса (фронтального и индивидуального) нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ориентировали учеников не только на воспроизведение знаний (назови, перечисли), но и на обоснование, доказательство высказанных положений.
К методам программированного контроля относятся перфокарты и алгоритмы. Они позволяют регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь.
Тест – совокупность заданий, на которые необходимо дать краткие, однозначные ответы, выбор правильного ответа из ряда предлагаемых.
Например, проверка знаний с помощью шахматных часов проводится в конце урока, когда необходимо снять напряжение и усталость. Класс делится на команды. У часов работают по одному представителю от команды, которые нажимают кнопку часов при правильном ответе. Главный судья – учитель. Для ответов каждой команде отводится 2 – 3 минуты. Через 4 – 6 минут успевает ответить весь класс (вопросы конкретные, как писать то или иное слово). Очень захватывает такой вид работы, дети любят «поблицевать», т.е. быстро проверить себя по той или иной орфографической теме.
Приёмы обучения русскому языку
Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.
Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.
Основными методическими приёмами являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.
Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части. Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия. И тогда появились устные инструкции и указания, по особому составленные схемы и таблицы, стихотворные правила (своего рода тоже алгоритмы: Если есть за корнем а, В корне будет и всегда, Вот пример, запоминай: Ноги вытер? – Вытирай.)
Алгоритмизация производится на основе специально подготовленных материалов и заключается в логически последовательных операциях, которые приводят к правильному применению грамматических определений и правил. Сам алгоритм – это развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило не одно и то же. По существу алгоритм – это способ действия для получения определённого результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила. Использование алгоритмических предписаний – один из методов, в котором выражается репродуктивная (самовоспроизводящая) деятельность учащихся. В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина[ 20 ].
Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать каким материалом они владеют, а каким нет, какие операции являются для них элементарными, а какие сложными. Кроме того, чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. На первых уроках повторения в 4 классе можно вместе с учениками составить обобщённый алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.
2.Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
3.Выбрать правило и применить его.
4.Определить часть речи.
5.Выбрать правило и применить его.
Т.о., алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике.
Анализ и синтез учебного материала: анализ представляет собой разъединение какого-либо материала на составные части с целью его тщательного изучения, т.е. на специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, производят анализ какого-то явления. Синтез – объединение в единое целое данных, полученных в результате анализа. В зависимости от того, что является первоначальным, выделяют два способа подачи материала: индукция – начинается с анализа, дедукция – начинается с синтеза.
Например, чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции, нужно много наблюдать, научиться устанавливать смысловые и структурные связи таких предложений, т.е. уметь анализировать.
Сопоставление и сравнение. Легче усваивается, запоминается и осознаётся то, что в каком-либо отношении связывается с ранее известным, что достигается путём сравнения или сопоставления их по сходству или различию их признаков (например, при изучении фонетики сравниваются звуки и буквы).
А при самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приёмы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.
Таким образом, к методам обучения русскому языку в начальной школе относят: слово учителя, беседу, работу с учебником, использование технических и наглядных пособий, наблюдение нал языковым материалом, списывание, комментированное письмо, опрос. К приёмам относят: алгоритмизацию, анализ и синтез, сопоставление и сравнение.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник