Способы организации управления инновационной деятельности

Кто такой менеджер по инновациям

И почему эта профессия очень востребована.

Менеджер по инновациям — это человек, который помогает компаниям внедрять современные технологии. Он работает на два фронта: с одной стороны, оптимизирует процессы внутри компании, с другой — помогает сделать продукты компании более современными и классными.

Какие такие инновации

Раньше инновации были нужны только высокотехнологичным компаниям. Но сейчас инновационным стало всё на свете. Школам и университетам в прошлом году пришлось быстро перейти на дистанционный режим — это пример инновации. Банкам нужны инновационные финансовые продукты, на производстве требуются промышленные инновации, в агроиндустрии и медицине внедряют биотехнологии: менеджер по инновациям помогает, например, перейти на биотопливо с дизельного.

С точки зрения бизнеса инновации делятся на две большие группы: направленные на внутренние процессы и направленные на продукт.

Инновации во внутренних процессах — это современный документооборот, внедрение биометрии, аналитика данных клиентов.

Инновации в продукте — это всё то, чем смогут пользоваться клиенты. Например, есть банк, а у него есть приложение. Инновациями здесь будут функции автоматического считывания документов, чат-бот, распознавание клиента по лицу и так далее.

Журналист. Сотрудничала с The Village, «Т—Ж» и VC.

Чем занимается менеджер

Профессия новая, поэтому разные компании называют её по-своему. Чаще встречаются названия «руководитель инновационной деятельности», «руководитель проектов», а иногда даже «аналитик». Бывает, что компании ищут продуктового менеджера или менеджера проекта, но ждут, что они будут внедрять инновации.

В разных компаниях у менеджеров по инновациям могут быть абсолютно разные задачи. В целом эта работа делится на несколько частей:

  1. Customer Development — специалист проводит исследования и определяет, в чём нуждаются сотрудники или клиенты компании. Иногда исследования не проводят, а решение о внедрении инновации просто принимает руководство.
  2. Скаутинг — поиск на рынке проектов или стартапов, которые подходят для решения задач компании. Есть специальные скаутинговые агентства, которые на аутсорсе выполняют эти задачи для корпораций. Скаутинг занимает два-три месяца.
  3. Обоснование решения. Менеджер готовит презентацию и рассказывает, почему нужно внедрить ту или иную инновацию. Это очень важный этап, который часто недооценивают новички. Никакого проекта не будет, если менеджер не сумеет объяснить, чем ценна его идея.
  4. Запуск пилотного проекта. Чаще всего перед основным запуском эффективность проекта проверяют на каком-то маленьком участке. Если всё будет хорошо, переходят к внедрению проекта во всей компании. Менеджеры по инновациям не всегда занимаются полным внедрением, но в большинстве случаев именно они руководят пилотом.
  5. Внедрение проекта. Тут работа менеджера по инновациям похожа на работу менеджера продукта или проекта: он создаёт план проекта, ставит сроки, распределяет задачи, следит за выполнением работы.

Некоторые компании берут отдельного человека для каждого этапа, тогда формируется целая команда по инновациям. Если ресурсов в компании немного, то всем перечисленным занимается один человек.

Особенности профессии

Менеджеру по инновациям необходимо техническое образование. Если менеджер не разбирается в том, что именно он собирается внедрять, грош цена всей его работе. Но ещё важны классические менеджерские навыки.

Нужно понимать экономические процессы в компании, знать ситуацию на рынках, уметь руководить разнопрофильными специалистами.

Инновационные менеджеры часто объединяются в команды по два-три человека для ведения одного пилотного проекта, потому что одному обычно не хватает профильных знаний в каких-то важных областях. Команду подбирают так, чтобы знания менеджеров дополняли друг друга: если кому-то недостаёт понимания «начинки», ему на подмогу придёт более осведомлённый о технологиях коллега, а третий человек поддержит процесс административно или операционно. Вместе работать над проектом эффективнее и быстрее.

Читайте также:  Как быстро почистить селедку без костей за 1 минуту способ проверенный годами

Типичные задачи и требования

Менеджеру по инновациям поручают самые разные задачи: от выбора направления для инновационного развития компании до курирования самого проекта. Менеджер понимает, какие процессы происходят на разных этапах создания продукта или услуги. Условно задачи делятся по четырём направлениям:

  1. Управление. Менеджер управляет инновационными проектами, курирует процессы. Он также развивает инновационную культуру внутри компании и формирует репутацию инновационной компании на рынке.
  2. Коммуникация. Нужно выстраивать отношения внутри компании, а также отношения со структурами извне: венчурными фондами, институтами, технопарками, акселераторами, университетами, стартапами.
  3. Аналитика. Менеджер занимается подготовкой прогнозов, планов, стратегий и программ, проверкой гипотез, оценивает экономическую эффективность, проводит форсайт-сессии, составляет дорожные карты, учитывает опыт инновационных компаний мира, ищет инновационные решения.
  4. Организация технологических процессов. Разработка технологий, проектирование, ведение проектов по выпуску новой продукции, модернизации производства.

Какими навыками нужно владеть

Неполный список навыков и знаний выглядит так.

  • уметь проводить научные исследования;
  • знать, что такое финансовый менеджмент;
  • владеть гибкими методиками управления;
  • уметь проводить презентации;
  • уметь руководить людьми;
  • знать деловой английский;
  • иметь гибкий ум;
  • уметь адаптироваться;
  • уметь работать в условиях неопределённости, быть толерантным к риску и уметь терпеть неудачи и поражения.

Где нужны специалисты

Специалистов по инновациям ищут самые разные компании, не только технологические: от IT до девелопмента. Чаще такие менеджеры нужны в сфере B2C: банкинге, ретейле, телекоме. Эти отрасли сильно зависят от потребительского поведения, а инновации помогают им удерживаться на рынке и увеличивать прибыль.

Менеджеры по инновациям есть, например, в РЖД, Сбере, X5 Retail Group, SPLAT, Danone, «Северстали».

Зарплата и развитие карьеры

В крупных корпорациях менеджер по инновациям начинает с работы проектного менеджера. Он руководит внедрением пилотных проектов. Перед менеджером стоят задачи по достижению KPI, количеству запусков и успешно реализованных проектов, экономической эффективности пилотов.

Менеджера по инновациям в стартапе лучше описать как менеджера по развитию продукта. Даже на направлениях по инновационному менеджменту в университетах набор дисциплин часто такой же, как на программах по управлению продуктом. В этом случае менеджер отвечает за разработку и доработку продукта.

Внутри инновационного менеджмента тоже можно выбрать свой путь. Например, специализироваться на отдельной функции: проектном менеджменте, аналитике, маркетинге или коммуникациях с каким-то подразделением.

В марте 2021 на HeadHunter соискателям предлагают зарплату от 75 до 255 тысяч рублей.

С чего начать

Есть три классических варианта начала карьеры менеджера по инновациям.

Первый путь: есть профессионал с базовым техническим или естественно-научным образованием — например, инженер, айтишник, экономист или физик. Он становится менеджером по инновациям и прокачивается в маркетинге, продажах, коммуникациях, получает дополнительное менеджерское образование (или сначала прокачивается, а потом становится). Это классический путь.

Второй путь: менеджеры, у которых нет специальных знаний о предмете, занимаясь маркетингом или рекламой продукта, осваивают технологии производства и начинают заниматься инновациями.

Третий путь: человек сразу получает образование менеджера по инновациям и начинает работать по специальности. Так быстрее, но специальные программы только-только начали появляться в российских вузах.

Где этому научиться

Базовое высшее образование менеджера по инновациям может быть любым. Ценится техническое — МФТИ, МГТУ имени Баумана. Менеджеру по инновациям не помешает дополнительное образование: магистратура по инновационному менеджменту или второе высшее по специальности управление. Например, в Государственном университете управления есть программа магистратуры «Управление инновационным развитием бизнеса».

Читайте также:  Какими способами осуществляется перенос теплоты

Источник

Что такое инновационный менеджмент и как его использовать

Внедрение чего-то нового в бизнес-процессы считается деятельностью с высоким риском: инновация может повысить доход, а может привести к убыткам. Поэтому для повышения эффективности процессов стоит использовать так называемый инновационный
менеджмент — набор правил, техник и методов, которые помогают привнести в компанию что-то уникальное.

Что такое инновационный менеджмент

Трактовки терминов «инновационный менеджмент», «управление инновациями» разнятся:

  • В учебнике для вузов А.В.Молчанова и А.П.Суриной «Инновационный менеджмент» (изд. Научно-издательский центр ИНФРА-М) так называют конечный результат творческих усилий по внедрению чего-то нового.
  • Специалист по менеджменту и организационному консультированию Том Питерс в книге «15 принципов инновационного менеджмента» (изд. Эксмо) трактует термин иначе. По его мнению, это управленческие решения, которые приводят к внедрению в бизнес-процессы чего-то принципиально нового для рынка.
  • Некоторые эксперты называют инновационный менеджмент наукой о том, как инновационную идею превратить в продукт, готовый для потребления конечным пользователем.

В практическом смысле инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.

Виды инноваций

Возможные изменение в компании, которые стоит трактовать как инновации, перечислил экономист Йозеф Шумпетер:

  • Внедрение в продукт нового свойства либо вывод на рынок абсолютного продукта с уникальными новыми свойствами. Допустим, появление в смартфонах гибких экранов или функции проектора.
  • Появление нового метода производства. Например, использование техники, которая выпускает больше продукции за единицу времени, или сокращает количество этапов производства.
  • Использование нового вида сырья в технологических процессах.
  • Открытие нового рынка для продукта, который раньше использовался в других отраслях. Например, изначально беспроводные гарнитуры производились для военных нужд. Появление на гражданском рынке таких наушников — инновация.
  • Появление новой организационной структуры. Допустим, инновацией стали бирюзовые стили управления, основанные на принципах самоорганизации.

Другую классификацию предлагает к.э.н Александр Шеметев. Он делит все инновации на три типа:

Улучшение существующих процессов в компании. Например, покупка новых моделей станков на производство.

Внедрение нового в компании. Допустим, организация занималась тиражированием DVD, а сейчас переформатировалась в облачный сервис, похожий на YouTube.

Создание новой идеи или технологический прорыв. Например, в свое время такой инновацией стало появление нанотехнологий.

Как внедрять инновации в бизнес

Причиной провала инноваций в компании могут послужить: длительность разработки, недостаточная степень координации действий, неготовность к риску, непонимание нужд конечного клиента, плохой отбор идей или неправильная их оценка, а также нехватка идей. Внедряя в свою компанию инновационный менеджмент, проанализируйте процессы и избегайте перечисленных факторов.

Создайте площадку для экспериментов. Марк Розин, президент «Экопси консалтинг», рекомендует не внедрять инновации сразу в действующие процессы. Он предлагает выделить ресурсы для экспериментов, создать условную тестовую площадку, на которой можно проверять гипотезы и делать выводы об инновациях безопасно для основного бизнеса. Организовать условный бизнес-инкубатор.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Наймите творческих людей. Заниматься инновациями не смогут люди, которые привыкли работать с четкой организационной структурой и не хотят пробовать новое. Не стоит «ломать» таких специалистов — вместо этого сосредоточьтесь на поиске креативных менеджеров и работников, готовых экспериментировать. Будьте готовы к сложностям — они используют творческие способности, обладают сложным характером, ими трудно управлять и они не принимают традиционную иерархическую структуру. Но для экспериментов с инновациями это и не нужно.

Обозначьте границы экспериментов. Андрей Байков, директор онлайн-платформ корпорации Mars, предлагает заранее определиться, какие ресурсы вы готовы выделить на проверку инновационных гипотез, потому что порядка 70% инноваций не приносят ожидаемой прибыли.

Читайте также:  Боботик для новорожденных способ приема

Относитесь к инновациям как к веерным инвестициям — решите, сколько денег и времени вы готовы потратить, а затем смотрите на результаты и принимайте решение, продолжать тест или фиксировать убытки и закрывать направление.

Используйте идею из другого бизнеса. Эксперт по инновациям Пол Слоан, автор книги «Лидер-новатор», предлагает для начала взять чужую идею и попробовать внедрить ее в свою компанию. Например, так когда-то сделал Генри Форд — взял за основу производственную линию на мясокомбинате и внедрил ее в автомобильную промышленность. Тем самым значительно сократив время сборки и затраты на производство.

Спросите клиентов. Уточните у потребителей, чем бы они хотели дополнить ваш продукт или что их раздражает. Соберите повторяющиеся ответы и внедрите это как инновацию.

Еще можно не спрашивать клиентов, а наблюдать, как они пользуются вашим продуктом — это называют UI/UX-тестированием. Посмотрите, что они делают иначе, не так, как вы задумали? Например, в Heinz заметили, что люди хранят свои банки для соуса вверх дном, поэтому разработали перевернутую бутылку.

Примите неопределенность. Бизнес-эксперт Даниэль Керер рекомендует новаторам не забывать, что они работают с неопределенностью. В случае с внедрением чего-то кардинального нового невозможно с максимальной точностью спрогнозировать результат. Соответственно, любую инновационную деятельность нужно рассматривать как возможность проверить гипотезу.

Из-за неопределенности в инновационном менеджменте стоит избегать и полноценных технических заданий. Зачастую разработка таких ТЗ — это лишь способ потратить деньги и время — при создании и внедрении инновационного проекта всегда появляются новые факторы, которые требуют быстрых и гибких решений.

Попробуйте использовать гибкие методологии управления — например, Agile. В них вы сначала делаете так называемый минимально жизнеспособный продукт, который запускаете на рынок, затем собираете отзывы от первых покупателей и постепенно его дорабатываете.

Еще одна особенность гибких методологий — организационные процессы. В них нет дорожной карты, по которой нужно двигаться, но существует условная корзина, из которой команда еженедельно берет себе задачи. Цена ошибки снижается: если в случае с традиционным ТЗ вы поймете, что делаете что-то не то, придется переписывать весь план, то в Agile вам придется выбросить разве что результаты работы нескольких недель.

Коротко: инновационный менеджмент и методы по внедрению в компании

  • Инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.
  • Задачи инновационного менеджмента — улучшить производство, внедрить современные эффективные методы, найти новые рынки или создать уникальный востребованный продукт.
  • Все инновации можно разделить на пять видов: новый продукт, метод производства, новое сырье, выход на другой рынок и появление новой оргструктуры.
  • Мешают внедрять инновации в основном длительность процессов разработки проекта и недостаточная степень координации действий.
  • Эксперты советуют не внедрять инновации сразу, а создавать для них условный инкубатор, компанию внутри компании.
  • Чтобы использовать инновационный менеджмент, нужно нанимать творческих людей, которые не могут работать в традиционной иерархии и структуре.
  • Заранее определитесь с границами экспериментов — сколько денег и времени вы готовы тратить на тестирование гипотез. По истечении срока анализируйте результат, а затем или продолжайте развивать идею, или фиксируйте убытки и закрывайте направление.
  • Пробуйте гибкие методологии. Для внедрения инноваций не нужно составлять техническое задание или дорожную карту. Вместо этого составьте большой список обособленных задач, результат выполнения которых пригодится, даже если проект изменится.

Больше об инновационном менеджменте можно узнать на нашем курсе. Посмотреть программу и зарегистрироваться → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Источник

Оцените статью
Разные способы